Перечень основных терминов и понятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень основных терминов и понятий



Совершенная конкуренция (perfect competition)

Конкурентная фирма (competitive firm)

Несовершенная конкуренция (imperfect competition)

Монополия (monopoly)

Олигополия (oligopoly)

Монополистическая конкуренция (monopolistic competition)

Общий доход (выручка) (total revenue, TR)

Средний доход (выручка) (average revenue, AR)

Предельный доход (выручка) (marginal revenue, MR)

Предельная прибыль (marginal profit)

Отрасль (industry)

Отраслевое равновесие (industry equilibrium)

Равновесие фирмы в коротком периоде (short-run equilibrium of the firm)

Предельная фирма (marginal firm)

Правило прекращения производства (shut-down rule)

Точка нулевой прибыли (break-even point)

Точка закрытия (shut down point)

Равновесие конкурентной фирмы в длительном периоде (long-run equilibrium of the firm)

 

Контрольные вопросы:

1. Чем отличаются различные рыночные структуры друг от друга?

2. Какую рыночную структуру представляет каждое из следующих предприятий: молочный магазин, расположенный вблизи Вашего дома; парикмахерская, которую Вы обычно посещаете; факультет, на котором Вы учитесь; зерновая ферма в Ставропольском крае; метрополитен; птицефабрика; металлургический завод; парфюмерная фабрика; сберегательный банк.

3. Какие факторы влияют на величину общего, среднего и предельного дохода?

4. Почему в условиях совершенной конкуренции соблюдается равенство:

P = AR = MR?

5. Какова динамика общего дохода, общих издержек и прибыли в условиях совершенной конкуренции?

6. Объясните правило MR = MC. Докажите, почему в условиях совершенной конкуренции при соблюдении равенства Р=МС фирма максимизирует прибыль и находится в равновесном положении.

7. Каково условие второго порядка при определении равновесного положения конкурентной фирмы?

8. При каких условиях фирма прекращает свою деятельность?

9. Почему кривая предложения фирмы представляет собой часть кривой ее предельных издержек?

10. Объясните связь между законом убывающей производительности и положительным наклоном кривой предложения фирмы.

11. Каков механизм установления равновесия в конкурентной отрасли в длительном периоде?

12. Может ли конкурентная фирма получать положительную экономическую прибыль в длительном периоде?

13. Когда фирма получает «нормальную» прибыль, экономическая прибыль равна нулю. Не противоречиво ли это утверждение?

14. Чем условие равновесия конкурентной фирмы в длительном периоде отличается от условия равновесия в коротком периоде?

 

Тесты:

I. Укажите на правильный ответ. Обоснуйте его.

1.Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняются?

а) фирма находится в равновесии, когда ее предельный доход равен предельным издержкам;

б) кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке, соответствующей минимальному значению средних издержек.

в) кривая спроса на продукт фирмы имеет отрицательный наклон; 

г) кривые средних и предельных издержек имеют U-образную форму.

 

2.Если цена продукта не покрывает общие средние затраты, то фирма должна:

а) прекратить производство продукта;

б) продолжать производство, соблюдая правило Р = МС при условии, что Р› AVC; 

в) сохранить объем выпуска на существующем уровне;

г) продолжать производство до тех пор, пока цена покрывает только постоянные издержки

 

3.Конкурентная фирма реализует продукцию по равновесной цене, равной 10 руб. Она производит 2000 единиц продукта в день. Общие издержки составляют 19 000 руб. Эта фирма:

а) должна увеличить объем производства, чтобы получать больше прибыли;

б) должна сократить объем производства, чтобы получать больше прибыли;

в) должна закрыться;

г) недостаточно информации для ответа на поставленный вопрос. 

 

4.В коротком периоде конкурентная фирма прекратит выпуск продукта, если окажется, что:

а) цена меньше минимальных средних общих издержек;

б) нормальная прибыль ниже среднеотраслевой;

в) общая выручка меньше общих переменных издержек; 

г) средние переменные издержки меньше, чем цена.

 

5.Какие из следующих видов издержек не принимаются во внимание при принятии решения об оптимальном объеме производства фирмы?

а) средние переменные издержки;

б) предельные издержки;

в) средние постоянные издержки; 

г) неявные издержки.

 

6.В долгосрочном периоде кривая предложения конкурентной фирмы представляет собой:

а) восходящий отрезок кривой предельных издержек выше точки пересечения с кривой средних издержек;  

б) весь восходящий отрезок кривой средних издержек;

в) кривую средних издержек;

г) ни один из ответов не является верным.

 

 

П. Определите, верными или неверными являются следующие утверждения. Обоснуйте свой

ответ.

1. В реальной экономике отсутствуют рынки, удовлетворяющие всем условиям соверщенной конкуренции.  

2. Если фирма реализует продукцию по равновесной цене, то увеличение выпуска не повлияет на величину прибыли. 

3. Спрос на продукцию конкурентной отрасли абсолютно эластичен по цене.

4. Если общие переменные издержки меньше общей выручки фирма должна прекратить выпуск продукта. 

5. На конкурентном рынке в долгосрочном периоде нормальная прибыль равна 0. 

6. Конкурентная фирма в длительном периоде может продавать продукцию по ценам, превышающим средние издержки. 

 

 

Задачи и упражнения:

1. а) В таблице 10.1 приведены данные о величине переменных издержек фирмы «N», функционирующей в условиях совершенной конкуренции, при различных объемах производства. Постоянные издержки равны 40 руб. Заполните таблицу недостающими данными.

 

Таблица 10.1

 

Объем производства (Q) TVC ТС AFC AVC ATC MC
0 1 2 3 4 5 6 7 8 0 55 75 90 110 135 170 220 290          

 

б) Определите объем предложения продукции фирмой при каждом уровне цены и величину прибыли (убытка). Полученные данные занесите в табл. 11.2

                                                                                                                       

 

                                                                                                       Таблица 10.2

 

Цена,руб Объем предложения, ед. Прибыль (+) или убыток (-)
72 52 45 28 22 15    

 

       Предположим, что в отрасли функционирует 500 фирм, имеющих одинаковый уровень издержек, равный уровню издержек в фирме N. Таблица 10.3 представляет собой таблицу спроса на продукцию данной отрасли.

                                                                                                                   Таблица 10.3

 

Объем спроса, ед. Цена, руб
2500 3500 4000 5200 5900 6700 72 52 45 28 22 15

 

       в) определите рыночную цену продукции.

       г) Определите равновесный объем продукции, выпускаемой отдельной фирмой.

       д) Определите величину прибыли (убытка) от производства единицы продукции.

       е) Определите величину прибыли (убытка), получаемой фирмой.

 

2. Вы являетесь управляющим фирмой по производству часов, выступающей на конкурентном рынке. Общие издержки производства выражены функцией:

TC = 100 + Q 2.

Определите:

а) какой объем продукции будет производить фирма при условии, что цена часов составляет 60 руб.;

б) какую прибыль получит фирма.

 

3. Предельные издержки производства конкурентной фирмы выражены функцией:

MC = 3 + 2Q. Рыночная цена единицы продукта равна 9 руб. Определите:

а) объем выпуска продукции фирмой

б) величину излишка производителя

 

4. Фирма находится в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих издержек от выпуска представлена в табл. 10.4.

 

а) если цена единицы товара 5 руб., то какой объем производства выберет фирма?

б) Ниже какого уровня должна снизиться цена, чтобы фирма прекратила выпуск данного товара?

                                                                                               Таблица 10.4

 

Выпуск продукции (Q), шт. Общие издержки (ТС), руб.  
0 1 2 3 4 5 4 8 10 14 20 28

 

5. Фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции. Функция общих издержек представлена в таблице 10.5

Таблица 10.5

 

Выпуск продукции (Q), шт. Общие издержки (ТС), руб.
0 1 2 3 4 5 8 10 14 20 28 38

 

 В отрасли занято 10 000 одинаковых фирм.

Функция рыночного спроса представлена в табл. 10.6

           

 

                                                                                                           

 

                                                                                                                          Таблица 10.6

 

Цена (Р), руб. Объем спроса (Q д), штук
3 5 7 9 4000 2000 1600 1000

 

 

Определите:

       а) уровень равновесной цены

       б) объем выпуска продукции каждой фирмы

       в) будут ли в длительном периоде фирмы уходить из данной отрасли или входить в нее?

 

6. Функция общих издержек конкурентной фирмы: TC = 80 + 55 Q.

Цена продукта равна 110 руб. Какой объем выпуска выберет фирма при получении «нулевой» прибыли?

 

7. Имеющиеся данные о деятельности конкурентной фирмы приведены в табл. 10.7 (в ден.ед.)

 

Таблица 10.7

 

P Q TR TC TF C TV C ATC AVC MC Прибыль
  1000 5000   1500     5,5 5  

 

Заполните таблицу недостающими данными. Какое решение о выпуске продукции фирмой Вы приняли бы, если бы были ее менеджером?

 

8. Конкурентная фирма имеет функцию общих издержек:

TC = 0,04 Q 3 – 0,6 Q 2 + 10 Q + 5

При каком уровне цены на продукцию фирма будет вынуждена прекратить ее выпуск?

 

9. Конкурентная фирма имеет функцию общих издержек:

TC = 1/3 Q 3 – Q 2 + 4 Q + 2

Определите функцию предложения фирмы.

 

10. Функция рыночного спроса на конкурентном рынке: P = 4000 – 25 Q

Функция предложения: P = 500 + 5 Q

Функция общих издержек фирмы: TC = 10 000 – 2000 q + 200 q 2

Определите:

а) равновесные цену и объем выпуска

б) выпуск продукции фирмой

в) прибыль фирмы

 

11. Функция общих издержек конкурентной фирмы в длительном периоде:

LTC = q 3 – 4 q 2 + 8 q

Функция рыночного спроса: Q д = 2000 – 100 P

Определите: а) равновесные цену и объем выпуска

                   б) число фирм, действующих в данной отрасли.

 

 

Тема 11. Монополия.

 

План лекции:

 

1.Кривая спроса фирмы в условиях несовершенной конкуренции. Общая и предельная выручка фирмы-монополиста.

6 1.1.Соотношение между ценой и предельной выручкой.

 1.2. Связь между ценовой эластичностью спроса на продукцию и предельной выручкой.

2. Индекс монопольной власти Лернера.

3. Определение цены и объема производства монополиста.

4. Монополистическое предложение.

5. Экономические и социальные последствия монополии.

6. Ценовая дискриминация.

 6.1.Сущность ценовой дискриминации.

6.2. Совершенная ценовая дискриминация.

6.3. Ценовая дискриминация второй степени.

6.4. Ценовая дискриминация третьей степени.

7. Антимонопольное законодательство. Естественные монополии и их регулирование.

 

 

Обязательная литература:

Долан Э., Линдсей Е. Рынок: микроэкономическая модель, гл.8.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики, §7.2.

Макконнелл К., Брю С. Экономикс, том 2, гл.26.

Пиндайк Р, Рубинфельд Л. Микроэкономика, гл.10-11.

Самуэльсон П., Нордхауз В. Экономика, гл. 9.

Фишер С. и др. Экономика, гл.11.

Экономическая школа, вып. 3, лекция 26-27.

 

Дополнительная литература

Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. - М.: Магистр, 1998, гл.3,9,10.

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т. 2, гл.10.

Баумоль У. Экономическая теория и исследование операций, гл.11, § 5.

Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции,гл.3-5,10-16.

Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс / Теория фирмы.

под ред. В.М. Гальперина – СПб: Эконом.школа, 1995

Хайман.Современная микроэкономика…,том 2, гл. 10.

 

Перечень основных терминов и понятий:

Чистая монополия (pure monopoly)

Индекс Лернера (Lerner index)

Социальная цена монополии (social cost of monopoly)

Чистые общественные потери от власти монополий (deadweight loss)

Ценовая дискриминация (price discrimination)

Совершенная ценовая дискриминация (perfect price discrimination)

: Естественная монополия (natural monopoly)

 

Контрольные вопросы:

1.В чем заключается отличие кривой спроса монополиста от кривой спроса конкурентной фирмы?

2.Как воздействует изменение цены на реализуемую продукцию на общий доход монополиста?

3.Почему предельная выручка монополиста от продажи единицы продукции монополистом меньше цены?

4.В каком случае общий доход монополиста достигает максимальной величины?

5.Почему индекс Лернера является показателем силы монопольной власти?

6.Почему линия предельного дохода монополиста пересекает отрезок горизонтальной оси, заключенный между кривой спроса и вертикальной осью в середине?

7.Каким образом монополист устанавливает цену на свою продукцию и определяет максимальный объем производства? Докажите, что при установленном таким образом объеме производства масса получаемой прибыли является максимальной.

8.Почему в условиях монополизированного рынка отсутствует функция предложения?

9.Каким образом совершенный конкурент и монополист реагируют на увеличение спроса на свою продукцию?

10.К каким экономическим и социальным последствиям для общества приводит господство монополий?

11.Чем объяснить возникновение чистых общественных потерь от власти монополий?

12.Что понимается под совершенной ценовой дискриминацией? ценовой дискриминацией второй степени? третьей степени?

13.Почему кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса у монополиста, занимающегося ценовой дискриминацией?

14.В чем заключается излишек потребителя в условиях совершенной конкуренции, монополии, монополии, проводящей ценовую дискриминацию первой и второй степени?

15.Какова государственная политика по отношению к монополиям?

16.В чем заключается сущность естественной монополии? Каким образом государство регулирует ценовую политику естественных монополий?

 

 

Тесты:

I. Укажите на правильный ответ. Обоснуйте его.

1. Монополист никогда не будет производить объем продукта, соответствующий неэластичному участку кривой спроса, так как в этом случае:

а) Р > МС; б) MR > MC;     в)MR < 0;       г)Р < АТС

 

2.Индекс монопольной власти Лернера выглядит следующим образом:

а) IL =  (P – MC)/ P; сила монопольной власти выше при неэластичном спросе;   

б) IL =  (P – MC)/ P; сила монопольной власти выше при эластичном спросе;

в) IL = MC/(1 + 1: ep);                       г) IL = P + (∆P/∆Q)Q/

 

.

3.В какой из следующих ситуаций любая фирма находится в положении равновесия?

 а) предельная выручка равна средней выручке;

 б) наклон кривой общей прибыли равен 1;

 в) наклоны кривых общей выручки и общих издержек одинаковы;

 г) ни один из ответов не является верным.

 

4.Кривая предложения для монополиста – это:

а) отрезок кривой предельных издержек выше точки пересечения с кривой средних общих издержек;

б) отрезок кривой предельных издержек выше точки пересечения с кривой средних переменных издержек;

в) отрезок кривой предельного дохода, расположенный выше горизонтальной оси;

г) не существует кривой предложения для монополиста. 

 

5.Весь излишек потребителя присваивает фирма, которая:

 а) монополизирует рынок;

 б) осуществляет совершенную ценовую дискриминацию;   

 в) максимизирует разницу между предельной выручкой и предельными издержками;

 г) максимизирует прибыль.

 

6.Государство стремится устанавливать цену на продукцию естественных монополистов таким образом, чтобы соблюдалось условие:

а) Р = МС;        б) Р = AVC;    в) Р = АТС, но Р > МС; г) Р < МС, но Р > АТС.

 

П. Определите, верными или неверными являются следующие утверждения. Обоснуйте свой

ответ.

 

1. Рыночная власть монополии зависит от степени ценовой эластичности спроса.  

2. Монополист может увеличить прибыль, устанавливая на свой продукт одинаковые цены на различных рынках. 

3. Монополия отличается от конкурентной фирмы тем, что она устанавливает такой объем производства, при котором ее предельная выручка равна предельным издержкам. 

4. Когда фирма выступающая на рынке несовершенной конкуренции достигает равенства МR = МС, то выпуск продукта меньше, а цена выше, чем при соблюдении равенства Р = МС.

5. При нахождении оптимального объема выпуска фирмы соблюдается правило МR = МС, независимо от того, снижаются или растут предельные издержки.  

6. Чистые потери общества от естественной монополии исчезают, когда регулируемая цена при данном спросе устанавливается на уровне общих средних издержек.   

 

Задачи и упражнения

 

1. В таблице 11.8. представлен спрос на продукцию фирмы-монополиста. Предельные издержки фирмы в данном случае являются величиной постоянной и составляют 10 руб.

 

Таблица 11.8

Цена, руб. Объем производства, шт.
27 24 21 18 15 12 9 6 3 0 0 2 4 6 8 10 12 14 16 18

 

Определите:

а) функцию предельного дохода монополиста;

б) при каких объемах выпуска продукции и цене фирма получит максимальную прибыль? в)какова величина максимальной прибыли?

г) предположим, что в данной отрасли существовала бы совершенная конкуренция. Определите в этом случае равновесные цену и выпуск.

д) Каким оказался бы выигрыш общества в этом случае?

 

2. Функция общих затрат фирмы-монополиста: TC = 30 + 20 Q.

Функция спроса на двух сегментах рынка: P 1 = 40 – 2Q 1; P 2 = 80 – 10 Q 2

Определите:

а) цены и объемы продаж на каждом сегменте рынка

б) общую прибыль фирмы

в) ценовую эластичность спроса на каждом сегменте рынка.

 

3. Функция общих издержек монополиста: TC = 100 – 5Q + Q 2

Определите:

а) какие объем выпуска и цены выберет фирма?

б) общую прибыль фирмы

в) величину излишка потребителя

г) предположим, что произошла демонополизация отрасли и в ней установилась совершенная конкуренция. Определите в этом случае выпуск продукции в данной отрасли, общую величину прибыли, величину излишка потребителя.

д) определите величину чистых общественных потерь, обусловленную монополизацией отрасли

е) представьте ситуацию графически и сделайте выводы.

 

4. Функция объема продаж монополиста: Q = 10 000 / P 2

Функции общих издержек в коротком и длительном периодах:

STC = 2000 + 5 Q; LTC = 6 Q.

а) при каких цене и объеме продаж фирма максимизирует прибыль в коротком периоде? Какую прибыль она получит? Будет ли фирма продолжать выпуск продукции в коротком периоде?

б) определите цену, объем продаж и прибыль в длительном периоде. Покинет ли фирма отрасль или будет продолжать свою деятельность?

 

5. Функция издержек монополиста: TC = 50 + 20 Q.

Функции спроса на двух рынках: P = 80 – 5 Q;     P = 180 – 20 Q

Определите:

а) объемы продаж и цены на обоих рынках

б) ценовую эластичность на этих рынках.

 

6. Функция издержек монополиста: TC = 50 + 20 Q.

Функции спроса: P = 100 – 4 Q;           

а) объем продаж, цену и величину прибыли фирмы

б) объем продаж и величину прибыли при условии, что монополист будет осуществлять совершенную ценовую дискриминацию.

 

7. Фирма монополист владеет двумя заводами.

Функции общих издержек: TC 1 = 10 Q 1 2. TC 2 = 20 Q 2 2.

Функция спроса: P = 700 – 5 Q

Определите:

а) выпуск продукта каждым заводом

б) цену продукта.

 

8. Фирмы-монополисты №№1-6 располагают данными о своей деятельности, представленными в таблице 11.9.

 

                                                                                                           Таблица 11.9.

Р  MR Q TR TC TFC ATC MC
 1. 8 4  2000     2000 4 3
 2. 5        4      1000   4000 1000 на минимальном уровне  
 3.      4000  8000   500 1,8 2
 4. 1 2 10000     2000 2        2
 5. 3   2000   6000 1000 на минимальном уровне  
 6. 2,5 2 10000     4000  3 2

      (Q- в единицах; остальные показатели – в руб.)

 

Заполните таблицу недостающими данными. Какое решение Вы приняли бы в данных ситуациях, если бы были менеджером этих фирм?

 

Тема 12. Олигополия и монополистическая конкуренция.

 

План лекции:

  1. Измерение степени концентрации отраслевых рынков.

2. Олигополия.

2.1.Причины распространения олигополии. Олигополистическая взаимозависимость.          . 2.2.Нескоординированная олигополия..

   2.2.1.Ценовая война. Равновесие Бертрана.

2.2.2. Равновесие Курно.

2.2.3. Равновесие Штакельберга.

2.2.4. Олигополия с точки зрения теории игр.

2.2.5. Ломаная кривая спроса олигополиста.

2.3.Скоординированная олигополия.

3.Монополистическая конкуренция.

  3.1.Характерные черты монополистической конкуренции.

  3.2.Определение равновесного положения фирмы в условиях монополистической  

        конкуренции.

  3.3.Эффективность монополистической конкуренции..

    

 

Обязательная литература:

Долан Э., Линдсей Е. Рынок: микроэкономическая модель – гл.9

Нуреев Р.М. Основы экономической теории, §7.3,8.1.

Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика, гл.10.

Пиндайк Р, Рубинфельд Л. Микроэкономика, гл.12.

Фишер С. и др. Экономика, гл.12.

Хайман Д. Современная микроэкономика, том.2, гл.11

 

Дополнительная литература

Авдашева С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России / Вопр. Экономики, 1997, № 6

Авдашева С., Розанова Н. Теория организации отраслевых рынков. - М.: Магистр,1998, гл.2,8.

Баумоль У. Экономическая теория и исследование операций, гл.11, парагр. 6, 10-12

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т. 2, гл.11-12

Райхлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции., гл.12

Самуэльсон П. Монополистическая конкуренция – революция в теории/Теория фирмы.

Стиглер Дж. Ломаная кривая спроса олигополиста и жесткие цены/ Теория фирмы.

Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции, - М.: Экономика, 1996, гл.4-5

Экономическая школа, вып.3, лекции 28,29

 

Перечень основных терминов и понятий:

Индекс Херфиндаля (Herfindahl index)

Дуополия (duopoly)

Равновесие Курно (Cournot equilibrium)

Кривая реагирования (reactive curve)

Равновесие Бертрана (Bertrand equilibrium)

Равновесие Штакельберга (Stackelberg equilibrium)

Ломаная кривая спроса (kinked demand curve)

Лидерство в ценах (price leadership)

Война цен (price war)

Игра (game)

Теория игр (game theory)

Платежная функция

 «Дилемма заключенного» (prisoner’s dilemma)

Картель (cartel)

Контрольные вопросы:

 

1. Какие показатели позволяют судить о степени концентрации отраслевых рынков?

2. Почему взаимозависимость фирм характерна только для олигополии? Что понимается под стратегическим поведением фирмы?

3. Какие предпосылки лежат в основе моделей Бертрана, Курно и Штакельберга?

4. В каких случаях объем производства будет выше: в условиях равновесия Курно, равновесия Бертрана или равновесия Штакельберга?

5. Почему при исследовании олигополии применяется теория игр?

6. Что понимается под равновесием Нэша?

7. Какие предположения относительно реакции конкурентов на изменения цен какой-либо одной фирмой лежат в основе ломаной кривой спроса? Как ломаная кривая спроса помогает объяснить негибкость олигополистических цен? Каковы недостатки модели ломаной кривой спроса?

8. Всегда ли олигополия ведет к соглашению между фирмами? В каких случаях такое соглашение будет устойчивым и длительным, а в каких нет? Когда соглашение эффективно?

9. Чем отличается монополистическая конкуренция от совершенной конкуренции? монополии?

10. Эффективна ли монополистическая конкуренция? Должно ли государство ее регулировать?

11. Получает ли положительную прибыль в длительном периоде фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции?

12. Эффективна ли монополистическая конкуренция? Должно ли государство ее регулировать?

 

Тесты:

I. Укажите на правильный ответ. Обоснуйте его.

 1.Индекс Лернера для фирмы увеличивается, когда:

а) степень монополистической власти сокращается;

б) ценовая эластичность спроса на продукцию фирмы уменьшается;  

в) количество продуктов-заменителей продукции, выпускаемой фирмой, растет;

г) в отрасли усиливается конкуренция.

2.Вы исходите из предположения, что если ваша фирма снизит цену на свою продукцию, конкуренты соответственно снизят свои цены, нл если вы повысите цену, ни один конкурент не последует вашему примеру. Это означает, что ваша фирма:

а) сталкивается с конкуренцией «не на жизнь, а на смерть»;

б) имеет ломаную кривую спроса;  

в) является ценовым лидером на олигополистическом рынке;

г) наиболее эффективная в отрасли;

 

3. Объем выпуска продукта в равновесии Курно:

а) равен выпуску продукта монополиста;

б) меньше выпуска продукта монополиста;

в) больше выпуска продукта конкурентной фирмы;

г) находится между выпусками продукта монополиста и конкурентной фирмы.  

 

4.Объем выпуска продукта в равновесии Бертрана:

а) равен выпуску продукта монополиста;

б) равен выпуску продукта конкурентной фирмы;  

в) больше выпуска продукта конкурентной фирмы;

г) находится между выпусками продукта монополиста и конкурентной фирмы.

 

5.Монополистическая конкуренция выгодна потребителям, так как:

а) дифференциация продуктов благоприятствует лучшей реализации разнообразных вкусов потребителей;  

б) в условиях монополистической конкуренции фирмы производят эффективный с точки зрения рынка объем продукции;

в) совершенная конкуренция ведет к ожесточенной ценовой войне между фирмами;

г) верны ответы а) и б).

 

 6.Фирмы, функционирующие в условиях монополистической конкуренции, получают нулевую прибыль при долгосрочном равновесии так как:

а) каждая фирма производит продукт при минимальных средних общих издержках;

б) кривая спроса является касательной к кривой средних общих издержек фирмы;

в) кривая предельных издержек пересекает кривую средних общих издержек в ее минимальной точке;

г) верны ответы а) и б).

 

П. Определите, верными или неверными являются следующие утверждения. Обоснуйте свой

ответ.

1.Модель ломаной кривой спроса объясняет, почему олигополист не будет изменять цены и объем выпуска при небольших изменениях в издержках. 

2.В равновесии Курно фирмы всегда делят рынок пополам. 

3.Агрессивное ценовое поведение фирмы на рынке характерно для равновесия Бертрана.  

4.Цена в равновесии Штакельберга определяется фирмой-лидером.   

5.Равновесие Бертрана всегда приводит к установлению цены совершенно конкурентного рынка.    

6.В условиях монополистической конкуренции фирма всегда получает положительную экономическую прибыль.

 

Задачи и упражнения:

 

1. Олигополист, имеющий функцию общих издержек TC = 5 + 4Q + 0,25 Q 2 , установил, что функция спроса на его продукцию имеет вид:

Q д = 75 – 3P при 23 <Р≤25

Q д = 29 – P при 18 <Р≤23

Q д = 47 – 2P при 0<Р≤18

 

При каком объеме выпуска олигополист получит максимальную прибыль?

В чем состоит специфика решения данной задачи? Представьте результат решения графически. Вычислите величину прибыли при выпуске 9,10,11,12,13 и 14 продукции.

 

2. Исследование рынка спичек, находящегося в условиях дуополии, установило, что функции реагирования каждой фирмы имеют вид:

Q 1 = 100 – 2 Q 2; Q 2 = 100 – 2 Q 1

Изобразите функции реагирования графически и вычислите пропорции раздела рынка между ними.

 

3. В отрасли действуют три фирмы одинакового размера. Предельные издержки каждой фирмы одинаковы, постоянны и равны 298 руб.

Спрос на продукцию отрасли представлен в табл. 12.1

 

                                                                                                                   Таблица 12.1

 

Цена, руб 1500 1200 900 600 300
Объем спроса, тыс.шт. 300 600 900 1200 1500

 

Если фирмы объединяются в картель и делят рынок поровну, какова будет равновесная цена и какое количество продукта произведет каждая фирма?

 

 

4.Функция спроса на дуополистическом рынке: Р = 10 – Q

Функции общих издержек фирм, выступающих на рынке:

ТС 1 = 4 + 2 q1                   ТС 2 = 3 – 3 q2

а) определите равновесный объем производства каждой фирмы, общий объем выпуска обеих фирм, а также величину прибыли каждой фирмы,при условии, что они являлись бы монополистами.

б) определите равновесный выпуск для каждой фирмы, если они действуют некооперативно. Используйте модель Курно. Начертите кривые реакции каждой фирмы и покажите точку равновесия. Определите величину прибыли каждой фирмы.

 

5..Фирма – монополист выпускает продукцию при средних издержках, одинаковых для любого объема выпуска и равных 5 ден.ед. Функция кривой рыночного спроса: Q = 53 - P.

а) определите объем выпуска, цену и массу прибыли при максимизации прибыли

б) предположим, что в отрасль вошла вторая фирма, имеющая тот же уровень издержек, что и первая. Определите прибыль каждой фирмы как функцию от выпуска.

в) пусть каждая фирма определяет собственный объем выпуска и цену на продукцию, предполагая выпуск конкурента постоянным. Определите кривую реакции каждой фирмы.

г) Определите точку равновесия Курно. Какими окажутся рыночные цены и прибыль каждой фирмы?

 

6. Продолжение задачи 5. Функция кривой рыночного спроса: Q = 53 – P. На рынке выступают две фирмы. Средние издержки каждой из них равны 5 ден.ед., независимо от выпуска.

Предположим, что фирма А является лидером по Штакельбергу, то есть принимает решения, опередив конкурента. Найдите кривые реакции и установите объем выпуска продукции каждой фирмы.

 

7.Фирма, находящаяся в условиях монополистической конкуренции, сталкивается с функцией спроса при объеме продаж,

До 10 ед.:               Р = 36 – 0,2 Q

От 10 до 20 ед.:     Р = 44 – Q

Более 20 ед.:          Р = 34 – 0,5 Q

Определите объем выпуска, максимизирующий прибыль фирмы, цену, общую сумму прибыли, если функция общих издержек имеет вид: ТС = 70 – 8 Q

 

8. В таблице 12-2 представлены удельные веса отдельных фирм на отраслевых рынках стали и персональных компьютеров (ПК) в США. (%)

 

                                                                                                        Таблица 12-2

Сталелитейная

 промышленность

Производство ПК

№ фирм Уд. вес № фирм

Уд. вес

1 62

1

28
2 22

2

18
3 10

3

12
4 6

4

10
 Итого: 100

5

8
   

6

7
   

7

6
   

8

5
   

9

3
   

10

3
   

Итого:     

100
         

 

а) определите индекс Херфиндаля для обеих отраслей. Какая отрасль является олигополистической? В какой отрасли наблюдается большая степень конкуренции?

б) какая фирма имеет индекс Лернера, близкий к 1? Какие фирмы имеют индекс Лернера, близкий к 0?

в) министерство юстиции США разрешает горизонтальные слияния фирм только в тех случаях, если в их результате отраслевой индекс Херфиндаля увеличится менее чем на 100 пунктов. Разрешит ли оно слияние между компаниями:

(1) №1 и №4 в сталелитейной промышленности

(2) №2 и №3 в сталелитейной промышленности 

(3)  №8,№9 и №10 в производстве персональных компьютеров?

 

 

Тема 13. Рынки факторов производства. Рынок труда.

 

План лекции:

1. Рынки ресурсов и рынки услуг, оказываемых ресурсами

2. Особенности спроса на ресурсы.

3. Оптимальное соотношение ресурсов.

4. Рынок труда.

 4.1.Особенности рынка труда.

4.2. Индивидуальное и рыночное предложение труда.

4.3. Равновесное положение фирмы на конкурентном рынке труда.

4.4. Монопсония на рынке труда.

4.5. Роль профсоюзов на рынке труда.

4.6. Двусторонняя монополия на рынке труда.

4.7. Дифференциация ставок заработной платы.

4.8. Экономическая рента.

5. Распределение личных доходов. Кривая Лоренца.

 

Обязательная литература:

Долан Э., Линдсей Е. Рынок… гл. 10.

Макконнел К., Брю С. Экономикс, том 2, гл.29 – 30.

Нуреев Р.М. Основы экономической теории, гл.9.

Пиндайк Р, Рубинфельд Л. Микроэкономика, гл.13.

Хайман Д. Современная микроэкономика…, том 2, гл. 13-14.

Фишер С. и др. Экономика, гл.15-17.

Экономическая школа, вып.2, лекция 20; вып.4, лекция 35.

 

Дополнительная литература:

Введение в рыночную экономику/Под лед. А.Я.Лившица,И.Н.Никулиной – М.:Высш.школа, 1994, гл.13.

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т. 2, §13.1,гл.14.

Кларк Дж. Распределение богатства – М.: Экономика, 1992

Колодко Г. Вопросы справедливости и экономическая политика в постсоциалистических странах/ Вопросы экономики, 1999,№1.

Курс экономической теории, гл.14.

Маршалл А. Принципы экономической науки, том 2, кн.6,гл.1-5.

Райхлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков вводимых ресурсов – М.: Наука, 1996, гл.3-4

Эренберг Р., Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика.Гл. 1-6,8,9,13,15.

 

Перечень основных терминов и понятий:

Производный спрос (derived demand)

Предельный продукт ресурса в денежном выражении (marginal revenue product of input, MRPr)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.359 с.)