Особенности психодиагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности психодиагностики



  в возрасте ранней юности

 

При диагностике учащихся раннего юношеского возрас­та необходим особый подход, учитывающий их практически взрослые черты.

По уровню своего интеллектуального развития они не на­много уступают взрослым людям, поэтому, изучая их познава­тельные процессы, вполне уже можно применять тесты, пред­назначенные для взрослых людей, с ограничениями, которые касаются в основном только специальных, научных терминов и понятий. Тестовые задания должны быть такими, чтобы не­посредственно привлекать к себе внимание и вызывать инте­рес. Вряд ли юноша станет с большим желанием и усердием работать над тестом, который для него мало интересен, даже если участие в тестировании мотивировано далеко идущими жизненными интересами, например выбором профессии.

Подчеркнутое стремление к независимости требует предо­ставления им большей самостоятельности в тестировании, чем это можно позволить детям подросткового возраста. Вполне допустимо, например, дать возможность несколько отойти от точной формулировки инструкции, сопровождаю­щей тестирование, и что-то сделать по-своему, не в ущерб це­лям и результатам тестирования, например, каким-либо ори­гинальным способом, отличным от нормативного, решить предложенную задачу. Вообще, нетривиальность мышления в этом возрасте служит одним из важнейших признаков интел­лектуальной развитости даже в том случае, если юноши не до конца справляются с заданием. Многие тесты, предназначен­ные для определения уровня интеллектуального развития, имеют стандартизированные решения задач, но в то же время допускают и отклонения от них. По отношению к юношам можно значительно ослабить требование поиска стандартно­го решения, учитывая их стремление к оригинальности и са­мостоятельности.

В методиках, предназначенных для психодиагностики юношей, можно включать формулировки социальных норм, некоторые специальные научные понятия. Однако в боль­шинстве случаев эти нормы должны формулироваться конк­ретно, с использованием не столько научных, сколько жи­тейских понятий, иначе они могут оказаться недоступными многим, особенно тем, которые еще находятся в пределах переходного возраста.

Ранняя юность — это период осознания и принятия чело­веком ответственности за свою судьбу и судьбу близких для него людей. Это начало подлинно взрослой сложной как внутренней, так и внешней адаптации к жизни, включая при­нятие многих условностей социальных норм, ролей и форм поведения, не всегда соответствующих актуальным внутрен­ним установкам человека в данный момент времени и в дан­ной ситуации. Однако существуют некоторые исключения, касающиеся содержания применяемых методик, т. к. многие проблемы, актуальные для взрослых людей, могут быть еще неведомы для юности. Поэтому, подбирая нужный комплекс методик, предназначенных для разносторонней психодиаг­ностики в раннем юношеском возрасте, необходимо ориен­тироваться на то, что важно и актуально именно для юности. Оценивая психодиагностические и индивидуальные дан­ные юношей и девушек, целесообразно сравнивать их не с нормами, разработанными для взрослых людей, а с норма­ми, характерными для молодых людей того же самого возра­ста, что и сами тестируемые.

Тестирование в этом возрасте рекомендуется проводить в привычных для юношей и девушек условиях. Такими усло­виями, в частности, является занятие на уроках, в производ­ственных мастерских, а также во внеурочное время. Практи­ческое знакомство с методиками психодиагностики органи­чески входит в программу курса «Профессиональное досамоопределение» и содержание занятий по психологии, поэтому процедура тестирования хорошо вписывается в них.

Психодиагностика — теория и практика постановки пси­хологического диагноза, т. е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Из этого определения следует, что психодиагно­стика является средством информационного обеспечения профконсультирования. Объектами психодиагностики вы­ступают знания, умения, общие и специальные способно­сти, особенности психических процессов, состояния, на­правленность, мотивы, интересы, черты личности и др.

Психодиагностические методы в основном те же, что и исследовательские. Отличия в целях обусловливают их со­став и область применения. Исследовательские методы на­правлены на получение нового научного знания, психодиаг­ностические — на сбор информации об объекте консульти­рования. Эта информация имеет субъективную новизну. И конечно, психодиагностический инструментарий опре­деляется проблемами, которые находятся в компетенции профконсультирования. Главное в психодиагностике — пе­ренесение акцента с акта выбора профессии на правильную оценку индивидуально-психологических особенностей учащихся и определение своего отношения к миру профес­сий в целом, а также на нахождение личностного смысла в профессиональном будущем.

Психодиагностику применяют (используют) для реше­ния следующих задач:

•  определения профессиональной направленности учащих­ся: мотивов, интересов, ценностных ориентации, отноше­ний и установок;

•  принятия решения о смене получаемой учебной профес­сии или коррекции профессионального самоопределения;

•   осуществления оценки и контроля уровня развития про­фессионально значимых свойств и качеств учащихся;

• выбора действенных психолого-педагогических технологий развития способностей, востребованных в будущей профес­сии;

•  стимулирования учащихся в самопознании и самосовер­шенствования в плане подготовки к своему профессиональ­ному труду в будущем.

 

Широкий класс методик в психодиагностике, как прави­ло, называют методом. Если частная методика привязана к решению узкого класса практических задач и направлена на диагностику определенных свойств, то метод определяется общим родством технологических приемов и процедур в проведении всех методик данного типа (см.: [71. С. 170]).

При диагностике параметров компонентов профессио­нального самоопределения используют наблюдение, разно­образные анкеты, беседы, тесты, сочинения на тему о выборе профессии и т. п.

4.3. Методики определения

  компонентов профессионального

  самоопределения учащихся

Методика 1. Мотивы выбора профессии

 

Субъект выбора профессии характеризуется наличием индивидуальной иерархии мотивационных факторов про­фессионального выбора. Н.С. Пряжниковым выделены сле­дующие мотивационные факторы выбора профессии:

 

I. Факторы общего порядка:

1.Собственное желание:

осознанное, хорошо продуманное желание;

• интуитивное предчувствие успеха.

2. Одобрение близких людей:

отца;

матери;

любимого человека;

друга (подруги) и др.

3. Собственные способности и возможности для реализа­ции варианта.

4. Желание проявить те или иные качества:

физическую силу;

внешнюю привлекательность;

коммуникативные умения;

интеллектуальные способности;

волевые качества;

нравственные качества;

эстетическую чувствительность и др.

5. Информированность, знание о том или ином варианте профессионального выбора.

6. Престиж профессии.

7. Близость месторасположения и др.

 

II. Характеристики возможного места учебы:

1. Легкость поступления.

2. Легкость обучения.

3. Большая стипендия, социальные льготы.

4. Хороший социально-психологический климат.

5. Гарантированные хорошие места трудоустройства.

6. Отличная культурная, спортивная жизнь.

7. Качественный преподавательский состав.

8. Отличная материальная база (аудитории, лаборатории, учебно-методический фонд и др.).

III. Характеристики возможного места работы:

1. Легкость трудоустройства.

2. Возможность дополнительного обучения или професси­ональной переподготовки за счет организации.

3. Льготы (бесплатный проезд, медицинское обслуживание и пр.).

4. Высокая официальная заработная плата.

5. Возможность дополнительного заработка (чаевые, воз­можность использовать в личных целях техническое обо­рудование, транспорт организации и др.).

6. Перспективы профессионального роста.

7. Возможность работать по совместительству в других местах.

8. Относительно свободный режим посещения.

IV. Характеристики выбираемой профессии:

1. Предмет труда:

природа (животные, растения, организм человека);

материалы и заготовки;

дети;

взрослые люди;

техника;

транспорт;

• знаковые системы;

художественный образ.

2. Цели труда:

контроль, оценка, диагноз;

преобразование;

творчество;

транспортирование;

обслуживание;

•  развитие и сохранение.

3. Средства труда:

рунные и простые приспособления;

механические;

автоматические;

функциональные (зрение, слух, голос, физическая сила и др.).

теоретические (знания, способы мышления).

4. Условия труда:

бытовой микроклимат (кабинет);

большие помещения с людьми (аудитории, торговые, кон­цертные залы и др.);

производственный цех;

необычные производственные условия (особая стериль­ность, режим влажности, температуры и др.).

экстремальные (риск для жизни и здоровья);

работа на открытом воздухе.

5. Характер подвижности в труде:

преимущественно сидя;

преимущественно стоя;

длительная ходьба;

вынужденные статичные позы;

• множество разнообразных движений;

•   высокая избирательная подвижность (только рук, толь­ко головы, только ног и т. д.).

6. Характер общения:

минимальное общение (индивидуальный самостоятельный труд);

работа с клиентами и посетителями;

обычный коллектив;

работа с аудиториями;

• особая дисциплина и субординация;

вынужденно ограниченные контакты.

7. Характер ответственности в труде:

материальная;

• моральная;

за жизнь и здоровье людей;

невыраженная (обычная) ответственность.

8. Минимально необходимое профессиональное образова­ние:

без специального профессионального образования;

краткосрочные курсы (от нескольких недель до несколь­ких месяцев);

начальное профессиональное образование;

среднее профессиональное образование;

• высшее профессиональное образование;

ученая степень;

дополнительное профессиональное образование на базе уже имеющегося.

Поскольку ситуация выбора профессии характеризуется многомерностью, для правильного (адекватного реальной си­туации) выбора профессии оптанту необходимо осуществить огромную внутреннюю работу. Прежде всего ему нужно про­анализировать свои внутренние ресурсы (интересы, спо­собности, особенности характера, ценностные ориентации и т. д.), требования избираемой профессии, осознать потенци­альные несоответствия и оценить возможность их коррекции.

Порядок работы

 

Обучаемым предлагается выполнить следующие зада­ния:

1. Определить наиболее важные факторы выбора профес­сии (не более 20) и занести их во вторую графу бланка отве­тов.

2. В составленном перечне мотивационных факторов вы­бора профессии необходимо подчеркнуть 5—7 наиболее зна­чимых и напротив них проставить в первой графе коэффи­циент значимости «х2».

3. Определить альтернативные варианты выбора профес­сии (от 2 до 7), занести их в бланк ответов в соответствующие графы.

4. Оценить степень соответствия мотивационных факто­ров вариантам выбора профессии по следующей шкале:

 

0 баллов - фактор совершенно не соотносится с данным вариантом;

1 балл -  фактор слабо соотносится с вариантом;

2 балла - фактор имеет некоторое отношение к данному варианту;

3 балла - фактор хорошо соотносится с вариантом;

4 балла - фактор очень хорошо соотносится с вариантом выбора

           про­фессии.

 

Оценку проставить в соответствующие альтернативным вариантам выбора графы.

5. Количество баллов подчеркнутых мотивационных факторов удваивается (коэффициент «х2») и записывается рядом в скобках.

6. Количество баллов по каждому варианту (в графе блан­ка ответов) суммируется (включая удвоенные и неудвоенные значения) и заносится в строку «ИТОГО».

 

Бланк ответов

Коэф­фициент значи­мости

Мотивационные



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.139.105 (0.035 с.)