Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология (1 курс, 2 семестр)Стр 1 из 4Следующая ⇒
Психология (1 курс, 2 семестр) Список учебных пособий: Тема 1. Предмет психологии · Особенности психологии как науки · Предмет и основные принципы психологии · Методы психологии · Структура современной психологии · Место психологии в системе научного познания
Особенности психологии как науки · Что есть человек? · Чем определяются причины и закономерности его поступков? · Чем определяются законы поведения в обществе? · Чем определяется внутренний мир человека?
Понятие «психология» было введено в научный оборот в XVIII в. немецким учёным Христианом Вольфом. Термин «психология» образован от греческих слов psyche – «душа», «психика», logos – «знание», «осмысление», «изучение».
Сравнительная характеристика научного и «житейского» смысла:
Методы психологии «Метод - это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» С.Л. Рубинштейн
Методология – система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности.
Уровни научной методологии (по Э. Г. Юдину): § Философский. Общие принципы познания и категории, характерные для любой сферы деятельности и сознания человека. § Общенаучный. Теоретические положения и подходы, используемые во всех или многих науках. § Конкретно-научный. Принципы, методы, приёмы, применяемые в данной науке или в данном разделе науки. § Технологический. Методика и техника сбора научных данных и их обработки.
Что такое психика? Психика – сущность, внутренний мир человека, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира. «Субъективный образ объективного мира». Основные функции психики (для чего существует психика и что она делает) · Отражение окружающей действительности. Психическое отражение не зеркально, оно преломляется через индивидуальность человека. · Регуляция поведения и деятельности – свойства личности. Психическое отражение не зеркально и не пассивно, это активный процесс, связанный с поиском и выбором способов. § Оно даёт возможность правильно отражать окружающую действительность, причём правильность отражения подтверждается практикой; § Сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; § Психическое отражение усугубляется и совершенствуется; § Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; § Преломляется через индивидуальность человека; § Носит опережающий характер. Благодаря регуляции поведения и деятельности человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но и имеет возможность преобразовать мир в процессе целенаправленной деятельности. Структура психики 1. Психические процессы - это форма существования психики, это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений (познавательные, эмоционально-волевые) 2. Психические состояния – функционирование психики в текущий момент времени (счастье, апатия, депрессия и др.) 3. Психические свойства - устойчивые, постоянно проявляющиеся характеристики личности, обуславливающие особенности поведения и деятельности (темперамент, характер, способности и др).
Понятие «психический процесс» подчёркивает процессуальный (динамический) характер изучаемого явления. К основным психическим процессам относятся:
Психические состояния характеризуют статический момент индивидуальной психики, подчёркивая относительное постоянство психического явления во времени. Темперамент является наиболее общей динамической характеристикой индивида, которая проявляется в сфере общей активности человека и его эмоциональности.
Свойства характера определяют типичный для данного человека § Способ поведения в жизненных ситуациях; § Систему отношений к себе и окружающим людям. Способностями называют индивидуально-психологические особенности индивида, определяющие успешное выполнение деятельности, развивающиеся и проявляющиеся в деятельности.
Стадии развития психики: Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи, т.е им свойственна способность к раздражимости (например, амеба), которая выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например, так называемый «тропизм» - вынужденное движение. Более сложная форма реагирования чувствительность, т.е. общую способность к ощущениям. Отличительной чертой чувствительности сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные. Поведение - это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Развитие психики у животных проходит ряд этапов: На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения. Третья стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.
Сознание и бессознательное
Рисунок 7 Уровни взаимодействия сознания и бессознательного Стадии сна Сон – особое состояние человека и животных, включающее в себя ряд стадий, закономерно повторяющихся в течение ночи. Появление этих стадий обусловлено активностью различных структур мозга. v Засыпание; v Фаза медленного сна: · 1 стадия, · 2 стадия, · 3 стадия, · 4 стадия; v Фаза быстрого сна («парадоксальный сон);
v Пробуждение.
Психология (1 курс, 2 семестр) Список учебных пособий: Тема 1. Предмет психологии · Особенности психологии как науки · Предмет и основные принципы психологии · Методы психологии · Структура современной психологии · Место психологии в системе научного познания
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.015 с.) |