Понятие, признаки и вилы органов государственной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, признаки и вилы органов государственной власти



Органы государственной власти в России: понятие, признаки, виды.

Общепризнанным считается следующее определение органа государственной власти – это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных государственных функций и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Понятие органа государственной власти складывается из совокупности определенных признаков, а именно:

• создается и действует от имени государства: Российской Федерации или субъекта Федерации;

• действует на основе законов и других нормативных правовых актов;

• выполняет свойственные только ему задачи и функции;

• обладает собственной компетенцией;

• характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью;

• наделен властными полномочиями, то есть его решения принимаются от имени государства, носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства;

Только совокупность этих признаков дает основание относить тот или иной орган к числу государственных.

Система органов государственной власти многосложна, состоит из разнообразных звеньев, иерархически соподчиненных друг с другом.

В зависимости от критерия органы государственной власти классифицируются на различные виды.

1. По принципу федерализма органы делятся на федеральные органы и органы субъектов федерации.

На федеральном уровне система органов государственной власти включает в себя: Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и суды Российской Федерации.

На уровне субъектов Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, структура и компетенция которых определяется субъектами Федерации самостоятельно.

2. По принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные.

3. По характеру выполняемых задач органы государства подразделяются на четыре вида:

законодательные органы, избираемые населением, обладающие исключительным правом на принятие законодательных актов;

исполнительно-распорядительные органы, основной формой деятельности которых является исполнительно-распорядительная в целях исполнения законов;

судебные органы, уполномоченные применять государственное принуждение за нарушение закона;

контрольные и надзорные органы, деятельность которых состоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц с точки зрения законности и целесообразности.

4. По срокам полномочий органы государства делятся на следующие:

постоянные, которые создаются без ограничения срока действия;

временные, которые создаются на определенный срок.

5. В зависимости от правовой основы образования можно различать государственные органы, создаваемые на основе:

• Конституции РФ;

• федеральных конституционных законов, федеральных законов;

• указов Президента РФ;

• постановлений Правительства РФ;

• законодательных актов субъектов Российской Федерации.

6. По территории (уровню) деятельности: центральные, региональные, местные (территориальные).

7. По характеру компетенции: общей компетенции, отраслевой и функциональной компетенции, особой компетенции.

8. По виду государственной деятельности: гражданские, военные, правоохранительные.

9. По форме принятия решений: коллегиальные, единоначальные.

Правовой статус Президента РФ: порядок избрания, наделение и

Прекращение полномочий.

Президент РФ — высшаягосударственная должностьРФ, а также лицо, избранное на эту должность.ПрезидентРоссии являетсяглавой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы. Президент РФ является также гарантомКонституции РФ,прав и свобод человека и гражданинаиверховным главнокомандующимВооружёнными силами РФ. В соответствии сКонституцией РФи федеральными законами президент РФ определяет основные направления внутренней и внешнейполитики. Президент РФ обладает неприкосновенностью.

Основные функции Президента РФ:

1) принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;

2) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

3) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

4) представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;

5) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Прекращение полномочий Президента РФ:

1) с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ;

2) отставка;

3) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

4) отрешение от должности.

Основание отрешения Президента РФ от должности – выдвинутое ГД обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации. Обвинение ГД должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. При этом Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

При досрочном прекращении полномочий Президента РФ выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

Порядок избрания Президента РФ

Впервые Президент был избран на 6 лет.

Основные принципы выборов Президента РФ: всеобщность; равенство; свободное и добровольное участие граждан РФ в выборах; прямое волеизъявление; тайное голосование.

Требования к кандидату на должность Президента РФ: гражданство РФ; возраст не моложе 35 лет (возрастной ценз); постоянное проживание в РФ не менее 10 лет (ценз оседлости).

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Не может быть избранным Президентом РФ:

1) гражданин, признанный судом недееспособным;

2) гражданин, содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;

3) гражданин, занимающий на день официального опубликования решения о назначении выборов должность Президента РФ второй срок подряд;

4) гражданин, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента и в котором четыре года тому назад был избран Президент РФ. В случае досрочного прекращения Президентом исполнения своих полномочий Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты:

1) политическими партиями, имеющими принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов,

2) избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения, при условии поддержки самовыдвижения группой избирателей.

Расходы на подготовку и проведение выборов Президента производятся за счет средств федерального бюджета. Выборы Президента считаются состоявшимися в случае если в них приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. Кандидат считается избранным если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах Президента. В случае, если ни один из кандидатов не набрал необходимого для избрания количества голосов проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов.

Органы законодательной власти. Федеральное Собрание РФ.

Федеральное Собрание РФ — это парламент России, ее предста­вительный и законодательный орган, осуществляющий государствен­ную власть в стране наряду с Президентом РФ и Правительством РФ на основе принципа разделения властей. Особое место парламента России в системе государственных органов РФ состоит в том, что ему принадлежит ведущая роль в представительстве интересов и воли всего нашего многонационального народа и только ему предоставлено право принимать федеральные законы как правовые акты, имеющие на всей территории страны высшую юридическую силу. Власть Фе­дерального Собрания РФ базируется на прямом волеизъявлении на­рода путем всеобщих свободных прямых равных выборов при тайном голосовании.

По своей структуре Федеральное Собрание РФ состоит из двух равноправных палатГосударственной Думы и Совета Федерации. Очень часто Государственная Дума именуется у нас нижней палатой, а Совет Федерации — верхней пала­той.

Федеральное Собрание РФ является постоянно действующим ор­ганом, палаты которого работают не на кратковременной сессионной основе, а в течение всего года за исключением отпускного периода. Палаты заседают, как правило, раздельно, самостоятельно. В отдель­ных случаях они могут собираться совместно: для заслушивания посла­ний Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступле­ний руководителей иностранных государств. Единственным совместно образуемым палатами постоянным органом Федерального Собрания РФ является Счетная палата, создаваемая для контроля за выполнени­ем федерального бюджета. Кроме того, могут создаваться согласитель­ные комиссии в случаях возникновения разногласий при принятии законов.

Состав палат определяется Конституцией РФ. Совет Федерации состоит из представителей от каждого субъекта Российской Федерации – по два от каждого из субъектов РФ. Согласно Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г.*, этими представителями являются главы исполнительного и законодательного (представительного) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые входят в Совет Федерации по должности

Порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы устанавливается на основе Конституции РФ федеральными законами. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Понятно, что депутатский корпус и руководители исполнительных органов субъектов могут обновляться в результате региональных выборов. Выборы же самого Совета Федерации, срок его полномочий Конституцией не предусматриваются.

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании*. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года. Половина депутатов –225 человек – избираются по одномандатным избирательным округам: один депутат от каждого округа. При этом выборы должны быть альтернативными: в каждом таком округе должно быть не менее двух кандидатов. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками. При выборах депутатов Государственной Думы, таким образом, применяется смешанная избирательная система. В одномандатных избирательных округах (их 225) результаты выборов определяются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. А результаты голосования за федеральные списки кандидатов по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию Российской Федерации, определяются по пропорциональной избирательной системе. Результаты выборов в федеральном избирательном округе определяются по пропорциональной системе с учетом так называемого пятипроцентного «заградительного пункта». Полученные избирательным объединением, блоком депутатские мандаты распределяются между кандидатами из федерального списка этого объединения или блока согласно порядку размещения кандидатов в этом списке, в соответствии с их очередностью в нем.

В первую очередь получают депутатские мандаты кандидаты, указанные в начале списка. Избирательное объединение, блок, размещая кандидатов в списке, разбивают его (полностью или частично) на региональные группы кандидатов (по субъектам РФ или их группам); при этом может быть выделена часть списка, охватывающая кандидатов, не включенных в региональные группы, и в этой части списка не может быть более 18 кандидатов. Они располагаются в начале списка, и при распределении мандатов именно они получают их в первую очередь.

Если депутат, избранный в Государственную Думу по федеральному списку кандидатов избирательного объединения, избирательного блока, досрочно выбывает, то его мандат по постановлению Государственной Думы передается следующему за выбывающим кандидату из того же федерального списка. Таким образом, соответствующим избирательным объединением депутатский мандат не утрачивается и при выбытии депутата, избранного по федеральному округу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.023 с.)