Специфика естественных и гуманитарных наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика естественных и гуманитарных наук.



Позитивисты  утверждали, что есть только один образец научности и только одна научная методология. Ее воплощением является физика. Философия жизни, неокантианство, феноменология, экзистенциализм, философская герменевтика защищали особый характер гуманитарного познания, обусловленный самим его предметом. 

Гуманитарные науки изучают творения человеческого духа. В немецкой философской традиции для них использовалось название "науки о духе".

К творениям человеческого духа относятся произведения искусства, язык, социальные институты и т.д. В то же время социальные институты изучаются также социальными науками, такими как экономика и социология. Они отличаются от гуманитарных наук и ориентируются на методологические стандарты научности. Пытаясь очертить сферу гуманитарных наук, мы должны учесть, что грани между науками нечетки и, главное, – меняются на наших глазах. Например, психологию сейчас относят не к гуманитарным, а к естественным наукам. Однако в ней появляются направления, например гуманистическая психология, которые ближе к наукам гуманитарным. Языкознание является классическим примером гуманитарной науки, но математическая лингвистика уже перестает быть таковой. Надо подчеркнуть разницу между отношением знака к обозначаемому и отношением причины к следствию. Естественные науки занимаются отношениями последнего типа. Они экспериментально исследуют явление, чтобы вскрыть его причину. Но отношение между знаком и обозначаемым носит совершенно иной, не физический характер. Обсуждая тему знака и значения в контексте гуманитарного познания, мы не имеем в виду того, что называют "естественными знаками" (дым – знак огня и т.п.).

Роль науки.

Наука в наши дни становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается. ХХ век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине ХХ в. фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине ХХ в. большое распространение получила автоматизация. К концу ХХ в. развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. И сегодня мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. И, несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития общества. Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука — один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Сциентизм и антисциентизм.

Культ науки в XX в. привел к попыткам провозглашения науки как высшей ценности развития человеческой цивилизации. Сциентизм (от лат. scientia— «знание, наука»), представив науку культурно-мировоззренческим образцом, в глазах своих сторонников предстал как идеология «чистой, ценностно-нейтральной большой науки». Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения, мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе. Одновременно с Сциентизмом возникла его антитеза — антисциентизм, провозглашавший прямо противоположные установки.

К сторонникам Сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема.

Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем. Антисциентисты уверены, что вторжение науки во все сферы человеческой жизни делает ее бездуховной, лишенной человеческого лица и романтики. Дух технократизма отрицает жизненный мир подлинности, высоких чувств и красивых отношений. Возникает неподлинный мир, который сливается со сферой производства и необходимости постоянного удовлетворения все возрастающих вещистских потребностей.

 62. Основные проблемы философии истории: ее смысл, вектор, движущие силы, роль личности в истории. Прогресс и регресс. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества и истории: сравнительный анализ.

Понятие философии истории введено Вольтером в ХVIII в. Появление этой предметной области в философии связано со формированием исторического сознания и становлением научной историографии в европейской культуре. Философия истории – фундаментальный раздел философии, в рамках которого разрабатываются теории исторического процесса и методология исторического познания.

Основные проблемы философии истории:

– сущности и границ исторической реальности – это проблема соотношения социально-исторического, этнического и природного факторов в историческом процессе;

– социогенеза – это проблема зарождения и развития человеческого общества, которая представлена рядом концепций: креационистской, трудовой, игровой, психоаналитической;

– направленности и законов истории – это проблема смысла, цели и логики исторического процесса, соотношения необходимости и случайности, континуальности и дискретности, революционных и эволюционных фаз в нем;

– общего и особенного в историческом процессе – это проблема поиска общих оснований истории человечества, а также уникальных, неповторимых черт в истории отдельных народов, культур, цивилизаций.

Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников: это могут быть социальные общности, организации, отдельные индивиды, выдающиеся личности. В их взаимодействии и противоборстве пробивается общая линия развития.

Субъектами же исторического развития можно назвать только тех его участников, которые поднялись до осознания своего места в обществе, руководствуются общественно значимыми целями и участвуют в борьбе за их осуществление.

Историческое творчество народа осуществляется через деятельность конкретных людей. Вклад некоторых личностей в развитие общества настолько велик и ярок, что это позволяет называть их великими личностями. Такая личность аккумулирует социальную энергию, улавливает и воплощает социальный заказ общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.005 с.)