Магистральными трубопроводами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Магистральными трубопроводами



Рабочая тетрадь

Технологическое управление

Магистральными трубопроводами

Г. Новокуйбышевск 2017

Разработчик: преподаватель Керимова Надежда Геннадьевна

Технологическое управление и контроль за работой МН (МНПП). Учебное пособие. Новокуйбышевск. НОУ ДПО НУК, 2017. 33 с.

 

Краткая аннотация:

Данное учебное пособие может быть использовано преподавателями при подготовке и проведении занятий по курсу «Технологическое управление и контроль за работой МН (МНПП)», а также учащимися для самостоятельного изучения.

 Представленный материал предназначен для учащихся по профессиям оператор товарный, оператор НППС.

 

 

Рассмотрено и утверждено

На заседании методического совета

№_______ от «____»____________20____ г.

Содержание

1 Введение 4
2 Термины и определения 6
3 Сокращения 9
4 Раздел 1. Технологический процесс транспортировки нефти 11
5 1.1 Схемы перекачки нефти. 11
6 1.2. Порядок управления технологическим участком МН (пуск, перевод с одного режима работы на другой, остановка) 12
7 Раздел 2. Основные положения диспетчерского управления 14
8 2.1. Задачи диспетчерского управления 14
9 2.2.Структура диспетчерского управления 14
10 2.3. Организация работы диспетчерского персонала 16
11 2.4 Средства диспетчерского управления 17
12 Раздел 3. Функции диспетчерских пунктов 18
13 3.1 Функции центрального диспетчерского пункта 18
14 3.2 Функции территориального диспетчерского пункта 19
15 3.3 Функции районного диспетчерского пункта 20
16 3.4 Функции местного диспетчерского пункта, оперативного персонала 20
17 Раздел 4: Порядок управления, полномочия и ответственность МДП, оперативного персонала. 21
18 4.1 Контроль технологических параметров оборудования и систем 21
19 4.2 Учет движения нефти по РП, ПСП 23
20 4.3 Оперативный контроль качества нефти 24
21 4.4 Контроль порядка и режимов пропуска средств очистки и диагностики 25
22 4.5 Производство переключений на технологических трубопроводах НПС, ПК, ПНБ, ПСП  25
23 4.6 Контроль хода ремонтных или аварийно-восстановительных работ 26
24 4.7 Согласование и учет работ выполняемых по наряд-допускам и распоряжениям 27
25 4.8 Оперативное взаимодействие диспетчера МДП 27
26 4.9 Оперативный персонал технологических объектов 28
27 4.10 Оператор технологического объекта (НПС, РП, ПК, ПНБ, ПСП) 29
28 Раздел 5. Управление магистральными нефтепроводами при изменении давления на установившемся режиме работы МН 29
29 Список литературы 33

Введение

История отрасли

           Современный трубопроводный транспорт, сравнительно молодой, но быстро развивающийся, служит для транспортировки жидких, газообразных и твердых видов продукции. История нефтепроводов насчитывает немногим более 100 лет. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок.

После территориальных приобретений в районе Баку в начале XIX века основным нефтяным районом России стал Кавказ. После изобретения керосиновой лампы в 1853 году спрос на нефть возрос многократно.

           Первая скважина на нефть промышленным способом была пробурена на Апшеронском полуострове в 1847 году, первая эксплуатационная скважина пробурена на р. Кудако на Кубани в 1864 году.

           Основанное в 1879 году «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» вело нефтедобычу и нефтепереработку в Баку, создало собственную транспортную и сбытовую сеть, включавшую нефтепроводы, танкеры, вагоны-цистерны и нефтебазы с причалами и железнодорожными ветками.

           В конце XIX века в нефтедобывающую отрасль были допущены иностранцы и, в частности, Ротшильд и Рокфеллер.

В 1913 году в России было добыто 9,093 млн. тонн нефти, что равняется 555,1 млн. пудов

Войны и революционные события в России ввергли нефтедобычу в кризис. Только в 1920-е годы стало возможным говорить о восстановлении отрасли. С освоением с 1932-ого нефтяных месторождений между Волгой и Уралом создавалась вторая крупная база нефтяной промышленности СССР.

           В конце 40-х годов по мере освоения нефтяных месторождений Башкирии, Татарстана, Самары, Перми и Оренбурга, а также месторождений Северного Кавказа началось активное строительство магистральных нефтепроводов. Начало 50-х годов считается периодом интенсивной добычи нефти. Развитие новых нефтяных месторождений и рост производства явились предпосылками для создания принципиально новых методов для перекачки нефти и нефтепродуктов, а также современного оборудования. Отличительными чертами того периода можно считать дальнейшую механизацию процесса сооружения трубопроводов, применения новых систем связи.

           С 1960 года в СССР были освоены огромные месторождения Поволжья, Тимано-Печоры и Западной Сибири.

           С конца 60-х годов создается система транзитных магистральных трубопроводов. Эти годы можно считать новой и наиболее сложной стадией развития трубопроводного транспорта.

           В 1991 году одновременно с прекращением деятельности Министерства нефтяной промышленности СССР было ликвидировано его главное хозрасчетное управление по транспорту и поставкам нефти - Главтранснефть. В целях выполнения общесистемных функций и сохранения единства управления 16 предприятий нефтепроводного транспорта основали компанию "Транснефть", а на базе Главтранснефти - исполнительную дирекцию компании. Производственное объединение магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири, ранее входившие в структуру Главтранснефти, один год функционировало как самостоятельное предприятие - "Сибнефтепровод".

           В условиях рыночной экономики нефтяные и газовые производственные ассоциации получили право самостоятельно подписывать договоры с потребителями. Были организованы совместные производственные предприятия с участием иностранного капитала, самостоятельно выбирающие покупателя. В силу этих обстоятельств, с 1992 года оплата услуг по транспорту нефти стала производиться на основе тарифов.

На современном этапе функционирование системы нефтепроводов происходит в принципиально новых экономических и политических условиях. В связи с разделением трубопроводов по территориальной принадлежности между государствами - бывшими республиками СССР - в настоящее время только Россия обладает единой нефтепроводной системой.               

Магистральные нефтепроводы акционерной компании по транспорту нефти "Транснефть" обеспечивают транспорт 93% добываемой в России нефти. Система магистральных нефтепроводов является естественной монополией и находится в государственной собственности и полностью контролируется государством. Контроль осуществляется посредством установления цен (тарифов) на транспортные услуги, распределением прав доступа к экспортным нефтепроводам, согласования инвестиций в нефтепроводный транспорт, также влияющих на тарифы.

2. Термины и определения

магистральный трубопровод (для нефти/нефтепродуктов): Технологически неделимый, централизованно управляемый имущественный производственный комплекс, состоящий из взаимосвязанных объектов, соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации, и предназначенный для транспортировки нефти и нефтепродуктов, соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации, от пунктов отправления до пунктов назначения или перевалки на иной вид транспорта.

НПС: Площадочный объект, включающий в себя комплекс зданий, сооружений и устройств, обеспечивающих его безопасную и надежную эксплуатацию, и предназначенный для выполнения технологических операций по приему, накоплению, учету и перекачке нефти/нефтепродуктов.

Примечание – Согласно сложившейся практике, в тексте документов, как правило, используют краткую форму термина, а именно «НПС», взамен объединенного термина «нефтеперекачивающая [нефтепродуктоперекачивающая] станция».

головная НПС: НПС с резервуарным парком, расположенная непосредственно в начале магистрального трубопровода, предназначенная для выполнения технологических операций по приему нефти/нефтепродуктов от предыдущего технологического участка, и/или от поставщиков, её/их накоплению, учёту и перекачке по магистральному трубопроводу и имеющая технологическую схему, позволяющую работать только по схеме «через резервуары» или «с подключенными резервуарами».

промежуточная НПС: НПС без резервуарного парка, предназначенная для поддержания необходимого режима перекачки нефти/нефтепродуктов по магистральному трубопроводу и имеющая технологическую схему, позволяющую работать только по схеме «из насоса в насос».

промежуточная НПС с емкостью:НПС с резервуарным парком, предназначенная для поддержания необходимого режима перекачки нефти/нефтепродуктов по магистральному трубопроводу и имеющая технологическую схему, позволяющую работать по схеме «из насоса в насос», «через резервуары» или «с подключенными резервуарами».

Примечание – Промежуточная НПС с емкостью может использоваться для приёма нефти/нефтепродуктов от предыдущего технологического участка и/или от поставщиков, её/их накопления, учёта и транспортирования по магистральному трубопроводу.

резервуарный парк: Комплекс взаимосвязанных резервуаров и другого технологического оборудования, предназначенный для осуществления приема, накопления, измерения объёма, сдачи нефти/нефтепродуктов.

магистральная насосная станция: Сооружение, входящее в состав НПС и предназначенное для повышения давления в магистральном трубопроводе с помощью магистральных насосных агрегатов.

подпорная насосная станция: Сооружение, входящее в состав НПС и предназначенное для подачи нефти/нефтепродуктов из резервуарного парка на вход магистральных насосных агрегатов с давлением, обеспечивающим их работу вне зоны кавитации.

приемо-сдаточный пункт:Площадочный объект, предназначенный для учета количества и оценки качества нефти/нефтепродуктов, на котором подразделения принимающей и сдающей сторон выполняют прием/сдачу нефти/нефтепродуктов.

система измерений количества и показателей качества нефти [нефтепродуктов]: Совокупность функционально объединенных средств измерений, системы обработки информации, технологического и иного оборудования, предназначенная для прямых или косвенных динамических измерений массы и других показателей нефти [нефтепродуктов].

технологический участок магистрального трубопровода: Участок магистрального трубопровода от одной НПС с резервуарным парком до следующей по потоку НПС с резервуарным парком или до конечного пункта, для которого предусмотрен технологический режим перекачки нефти/нефтепродуктов, работающий в едином гидравлическом режиме.

расчетная пропускная способность участка магистрального трубопровода: Максимальный расчётный объем нефти/нефтепродуктов, который может пропустить участок трубопровода в единицу времени при заданных параметрах нефти/нефтепродуктов, с учетом проектных характеристик установленного оборудования и установленного рабочего давления на входе и выходе НПС.

Примечание – К заданным параметрам нефти/нефтепродуктов относятся вязкость, плотность
и т. д.

фактическая пропускная способность участка магистрального трубопровода: Документально подтвержденный максимальный объем нефти/нефтепродуктов, который может пропустить участок трубопровода в единицу времени при фактических параметрах нефти/нефтепродуктов с учетом фактических характеристик установленного оборудования и установленного рабочего давления на входе и выходе НПС.

Примечания

1 Фактическая пропускная способность участка магистрального трубопровода подтверждается актом опробования.

2 К фактическим параметрам нефти/нефтепродуктов относятся вязкость, плотность и т. д.

транспортировка нефти [нефтепродуктов]: Совокупность технологических операций, включающая в себя прием нефти [нефтепродуктов] на начальном приемо-сдаточном пункте, перекачку по магистральному трубопроводу, сдачу на конечном приемо-сдаточном пункте, слив, налив и перевалку.

перекачка нефти [нефтепродуктов]: Процесс перемещения нефти [нефтепродуктов] в трубопроводе по заданной схеме.

Примечание – Различают следующие схемы перекачки: «через резервуары», «с подключенными резервуарами», «из насоса в насос».

последовательная перекачка нефти [нефтепродуктов]: Перекачка нескольких партий нефтей [нефтепродуктов] в одном направлении по одному трубопроводу с соблюдением требований по сохранению качества разносортных нефтей [нефтепродуктов].

обратная перекачка нефти [нефтепродуктов]: Перекачка нефти [нефтепродуктов] в направлении, противоположном основной работе трубопровода.

прием/сдача нефти [нефтепродуктов]: Совокупность технологических операций при приеме/сдаче нефти [нефтепродуктов], осуществляемых в порядке, установленном в нормативных документах.

маршрут транспортировки нефти [нефтепродуктов]: Направление, определяющее транспортировку нефти [нефтепродуктов] по магистральным трубопроводам от пункта отправления до пункта назначения нефти [нефтепродуктов].

маршрутное поручение: Документ, оформляемый ОАО «АК «Транснефть» для транспортировки нефти по магистральным трубопроводам, в соответствии с заказом грузоотправителя на транспортировку, и направляемый в организации системы «Транснефть» для осуществления операций по приему/сдаче, перекачке, перевалке, сливу/наливу нефти грузоотправителя.

маршрутная телеграмма: Документ, оформляемый ОАО «АК «Транснефть» для транспортировки нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, в соответствии с заказом грузоотправителя на транспортировку, и направляемый в организации системы «Транснефть» для осуществления операций по приему/сдаче, перекачке, перевалке, сливу/наливу нефтепродуктов грузоотправителя.

партия нефти [нефтепродукта]: Определенное количество нефти [нефтепродукта одной марки], оформленное сопроводительными документами в установленном порядке.

Примечание – Сопроводительными документами являются маршрутное поручение [маршрутная телеграмма], акт приема-сдачи, паспорт нефти [нефтепродукта].

нестандартный нефтепродукт:Нефтепродукт, по своим качественным характеристикам не соответствующий требованиям нормативных документов, по которым он выработан.

грузоотправитель нефтепродуктов: Юридическое или физическое лицо, являющееся собственником нефтепродуктов либо владеющее ими на ином законном основании, удовлетворяющее требованиям действующего законодательства Российской Федерации, получившее в установленном порядке доступ к услугам по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

грузополучатель нефтепродуктов: Юридическое или физическое лицо, удовлетворяющее требованиям действующего законодательства Российской Федерации, являющееся получателем нефтепродуктов в пункте назначения и подписывающее акт приема-сдачи нефтепродукта.

технологический режим работы магистрального трубопровода: Режим перекачки нефти/нефтепродуктов по технологическому участку магистрального трубопровода, который характеризуется величиной производительности перекачки, значениями давления на входе, в коллекторе и выходе НПС, количеством и номерами включенных в работу насосных агрегатов.

стационарный (технологический) режим работы магистрального трубопровода: Установившийся режим работы технологического участка магистрального трубопровода, при котором завершены все необходимые технологические переключения, давление нефти/нефтепродукта во всех точках не изменяется во времени.

Примечание – К технологическим переключениям относятся пуск/останов трубопровода, включение/отключение магистрального насоса, включение/отключение НПС, полное или частичное открытие/закрытие задвижки, переключение резервуаров, начало или прекращение приема/сдачи нефти/нефтепродукта и т. п.

нестационарный (технологический) режим работы магистрального трубопровода: Неустановившийся режим работы технологического участка магистрального трубопровода, характеризующийся изменением параметров протекания гидравлического процесса, возникающий при переходе трубопровода с одного стационарного режима на иной в результате технологических переключений/повреждений.

Сокращения

В настоящем документе применены следующие сокращения:

АРМ – автоматизированное рабочее место;

АСКИД – автоматизированная система контроля исполнения договоров на оказание транспортных услуг по поставкам нефти;

АСУ ТП – автоматизированная система управления технологическими процессами;

БИК – блок измерения показателей качества нефти;

ВВ – высоковольтный выключатель;

ДИТ – департамент информационных технологий;

ДТУ и КН – департамент транспорта, учета и качества нефти ОАО «АК «Транснефть»;

ДЭС – дизельная электростанция;

ДП – диспетчерское подразделение;

ДУ – диспетчерское управление ОАО «АК «Транснефть»;

КНП – контроль нормативных параметров;

ЛАЭС – линейная аварийно-эксплуатационная служба;

ЛПДС – линейная производственно-диспетчерская станция;

ЛЧ – линейная часть;

ЛЭП – линия электропередачи;

МДП – местный диспетчерский пункт;

МН – магистральный нефтепровод;

МНА – магистральный насосный агрегат;

НБ – нефтебаза;

ОСТ – организация системы «Транснефть», осуществляющая эксплуатацию магистральных нефтепроводов;

ОГЭ – отдел главного энергетика;

ОУ – очистное устройство;

ОЭН – отдел эксплуатации нефтепроводов;

ПС РП – пункт смешения с резервуарным парком;

ПГТ – подразделение главного технолога;

ПГДН – посуточный график движения нефти;

ПЛВА – план ликвидации возможных аварий;

ПЛРН – план по предупреждению и ликвидации розливов нефти;

ПНА – подпорный насосный агрегат;

ППР – план производства работ;

ПСП – приемо-сдаточный пункт;

РДП – районный диспетчерский пункт;

РНУ – районное нефтепроводное управление;

РП – резервуарный парк;

САР – система автоматического регулирования;

СДКУ – система диспетчерского контроля и управления;

СИКН – система измерений количества и показателей качества нефти;

СМНП – специальный морской нефтеналивной порт;

ТДП – территориальный диспетчерский пункт;

ТТД – товарно-транспортная деятельность;

ТТО – товарно-транспортный отдел;

ТКО – товарно-коммерческие операции;

ЦДП – центральный диспетчерский пункт;

ЧРП – частотно регулируемый привод;

ХАЛ – химико-аналитическая лаборатория

Схемы перекачки нефти.

Транспортировка нефти по системе МН ОАО «АК «Транснефть» осуществляется в соответствии со Схемой нормальных (технологических) грузопотоков нефти

Технологический процесс перекачки может осуществляться по следующим схемам:

- «через резервуары» – весь поток нефти проходит через резервуар или группу резервуаров, применяется для коммерческого учета нефти на НПС и накопления нефти, для перехвата воздушных «пробок» после производства плановых
и аварийно-восстановительных работ, а также партии некондиционной нефти
(с повышенным содержанием воды, хлористых солей, серы);

- «из насоса в насос» – применяется при схеме перекачки, когда промежуточные НПС без подкачки из РП работают на давлении, развиваемом предыдущей НПС;

- «с подключенными резервуарами» – применяется на ЛПДС (НПС) с РП
для компенсации неравномерности производительности на смежных участках нефтепровода.

План график движения нефти (далее ПГДН) на месяц с учетом наличия нефти и свободной емкости в РП разрабатывается ОСТ до 26 числа предыдущего месяца.

На основании плана движения нефти, с учетом графика вывода в ППР основного и вспомогательного оборудования разрабатывает план-график работы МН (технологических участков) на месяц с почасовой разбивкой в соответствии с требованиями ОР-03.220.99-КТН-092-08 и до 27 числа месяца, предшествующего планируемому, направляет его в ТДП, РДП, филиалы ОСТ.

В план-графиках работы МН на месяц с указанием времени переключений должны учитываться все технологические переключения на объектах МН, в том числе
на технологических трубопроводах НПС, выполнение которых влияет на параметры режима работы МН. Производство таких переключений и изменение состава оборудования, которое может повлиять на изменение параметров режима работы МН, должно быть согласовано с управляющим диспетчером РДП и диспетчером ТДП.

При переключениях в режиме телеуправления без остановки перекачки, производимых на ЛЧ МН диспетчером ТДП (РДП) или на технологических трубопроводах НПС диспетчером МДП (оператором НПС), закрытие задвижки должно производиться только после открытия задвижек в новом направлении перекачки.

Возобновление перекачки нефти по технологическому участку МН осуществляется после полного открытия запорной арматуры ЛЧ участка МН, а также технологических задвижек НПС и РП, необходимых для обеспечения технологической схемы перекачки.

1.2. Порядок управления технологическим участком МН (пуск, перевод с одного режима работы на другой, остановка)

Управление режимом работы МН (пуски и остановки насосных агрегатов, переход с одного агрегата на другой) должно осуществляться в соответствии с «Инструкцией о порядке управления технологическим участком МН (пуск, перевод с одного режима работы на другой, остановка)» (далее – Инструкция).

В Инструкции должны быть определены:

- порядок взаимодействия оперативно-диспетчерского персонала;

- структура управления;

- режимы управления технологическим участком нефтепровода;

- порядок подготовки технологического участка МН к пуску;

- порядок пуска технологического участка МН в работу;

- порядок перевода технологического участка МН с одного режима работы
на другой;

- порядок остановки технологического участка МН;

- действия оперативно-диспетчерского персонала при возникновении нештатных ситуаций.

Технологический процесс транспортировки нефти должен осуществляться
с соблюдением требований, установленных в следующих документах, утвержденных главным инженером ОСТ:

- план-график работы МН на месяц с почасовой разбивкой;

- карта технологических режимов работы МН, карта переходных режимов;

- технологическая карта защит МН;

- технологическая карта по эксплуатации резервуаров товарных парков НПС (ЛПДС);

- таблица нормативно-технологических параметров.

 Основной схемой управления МН ОАО «АК «Транснефть» является управление с использованием СДКУ. В случае отсутствия управляющей функции СДКУ или ее отказа, управление технологическим участком производится по резервной схеме –
с местного уровня управления диспетчером МДП (оператором НПС) по команде управляющего диспетчера РДП (ТДП) с оформлением оперативной двухсторонней факсограммы.

Во время переходных нестационарных процессов пуска МН, переходных режимов работы МН, остановки МН диспетчер РДП (ТДП) обязан постоянно отслеживать изменение параметров режима работы МН, насосных агрегатов, нагрузок электродвигателей насосных агрегатов.

 В СДКУ автоматически формируются графики параметров режима работы МН, с возможностью вывода на экран АРМ диспетчера и просмотр совмещенных характеристик параметров работы МН с установкой времени и скорости просмотра событий, обеспечено архивирование данных режимов работы МН.

В АРМ управляющего диспетчера РДП (ТДП) входят основные управляющие функции: пуск и остановка подпорных и МНА, открытие и закрытие запорно-регулирующей арматуры МН.

На технологических участках МН, принадлежащих двум и более ОСТ
(далее – смежные технологические участки), управление работой нефтепроводов осуществляется в соответствии с утвержденной в установленном порядке Инструкцией.

На смежные технологические участки ПГТ ОСТ должны быть разработаны и утверждены главными инженерами ОСТ карты технологических и переходных режимов работы МН, технологические карты защит нефтепроводов и план-графики работы МН на месяц с почасовой разбивкой. Указанные технологические карты разрабатывает ПГТ того ОСТ, в функции которого входит управление смежным технологическим участком  в соответствии с утвержденной схемой управления.

 Рабочие места оперативно-диспетчерского персонала МДП, РДП и ТДП смежных ОСТ, участвующего в управлении данным технологическим участком
(пуск, перевод с одного режима на другой, остановка), должны быть обеспечены картами технологических и переходных режимов работы МН, технологическими картами защит МН и план-графиками работы МН на месяц с почасовой разбивкой.

Рабочая тетрадь

Технологическое управление

магистральными трубопроводами

Г. Новокуйбышевск 2017

Разработчик: преподаватель Керимова Надежда Геннадьевна

Технологическое управление и контроль за работой МН (МНПП). Учебное пособие. Новокуйбышевск. НОУ ДПО НУК, 2017. 33 с.

 

Краткая аннотация:

Данное учебное пособие может быть использовано преподавателями при подготовке и проведении занятий по курсу «Технологическое управление и контроль за работой МН (МНПП)», а также учащимися для самостоятельного изучения.

 Представленный материал предназначен для учащихся по профессиям оператор товарный, оператор НППС.

 

 

Рассмотрено и утверждено

На заседании методического совета

№_______ от «____»____________20____ г.

Содержание

1 Введение 4
2 Термины и определения 6
3 Сокращения 9
4 Раздел 1. Технологический процесс транспортировки нефти 11
5 1.1 Схемы перекачки нефти. 11
6 1.2. Порядок управления технологическим участком МН (пуск, перевод с одного режима работы на другой, остановка) 12
7 Раздел 2. Основные положения диспетчерского управления 14
8 2.1. Задачи диспетчерского управления 14
9 2.2.Структура диспетчерского управления 14
10 2.3. Организация работы диспетчерского персонала 16
11 2.4 Средства диспетчерского управления 17
12 Раздел 3. Функции диспетчерских пунктов 18
13 3.1 Функции центрального диспетчерского пункта 18
14 3.2 Функции территориального диспетчерского пункта 19
15 3.3 Функции районного диспетчерского пункта 20
16 3.4 Функции местного диспетчерского пункта, оперативного персонала 20
17 Раздел 4: Порядок управления, полномочия и ответственность МДП, оперативного персонала. 21
18 4.1 Контроль технологических параметров оборудования и систем 21
19 4.2 Учет движения нефти по РП, ПСП 23
20 4.3 Оперативный контроль качества нефти 24
21 4.4 Контроль порядка и режимов пропуска средств очистки и диагностики 25
22 4.5 Производство переключений на технологических трубопроводах НПС, ПК, ПНБ, ПСП  25
23 4.6 Контроль хода ремонтных или аварийно-восстановительных работ 26
24 4.7 Согласование и учет работ выполняемых по наряд-допускам и распоряжениям 27
25 4.8 Оперативное взаимодействие диспетчера МДП 27
26 4.9 Оперативный персонал технологических объектов 28
27 4.10 Оператор технологического объекта (НПС, РП, ПК, ПНБ, ПСП) 29
28 Раздел 5. Управление магистральными нефтепроводами при изменении давления на установившемся режиме работы МН 29
29 Список литературы 33

Введение

История отрасли

           Современный трубопроводный транспорт, сравнительно молодой, но быстро развивающийся, служит для транспортировки жидких, газообразных и твердых видов продукции. История нефтепроводов насчитывает немногим более 100 лет. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок.

После территориальных приобретений в районе Баку в начале XIX века основным нефтяным районом России стал Кавказ. После изобретения керосиновой лампы в 1853 году спрос на нефть возрос многократно.

           Первая скважина на нефть промышленным способом была пробурена на Апшеронском полуострове в 1847 году, первая эксплуатационная скважина пробурена на р. Кудако на Кубани в 1864 году.

           Основанное в 1879 году «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» вело нефтедобычу и нефтепереработку в Баку, создало собственную транспортную и сбытовую сеть, включавшую нефтепроводы, танкеры, вагоны-цистерны и нефтебазы с причалами и железнодорожными ветками.

           В конце XIX века в нефтедобывающую отрасль были допущены иностранцы и, в частности, Ротшильд и Рокфеллер.

В 1913 году в России было добыто 9,093 млн. тонн нефти, что равняется 555,1 млн. пудов

Войны и революционные события в России ввергли нефтедобычу в кризис. Только в 1920-е годы стало возможным говорить о восстановлении отрасли. С освоением с 1932-ого нефтяных месторождений между Волгой и Уралом создавалась вторая крупная база нефтяной промышленности СССР.

           В конце 40-х годов по мере освоения нефтяных месторождений Башкирии, Татарстана, Самары, Перми и Оренбурга, а также месторождений Северного Кавказа началось активное строительство магистральных нефтепроводов. Начало 50-х годов считается периодом интенсивной добычи нефти. Развитие новых нефтяных месторождений и рост производства явились предпосылками для создания принципиально новых методов для перекачки нефти и нефтепродуктов, а также современного оборудования. Отличительными чертами того периода можно считать дальнейшую механизацию процесса сооружения трубопроводов, применения новых систем связи.

           С 1960 года в СССР были освоены огромные месторождения Поволжья, Тимано-Печоры и Западной Сибири.

           С конца 60-х годов создается система транзитных магистральных трубопроводов. Эти годы можно считать новой и наиболее сложной стадией развития трубопроводного транспорта.

           В 1991 году одновременно с прекращением деятельности Министерства нефтяной промышленности СССР было ликвидировано его главное хозрасчетное управление по транспорту и поставкам нефти - Главтранснефть. В целях выполнения общесистемных функций и сохранения единства управления 16 предприятий нефтепроводного транспорта основали компанию "Транснефть", а на базе Главтранснефти - исполнительную дирекцию компании. Производственное объединение магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири, ранее входившие в структуру Главтранснефти, один год функционировало как самостоятельное предприятие - "Сибнефтепровод".

           В условиях рыночной экономики нефтяные и газовые производственные ассоциации получили право самостоятельно подписывать договоры с потребителями. Были организованы совместные производственные предприятия с участием иностранного капитала, самостоятельно выбирающие покупателя. В силу этих обстоятельств, с 1992 года оплата услуг по транспорту нефти стала производиться на основе тарифов.

На современном этапе функционирование системы нефтепроводов происходит в принципиально новых экономических и политических условиях. В связи с разделением трубопроводов по территориальной принадлежности между государствами - бывшими республиками СССР - в настоящее время только Россия обладает единой нефтепроводной системой.               

Магистральные нефтепроводы акционерной компании по транспорту нефти "Транснефть" обеспечивают транспорт 93% добываемой в России нефти. Система магистральных нефтепроводов является естественной монополией и находится в государственной собственности и полностью контролируется государством. Контроль осуществляется посредством установления цен (тарифов) на транспортные услуги, распределением прав доступа к экспортным нефтепроводам, согласования инвестиций в нефтепроводный транспорт, также влияющих на тарифы.

2. Термины и определения

магистральный трубопровод (для нефти/нефтепродуктов): Технологически неделимый, централизованно управляемый имущественный производственный комплекс, состоящий из взаимосвязанных объектов, соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации, и предназначенный для транспортировки нефти и нефтепродуктов, соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации, от пунктов отправления до пунктов назначения или перевалки на иной вид транспорта.

НПС: Площадочный объект, включающий в себя комплекс зданий, сооружений и устройств, обеспечивающих его безопасную и надежную эксплуатацию, и предназначенный для выполнения технологических операций по приему, накоплению, учету и перекачке нефти/нефтепродуктов.

Примечание – Согласно сложившейся практике, в тексте документов, как правило, используют краткую форму термина, а именно «НПС», взамен объединенного термина «нефтеперекачивающая [нефтепродуктоперекачивающая] станция».

головная НПС: НПС с резервуарным парком, расположенная непосредственно в начале магистрального трубопровода, предназначенная для выполнения технологических операций по приему нефти/нефтепродуктов от предыдущего технологического участка, и/или от поставщиков, её/их накоплению, учёту и перекачке по магистральному трубопроводу и имеющая технологическую схему, позволяющую работать только по схеме «через резервуары» или «с подключенными резервуарами».

промежуточная НПС: НПС без резервуарного парка, предн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.170.190 (0.153 с.)