Правила русской дуэли. Дуэль в России – больше чем дуэль. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила русской дуэли. Дуэль в России – больше чем дуэль.



Содержание

I. Введение

II.Основное содержание

II.1.Теоретическая часть

1.1. История русской дуэли

1.2. Правила русской дуэли. Дуэль в России – больше чем дуэль

1.3. Дуэли в произведениях А.С. Пушкина

1.4. Дуэль в произведении М.Ю. Лермонтова

1.5. Дуэль в произведениях И.С.Тургенева

II.2.Практическая часть

2.1. Проведение опроса.

III.Заключение

IV. Список литературы и источников информации

V.Приложения

 

Введение   

Есть понятие в русской истории, которое не перешло в XX и XXI века, навсегда оставшись во временах Пушкина и Лермонтова, в эпоху кавалергардов, балов, стихов. Это - дуэль. Поединок не столько с соперником, оскорбителем, но и во многом с судьбой, с роком, и почти всегда - с властью, с государством из-за борьбы за свою идею. Идеология дуэли обязательно подразумевала понятие чести, достоинства. Однако в современном мире эти человеческие качества люди научились защищать другими путями, более гуманными.

Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что учащиеся часто плохо знают обычаи, традиции страны в прошлом, поэтому не могут разобраться в том или ином произведении.

Проблема заключается во влиянии эмоций, романтических настроений в момент вызова противника на дуэль.

●Цель- выявить особенности дворянских поединков на основе литературного творчества русских писателей.

Задачи проекта:

-Изучить литературу по данной теме;

-Определить, опираясь на русскую классическую литературу, место дуэльных поединков в композиции произведений;

-Установить причины обращения русских писателей к теме дуэли, в своём творчестве.

●Методы и приёмы: полный анализ, работа с различными источниками информации, моделирование.

Краткое содержание проекта:в своём проекте я подробно изучила тему дуэли. Мне удалось узнать, каким образом она появилась, и какие правила её существования были закреплены. Кроме того, в своём проекте я проанализировала её роль в произведениях некоторых русских писателей 19 века и сделала вывод.

Предполагаемый продукт исследования: буклет.

●Объекты исследования: произведения русских писателей 19 века (А.С. Пушкина: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Выстрел»; М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; И.С. Тургенев «Отцы и дети»; Л.Н. Толстой «Война и мир»; А.П. Чехов «Дуэль»)

●Предмет исследования: дуэли в произведениях русских писателей 19 века.

●Объектная область: литература.

Теоретическая часть

История русской дуэли

История поединков уходит в глубокую древность. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, наконец, просто чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника.

Известно, что в Россию дуэль как обычай пришла с Запада. Но и там она существовала не вечно. Время зарождения классической дуэли в Западной Европе можно отнести к эпохе позднего средневековья, примерно к XIV веку, когда окончательно сформировалось и расцвело рыцарское сословие — предшественник дворянства — с его понятиями о чести, во многом чуждыми простолюдину или купцу. В XVI веке дуэли приняли уже такой угрожающий размах и уносили столько жизней, что короли начали бороться с этим обычаем. Так, за 16 лет царствования Генриха IV, во Франции было убито на дуэлях от 7 до 8 тысяч человек. Знаменитый кардинал Ришелье запретил дуэли под страхом смерти, объявив, что дворянин может жертвовать своей жизнью только в интересах короля. Людовик XIV в 1679 году специальным эдиктом учредил суд маршалов для разрешения всех вопросов чести. Отказ от поединка на протяжении всей истории продолжал считаться несмываемым позором, навсегда исключая отказавшегося из общества порядочных людей. Сознавая это, сами монархи оказывались как бы скованными, и их борьба с дуэлями всегда носила непоследовательный характер.

Дуэль — это как раз тот любопытнейший казус, когда мораль и право постоянно противоречат друг другу, когда понятие о защите чести и достоинства с оружием в руках сталкивается с неизменным стремлением государства регулировать эти вопросы правовыми средствами, с помощью суда.

Специалисты различают американскую и европейскую дуэль. Американские дуэльные поединки состояли в том, что двум соперникам выдавали оружие, и они уходили в лес. С этого момента начиналась их охота друг на друга. Можно было подстеречь противника в засаде, не возбранялся и выстрел в спину. Из-за своей безнравственности американская дуэль не привилась в России. Вообще надо сказать, что русская дуэль по своим условиям, особенностям очень отличалась от европейской, в частности от той же французской.

Во Франции в XIX веке дуэли носили больше ритуальный характер и заканчивались, как правило, бескровно. Этому способствовали и "щадящие" условия дуэльного кодекса. Барьерная дистанция (минимальное расстояние между рубежами открытия огня) устанавливалась такая, которая бы обеспечивала невысокую вероятность попадания. Обычно 30 - 35 шагов. Предположительно первой дуэлью в России можно считать поединок, состоявшийся в 1666 году в Москве между двумя наемными иностранными офицерами — шотландцем Патриком Гордоном (впоследствии петровским генералом) и англичанином майором Монтгомери. Но в то время в среду русских этот обычай еще не проник. Тем не менее, единичные прецеденты заставили царевну Софью в указе от 25 октября 1682 года, разрешившем всем служилым людям Московского государства носить личное оружие, оговорить запрет на поединки. Петр Великий, энергично насаждая в России европейские обычаи, поспешил предупредить распространение дуэлей жестокими законами против них.

За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертная казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.

Еще более определенно гласил на этот счет, изданный в качестве приложения к петровскому уставу «Артикул воинский» 1715 года. В первой статье («артикул 139») говорилось: «Все вызовы, драки и поединки чрез cue наижесточайше запрещаются. Таким образом, чтоб никто, хотя б кто он ни был, высокого или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, хотя другой, кто словами, делом, знаками или иным чем к тому побужден и раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединке с ним на пистолетах или на шпагах биться. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен... то их и по смерти за ноги повесить».

И, тем не менее, дуэли постепенно все более проникали в среду дворянской молодежи. И причиной здесь был не столько «дух буйной молодости», в чем неодобрительно корили детей законопослушные отцы, сколько формировавшееся чувство чести и личного достоинства, складывавшееся постепенно, с развитием образования и сословного воспитания, и усиливавшееся с каждым новым поколением. Дворянская молодежь, по-прежнему верная присяге и престолу, не допускала при этом вмешательства государства в дела чести. Позднее эту формулу емко и сжато выразил генерал Корнилов в своем жизненном кредо: «Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому».

 При этом лично Николай I относился к дуэлям с отвращением, известны его слова: «Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил ее в английской армии и хорошо сделал». Но именно на 20—40-е годы XIX века приходятся громкие дуэли Пушкина с Дантесом, Рылеева с князем Шаховским, Грибоедова с Якубовичем, Лермонтова с де Барантом и Мартыновым.

Так же при императоре Николае I по «Уложению о наказаниях уголовных» 1845 года ответственность за дуэли была существенно понижена: секунданты и врачи вообще освобождались от наказания (если только они не выступали в роли подстрекателей), а наказание дуэлянтам уже не превышало — даже в случае гибели одного из противников — заключения в крепости от 6 до 10 лет с сохранением дворянских прав по выходе. На практике же и эти меры никогда не применялись — наиболее распространенным наказанием для дуэлянтов был перевод в действующую армию на Кавказ (как это было с Лермонтовым за дуэль с де Барантом), а в случае смертельного исхода — разжалование из офицеров в рядовые (как это было с Дантесом после дуэли с Пушкиным), после чего они, как правило, довольно быстро восстанавливались в офицерском чине.

Наконец в 1894 году, в самом конце царствования Александра III, поединки были официально разрешены. Приказ по военному ведомству № 118 от 20 мая 1894 года, так и озаглавленный: «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде», состоял из 6 пунктов.

Если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает.

Так что и в начале нашего столетия дуэли были в России довольно частым явлением. Известный политический деятель— лидер «Союза 17 октября» А. И. Гучков дрался на дуэли не раз, стяжав даже славу бретера (хотя сам был отнюдь не дворянского происхождения). Кстати, выстрел в воздух допускался только в случае, если стрелял вызванный на дуэль, а не тот, кто вызвал — в противном случае дуэль не признавалась действительной, а лишь фарсом, поскольку при этом ни один из противников не подверг себя опасности.

Затем наступили иные времена. Лучшие представители русской интеллигенции и офицерства с их щепетильными понятиями о личной чести были революцией выброшены за борт, оказались на чужбине. В пролетарском государстве такие понятия, как честь и долг, поначалу вообще были объявлены пережитками эксплуататорского прошлого. На смену дуэлям пришли доносы, понятие государственной пользы затмило все остальное, на смену благородству пришли фанатизм одних и расчетливость других.[1]

                                                                          

 

 

Практическая часть

Мною был проведён социологический опрос, для выявления общей картины мнений людей о дуэлях. Средний возраст отвечавших от 15 до 20 лет. По первой диаграмме, результаты который предоставлены в приложении I, мы видим, что больший процент людей отрицательно относится к дуэлям. Следующая диаграмма объясняет их позицию, так как задав вопрос: «Как вы поступите, если вас оскорбят?» - голосующие дали понять, что не привыкли решать конфликты с помощью физической силы и отдали предпочтение к другому, более спокойному выяснению отношений. Далее я решила узнать у опрашиваемых, какое слово для них из перечисленных стоит в приоритете. Я была приятно удивлена, когда наибольший процент голосов набрало слово «честь». Это дало мне понять, что голосующие, также, как и герои произведений 19 века, берегут свою честь и готовы за неё постоять. Но спустя время всё равно изменилось главное – люди начали приходить к более осознанному решению споров и начали больше осознавать ценность жизни. Этому, безусловно, в некотором плане поспособствовали произведения 19 века. Так как последний мой вопрос был сформулирован следующим образом: «Как вы думаете, писатели 19 века в своих произведениях употребляли сцены дуэлей, чтобы показать ценность жизни?», а опрашиваемые согласились с ним.

Для того, чтобы глубже разобраться в понятие дуэли ученикам разных классов было предложено составить синквейн (см. приложение II).

 

 

Заключение

На основании проделанного исследования, можно сделать следующие выводы: задачи, поставленные в проекте, выполнены; изучен материал по происхождению дуэлей и их правил; произведения писателей 19 века изучены, установлены причины обращения русских писателей к теме дуэли. Так же проведён социологический опрос по данной теме.

Общий вывод: дуэль порой была выплеском эмоций, проявлением романтических настроений молодости, но, несмотря на это, дуэль не являлась забавой, а была проявлением защиты чести и достоинства.  

 

Список литературы и источников информации

1. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени», Мурманск «Мурманское книжное издательство» 1972г.

2. Пушкин А.С. «Выстрел» М.: «Детиздат ЦКВЛКСМ» 1936г.

3. Пушкина А.С. «Евгений Онегин» М.: ООО «Изд. АСТ –ЛТД» 1998г. 

4. Пушкин А.С. «Капитанская дочка» М.: «Детская литература» 1969г.

5. Тургенев И.С. «Отцы и дети» М.: Олимп; ООО «Изд. АСТ-ЛТД». 1998

6. http://www.hintfox.com/article/dyel-kak-simvol-rysskoj-dvorjanskoj-kyltyri.html

7. runivers.ru/lib/reader/144557/

8. https://zen.yandex.ru/media/id/5dac43ae118d7f00c3032523/russkaia-duel-fenomen-i-pravila-russkoi-dueli-5dad5a8d9c944600acb5ca40

9. https://ilibrary.ru/text/1339/p.1/index.html

10. Толстой Л.Н. «Война и мир»: роман. Т. 1-2; СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014

Приложение I

Приложение II

Синквейн — это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей.

Дуэль.

Кровавая, справедливая.

Выходят, стреляют, убивают.

Дуэль часто бывает из-за пустяков.

Разрушение судьбы.

(Романова Татьяна)

Дуэль.

Опасная, смертельная, трагическая.

Заставляет страдать, сталкивает со смертью, влияет на судьбу.

Дуэль означает состязание двух сторон.

Поединок.

(Полукарова Ульяна)

Дуэль.

Незаконная, бессердечная.

Стреляют, выживают, умирают.

Бессмысленное дело погибать напрасно.

Самоубийство.

(Кобзев Илья)

Дуэль.

Жестокая, благодарная.

Сталкивает, убивает.

Зачем всё это нужно?

Борьба.

(Маслова Светлана)

Дуэль.

Кровопролитная, ужасная.

Сталкивает, поражает, защищает.

Способ защиты дворянской чести.

Гибель.

(Орехова Елизавета)

 

 


[1] http://www.hintfox.com/article/dyel-kak-simvol-rysskoj-dvorjanskoj-kyltyri.html

 

[2] https://zen.yandex.ru/media/id/5dac43ae118d7f00c3032523/russkaia-duel-fenomen-i-pravila-russkoi-dueli-5dad5a8d9c944600acb5ca40

 

[3] runivers.ru/lib/reader/144557/

[4] Пушкин А.С. «Капитанская дочка» М.: «Детская литература» 1969г.

[5] Пушкина А.С. «Евгений Онегин» М.: ООО «Изд. АСТ –ЛТД» 1998г. 

 

[6] Пушкин А.С. «Выстрел» М.: «Детиздат ЦКВЛКСМ» 1936г.

 

[7] Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени», Мурманск «Мурманское книжное издательство» 1972г.

 

[8] Тургенев И.С. «Отцы и дети» М.: Олимп; ООО «Изд. АСТ-ЛТД». 1998

[9] Толстой Л.Н. «Война и мир»: роман. Т. 1-2; СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014

[10] https://ilibrary.ru/text/1339/p.1/index.html

Содержание

I. Введение

II.Основное содержание

II.1.Теоретическая часть

1.1. История русской дуэли

1.2. Правила русской дуэли. Дуэль в России – больше чем дуэль

1.3. Дуэли в произведениях А.С. Пушкина

1.4. Дуэль в произведении М.Ю. Лермонтова

1.5. Дуэль в произведениях И.С.Тургенева

II.2.Практическая часть

2.1. Проведение опроса.

III.Заключение

IV. Список литературы и источников информации

V.Приложения

 

Введение   

Есть понятие в русской истории, которое не перешло в XX и XXI века, навсегда оставшись во временах Пушкина и Лермонтова, в эпоху кавалергардов, балов, стихов. Это - дуэль. Поединок не столько с соперником, оскорбителем, но и во многом с судьбой, с роком, и почти всегда - с властью, с государством из-за борьбы за свою идею. Идеология дуэли обязательно подразумевала понятие чести, достоинства. Однако в современном мире эти человеческие качества люди научились защищать другими путями, более гуманными.

Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что учащиеся часто плохо знают обычаи, традиции страны в прошлом, поэтому не могут разобраться в том или ином произведении.

Проблема заключается во влиянии эмоций, романтических настроений в момент вызова противника на дуэль.

●Цель- выявить особенности дворянских поединков на основе литературного творчества русских писателей.

Задачи проекта:

-Изучить литературу по данной теме;

-Определить, опираясь на русскую классическую литературу, место дуэльных поединков в композиции произведений;

-Установить причины обращения русских писателей к теме дуэли, в своём творчестве.

●Методы и приёмы: полный анализ, работа с различными источниками информации, моделирование.

Краткое содержание проекта:в своём проекте я подробно изучила тему дуэли. Мне удалось узнать, каким образом она появилась, и какие правила её существования были закреплены. Кроме того, в своём проекте я проанализировала её роль в произведениях некоторых русских писателей 19 века и сделала вывод.

Предполагаемый продукт исследования: буклет.

●Объекты исследования: произведения русских писателей 19 века (А.С. Пушкина: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Выстрел»; М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; И.С. Тургенев «Отцы и дети»; Л.Н. Толстой «Война и мир»; А.П. Чехов «Дуэль»)

●Предмет исследования: дуэли в произведениях русских писателей 19 века.

●Объектная область: литература.

Теоретическая часть

История русской дуэли

История поединков уходит в глубокую древность. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, наконец, просто чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника.

Известно, что в Россию дуэль как обычай пришла с Запада. Но и там она существовала не вечно. Время зарождения классической дуэли в Западной Европе можно отнести к эпохе позднего средневековья, примерно к XIV веку, когда окончательно сформировалось и расцвело рыцарское сословие — предшественник дворянства — с его понятиями о чести, во многом чуждыми простолюдину или купцу. В XVI веке дуэли приняли уже такой угрожающий размах и уносили столько жизней, что короли начали бороться с этим обычаем. Так, за 16 лет царствования Генриха IV, во Франции было убито на дуэлях от 7 до 8 тысяч человек. Знаменитый кардинал Ришелье запретил дуэли под страхом смерти, объявив, что дворянин может жертвовать своей жизнью только в интересах короля. Людовик XIV в 1679 году специальным эдиктом учредил суд маршалов для разрешения всех вопросов чести. Отказ от поединка на протяжении всей истории продолжал считаться несмываемым позором, навсегда исключая отказавшегося из общества порядочных людей. Сознавая это, сами монархи оказывались как бы скованными, и их борьба с дуэлями всегда носила непоследовательный характер.

Дуэль — это как раз тот любопытнейший казус, когда мораль и право постоянно противоречат друг другу, когда понятие о защите чести и достоинства с оружием в руках сталкивается с неизменным стремлением государства регулировать эти вопросы правовыми средствами, с помощью суда.

Специалисты различают американскую и европейскую дуэль. Американские дуэльные поединки состояли в том, что двум соперникам выдавали оружие, и они уходили в лес. С этого момента начиналась их охота друг на друга. Можно было подстеречь противника в засаде, не возбранялся и выстрел в спину. Из-за своей безнравственности американская дуэль не привилась в России. Вообще надо сказать, что русская дуэль по своим условиям, особенностям очень отличалась от европейской, в частности от той же французской.

Во Франции в XIX веке дуэли носили больше ритуальный характер и заканчивались, как правило, бескровно. Этому способствовали и "щадящие" условия дуэльного кодекса. Барьерная дистанция (минимальное расстояние между рубежами открытия огня) устанавливалась такая, которая бы обеспечивала невысокую вероятность попадания. Обычно 30 - 35 шагов. Предположительно первой дуэлью в России можно считать поединок, состоявшийся в 1666 году в Москве между двумя наемными иностранными офицерами — шотландцем Патриком Гордоном (впоследствии петровским генералом) и англичанином майором Монтгомери. Но в то время в среду русских этот обычай еще не проник. Тем не менее, единичные прецеденты заставили царевну Софью в указе от 25 октября 1682 года, разрешившем всем служилым людям Московского государства носить личное оружие, оговорить запрет на поединки. Петр Великий, энергично насаждая в России европейские обычаи, поспешил предупредить распространение дуэлей жестокими законами против них.

За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертная казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.

Еще более определенно гласил на этот счет, изданный в качестве приложения к петровскому уставу «Артикул воинский» 1715 года. В первой статье («артикул 139») говорилось: «Все вызовы, драки и поединки чрез cue наижесточайше запрещаются. Таким образом, чтоб никто, хотя б кто он ни был, высокого или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, хотя другой, кто словами, делом, знаками или иным чем к тому побужден и раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединке с ним на пистолетах или на шпагах биться. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен... то их и по смерти за ноги повесить».

И, тем не менее, дуэли постепенно все более проникали в среду дворянской молодежи. И причиной здесь был не столько «дух буйной молодости», в чем неодобрительно корили детей законопослушные отцы, сколько формировавшееся чувство чести и личного достоинства, складывавшееся постепенно, с развитием образования и сословного воспитания, и усиливавшееся с каждым новым поколением. Дворянская молодежь, по-прежнему верная присяге и престолу, не допускала при этом вмешательства государства в дела чести. Позднее эту формулу емко и сжато выразил генерал Корнилов в своем жизненном кредо: «Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому».

 При этом лично Николай I относился к дуэлям с отвращением, известны его слова: «Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил ее в английской армии и хорошо сделал». Но именно на 20—40-е годы XIX века приходятся громкие дуэли Пушкина с Дантесом, Рылеева с князем Шаховским, Грибоедова с Якубовичем, Лермонтова с де Барантом и Мартыновым.

Так же при императоре Николае I по «Уложению о наказаниях уголовных» 1845 года ответственность за дуэли была существенно понижена: секунданты и врачи вообще освобождались от наказания (если только они не выступали в роли подстрекателей), а наказание дуэлянтам уже не превышало — даже в случае гибели одного из противников — заключения в крепости от 6 до 10 лет с сохранением дворянских прав по выходе. На практике же и эти меры никогда не применялись — наиболее распространенным наказанием для дуэлянтов был перевод в действующую армию на Кавказ (как это было с Лермонтовым за дуэль с де Барантом), а в случае смертельного исхода — разжалование из офицеров в рядовые (как это было с Дантесом после дуэли с Пушкиным), после чего они, как правило, довольно быстро восстанавливались в офицерском чине.

Наконец в 1894 году, в самом конце царствования Александра III, поединки были официально разрешены. Приказ по военному ведомству № 118 от 20 мая 1894 года, так и озаглавленный: «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде», состоял из 6 пунктов.

Если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает.

Так что и в начале нашего столетия дуэли были в России довольно частым явлением. Известный политический деятель— лидер «Союза 17 октября» А. И. Гучков дрался на дуэли не раз, стяжав даже славу бретера (хотя сам был отнюдь не дворянского происхождения). Кстати, выстрел в воздух допускался только в случае, если стрелял вызванный на дуэль, а не тот, кто вызвал — в противном случае дуэль не признавалась действительной, а лишь фарсом, поскольку при этом ни один из противников не подверг себя опасности.

Затем наступили иные времена. Лучшие представители русской интеллигенции и офицерства с их щепетильными понятиями о личной чести были революцией выброшены за борт, оказались на чужбине. В пролетарском государстве такие понятия, как честь и долг, поначалу вообще были объявлены пережитками эксплуататорского прошлого. На смену дуэлям пришли доносы, понятие государственной пользы затмило все остальное, на смену благородству пришли фанатизм одних и расчетливость других.[1]

                                                                          

 

 

Правила русской дуэли. Дуэль в России – больше чем дуэль.

Дуэль – одно из самых загадочных явлений русской жизни. Подобно французскому балету и польской водке она относится к таким заимствованиям, которые очень быстро стали национальными особенностями [2].

Вл.Хандорин

Много раз были попытки развернутого исторического и культурного исследования феномена русской дуэли. Сложность в том, что параллельно с законами классической дуэли существовали и неписаные, похожие больше на убийство, негласные жесточайшие правила.

Рассмотрим основные признаки классической дуэли:

1. Цель дуэли — удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе);

2. Участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»);

3. Средство дуэли — смертоносное оружие (а не кулаки);

4. Наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.107 с.)