Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности психодиагностики⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
в возрасте ранней юности
При диагностике учащихся раннего юношеского возраста необходим особый подход, учитывающий их практически взрослые черты. По уровню своего интеллектуального развития они не намного уступают взрослым людям, поэтому, изучая их познавательные процессы, вполне уже можно применять тесты, предназначенные для взрослых людей, с ограничениями, которые касаются в основном только специальных, научных терминов и понятий. Тестовые задания должны быть такими, чтобы непосредственно привлекать к себе внимание и вызывать интерес. Вряд ли юноша станет с большим желанием и усердием работать над тестом, который для него мало интересен, даже если участие в тестировании мотивировано далеко идущими жизненными интересами, например выбором профессии. Подчеркнутое стремление к независимости требует предоставления им большей самостоятельности в тестировании, чем это можно позволить детям подросткового возраста. Вполне допустимо, например, дать возможность несколько отойти от точной формулировки инструкции, сопровождающей тестирование, и что-то сделать по-своему, не в ущерб целям и результатам тестирования, например, каким-либо оригинальным способом, отличным от нормативного, решить предложенную задачу. Вообще, нетривиальность мышления в этом возрасте служит одним из важнейших признаков интеллектуальной развитости даже в том случае, если юноши не до конца справляются с заданием. Многие тесты, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития, имеют стандартизированные решения задач, но в то же время допускают и отклонения от них. По отношению к юношам можно значительно ослабить требование поиска стандартного решения, учитывая их стремление к оригинальности и самостоятельности. В методиках, предназначенных для психодиагностики юношей, можно включать формулировки социальных норм, некоторые специальные научные понятия. Однако в большинстве случаев эти нормы должны формулироваться конкретно, с использованием не столько научных, сколько житейских понятий, иначе они могут оказаться недоступными многим, особенно тем, которые еще находятся в пределах переходного возраста. Ранняя юность — это период осознания и принятия человеком ответственности за свою судьбу и судьбу близких для него людей. Это начало подлинно взрослой сложной как внутренней, так и внешней адаптации к жизни, включая принятие многих условностей социальных норм, ролей и форм поведения, не всегда соответствующих актуальным внутренним установкам человека в данный момент времени и в данной ситуации. Однако существуют некоторые исключения, касающиеся содержания применяемых методик, т. к. многие проблемы, актуальные для взрослых людей, могут быть еще неведомы для юности. Поэтому, подбирая нужный комплекс методик, предназначенных для разносторонней психодиагностики в раннем юношеском возрасте, необходимо ориентироваться на то, что важно и актуально именно для юности. Оценивая психодиагностические и индивидуальные данные юношей и девушек, целесообразно сравнивать их не с нормами, разработанными для взрослых людей, а с нормами, характерными для молодых людей того же самого возраста, что и сами тестируемые.
Тестирование в этом возрасте рекомендуется проводить в привычных для юношей и девушек условиях. Такими условиями, в частности, является занятие на уроках, в производственных мастерских, а также во внеурочное время. Практическое знакомство с методиками психодиагностики органически входит в программу курса «Профессиональное досамоопределение» и содержание занятий по психологии, поэтому процедура тестирования хорошо вписывается в них. Психодиагностика — теория и практика постановки психологического диагноза, т. е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Из этого определения следует, что психодиагностика является средством информационного обеспечения профконсультирования. Объектами психодиагностики выступают знания, умения, общие и специальные способности, особенности психических процессов, состояния, направленность, мотивы, интересы, черты личности и др. Психодиагностические методы в основном те же, что и исследовательские. Отличия в целях обусловливают их состав и область применения. Исследовательские методы направлены на получение нового научного знания, психодиагностические — на сбор информации об объекте консультирования. Эта информация имеет субъективную новизну. И конечно, психодиагностический инструментарий определяется проблемами, которые находятся в компетенции профконсультирования. Главное в психодиагностике — перенесение акцента с акта выбора профессии на правильную оценку индивидуально-психологических особенностей учащихся и определение своего отношения к миру профессий в целом, а также на нахождение личностного смысла в профессиональном будущем.
Психодиагностику применяют (используют) для решения следующих задач: • определения профессиональной направленности учащихся: мотивов, интересов, ценностных ориентации, отношений и установок; • принятия решения о смене получаемой учебной профессии или коррекции профессионального самоопределения; • осуществления оценки и контроля уровня развития профессионально значимых свойств и качеств учащихся; • выбора действенных психолого-педагогических технологий развития способностей, востребованных в будущей профессии; • стимулирования учащихся в самопознании и самосовершенствования в плане подготовки к своему профессиональному труду в будущем.
Широкий класс методик в психодиагностике, как правило, называют методом. Если частная методика привязана к решению узкого класса практических задач и направлена на диагностику определенных свойств, то метод определяется общим родством технологических приемов и процедур в проведении всех методик данного типа (см.: [71. С. 170]). При диагностике параметров компонентов профессионального самоопределения используют наблюдение, разнообразные анкеты, беседы, тесты, сочинения на тему о выборе профессии и т. п. 4.3. Методики определения компонентов профессионального самоопределения учащихся Методика 1. Мотивы выбора профессии
Субъект выбора профессии характеризуется наличием индивидуальной иерархии мотивационных факторов профессионального выбора. Н.С. Пряжниковым выделены следующие мотивационные факторы выбора профессии:
I. Факторы общего порядка: 1.Собственное желание: • осознанное, хорошо продуманное желание; • интуитивное предчувствие успеха. 2. Одобрение близких людей: • отца; • матери; • любимого человека; • друга (подруги) и др. 3. Собственные способности и возможности для реализации варианта. 4. Желание проявить те или иные качества: • физическую силу; • внешнюю привлекательность; • коммуникативные умения; • интеллектуальные способности; • волевые качества; • нравственные качества; • эстетическую чувствительность и др. 5. Информированность, знание о том или ином варианте профессионального выбора. 6. Престиж профессии. 7. Близость месторасположения и др.
II. Характеристики возможного места учебы: 1. Легкость поступления. 2. Легкость обучения. 3. Большая стипендия, социальные льготы. 4. Хороший социально-психологический климат. 5. Гарантированные хорошие места трудоустройства. 6. Отличная культурная, спортивная жизнь. 7. Качественный преподавательский состав. 8. Отличная материальная база (аудитории, лаборатории, учебно-методический фонд и др.).
III. Характеристики возможного места работы: 1. Легкость трудоустройства. 2. Возможность дополнительного обучения или профессиональной переподготовки за счет организации. 3. Льготы (бесплатный проезд, медицинское обслуживание и пр.). 4. Высокая официальная заработная плата. 5. Возможность дополнительного заработка (чаевые, возможность использовать в личных целях техническое оборудование, транспорт организации и др.). 6. Перспективы профессионального роста. 7. Возможность работать по совместительству в других местах. 8. Относительно свободный режим посещения. IV. Характеристики выбираемой профессии: 1. Предмет труда: • природа (животные, растения, организм человека); • материалы и заготовки; • дети; • взрослые люди; • техника; • транспорт; • знаковые системы; • художественный образ. 2. Цели труда: • контроль, оценка, диагноз; • преобразование; • творчество; • транспортирование; • обслуживание; • развитие и сохранение. 3. Средства труда: • рунные и простые приспособления; • механические; • автоматические; • функциональные (зрение, слух, голос, физическая сила и др.). • теоретические (знания, способы мышления). 4. Условия труда: • бытовой микроклимат (кабинет); • большие помещения с людьми (аудитории, торговые, концертные залы и др.); • производственный цех; • необычные производственные условия (особая стерильность, режим влажности, температуры и др.). • экстремальные (риск для жизни и здоровья); • работа на открытом воздухе. 5. Характер подвижности в труде: • преимущественно сидя; • преимущественно стоя; • длительная ходьба; • вынужденные статичные позы; • множество разнообразных движений; • высокая избирательная подвижность (только рук, только головы, только ног и т. д.). 6. Характер общения: • минимальное общение (индивидуальный самостоятельный труд); • работа с клиентами и посетителями; • обычный коллектив; • работа с аудиториями; • особая дисциплина и субординация; • вынужденно ограниченные контакты. 7. Характер ответственности в труде: • материальная; • моральная; • за жизнь и здоровье людей; • невыраженная (обычная) ответственность. 8. Минимально необходимое профессиональное образование: • без специального профессионального образования; • краткосрочные курсы (от нескольких недель до нескольких месяцев);
• начальное профессиональное образование; • среднее профессиональное образование; • высшее профессиональное образование; • ученая степень; • дополнительное профессиональное образование на базе уже имеющегося. Поскольку ситуация выбора профессии характеризуется многомерностью, для правильного (адекватного реальной ситуации) выбора профессии оптанту необходимо осуществить огромную внутреннюю работу. Прежде всего ему нужно проанализировать свои внутренние ресурсы (интересы, способности, особенности характера, ценностные ориентации и т. д.), требования избираемой профессии, осознать потенциальные несоответствия и оценить возможность их коррекции. Порядок работы
Обучаемым предлагается выполнить следующие задания: 1. Определить наиболее важные факторы выбора профессии (не более 20) и занести их во вторую графу бланка ответов. 2. В составленном перечне мотивационных факторов выбора профессии необходимо подчеркнуть 5—7 наиболее значимых и напротив них проставить в первой графе коэффициент значимости «х2». 3. Определить альтернативные варианты выбора профессии (от 2 до 7), занести их в бланк ответов в соответствующие графы. 4. Оценить степень соответствия мотивационных факторов вариантам выбора профессии по следующей шкале:
0 баллов - фактор совершенно не соотносится с данным вариантом; 1 балл - фактор слабо соотносится с вариантом; 2 балла - фактор имеет некоторое отношение к данному варианту; 3 балла - фактор хорошо соотносится с вариантом; 4 балла - фактор очень хорошо соотносится с вариантом выбора профессии.
Оценку проставить в соответствующие альтернативным вариантам выбора графы. 5. Количество баллов подчеркнутых мотивационных факторов удваивается (коэффициент «х2») и записывается рядом в скобках. 6. Количество баллов по каждому варианту (в графе бланка ответов) суммируется (включая удвоенные и неудвоенные значения) и заносится в строку «ИТОГО».
Бланк ответов
Мотивационные
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.139.105 (0.035 с.) |