Обозначение локализации ответа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обозначение локализации ответа



 

Локализация ответа характеризует тип восприятия или “ментальный подход” по Клопферу. Локализация ответа определя­ется путем соотнесения образа с той или иной частью пятна.

1. Целостный ответ — W (Whole) обоз­начается в том случае, когда испытуемый фиксирует внимание на пятне в целом и продуцируемый им образ охватывает всю кляксу.

Таблица V2. Летучая мышь — W.

2 Примеры взяты из сборника упражнений по тесту Роршаха [41].

Таблица VI. Растеленная шкура — W. Д. Рапапорт предлагает рассматривать целостный ответ с точки зрения степени дифференцированности и интегрированности составляющих его частей:

1) ясно выраженное, хорошо артикули­рованное единство — W+,

2) удовлетворительное единство — Wo,

3) плохо артикулированное единство, синкретическое впечатление от всего пят­на — Wv.

Эти дополнительные показатели позво­ляют в ряде случаев отдифференцировать целостные ответы, строящиеся на основе четкого анализа элементов пятна с их по­следующей интеграцией (хорошая артику­ляция) от целостных ответов, возникших в результате глобального, синкретического восприятия пятна (плохая артикуляция).

2. Почти целостный ответ (W) — ког­да испытуемый интерпретирует примерно 2/3 кляксы.

Таблица III. Двое мужчин с бородами в костюмах — W.

Таблица II. Два человека на корточках, танцующие какой-то танец, — W.

3. Конфабуляторный целостный ответ (DW) обозначается в том случае, когда це­лостный ответ строится на основании ин­терпретации какого-то изолированного фрагмента, без учета остальной части пятна.

Таблица V. Нога, наверное, идущее животное — DW.

4. Ответы на крупные обычные детали

(D). К этой категории относятся интер­претации относительно крупной части пят­на, которая легко отграничивается проме­жуточным пространством, оттенком или цветом от остальной части пятна.

Таблица VII. Ребенок показывает язык — D.

Таблица IV. Нога в громадном сапо­ге—D.

5. Ответы на мелкие обычные детали (а). Критерии выделения этой группы от­ветов те же, что и для (4). Отметим, что такой признак, как “обычность”, определя­ется эмпирически, как правило, использу­ются таблицы Э. Бома с обозначенной на них локализацией ответов.

Таблица III. Голова птицы (d). Таблица VI. Голова с усами, напоми­нающая кошачью (d).

6. Ответы на необычные мелкие дета­ли. Необычные детали (обобщенно обоз­начаются Dd) отличаются прежде всего редкостью их актуализации. Выделяют де­тали, относящиеся к внутренней части пят­на, бордюру и некоторые другие виды Dd.

7. Ответы на промежуточное белое про­странство (S) регистрируются, если само белое пространство становится “фигурой” на темном “фоне”. Когда испытуемый ис­пользует белое пространство в комбинации с темной частью таблицы, ответ обознача­ется как WS или DS.

Таблица II. Репа или лампа — 5. Занавеси, раздвинутые в сторону, в се­редине сцена — WS.

Основные детерминанты ответов

 

Детерминантами называют такие ха­рактеристики ответа, как форма, движе­ние, цвет, оттенки. Одни из них обуслов­лены свойствами пятна, другие (движение) являются сугубо субъективным дополнени­ем, проекцией испытуемого. Детерминан­ты, так же как и локализация, раскрыва­ют способ “видения” человека, его изби­рательность в отношении тех или иных ас­пектов окружающей среды и собственного внутреннего мира.

Форма (F)

 

Детерминанта F показывает, что толч­ком к возникновению того или иного обра­за служила форма пятна, его контуры.

Таблица V. Летучая мышь, распростер­тые крылья, уши — WF.

Таблица III. Голова птицы — dF.

Ответы категории F могут различаться по качеству формы (“хорошая” или “пло­хая”). При “хорошей” форме образ соот­ветствует конфигурации пятна, видимого четко во взаимоотношении отдельных своих частей (близко к W+}. Некоторые авторы предлагают статистический критерий — “хорошими формами” считаются те, кото­рые интерпретируются наиболее часто. Од­нако статистический критерий на практике применяется редко; для определения каче­ства формы в ряде случаев можно пола­гаться на список “хороших форм” (Бек, Лузли-Устери). Клопфер считает, что ответы типа “географическая карта”, “дым”, “облако”, “след” всегда шифруются как F~, так как не предполагают четкой опре­деленной формы. Категория формы часто выступает в комбинациях с другими детер­минантами ответа; некоторые из наиболее значимых “паттернов” будут рассмотрены ниже.

 

Движение (М, FM, m)

 

Это одна из наиболее важных детерми­нант образа, непосредственно не вытекаю­щая из свойств самого пятна. Вместе с тем установлено, что конфигурация пятна, расположение светлых и темных промежут­ков на некоторых таблицах как бы прово­цирует динамические образы. Так, напри­мер, по Роршаху ответы “две человеческие головы” (таблицы I и II), “два человека” (таблица III) всегда включают элементы кинестезии, даже если испытуемый не дает ясного вербального указания. Воспринима­ет ли субъект пятна в статике или дина­мике, часто выявляется во время опроса, при этом считается, что диагностировать М можно только при наличии переживания движения, т. е. своеобразной идентифика­ции с движущимся объектом. Роршах по­лагал, что зрелая адаптированная лич­ность может идентифицировать себя толь­ко с движущимися человеческими фигу­рами, поэтому он рассматривал только од­ну категорию ответов движения — М. В настоящее время большинство авторов считают необходимым учитывать все виды движения, охватывающие виды деятельно­сти, позы, экспрессию независимо от того, приписываются ли они целым человеческим фигурам, ее частям, животным или стату­ям. В эту же категорию входят ответы с проекцией абстрактных сил, природных или механических воздействий, а также движе­ние неодушевленных предметов.

Шифр М обозначает ответы, в которых наличествует человеческая деятельность, даже если она приписывается животным, статуям или карикатурам.

Таблица VII. Это напоминает двух спо­рящих людей — WM.

Таблица I. Женщина с отрезанной го­ловой и два джентльмена по бокам, по­хожие на привидения, — WM.

Таблица V. Мефистофель с рогами и копытами, укрытый ниспадающим пла­щом, — WM.

Таблица X. Два сверчка, ссорящиеся друг с другом, — DM.

Следует заметить, что знак М включает в себя обозначение формы, т. е. форма имплицитно присутствует в детерминанте М, даже если форма неопределенная или неадекватная; последний случай обознача­ется как М~.

Шифр FM обозначает ответы, в которых фигурируют животные (или карикатуры, рисунки) в свойственной им деятельности. Этим же знаком обозначают поведение дрессированных животных.

Таблица V. Насекомое с усиками летит к нам, длинные ноги — WFM.

Таблица II. Танцующие медведи — DFM.

Шифр т обозначает движения предме­тов, действие механических, абстрактных, символических сил. Знак Fm показывает, что движущийся объект обладает четкой формой, mF характеризует объекты с ме­нее определенной формой и, наконец, т указывает на действие каких-то сил. Та­ким образом, различие между ответами, шифрующимися Fm, mF и т, определяет­ся степенью выраженности и четкости фор­мы.

Таблица IX. Эти штуки в середине по­хожи на палящие пушки — dFm.

Таблица X. Листья, падающие на землю (целое), — WmF.

Таблица X. Праздничная суматоха и беспорядок — Wm.

 

Оттенки (с, К, к)

 

Оттеночные детерминанты характеризу­ют ответы, в которых используются хрома­тические или ахроматические светотени. Использование эффектов светотени прида­ет образам новые тонконюансированные качества: передает качества поверхности или структуры, глубину или перспективу, а также обусловливает восприятие трехмер­ных объектов на плоскости.

1. Поверхность или качества структу­ры в зависимости от степени выраженности формы шифруются как Fc, cF, с.   

Таблица I. Женщина в прозрачной юбке — DFc.

Таблица VI. Чешуйчатая поверхность— DcF.

Таблица IV. Комья грязи — We.

2. Глубина, перспектива, дистанция, в зависимости от степени выраженности фор­мы, шифруются как FK, KF, К.

Таблица VII. Оклахома, нефтяные выш­ки, одни дальше, другие ближе — DFK.

Таблица VII. Это облака, похожие на людей, — DKF.

Таблица V. Сплошная темнота — WK.

Ответы типа “изморозь”, “туман”, “дымка”, “дым” шифруются как K.F или К.

3. Проекция объектов на плоскость шифруется как Fk, kF, k. Под эту катего­рию попадают две группы — ответов — рентгеновские снимки н топографические карты.

Таблица I. Позвоночник DFk.

Таблица X. Похоже на карту рель­ефов — DkF.

Таблица IV. Здесь тени, чем-то напоми­нающие рентгеновский снимок, — Wk.

 

Цвет (С и С')

 

Детерминантой “цвет” охватываются ответы, в которых обращается внимание на цвет пятна. Различают детерминанты двух видов — хроматические (красный, Коричневый, зеленый, желтый) и ахрома­тические (черный, белый, серый). | 1. Хроматический цвет может высту­пать в комбинации с формой (FC, CF) или в чистом виде (С). Место детерминанты указывает на относительное преобладание в ответе цвета или формы.

Категорией FC обозначаются ответы, в которых ведущую роль играет форма или форма и цвет уравновешены.

Таблица II. Красные носки — FC.

Таблица IX. Красивое бальное зеленое платье — FC.

Категорией CF обозначаются ответы, где ведущую роль играет цвет, но нали­чествуют элементы формы.

Таблица IX. Очень много цвета, может герб или афиша — CF.

Таблица VIII. Водоросли или подвод­ное цветущее растение — CF.

Категорией С обозначаются ответы че­тырех ТИПОВ — С, Cn, Cdes, Cgym.

С — чистый цвет; в ответах этого типа естественный цвет объектов (красный для крови, голубой для неба) используется не опосредуясь формой, например, “кровь”.

Сц—называние цвета, при отсутствии его содержательных толкований, например:

“Какое множество цветов — розовое, жел­тое, голубое, зеленое” (таблица X).

Cdes — описание цвета, обычно сочетает­ся с восприятием таблицы как художест­венного произведения, например: “Навер­ное, это акварельный этюд” (таблица IX).

Csym — символическая интерпретация цвета: “Какая радостная картина, цвет весны и возрождения” (таблица X).

2. Ахроматический цвет, так же как хроматический, может выступать в комби­нациях с формой (FC’, C’F) и иметь под-;

варианты в виде называния, описания и” символической интерпретации (Cn, Cues, Csym).

 

Шифровка содержания ответов

 

Этот этап работы с экспериментальным материалом не представляет особых труд­ностей и заключается в отнесении ответа к одной из категорий классификации. Нет нужды перечислять их все, ниже приво­дятся условные обозначения для наиболее распространенных категорий.

Н — человеческие целые или почти це­лые фигуры;

(Я) — человеческие фигуры, которые истолковываются в рисунках, карикатурах или фантастические фигуры духов, ведьм и проч.;

Hd — детали человеческой фигуры;

(На) — детали человеческой фигуры, изображенной на рисунке, в скульптуре, или детали фантастических фигур;

Л — целые или почти целые фигуры жи­вотных;

(Л):—мифологические звери, чудови­ща, карикатуры, нарисованные звери;

(Л) — антропоморфные животные;

Ad—детали тела животных.

(Ли?)—детали тела антропоморфного или фантастического животного.

At—анатомические органы человека.

AAt—анатомические органы живот-зго.

Sex — половые органы.

Obj — предметы.

N—пейзаж, ландшафт, реки, вид с вы­соты полета и т. д.

Шифровка популярности— оригинальности ответов

Эта часть анализа экспериментального материала представляет некоторые труд­ности ввиду отсутствия статистически зна­чимых данных для разных популяций. Ру­ководства по тесту Роршаха, как правило, содержат списки популярных ответов, по­лученных наиболее компетентными иссле­дователями в области Роршах-техники. Следует обратить внимание, что не все от­веты могут быть зашифрованы согласно этой категории. В приложении III приво­дим список популярных ответов (Р) по Б. Клопферу.

Оригинальными (О) считаются ответы, встречающиеся один раз на сотню ответов. Если образ неадекватен пятну, производит впечатление вычурности, его шифруют как 0~. Опознание оригинальных ответов тре­бует большого опыта самостоятельной ра­боты с текстом, поэтому на практике мож­но пользоваться простым указанием на тенденцию к оригинальности (--0).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.024 с.)