Тема 2.1. Отклонения в развитии личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.1. Отклонения в развитии личности.



Задание 1.

Решите ситуационные задачи:

 

Задача 1. Потерпевшая А. показала следующее: когда она возвращалась из командировки поздно вечером 26 декабря, на нее было совершено разбойное нападение неизвестными лицами, отобравшими в числе вещей, бывших при ней, и ценную посылку, переданную для ее сослуживца. Место нападения, указанное потерпевшей, было плохо освещено, но она уверенно описала приметы грабителей: один из них блондин, одетый в коричневое пальто с повязанным вокруг шеи красным шарфом с зелеными полосками, другой - шатен, облаченный в темно-фиолетовое пальто и малинового цвета свитер.

Следователь усомнился в достоверности показаний потерпевшей.

Какими знаниями об особенностях зрительных ощущений
руководствовался следователь при оценке показаний потер­
певшей А.?

 

Задача 2.

Расследуя уголовное дело о хищении государственного имущества, следователь столкнулся с необходимостью разрешения вопроса о том, кем выполнен машинописный текст документа.

Какие психофизиологические закономерности лежит в основе этой рекомендации?

 

Задача 3.

 

Назовите конфликтные эмоциональные ситуации.

Охарактеризуйте физиологический аффект. Дайте сопоставительный анализ признаков физиологического и патологического аффектов, назовите отличия аффектов от стрессов.

Укажите, какую группу поводов возникновения сильного душевного волнения закон выделяет в качестве квалифицирующего признака состава преступления.

 

Задача 4.

 

Обыск производился с участием Ф.Э. Дзержинского. Искомые документы обнаружить не удалось. Тогда по распоряжению Дзержинского обыскиваемого вывели из комнаты, где производился обыск, а всю мебель в ней переставили. Затем обыскиваемого ввели в комнату и принялись, за ним наблюдать. Беспокойный взглядобыскиваемого скользил по переставленной обстановке комнаты и наконец остановился на одном из шкафов. В нем и оказались спрятанные документы.

В чем выразилась непроизвольная реакция обыскиваемого?

Какие приемы вызывают непроизвольные реакции у обыскиваемого?

Сформулируйте правила наблюдения за обыскиваемым.

Чем отличаются волевые действия от непроизвольных ре­
акций?

 

Задача 5.

 

Что понимается под темпераментом? Что составляет природную основу темперамента?

Назовите и охарактеризуйте основные типы темперамента.

На основании приведенных далее характеристик опреде­лите тип темперамента школьника.

Определите тактические особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля (соответственно по п. А, Б, В, Г).

А. Виктор Г., 3-й класс. Медлителен. Походка неторопли­вая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с равнодушным лицом, руки не поднимает, но на вопрос учителя всегда отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднял руку, отделывается односложным ответом: «Да так...». Его трудно рассме­шить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится безразлично. Незлобив, но для товарища ленится что-либо сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Усваивает материал не сразу. Требуется не­сколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает старую учительницу. Видимо, привязчив.

Б. Борис Р., 3-й класс. Безгранично увлекающийся. Часто берет работу не по силам. Крайне подвижен. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» куда угодно. Руки не находят покоя. Быстро и часто крутит головой во все стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но из-за торопливости дает сбивчивые ответы. Приходился все время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай, не торопись». Резко переходит от смеха к гневу, и наоборот. Обожает военные игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Отзывчив и на хорошее, и на дурное (на последнее реже, так как с ним ведется педагогическая работа). Когда рассердится, еще не умеет себя сдержать, хотя и старается. Очень любит получать хорошие отметки. Говорит: «Изумрудная пятерочка». Может сбегать по любому поручению, но по дороге часто его забывает, так как от нетерпения и желания скорее его выполнить не успевает дослушать до конца.

В. Саша Д., 2-й класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия. Плачет по каждому пустяку. Однажды заплакал только из-за того, что не сразу нашел в портфеле учебник. Крайне обидчив. Долго помнит обиды и смотрит в окно вместо того, чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, легко опускает руки, теряется и не доводит дело до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев справится с ним не хуже других.

Г. Лена В., 2-й класс. Очень подвижна, на уроках ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение – веселое и бодрое. На вопрос: «Как дела?» обычно с улыбкой отвечает: «Очень хорошо!», хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки не блестящи. Про пятерки радостно объявляет всем в доме. Двоек не скрывает, но всегда бодро добавляет: «Это у меня так, случайно...». Иногда огорчается, даже плачет но не надолго. Мимика живая. Не­смотря на живость и непоседливость её легко дисциплиниро­вать. На интересных уроках проявляет отличную работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Вёсьма разговорчива.

Как учитываются особённости темперамента и характе­ра при допросе взрослых и несовершеннолетних?

 

Задача 6.

 

При обыске в спальне у спекулянтки С. Было обнаружено много ценностей. С. Сильно нервничала, но при обыске столовой заметно успокоилась.

Разбираясь в причинах перемены настроения С., члены оперативной группы решили повторить обыск в спальне. Вторичный осмотр вначале не дал результатов. Но когда еще раз была обследована внутренность платяного шкафа вниманию следователя привлекла массивная задняя стенка. Несмотря на возражения С. обшивка шкафа была снята и под ней оказалась полость, где хранились изделия из драгоценных металлов и камней.

Во время оформления протокола один из участников обыска вспомнил, что при завершении обыска в спальне С. часто поглядывала в угол комнаты и даже всплакнула. Было замечено, что С. старалась постоянно находиться около тех мест, где впоследствии обнаружили наиболее ценные вещи. Поэтому было решено повторно обследовать и этот угол. В стене оказалась незначительная неровность. После удаления нескольких кирпичей обнаружили узелок большим количеством золотых изделий и монет.

В чем выразились непроизвольные реакции обыскиваемой? Каково их значение в тактика-расследования?

Какие существуют приемы, вызывающие непроизвольные реакции у обыскиваемого? Сформулируйте правила наблюдения за обыскиваемым.

Задача 7.

В совершении преступления подозревались два брата - Николай и Петр, достаточными доказательствами вины которых, следствие не располагало. Николай на допросах уверял следователя, что они с Петром невиновны. Следователь предложил ему сказать брату на очной ставке: «Петя, я сказал всю правду, говори и ты правду». Николай согласился. В результате Петр признался в том, что они с братом совершили преступление.

 

Задача №8

Проанализируйте приведенное условие задачи и дайте ответы на следующие вопросы:

а) Почему Кабанов в отличии от других участников обыска смог определить, что жидкость является наркотиком?

б) Что способствовало Кабанову в определении, что жидкость является наркотиком?

Исходные данные:

В связи с производством по уголовному делу следователь Иванов провел обыск в квартире Рогова и обнаружил пластмассовую емкость, в которой находилось около 200 граммов коричневой жидкости. Присутствующий при обыске понятой Кабанов понюхав жидкость сказал, что она содержит запах кустарно изготовленного наркотического средства. Следователя Иванова удивило такое заявление Кабанова и он спросил почему он так думает. Кабанов ответил, что он работает в лаборатории фармацевтического предприятия и занимается изготовлением лекарственных препаратов, в состав которых входит наркотические средства. Жидкость в ходе обыска следователем Ивановым была изъята. Проведенной химической экспертизой было установлено, что изъятая жидкость является наркотиком растительного происхождения.

Задача №9.

Проанализируйте данную ситуацию и дайте ответ на вопросы:

а) Правильно ли поступил следователь при вызове Иванова на допрос?

б) Как целесообразно поступать следователю в таких ситуациях со свидетелями?

в) Какие следователю необходимо применить приёмы, чтобы установить психологический контакт с Ивановым и получить от него объективные показания об обстоятельствах убийства Евдокимовой?

Исходные данные:

В ходе расследования совершенного убийства Евдокимовой, следователю стало известно, что очевидцем преступления является Иванов. Следователь на другой день, передал повестку Иванову через его начальника Пчелина и вызвал его в кабинет на допрос. Когда к его допросу преступил следователь, то Иванов был раздражен, вел себя пассивно и на вопросы следователя отвечал однозначно «Не заметил», «Не помню» и т.д.

Задача №10

Проанализируйте названную криминальную ситуацию и дайте ответ на вопросы:

а) Почему сформировался в акционерном обществе нездоровый социально – психологический климат?

б) Какие причины оказали влияния на его формирования?

в) Какие необходимо принять меры, чтобы оздоровить социально – психологический климат в акционерном обществе?

Исходные данные:

В акционерном обществе «Заря» часто, в целях хищения изготовлялись неучтенные двигатели на автомобили, которые участниками преступной группы вывозились с его территории, под видом осуществления поставок контрагентам. Полученные деньги преступниками присваивались. К совершенным хищениям были причастны технический директор Суслов, начальник цеха Толстов, кладовщик Бубликов и мастера Карцев и Беликов.

За изготовление неучтенных двигателей выплата заработной платы часто задерживалась, хотя рабочие и не знали, что они являются таковыми. На не правильные действия начальника цеха Толстова рабочие часто жаловались, что им не выплачивалась своевременно заработная плата. Однако руководство акционерного общества по их заявлениям ни каких мер не принимало.

Задача №11

Проанализируйте данную криминальную ситуацию и дайте ответы на вопросы:

а) Какие положительные психологические качества показал следователь Степанов в разговоре с Раковой Марией?

б) Правильно ли поступил следователь Степанов в данной ситуации?

в) Как должен был поступить следователь Степанов, если бы Ракова выложила деньги в виде взятки на его рабочий стол?

Исходные данные:

Директор Раков был задержан следователем Степановым за получение взятки в размере 25 тысяч долларов США. К следователю обратилась жена Ракова и просила прекратить уголовное дело за хорошее вознаграждение – 500 тысяч долларов США. Степанов отказался и заявил, что если она не уйдет из кабинета, то он примет к ней меры в соответствии с законом.

Жена Ракова Мария испугалась и ушла из кабинета.

Задача №12

Проанализируйте эту ситуацию и дайте ответы на вопросы:

а) Правильно ли принял решение следователь Усков в данной ситуации?

б) Что пытается таким путём достигнуть следователь?

в) Может ли этот приём активизировать память Асланова?

Исходные данные:

Следователь Усков допрашивая потерпевшего Асланова выяснил, что он как то не чётко отвечает на вопросы, касающиеся совершенного на него разбойного нападения в городском парке. При допросе Асланов проявляя забывчивость не сразу называл отдельные фрагменты преступных действий, хотя следователь видел, что Асланов пытается вспомнить всё событие преступления полностью.

Следователь Усков решил вывезти потерпевшего Асланова на место, где на него было совершено разбойное нападение.

Задача №13

Проанализируйте данную криминальную ситуацию и дайте ответы на вопросы:

а) Какие факторы, имеющиеся в сознании этих подростков могли повлиять на умысел направленный на совершение преступления?

б) Почему подростки выбрали пожилого мужчину и совершили на него нападение?

в) Какие мотивы у этой группы подростков преобладали при совершении преступления?

Исходные данные:

Трое подростков на вид которым 14-15 лет, в вечернее время подошли к одиноко сидящему пожилому мужчине и стали избивать кулаками, а когда он упал, то стали наносить ему удары по различным частям тела. После того, как он потерял сознание, то один из них вытащил из одежды кошелёк и его прихватив портфель все трое, убежали.

Задача №14

Проанализируйте данную ситуацию и дайте ответы на вопросы:

а) Какие психологические задачи должен решить следователь Сизов перед допросом подозреваемого Глушкова?

б) В чём должна заключаться психологическая подготовка следователя к допросу подозреваемого Глушкова?

в) С чего должен следователь Сизов начать допрос подозреваемого Глушкова?

Исходные данные:

В лесу был обнаружен труп убитой женщины. В ходе расследования было установлено, что убитая Хазанович. По подозрению в совершении преступления был задержан её знакомый Глушков. Дома у него была изъята одежда, на которой были обнаружены бурые пятна, похожие на кровь. Одежда направлены на судебно-биологическую экспертизу. Следователь Сизов принял решение о допросе подозреваемого.

Задача №15

Проанализируйте эту ситуацию и дайте ответы на вопросы:

а) Целесообразно ли в данном случае назначение посмертной судебно-психологической экспертизы? Обоснуйте своё решение.

б) Если следователь Ковров примет решение о назначении судебно-психологической экспертизы, то какие материалы он должен предоставить в распоряжение эксперта?

в) Какие вопросы целесообразно поставить на разрешение эксперта-психолога?

Исходные данные:

В обществе с ограниченной ответственностью «Лада», на протяжении 6 лет работал 27 летняя, красивая молодая женщина Фролова Валентина. Последняя в гражданском браке состояла с Коситиным Павлом. Руководитель ООО «Лада» Суслин постоянно третировал Фролову, постоянно по пустякам к ней придирался. Фролова на протяжении 8 месяцев постоянно нервничала, плакала и высказывала ему, что он доводит своими домогательствами её до самоубийства. Суслин на эти высказывания, не обращал ни какого внимания. В один из дней, в обеденный перерыв, Фролова повесилась в своём рабочем кабинете. При осмотре места происшествия следователь обнаружил записку, написанную рукой Фроловой следующего содержания: «В моей смерти прошу винить Суслина».

Следователь Ковров возбудил уголовное дело в отношении Суслина по ст. 110 УК РФ (доведении до самоубийства)

Задача №16

Проанализируйте сложившуюся психологическую ситуацию в судебном процессе и дайте ответы на вопросы:

а) Правильно ли поступил прокурор в процессе рассмотрения уголовного дела?

б) Как должны относиться прокурор, судья, адвокат к свидетелям, потерпевшим и иным участникам процесса?

Исходные данные:

При рассмотрении уголовного дела в суде о хищении денежных средств из кассы акционерного общества «Витязь» президентом Роговым, главным бухгалтером Ивановой и кассиром Ненашевой, было установлено, что из кассы похищено 2 млн. 800 тыс. рублей. При рассмотрении уголовного дела в суде, свидетели Калистрантова, Фатеева, Конщина изменили свои показания и заявили, что о хищении денежных средств подсудимыми им ни чего не известно. Прокурор, который осуществлял уголовное преследование в суде стал кричать на этих свидетелей в судебном заседании и заявил, что против них будет возбуждено уголовное дело, и они будут привлечены к уголовной ответственности, за дачу заведомо ложных показаний. Когда председательствующий в судебном заседании стал успокаивать прокурора, то последний стал кричать и на него. Адвокат, участвующий в процессе по уголовному делу, улыбался и просил прокурора успокоиться, чтобы можно было закончить судебное следствие. Прокурор на это ни как не реагировал, а продолжал обвинять свидетелей в даче ложных показаний в судебном заседании. Председательствующий вынужден был перенести процесс рассмотрения уголовного дела на другой день.

Задача №17

Проанализируйте психологическую ситуацию и дайте ответы на вопросы:

а) Какие причины повлияли на психологическое состояние этой группы осужденных?

б) В течении какого времени психологическое состояние этих осужденных может измениться?

в) По истечении, какого времени произойдет адаптация названий группы осужденных к режиму исправительно-трудового учреждения?

Исходные данные:

В Исправительно-трудовое учреждение Министерства юстиции доставлено 20 осужденных, которые впервые совершили преступления. Режим в колонии - общий. После распределения их работниками администрации по отрядам, они все по-разному стали себя вести. Многие из этих осужденных ни с кем не разговаривали, были замкнуты. В глазах некоторых из них был виден испуг. В психологический контакт эта группа осужденных входила очень не охотно, а предполагала отмалчиваться.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.039 с.)