Ценностно-ориентированные потребности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценностно-ориентированные потребности



Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.

По этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.

Рассмотрим разумные и неразумные потребности.

Разумные потребности - это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей:

1. Чувство меры в удовлетворении потребностей, не доводящее до деградации личности.

2. Гармоническое сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей.

3. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации.

4. Управляемость потребностями. Разумными можно назвать те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком.

Формирование и удовлетворение разумных потребностей - благородная и почетная задача системы государственного управления, образования и воспитания, всего уклада общественной жизни.

Неразумные потребности - такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, а в случае их омассовления приводят к деградации человеческого общества и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от курения до наркотиков.

Извращенными (вредоносными) мы называем те из неразумных потребностей, которые в случае их удовлетворения приводят не только к разрушению и циничному попранию моральных и правовых норм человеческого общежития, но и в своих крайних проявлениях способствуют деградации человеческой природы и тупиковому состоянию развития рода «человек».

Это чрезмерная потребность в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции. Эти пороки современного общества существуют не столько от недостатка материальных благ, сколько от пресыщения материальными благами и бездуховности человека, отсутствие у людей идеалов, за которые надо бороться.

Рассмотрим наиболее опасный «треугольник» всех человеческих пороков: гомосексуализм, наркомания и СПИД. В чем смысл этого треугольника? СПИД во всем мире справедливо считается чумой XX века. По общему признанию специалистов от медицины наиболее распространенным источником заболевания СПИДом является гомосексуализм и наркомания. Именно они являются наиболее опасными разносчиками вируса СПИДа в результате сексуальных контактов и кровосмешения.

Первым шагом на пути радикального избавления от заболеваний наркоманией и СПИДом является признание этих заболеваний социальными болезнями и перенос акцента в поисках средств их устранения из биологической в социальную сферу, а также во внутренний духовно-психологический мир человека.

Действенность этих мер может дать положительный эффект лишь на начальной стадии заболевания. Одной из таких мер является сублимация - замещение извращенных потребностей разумными или менее извращенными потребностями. Термин «сублимация» был введен 3. Фрейдом для нейтрализации чрезмерного давления сексуальных потребностей и вызванных этим давлением психических заболеваний. Для этого надо формировать волю - способность противостоять соблазнительным потребностям, надо управлять своими потребностями.

Наконец, последняя из групп ценностно-ориентированных потребностей - истинные и ложные потребности.

Хотя определение названной группы потребностей трудно отнести к абсолютно верным, оно, тем не менее, играют определенную роль в ориентации индивида в сложных хитросплетениях вкусов, потребностей, настроений. В практической жизни нет устойчивой субординации в иерархии потребностей. В зависимости от условий и жизненных обстоятельств на первое место выходит то биологическая, то материальная, то духовная потребность.

 

Трансформация потребностей

Понимание приведенной выше классификации потребностей будет малоэффективным, если мы будет трактовать каждую потребность в изоляции от других потребностей или исследовать субординацию потребностей в зависимости от однозначного определения оной какой-либо ведущей потребности. Ни одна человеческая потребность не существует в чистом виде, все они взаимосвязаны и переплетены таким образом, что представляют собой сложную мозаику, множеством нитей связанную с возможностями их реализации в практической деятельности. Потребность как таковая представляет собой лишь фрагмент внутреннего душевного мира человека и для своей реализации предполагает сложную процедуру: мотивацию выбора предмета потребности, осознание через интересы и цель деятельности. На этом пути потребность претерпевает серьезную трансформацию, превращаясь нередко в свою противоположность.

Как побудитель человеческой деятельности потребность только тогда побуждает человека на великие свершения, когда она озарена смыслом жизни, служит этой великой цели, которую личность стремится достичь. Потребности человека условны, подвижны, они носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей состоит в том, что каждая из них содержит в себе и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий своей реализации, возраста, окружающей среды, скажем, биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной потребностью, т. е. она трансформируется. В этом параллелограмме потребностей главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т. е. та, которая лучше мотивирована.

Обратимся к примеру из профессиональной деятельности по конструированию одежды. Мы уже выяснили, что потребность в одежде является материальной потребностью. Но является эта потребность единственной или главенствующей, определяющей деятельность модельера конструктора одежды? Однозначно - нет. Ведь материальная потребность в одежде фиксирует одно ее качество: оберегать человека от холода, сохранять тепло. Но для того, чтобы понравиться окружающим, чтобы победить на конкурсе мод материальная потребность нивелируется, она превращается в социальную и духовную потребность. А для того, чтобы возбуждать сексуальные потребности мужчины она должна умело подчеркивать женственные места. Ведь недаром говорят: модельеры, швейники - слуги моды, главная потребность которую они должны возбуждать в людях - потребность красоты, духовная, эстетическая потребность.

В трансформации потребностей большая роль принадлежит эмоциям. «Функция эмоций, - пишет П. Ершов, - трансформация потребностей в конкретные цели для нахождения возможности практического их удовлетворения». Эмоция всегда зависит от потребности и даже непроизвольно выдает ту или иную потребность. Эмоция не только подчиняется потребности, но и направляет процесс их конкретизации и трансформации. Эмоция обнаруживает потребность. Это - крылья потребности, вдохновляющие человека на удовлетворение потребности.

 

Управление потребностями

Каждый человек, изучающий потребности и их роль в жизни человека, должен быть готов к ответу на вопрос: человек управляет потребностями или потребности управляют человеком?

Проблема регулирования потребностей возникает перед каждым человеком в его повседневной практике. Она особенно остра у тех людей, кто обладает богатством потребностей и наличием возможностей их удовлетворения.

Есть потребности долговременные с прогнозируемыми возможностями их удовлетворения, есть потребности, возникающие в экстремальных условиях, застающие индивида врасплох, есть потребности, требующие для своего удовлетворения определенных биологических ресурсов и мобилизации волевых качеств. Есть потребности, возникающие одновременно и требующие от индивида сознательного выбора: какой из них отдать предпочтение: пойти и на встречу со своим другом или закончить подготовку доклада для выступления на семинаре, истратить деньги на посещение кафе или купить на них учебное пособие.

Если следовать гедонистической этике, согласно которой человек всегда стремится к удовольствиям и избегать страдания, человек будет приобретать репутацию ненадежного партнера по бизнесу или работника не способного преодолевать трудности, везде и во всем опаздывать. Если человек будет строго следовать установленному распорядку, действуя по принципу: «делай не то, что тебе хочется, а то, что надо», он может преуспеть в карьере, продвижению по служебной лестнице, но постепенно терять друзей, а то и оказываться заложником своей дисциплинированности.

Управлять потребностями - значит управлять своей деятельностью, стремиться к достижению результата. Если вы осознали свою потребность получить высшее образование, вы должны подчинить этой потребности все текущие кратковременные потребности и цели, рассчитать свои силы и средства так, чтобы полностью усваивать программу каждого курса. Точнее говоря, учеба в вузе должна занимать ведущее место в вашей жизни.

Если же вы, ссылаясь на обстоятельства, будете пропускать занятия, не сдавать во время зачеты и экзамены, у вас появится такой длинный хвост, что вы перестанете им управлять и ваша потребность в высшем образовании превратиться в красивую, но неосуществимую мечту.

Итак, резюмируя сказанное, можно сделать вывод: человек может и должен управлять своими потребностями. Для этого необходимо:

· обладать смыслообразующим идеалом, высокой целью своей жизни. Все временные и преходящие цели и потребности рассматривать через призму главной цели своей жизни;

· постоянно заботиться о вооруженности средствами для достижения высшей и временной цели;

· каждое действие по удовлетворению потребности подвергать всесторонней мотивации, не совершать немотивированных поступков;

· формировать разумную волю, чтобы быть способным устоять от соблазнов, подвохов и следовать своей дорогой.

 

 

Мотивации
Поведение человека и животных в естественных условиях носит целенаправленный характер, оно служит удовлетворению какой-либо биологической или социальной потребности. Возникающие у живых существ желания, побуждения, потребности, которые предшествуют какому-либо действию и определяют его, называют мотивами действия, иначе говоря - мотивациями.
Сам термин "мотивация" буквально означает то, что вызывает движение. Современное же физиологическое определение термина мотивация следующее: " Мотивация - это эмоционально окрашенное состояние организма, возникающее в связи с определенной потребностью, которое направляет поведение человека или животного на удовлетворение исходной потребности.
Вся наша жизнь с точки зрения физиолога представляется как непрерывная цепь формирующихся целей и их достижений (или неудач). Какие же мотивации могут определять поведение человека Все мотивации, согласно Миллеру, разделяют на т.н. низшие (первичные, биологические) и высшие (вторичные, социальные). К низшим мотивациям относят висцеральные, направленные на поддержание гомеостаза (голод, жажда), самосохранение особи
(страх), сохранение вида (половой инстинкт). Все эти мотивации обусловлены соответствующими инстинктами и закреплены генетически. Высшие мотивации формируются в течении жизни человека, они зависят от его воспитания, индивидуального опыта.
Высшие мотивации не детерминированы генетически, поэтому у различных людей они могут быть совершенно разными. К социальным мотивациям относят, например, стремление получать ту или иную профессию, добиться признания, успеха, справедливости, заработать много денег и т.д. У человека социальные мотивации очень часто оказываются сильнее биологических; порой даже вступают с ними в борьбу (например люди даже готовы жертвовать своей жизнью во имя различных идей и т.д.)
У человека могут быть также патологические мотивации (чаще всего при поражении гипоталамуса, например, анорексия или булимия), а также искусственные мотивации (различные виды наркоманий).
Каким образом формируется та или иная мотивация! Существует ряд теорий, объясняющих возникновение мотиваций и формирование соответствующего поведения.

1. Периферическая теория. Автором ее обычно считают Кеннона, хотя еще Декарт, а вслед за ним и Сеченов полагали, что в основе мотиваций лежит стремление особи избежать неприятных физиологических и эмоциональных ощущений и достичь и удержать приятное чувственное ощущение. Например,при пустом желудке возникают весьма неприятные ощущения "под ложечкой",и поэтому,согласно данной теории,человек или животное прекратить и наполненного желудка,что и определяет его поведение.Эта теория содержит определенное рациональное зерно,однако не объясняет сам механизм возникновения мотивации.

2. Дальнейшие поиски привели к созданию другой группы теорий,в которых основное внимание уделялось _ гуморальным факто_рам. в возникновении мотиваций.Так,голод связывался с составом т.н. "голодной" крови,жажда - с повышением осмотического давления крови,половое влечение ставилось в прямую зависимость от уровня половых гормонов.Несомненно,роль гуморальных факторов в возникновении мотиваций очень важна,однако гуморальные факторы,как выяснилось,на способны самостоятельно вызвать ту или иную мотивацию.Наблюдения Т.Алексеевой над сиамскими близнецами,у которых были раздельные головы и начальные отделы ЖКТ и общая система кровообращения помогли уточнить роль гуморальных факторов в возникновении мотивации голода.Оказалось,что кормление одной из девочек,а значит,и равномерное распределение питательных веществ в кровеносной системе обоих близнецов,никогда не приводило к насыщению другой.Напротив,у второй девочки длительное время могла поддерживаться потребность в пище.
По-видимому,как возникновение,так и удовлетворение мотивации имеет множественный генез,зависящий как от нервных,так и от гуморальных факторов,влияющих на различные структуры ЦНС.

3. Поиски структур мозга,ответственных за возникновение мотиваций,привели к созданию _ гипоталамической теории. мотиваций Стеллара,который полагал,что гипоталамус является сосредоточением "центрального мотивационного состояния".

Выводы
Стеллара основывались на следующих фактах.Во-первых,в гипоталамусе обнаружены нейроны,избирательно реагирующие на осмотическое давление крови,содержание глюкозы и др.веществ в крови,уровень различных гормонов и т.д.Во-вторых,раздражение определенных ядер гипоталамуса вызывало формирование той или иной мотивации,даже если реальной потребности организм в данный момент не испытывал.Например,у сытого животного раздражение центра голода (латеральных ядер гипоталамуса)приводило к избыточному потреблению пищи,раздражение супраоптического ядра приводило к потреблению воды сверх физиологической потребности и т.д.В-третьих,разрушение соответствующих структур гипоталамуса полностью прекращало возникновение той или иной мотивации,например,разрушение центра голода приводило к отказу от пищи даже у истощенных животных.Все приведенные факты свидетельствуют,что гипоталамус является важнейшим центром,который,с одной стороны,контролирует состояние внутренней среды организма,и с другой стороны - формирует жизненно важные мотивации.Однако гипоталамические структуры на могут рассматриваться как единственные в ЦНС,ответственные за возникновение мотиваций.Важная роль в этом процессе принадлежит
ЛС и КБП.В формировании социальных мотиваций,по-видимому,ведущая роль принадлежит коре и структурам ЛС.

1. Пейсмекерная теория. мотиваций Анохина в определенной мере объединила данные всех предшествующих теорий. Анохин полагал, что любая мотивация обусловлена соответствующей потребностью и носит системный характер. Потребность трансформируется посредством нервных и гуморальных факторов в возбуждение гипоталамических центров (пейсмекеров),которые,в свою очередь,активируют другие структуры мозга -РФ,ЛС,и КБП.ЛС формирует эмоциональную оценку ситуации,когда соответствующая потребность не удовлетворена:в КБП происходит осознание этой потребности,учет различных обстоятельств реальной обстановки.В зависимости от факторов окружающей среды кора может как тормозить,так и дополнительно возбуждать гипоталамические центры мотиваций.Таким образом,на уровне коры формируется конкретная программа целенаправленной деятельности для удовлетворения соответствующей потребности.

Тема 6. Психофизиология эмоций

Тема 6. Лекция

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

 

Описывая эмоции, можно расположить их по определенным координатным осям в соответствии с их свойствами. Например, в зависимости от их положительной или отрицательной окраски эмоции можно группировать попарно: любовь и ненависть, симпатия и отвращение, чувство безопасности и страх, подъем и безнадежность и т.д. Первые, как отмечает Хебб, желанны для субъекта, он к ним стремиться, в то время как вторых он старается избегать. Это подразделение сразу указывает на мотивационную роль, которую играет каждое из наших чувств.

Однако все это только слова, а слова слишком бедны, чтобы выразить то, что реально испытывает субъект. Разве можно утверждать, что человек, говорящий "я люблю яблоки", "я люблю маму", "я люблю этого человека" или "я люблю этот город" выражает одинаковые чувства.

Одна из первых трудностей при описании эмоций заключается в том, что эмоция проявляется одновременно и во внутренних переживаниях, и в поведении, причем то и другое связано еще и с физиологической активацией.

Внутренние переживания субъективны, и единственный способ ознакомиться с ними - это спросить у субъекта, что он испытывает. Однако мы только что видели, как трудно передать словами то, что действительно чувствуешь.

Поведение на первый взгляд могло бы восприниматься как объективный факт. Но и этот показатель не особенно надежен. Когда у человека на глазах слезы, нам бывает трудно понять, если мы не знаем их причину - от радости они, от огорчения или от негодования.

К тому же выражение данной эмоции очень часто бывает связано с культурой, к которой принадлежит человек: например, насупленный брови или улыбка не обязательно воспринимаются однозначно на Востоке и на Западе.

Что касается физиологической активации, то только благодаря ей и тем резким изменениям, которые она вызывает в нервных процессах и во всем организме, человек способен испытывать эмоцию. Эту активацию можно измерять объективно при помощи полиграфа. Однако наши приборы еще слишком несовершенны, чтобы выявлять значения тонких изменений в различных проявлениях активации, таких, например, как потоотделение или учащенный ритм сердца.

Одни и те же проявления активации часто бывают симптомами совершенно разных чувств. Поэтому они мало пригодны для распознавания какой-то одной определенной эмоции. Именно в этом состоит одна из причин, по которым "детектор лжи" может использоваться лишь с большой осторожностью.

 

ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭМОЦИИ

Характер эмоции и ее интенсивность определяются расшифровкой сигналов, поступающих из внешней среды, и уровнем активации организма. Расшифровка сигналов зависит от умственного развития человека и от его способности интегрировать различные элементы поступающей информации.

 

ЭМОЦИИ И ИНФОРМАЦИЯ

Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоция возникает из-за неожиданности события, к которому мы не успели подготовиться - не могли собрать всю информацию, необходимую для адекватной реакции. Пешеход, неожиданно выскочивший прямо перед нашей машиной, неожиданный резкий звук, непредвиденная встреча с близким сердцу человеком... Все это случаи, способные вызвать активацию организма и мобилизовать все способности для быстрого приема дальнейших сигналов, что позволит реагировать наилучшим образом.

Итак, эмоция не возникает, если мы встречаем данную ситуацию с достаточным запасом нужных сведений. Когда повторяется уже знакомый нам резкий звук, когда мы заранее замечаем пешехода или когда встреча с любимым стала обычным делом, организму уже не зчем приходить в состояние активации.

Зависимость возникновения или не возникновения эмоции от количества информации, которой располагает субъект, можно было бы выразить следующим образом:

 

ЭМОЦИЯ = НЕОБХОДИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ - ИМЕЮЩАЯСЯ ИНФОРМАЦИЯ.

 

Эта формула позволяет понять, что отрицательные эмоции возникают, когда субъект располагает недостаточным количеством информации, а положительные - когда информация оказывается в избытке.

Это становится особенно очевидным в случае эмоций, связанных с удовлетворением какой-либо потребности. Если голод толкает человека к буфету, где он может найти кусок пирога, который он сам туда положил, то понятно, что от этой "находки", очевидно, не возникает никаких эмоций. Все будет совсем иначе, если вдруг, вопреки ожиданию, окажется, что пирог исчез, или же напротив, в буфете обнаружится целый пирог, кем-то туда положенный вместо одного кусочка. Точно так же можно объяснить отвращение к какому-то блюду, вкус которого оказался хуже, чем ожидалось.

Такой процесс можно наблюдать в случае гнева ребенка, которому не дали требуемую конфету. Вероятность такой эмоции тем больше, чем менее убедительным будет объяснение причины, по которой конфета не была дана.

Боязнь крыс у студентов-психологов, которым предстоит впервые столкнуться с этими животными при проведении эксперимента, тоже можно объяснить при помощи этой схемы. Боязнь будет существовать до тех пор, пока число рациональных сигналов (уверенность в отсутствии опасности, предосторожности лица, ответственного за виварий, и т.д.) не достигнет и не превзойдет количество необходимых сигналов после первых опытов, проведенных самими студентами. Точно так же безобидный уж, переползая через дорогу, у наивного прохожего вызывает страх, а у зоолога, изучающего рептилий, он вызовет радость.

Итак, отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за неприятной информации и особенно при недостаточной информации; что касается положительных эмоций, то они возникают при получении достаточной информации, особенно тогда, когда она оказалась лучше ожидаемой.

Эмоции представляют собой один из основных механизмов регуляции мотивационной и других видов деятельности живых организмов.

 

Под эмоциями (от лат. Волновать) понимаются психологические процессы и состояния, связанные с непосредственными переживаниями.

 

Аристотель рассматривал эмоции как особый способ познания мира, рассматривая удовольствие или страдание как сигналы о грядущем благе или бедствии.

 

Результат работы блока эмоций, который выступает не только как регулятор поведения и психической деятельности, но и напрямую связан с удовлетворением актуальных потребностей, определяет отношение суъекта к складывающейся ситуации.

 

Положительные эмоции побуждают субъекта к сохранению уровня текущих воздействий или к увеличению их значений, отрицательные эмоции являются стимулом к избеганию неприятных воздействий.

Тема 7. Речь и мышление

Тема 7. Лекция

РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ

Мышление и речь — одна из сложнейших проблем не только психологии речи, но и психического развития в целом, и прежде всего — сознания и мышления в процессе онтогенеза и филогенеза. И поэтому огромное значение приобретают не только более полное изучение и повышенное внимание к наследию ее познания, но и более активные и решительные поиски нового, конструирование новых позиций.

Огромную роль в развитии отечественной психологии речи сыграл Л.С. Выготский. Уже более полувека прошло со времени первого издания его фундаментальною труда «Мышление и речь», однако в разработке обозначенной в названии книги проблемы современная российская наука продолжает двигаться в основном направлении, заданном выдающимся ученым.

Сам Выготский считал свою работу лишь первым шагом, предварительным обобщением десятилетней работы — своей и своих единомышленников — в исследовании вопросов речевого мышления. «Мы, — писал он в предисловии, — отлично сознаем все неизбежное несовершенство того первого шага в новом направлении, которое мы пытались сделать в настоящей работе, но видим оправдание его в том, что он, по нашему убеждению, продвигает нас вперед в исследовании мышления и речи по сравнению с тем состоянием этой проблемы, которое сложилось в психологии к моменту начала работы». Скромность не позволила исследователю оценить сделанное им по достоинству. А сделано было главное — была создана научная модель формирования и понимания речевого высказывания.

«Речевое мышление предстало нам как сложное динамическое целое, в котором отношение между мыслью и словом обнаружилось как движение через целый ряд внутренних планов, как переход от одного плана к другому. Мы вели наш анализ от самого внешнего к самому внутреннему. В живой драме речевого мышления движение идет обратным путем — от мотива, порождающего какую-то мысль, к опосредствованию ее во внутреннем слове, затем — в значениях внешних слов и, наконец, в слова». В приведенной цитате Выготским сжато сформулирована концепция, которая в течение нескольких десятилетий активно разрабатывалась и нахо-. дила отражения в многочисленных статьях, монографиях и учебниках, написанных его учениками и последователями. Эта концепция легла в основу теории речевой деятельности — молодой, интенсивно развивающейся ныне отрасли знаний. В психолингвистике возникла «школа Выготского», которая в первые два десятилетия своего существования почти полностью определяла существо и направление становления этой науки. Но наука не стоит на месте. Идет накопление фактов и знаний.

Известна необыкновенная интенсивность научного творчества Л.С. Выготского. За десять лет работы он сумел создать фундаментальные концепции практически всех основных разделов психологии. Ученый спешил оформить стремительно возникающие в его сознании идеи в слова. Большинство из них он облекал в четкие дефиниции, многие — выражал в метафорической образной форме. Некоторые мысли он успел лишь наметить, предполагая развить их в будущих своих трудах. Смерть застигла исследователя в полете. Не успел он многое и в проблеме «мышление и речь», о чем говорил сам. И несмотря на то, что многие из цитат и положений его, ставшего знаменитым, труда переходили из работы в работу его последователей и учеников, став христоматийным явлением, развитие знаний в сфере психологии выявляло неточности и некоторые противоречия, часто не замечаемые под давлением авторитета. И заложенная как особая в психологии проблема — «мышление и речь» — продолжала не только оставаться в числе наиболее актуальных, но и требовала дальнейших разработок, уточнений в ее решениях, снятия противоречий, выхода в новые пространства.

Бурное развитие теории речевой деятельности привело к появлению в пространстве отечественной психолингвистики другой школы, которая образовалась из небольшого поначалу числа учеников другого талантливого нашего психолога — Николая Ивановича Жинкина. «Школа Жинкина» развивалась не в оппозиции к направлению, заданному «школой Выготского». Однако труды ученых, в нее вошедших (и прежде всего работы самого Жинкина), открыли научные пространства, до которых не успел добраться «Моцарт психологии».

Результаты исследований «школы Жинкина» — И.Н. Горелова, И.А. Зимней, А.И. Новикова, Е.И. Исениной, Б.В. Якушина и др. — не просто дополнили наши представления о процессах порождения и понимания речи, но и существенно видоизменили модель, созданную Л.С. Выготским. На фоне новых данных, введенных в современную теорию речевой деятельности, некоторые цитаты из книги «Мышление и речь», ставшие привычным аксессуаром работ психологов и лингвистов, выглядят неточными и противоречивыми. Между тем сам Выготский в этом нисколько не повинен. Как мы попытаемся показать в ходе последующих рассуждений, именно в его работах исследователя содержатся зерна будущей концепции Жинкина.

Прежде всего, обратимся к формулировке, четырежды повторенной на страницах «Мышления и речи» и повторяющейся в многочисленных работах исследователей школы Выготского: «Мысль не выражается в слове, но совершается в слове». Приведенное высказывание по своему содержанию противоречит другим положениям книги. И в самом деле, если «внешняя речь есть превращение мысли в слова», то почему в речевой деятельности «мысль совершается в слове»? Еще очевиднее это противоречие проступает в трудах учеников Выготского. Так, А. Р. Лурия, приведя интересующую нас цитату, абзацем ниже пишет: «То, что человек хочет сформулировать в своем высказывании, ему самому уже известно. Вопрос заключается только в том, как сформулировать это высказывание, как превратить первичный субъективный смысл в развернутую и понятную для всех систему речевых значений». Еще раньше другой видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн пытался снять указанное противоречие осторожным уточнением: «(...) в речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем».

Так формируем или формулируем? Это, как говорится, две разные вещи. Не снятое по сю пору противоречие просачивается на страницы современных авторитетнейших монографий. К примеру, Е.С. Кубрякова, давая обширный обзор точек зрения по проблемам порождения речи, заявляет:

«Готовой» мысли до ее вербализации не существует». Иными словами, мысли готовой не существует до начала вербализации, и говорящий не знает, о чем он будет говорить до тех пор, пока не заговорит. Здравый смысл протестует против такого утверждения.

Внимательное чтение книги Л.С. Выготского позволяет увидеть в ней суждение, противоречащее приведенному выше утверждению. «Мысль, — пишет ученый, — имеет свое особое строение и течение, переход от которого к строению и течению речи представляет большие трудности». А несколько раньше читаем: «Единицы мысли и единицы речи не совпадают».

Выготский считал, что мысль имеет свою грамматику, отличную от грамматики слов. Движение во внутренней речи от мысли к слову представлялось ему как «превращение грамматики мысли в грамматику слов». В книге есть образное и глубоко содержательное изображение процесса перехода мысли в слова: «Мысль можно было бы сравнить с нависшим облаком, которое проливается дождем слов». Продолжим рассуждения ученого. Да, действительно, мысль присутствует в сознании говорящего человека до того, как начнется процесс вербализации. И воплощается она в особом знаковом материале, отличном от словесного языка. Что же это за особый язык мысли?

Ответ на этот вопрос Л.С. Выготский дать не успел. Его дал Н.И. Жин-кин^ выдвинувший гипотезу о невербальном языке интеллекта — универсально-предметного кода (УПК). «Мышление, — писал исследователь, — не на каком-то национальном языке, а на особом языке, вырабатываемом каждым мыслящим человеком».

УПК — это как раз та форма существования мысли, о которой писал Выготский. Это та туча, которая проливается дождем слов. Это особый язык, который, по словам Жинкина, «может быть охарактеризован некоторыми общими чертами. Во-первых, это код непроизносимый, в нем отсутствуют материальные признаки слов натурального языка. Здесь нет последовательности знаков, а есть изображения, которые могут образовать цепь или какую-то группировку. Этот код отличается от всех других тем, что обозначаемое других языков в этом новом коде является вместе с тем и знаком. (...) Такой предметный код представляет собой универсальный язык, с которого возможны переводы на все другие языки».

Моделирование процесса порождения и понимания речи не может обойтись без представления об универсально-предметном коде. Именно в УПК происходит первичная запись смысла будущего высказывания. Дальнейшее формирование дискурса во внутренней речи, по Жинкину, протекает в виде перекодирования содержания с языка предметно-схемного на язык вербальный. И вот тут-то и происходит то, о чем так нарочито неточно и так образно писал Л.С. Выготский: мысль совершается, воплощается в слове. Но в слове происходит второе рождение мысли, однажды уже рожденной в ином знаковом воплощении — в знаках УПК. В слове мысль пере-воплощается.

Итак, совершившись в индивидуальном образном коде, мысль еще не обрела прав гражданства: она существует лишь для самого говорящего в виде «личностного смысла» (А.Н. Леонтьев). Чтобы стать фактом коммуникации, ей предстоит абстрагироваться от хозяина и объективироваться, стать чужим смыслом, т.е. значением. И это преобразование, перекодирование с одного языка на другой, Л.С. Выготский» как всегда, образно описал в своей книге: «(...) мысль и слово оказываются с самого начала вовсе не скроенными по одному образцу. В известном смысле можно сказать, что между ними существует скорее противоречие, чем согласованность. Речь по своему строению не представляет собой простого зеркального отражения строения мысли. Поэтому она не может надеваться на мысль как готовое платье. (...) Мысль, превращаясь в речь, перестраивается и видоизменяется».

В приведенной цитате есть предчувствие открытий отечественной психолингвистики, и прежде всего — концепции наиболее видного представителя школы Жинкина — И.Н. Горелова. На основе серии оригинальных экспериментов (описание которых читатель может найти в многочисленных книгах и статьях ученого). Горелов доказал факт существования в сознании языковой личности особого невербального базиса речи. Этот базис соотносим с тем, что Н.И. Жинкин назвал универсально-предметным кодом. Отличие состоит в том, что, по мнению Горелова, язык интеллекта имеет не столько образный, сколько жестово-изобразительный характер. Знаковый материал этого кода есть не что иное, как нейрофизиологические следы репрезентативно-двигательных коммуникативных способов передачи информации (жестового, мимического, интонационно-звукового и т.д.). В процессе же формирования высказывания «вербальная часть сообщения накладывается на предварительно выраженную невербальную систему коммуникации».

Концепция Жинкина-Горелова позволяет переосмыслить и представления, сложившиеся в школе Выготского, о формировании внутренней речи в онтогенезе. Речь идет о ставшем хрестоматийным учении об интериоризации эгоцентрической речи дошкольника. Как известно, основные положения о характере развития внутренней речи у человека ученый изложил в ходе критического анализа концепции Ж. Пиаже. Суть теории Выготского состоит в том, что эгоцентрическая речь маленького ребенка не исчезает, а превращается в речь внутреннюю. Схема становления внутренней речи выглядит так: «социальная речь — эгоцентрическая речь — внутренняя речь». Начальный этап появления внутренней речи следует отнести к 6—7-летнему возрасту, завершение ее формирования — к подростковому. Именно механизм внутренней речи должен, по мысли Л.С. Выготского, стать предпосылкой порождения и понимания внешней речи, «превращения мысли в слова» и «испарения речи в мысль».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.235.210 (0.069 с.)