Вопрос 1. Предмет философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Предмет философии.



Билеты Дубль 1

Вопрос 1. Предмет философии.

Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Впервые употребил Пифагор Самосский. Он сказал: «Я не софус, я лишь философус», что означает «я не мудрец, а лишь любомудрый». Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире. Философию можно определить, как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира. Цель философии – увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.

В состав философии входят:

• Теоретическая философия (систематическая философия)

• Социальная философия – философия об обществе (Как возникло? Что является ячейкой? Учение об идеальном государстве)
• Антропология – философия о человеке (Что отличает человеческое бытие? Что является главной человеческой ценностью? О душе)

• Этика – учение о нравственности

• Эстетика – учение о чувственном восприятии, о красоте и прекрасном

• История философии или историософия (Почему происходят события? Существует ли логика истории? Циклично/Линейно/Веерообразно ли развивается история?)

Основными частями теоретической философии выступают:

• Онтология — учение о сущем, учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. (Что первично: бытие или сознание? Материализм/идеализм (объективный – существует объективное божественное сознание, которое порождает мир (Платон); в конце 17 века солипсизм (субъективный идеализм) – мир является порождением моего субъективного познания / дуализм (2 субстанции появляются одновременно (Рене Декарт))…..Какова причина мира? Монизм – рассмотрение многообразия явлений мира в свете одного начала (Фалес – все из воды).

• Гносеология (Эпистемология) – гнозис («знание»), эпистема («точное научное знание»), следовательно, гносеология - это учение о познании. (Познаваем ли мир? Гносеологический оптимизм/Агностицизм/Скептицизм…Концепции истины: корреспондентская (Аристотель) – истина есть соответствие нашего знания о действительности самой действительности

• Диалектика — учение о развитии

• Аксиология (теория ценностей) В чем ценность человеческой жизни?

• Герменевтика (теорию понимания и толкования знаний).

Соловьев толковал слово “философия” как стремление к духовной цельности человеческого существа.

Билеты Дубль 2

Билет 1. Предмет философии.

Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости.

Впервые употребил Пифагор Самосский, назвал себя философом.(древнегреческий философ и математик): «Я не софус, я лишь философус», что означает «я не мудрец, а лишь любомудрый» - Я не мудрец, а лишь любитель мудрости, ибо мудрость только у Бога. В Древней Греции мудрость - знание всего.

Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции.

Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире. Сейчас нет четкого определения философии. Некоторые ученые считают ее наукой, некоторые - нет.

Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира, деятельность, направленная на осмысление взаимоотношений человека и мира в наиболее общих формах. Цель философии – увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Задача философии: осмысление основ текущего культурного момента, осмысление базовых ценностей.

Философия как система делится на:

1. теорию познания;

2.метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования);

3. логику (математику, логистику);

4.этику;

5.философию права;

эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.

В состав философии входят:

• Теоретическая философия (систематическая философия)

• Социальная философия – философия об обществе (Как возникло? Что является ячейкой? Учение об идеальном государстве)

• Антропология – философия о человеке (Что отличает человеческое бытие? Что является главной человеческой ценностью? О душе)

• Этика – учение о нравственности

• Эстетика – учение о чувственном восприятии, о красоте и прекрасном

• История философии или историософия (Почему происходят события? Существует ли логика истории? Циклично/Линейно/Веерообразно ли развивается история?)

Основными частями теоретической философии выступают:

• Онтология — учение о сущем, учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. (Что первично: бытие или сознание? Материализм/идеализм (объективный – существует объективное божественное сознание, которое порождает мир (Платон); в конце 17 века солипсизм (субъективный идеализм) – мир является порождением моего субъективного познания / дуализм (2 субстанции появляются одновременно (Рене Декарт))…..Какова причина мира? Монизм – рассмотрение многообразия явлений мира в свете одного начала (Фалес – все из воды).

• Гносеология (Эпистемология) – гнозис («знание»), эпистема («точное научное знание»), следовательно, гносеология - это учение о познании. (Познаваем ли мир? Гносеологический оптимизм/Агностицизм/Скептицизм…Концепции истины: корреспондентская (Аристотель) – истина есть соответствие нашего знания о действительности самой действительности

• Диалектика — учение о развитии

• Аксиология (теория ценностей) В чем ценность человеческой жизни?

• Герменевтика (теорию понимания и толкования знаний).

Соловьев толковал слово “философия” как стремление к духовной цельности человеческого существа.

Номер1. Предмет философии

 

Философия - "любовь к мудрости" (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - возникает в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке - в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, ее соотношении с другими формами человеческой духовной деятельности.

Философия состоит из следующих разделов:

1. Онтология (антология – собрание текстов) – раздел о бытие(основной), главные вопросы:

 Что первично: бытие или сознание?

Материализм-бытие определяет сознание /идеализм –сознание определяет бытие.

Идеализм-сознание определяет бытие. Делится на три направления:

Объективный идеализм– существует объективное божественное сознание, которое порождает материальный мир (Платон);

Субъективный идеализм (солепсизм) – мир является представлением моего субъективного сознания

Дуализм -две субстанции появляются одновременно, ничто ничего не определяет. (Рене Декарт)

 Какова причина мира?

Монизм –бытие имеет один единственный источник. (Фалес – все из воды)

Дуализм-2 начала

Плюрализм –множество начал (атамизм Демокрита, монаги Лейбница)

 

Гносеология (Эпистомология) – гнозис (знание вообще), эпистема (точное научное знание) – учение о познании

 Познаваем ли окр. Мир/ бытие? Постижима ли истина?

Гносеологический оптимизм-мир познаваем

Агностицизм-мир непознаваем

Скептицизм (скепсиз-сомнение)

 Главное понятие-истина

 Корреспондентская концепция истины (Аристотель) – истина есть соответствие нашего знания о действительности самой действительности

 

Социальная философия – философия об обществе

 Как возникло? Что является ячейкой? Что такое?

 Учение об идеальном государстве

 

Антропология – философия о человеке

 Что отличает человеческое бытие, какие главные ценности человека?

 

Этика (нрав, мораль) – учение о нравственности

 

Эстетика (Баунгартум) – учение о чувственном восприятии (часть гносеологии), с 19 в. Наука о прекрасном.

 

Аксеология (ценность) – учение о ценностях (часть антропологии)

 В чем ценность человеческой жизни?

 

Историософия, философия истории

 Что управляет ходом истории?

 Почему происходят события?

 Существует ли логика истории?

 Циклично/линейно/веерообразно ли развивается история?

 

Для греческого философа Платона философия - это мышление о вечном и непреходящем. Пифагор усматривал в философии не обнаружение окончательной истины, а лишь любовь к мудрости и к нравственной жизни.

Аристотель видел корень философии в удивлении, а предмет ее - в исследовании "первых начал и причин". Одновременно философия помогает познать и цель деятельности. К философии стремятся не ради пользы, "эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя"(Аристотель)

Немецкий философ И.Г.Фихте (1762-1814) считал, что философия не только всеобщая наука, но и предпосылка всякого знания, свою систему он назвал "наукоучением".

Другой немецкий ученый и философ, В.Вундт (1832-1920), считал, что "философия есть всеобщая наука, имеющая своей целью соединить в единую беспротиворечивую систему познания, добытые специальными науками, и свести всеобщие употребляемые наукою методы и предпосылки познания к их принципам".

Современный швейцарский философ Д. Мерсье придерживается противоположного мнения. Он считает, что философия не является наукой. Наука не является ни какой-то определенной философией, ни философией вообще.

 

В XX веке философию все чаще выводят за границы науки, за границы познания мира вообще. "Не в мире, а в человеке философия должна искать внутреннюю связь своих познаний", - писал немецкий философ, представитель "философии жизни" В.Дильтей. Французский философ-экзистенциалист А.Камю рассматривает философию как форму решения человеком своих глубоко личных проблем: "Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на Фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно". Многие философы сближают философию с искусством. Испанский философ М.Унамуно (1864-1936) писал: "...философия значительно ближе к поэзии, чем к науке. Все философские системы, задуманные как предельное обобщение конечных результатов частных наук за тот или иной период времени, были гораздо менее содержательны и жизнеспособны, чем системы, в которых выразилась во всей своей полноте духовная страсть их автора"

 

Философия затрагивает человеческие интересы, хотя и далека от примитивной полезности. Решая проблему смысла человеческой жизни, философия решает ее как проблему смысла жизни вообще, то есть философия стремится к универсальным, всеобщим ответам. Наконец, противоречивость оценок философии также не случайна, она связана с внутренней противоречивостью самого предмета философии.

 

Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

 

Философия то рассматривается как знание о сущем, то как нормативная дисциплина, знание о должном. В первом случае философия сближается с наукой, во втором - с мудростью, с религией, идеологией, искусством. Наиболее яркие примеры попыток объединения этих двух способов понимания специфики философии - философская система Гегеля и философия марксизма.

 

 

Номер 14. Философия стоиков

* Стоя – колоннада в Афинах. Философы – стоики любили собираться у этих колоннад и философствовать.

Греческие стоики: Зенон Китийский – основатель школы. Зенон Стоик – прозвище. Клеанф – последователь Зенона. Христианск. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

В Риме не возникает никакого нового философского учения. Сенека – вельможа, Марк Аврелий – император. Меняется понимание умеренности в Риме по сравнению с Грецией. Для стоиков – главное это умеренность.

В это время в Риме появляется христианство. «Встречаются два друга-римлянина «ты знаешь, я стал христианином» «почему это вдруг?» «нехватило денег, чтобы стать стоиком»». Этика – символизирует плоды в саду (физическом мире). Стоики лпираются на Гераклита.

Добродетель – это разум. Чувства, аффект – это порок. 4 добродетели – мужество, рассудительность, справедливость, умеренность. Справедливость по стоикам: все должно быть поровну, без разделения на классы.

4 порока – безрассудство, несправедливость, безмерие и трусость.

Адиафора – безразлично. Этим понятием стоики объединяют все, что не входит в добродетели и пороки. Например, здоровье. Все, что не происходит плохого, на это нельзя сетовать и нельзя радоваться чему-то хорошему. Стоики, в отличии от Эпикура - детерминисты. Сенека: «свободный человек идет сам, а несвободного логос тащит за собой». Свобода – это осознанная необходимость, все подчинено необходимости. Сенека: «Стоик будет счастлив даже флорийскому быку».

Путь к атараксии лежит через апатию.

 

Стоицизм (название связано с афинским портиком) возник в конце IV века до н.э. и просуществовал до III века н.э. В течении стоицизма принято выделять три периода: Древняя Стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп), Средняя Стоя (Посидоний), Поздняя Стоя (Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий).

С IV века до н.э. начинает складываться так называемая эллинистическая философия. В узком смысле к эллинистическому периоду относят IV век до н.э. и начало I века нашей эры. Завоевания Александра Македонского приводят к утрате греческими государствами политической самостоятельности, однако духовное лидерство греческой культуры сохраняется. В широком смысле к периоду эллинизма можно отнести и греко-римскую философию первых веков нашей эры. Прежде всего к эллинистической философии относят стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Позже появляются неоплатонизм и гностицизм.

В стоической традиции, представленной многими мыслителями уже не только на греческой, но и на римской почве, также формулируется идеал невозмутимости духа. Человек здесь, правда, не устраняется от общественных дел в такой степени, в какой это было характерно для эпикуреизма. Однако он всецело подчиняется своей судьбе, должен ее безропотно принять и сохранять невозмутимость духа, независимо от того, чтобы с ним не происходило.

Мир, согласно мнению стоиков, развивается от одного мирового пожара до другого. В пожаре все уничтожается и затем возникает вновь в той же последовательности. Это представление основано на идее всеобщего детерминизма, согласно которой все действия человека предопределены однозначно действующими причинами, все, что случается с ним, предопределено судьбой.

Такой взгляд, казалось бы, мало совместим с представлениями об активности человека, свободной воле и возможности определенного выбора. Тем не менее сторонники стоической философии, по-видимому, полагали, что положение человека в мире, хотя и определено, но не задано абсолютно жестко, что есть какая-то предназначенная каждому линия судьбы, к которой в реальной жизни можно приблизиться, но которая не может быть воспроизведена абсолютно точно. Это показывает значение субъективных усилий, направленных на то, чтобы по каким-то признакам понять свою судьбу, осознать свое предназначение и попытаться наиболее полно реализовать его. В связи с тем, что стоики поставили своей задачей достижение спокойствия духа, они много внимания уделили исследованию человеческих эмоций. С их точки зрения, эмоции, страсти являются просто результатом наших верований, суждений, причем чаще всего неправильных, т. к. ненужных вредных страстей гораздо больше, чем полезных. В связи с этим стоики полагали, что достаточно просто изменить наши представления для того, чтобы обрести столь желанное спокойствие духа. Например, достаточно просто понять, что-то, что кажется страшным, в действительности таковым не является для того, чтобы перестать бояться.

В своих нравственных представлениях стоики, пожалуй, наиболее явно в античной этике выразили позицию морального абсолютизма. Они разделили добродетельные и надлежащие действия как действия, в которых проявляются нравственные мотивы, и действия, направленные на достижение какого-либо оправданного разумом результата. Так надлежит, например, заботиться о собственном здоровье, но к морали это не имеет никакого отношения.

 

Двойственность, противоречивость эллинизма рельефно проявляется в стоицизме. Этика непосредственно соседствует с "физикой", учением о природе. Человеческая субъективность становится коррелятом Космоса, волюнтаризм (от лат. voluntas - воля) соседствует с фатализмом (от лат. fatalis - роковой). Согласно стоикам, Бог не отделен от мира, он наполняет мир, как мед пчелиные соты. Но это не личный Бог, это и огонь, и душа, и логос. Бог - пневма, огненное дыхание, пронизывающее мир. Мир - это единый организм, части его - "органы" - не ведают единого плана строения этого организма, он для них выступает как судьба, слепой и неотвратимый рок. Мир един, гармоничен, целостен, он наделен смыслом и подобием самосознания, он как бы постоянно погружен в себя, сосредоточен на себе, занят самоуглублением.

 

Человек, чтобы быть достойным прекрасного и гармоничного целого, должен во всем следовать природе - отрешиться от житейских волнений, хаоса жизни, уйти в себя. Идеальное состояние мудреца - апатия (от греч. - отсутствие страданий, бесстрастие). В результате длительного самовоспитания мудрец становится способным управлять собой, следовать лишь разуму. Он не должен радоваться тому, чему радуются все, и не должен печалиться по поводу утраты имущества, болезни, даже собственной смерти. Идеал мудреца для стоиков - Сократ, спокойно принявший собственную смерть. Если мудрец не может упорядочить жизненный хаос, он должен добровольно уйти из жизни. Не только чувство любви, но и дружба не должна нарушать его спокойствие. Сочувствие не должно нарушать стоическую апатию. Мудрец добровольно повинуется року, неразумного же судьба тащит. Никакая внешняя сила не может лишить человека права свободногопринятия решения. Не во власти человека отменить смертный приговор, но он может выслушать его достойно. Все, что совершает человек, он должен делать осознанно и по собственной воле; в этом и заключается высшая добродетель, в этом он становится подобным Богу-логосу. Прежде всего человек должен осознать, что он причастен мировому логосу, он - часть целого. Его естественное стремление к самосохранению должно трансформироваться в идею блага социального целого, идею мирового государства - космополиса. Душа человека, причастная Богу-логосу, после смерти покидает человека и сливается с мировым целым, к чему осознанно должен стремиться мудрец в течение всей жизни.

 

 

Билеты Дубль 1

Вопрос 1. Предмет философии.

Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Впервые употребил Пифагор Самосский. Он сказал: «Я не софус, я лишь философус», что означает «я не мудрец, а лишь любомудрый». Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире. Философию можно определить, как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира. Цель философии – увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.

В состав философии входят:

• Теоретическая философия (систематическая философия)

• Социальная философия – философия об обществе (Как возникло? Что является ячейкой? Учение об идеальном государстве)
• Антропология – философия о человеке (Что отличает человеческое бытие? Что является главной человеческой ценностью? О душе)

• Этика – учение о нравственности

• Эстетика – учение о чувственном восприятии, о красоте и прекрасном

• История философии или историософия (Почему происходят события? Существует ли логика истории? Циклично/Линейно/Веерообразно ли развивается история?)

Основными частями теоретической философии выступают:

• Онтология — учение о сущем, учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. (Что первично: бытие или сознание? Материализм/идеализм (объективный – существует объективное божественное сознание, которое порождает мир (Платон); в конце 17 века солипсизм (субъективный идеализм) – мир является порождением моего субъективного познания / дуализм (2 субстанции появляются одновременно (Рене Декарт))…..Какова причина мира? Монизм – рассмотрение многообразия явлений мира в свете одного начала (Фалес – все из воды).

• Гносеология (Эпистемология) – гнозис («знание»), эпистема («точное научное знание»), следовательно, гносеология - это учение о познании. (Познаваем ли мир? Гносеологический оптимизм/Агностицизм/Скептицизм…Концепции истины: корреспондентская (Аристотель) – истина есть соответствие нашего знания о действительности самой действительности

• Диалектика — учение о развитии

• Аксиология (теория ценностей) В чем ценность человеческой жизни?

• Герменевтика (теорию понимания и толкования знаний).

Соловьев толковал слово “философия” как стремление к духовной цельности человеческого существа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.072 с.)