Психология (1 курс, 2 семестр) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология (1 курс, 2 семестр)



Психология (1 курс, 2 семестр)

Список учебных пособий:


Тема 1. Предмет психологии

· Особенности психологии как науки

· Предмет и основные принципы психологии

· Методы психологии

· Структура современной психологии

· Место психологии в системе научного познания

 

Особенности психологии как науки

· Что есть человек?

· Чем определяются причины и закономерности его поступков?

· Чем определяются законы поведения в обществе?

· Чем определяется внутренний мир человека?

 

Понятие «психология» было введено в научный оборот в XVIII в. немецким учёным Христианом Вольфом. Термин «психология» образован от греческих слов psyche – «душа», «психика», logos – «знание», «осмысление», «изучение».

 

 

Сравнительная характеристика научного и «житейского» смысла:

Основа разведения «Житейская» психология Научная психология
Субъект познания Любой человек, которому необходимо для практических целей знание психологии другого человека или собственной Научное сообщество
Объект познания Сам человек и его окружение в обыденных ситуациях Различные виды деятельности человека (и животных), в том числе в уникальных и не встречающихся в повседневной жизни ситуациях
Методы получения знаний Самонаблюдение и наблюдение Наблюдение (в различных видах), эксперимент и иные научные методы
     
Характер овладения Стихийный характер формирования психологического знания. Овладение систематично, в соответствии с логикой предмета, по мере накопления научного знания и под руководством специалиста.
Источники Общение с окружающими, художественная литература, живопись, кино, сказки, песни, поговорки и др. Наблюдение, эксперименты, тесты и другие методы, позволяющие изучить психологические явления.
Язык Житейские понятия, ограниченные обобщением узкого (личного) круга явлений. Понятия, имеющие точное и однозначное определение, установившееся в науке.
  Разрозненные сведения о душевной жизни. Цель науки – описание, объяснение и прогнозирование.

Методы психологии

«Метод - это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки»

С.Л. Рубинштейн

 

Методология – система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности.

 

Уровни научной методологии (по Э. Г. Юдину):

§ Философский. Общие принципы познания и категории, характерные для любой сферы деятельности и сознания человека.

§ Общенаучный. Теоретические положения и подходы, используемые во всех или многих науках.

§ Конкретно-научный. Принципы, методы, приёмы, применяемые в данной науке или в данном разделе науки.

§ Технологический. Методика и техника сбора научных данных и их обработки.

 

Что такое психика?

Психика – сущность, внутренний мир человека, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира. «Субъективный образ объективного мира».

Основные функции психики

(для чего существует психика и что она делает)

· Отражение окружающей действительности. Психическое отражение не зеркально, оно преломляется через индивидуальность человека.

· Регуляция поведения и деятельности – свойства личности.

Психическое отражение не зеркально и не пассивно, это активный процесс, связанный с поиском и выбором способов.

§ Оно даёт возможность правильно отражать окружающую действительность, причём правильность отражения подтверждается практикой;

§ Сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

§ Психическое отражение усугубляется и совершенствуется;

§ Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

§ Преломляется через индивидуальность человека;

§ Носит опережающий характер.

Благодаря регуляции поведения и деятельности человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но и имеет возможность преобразовать мир в процессе целенаправленной деятельности.

Структура психики

1. Психические процессы - это форма существования психики, это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений (познавательные, эмоционально-волевые)

2. Психические состояния – функционирование психики в текущий момент времени (счастье, апатия, депрессия и др.)

3. Психические свойства - устойчивые, постоянно проявляющиеся характеристики личности, обуславливающие особенности поведения и деятельности (темперамент, характер, способности и др).

Понятие «психический процесс» подчёркивает процессуальный (динамический) характер изучаемого явления.

К основным психическим процессам относятся:

 

Психические состояния характеризуют статический момент индивидуальной психики, подчёркивая относительное постоянство психического явления во времени.

Темперамент является наиболее общей динамической характеристикой индивида, которая проявляется в сфере общей активности человека и его эмоциональности.

Свойства характера определяют типичный для данного человека

§ Способ поведения в жизненных ситуациях;

§ Систему отношений к себе и окружающим людям.

Способностями называют индивидуально-психологические особенности индивида, определяющие успешное выполнение деятельности, развивающиеся и проявляющиеся в деятельности.

 

Стадии развития психики:

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи, т.е им свойственна способность к раздражимости (например, амеба), которая выражается в проявлении вынужденной активности живого организма.

Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например, так называемый «тропизм» - вынужденное движение.

Более сложная форма реагирования чувствительность, т.е. общую способность к ощущениям. Отличительной чертой чувствительности сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные.

Поведение - это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов:

На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.).

На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

Третья стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

 

Сознание и бессознательное

Рисунок 7 Уровни взаимодействия сознания и бессознательного

Стадии сна

Сон – особое состояние человека и животных, включающее в себя ряд стадий, закономерно повторяющихся в течение ночи. Появление этих стадий обусловлено активностью различных структур мозга.

v Засыпание;

v Фаза медленного сна:

· 1 стадия,

· 2 стадия,

· 3 стадия,

· 4 стадия;

v Фаза быстрого сна («парадоксальный сон);

v Пробуждение.

 

8 Гиппенрейтер Юлия Борисовна

 

Психология (1 курс, 2 семестр)

Список учебных пособий:


Тема 1. Предмет психологии

· Особенности психологии как науки

· Предмет и основные принципы психологии

· Методы психологии

· Структура современной психологии

· Место психологии в системе научного познания

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.015 с.)