ДЕ 2. Основные проблемы антропосоциогенеза и духовная культура первобытного общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ДЕ 2. Основные проблемы антропосоциогенеза и духовная культура первобытного общества



Введение

Курс «История Древнего мира» для педагогических университетов в соответствие с ФГОС 2010 года включает два модуля: I - «История первобытного общества и Древнего Востока», II - «История Древней Греции», «История Древнего Рима».

Пособие имеет целью облегчить студентам I курса исторического факультета самостоятельную работу, подготовку к семинарским занятиям, текущему и рубежному контролю по первому модулю – «Истории первобытного общества и истории Древнего Востока».

Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов комплекс знаний и представлений об истории первобытного общества и Древнего Востока, а также приобщить первокурсника к азам самостоятельной исследовательской деятельности; научить приемам работы с историческим источником и специальной литературой. Критически освоить исторический источник – задача достаточно сложная для студента, тем более первокурсника. Такая работа требует предварительной подготовки, которая осуществляется в процессе общения студентов с преподавателем на лекциях, практических занятиях и консультациях, а также с помощью самостоятельного изучения общих и специальных учебных пособий.

Пособие содержит рейтинг-план, развернутые планы семинарских занятий, тексты источников, списки источников и литературы, методические указания, выделяющие узловые моменты каждой темы, на которые следует обратить внимание в процессе самостоятельной работы.

Студенту рекомендуется следующая методика подготовки к практическому занятию: сначала изучается лекционный материал, отражающий тему семинарского занятия, а также материал рекомендованных учебных пособий. После этого анализируются и конспектируются источники, подобранные по хрестоматии. Конспектирование – это краткое фиксирование главной мысли (или мыслей) соответствующего раздела (главы, статьи, строфы, страницы) источника с точной ссылкой на него. Конспект пишется на одной половине страницы, чтобы в ходе занятий было место для дополнений, уточнений, фиксирования возникающих вопросов, проблем и т.п. В заключение читается специальная литература, которая помогает уточнить материал источников, правильно оценить их сущность.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа выстроена в соответствии с рейтинговой системой, поэтому студенту необходимо обратить внимание на рейтинг-план, где указаны виды учебной работы, сроки выполнения и количество баллов за конкретное задание. Рекомендуемые списки монографической литературы достаточно обширны. Изучение хотя бы одной-двух работ по теме из этого списка обязательно: это обогатит знания студента, даст дополнительную информацию по обсуждаемой теме, познакомит с различными точками зрения, существующими в исторической литературе. Самостоятельная работа предполагает подготовку реферативных выступлений, работу с интернет-сайтами, составление таблиц, словарей, кроссвордов, анализ научно-популярных фильмов и др. Преподаватель организует проверку всех форм самостоятельной работы студентов.

Процесс изучения модуля направлен на формирование следующих компетенций:

· понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

· определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);

· анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);

· характеризовать модели общественного развития (СК-3);

· ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);

· применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);

· использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);

· соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);

· синтезировать когнитивные, деятельностные и ценностные элементы профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК-9).

В результате изучения модуля студент должен

знать:

· основные закономерности антропосоциогенеза, принципы формирования первых человеческих коллективов, протогосударств; закономерности общественного развития древневосточных цивилизаций;

· важнейшие методологические концепции изучения истории первобытного общества и Древнего Востока.

уметь:

· проводить самостоятельный поиск исторической информации в исторических источниках разного типа;

· осуществлять внутреннюю и внешнюю критику исторических источников;

· анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;

· выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;

· формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, формулировать проблемы и цели работы, определять способы их решения.

владеть:

· историческими понятиями и терминами;

· технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории первобытного общества и Древнего Востока, для формирования собственного мировоззрения и профессиональных позиций, а также для конструктивного, толерантного взаимодействия с людьми разных убеждений.

 


Структура и содержание модуля, объем и виды учебной работы

Структура модуля состоит из 9 дидактических единиц (11 тем лекций и 12 тем практических занятий). Общая трудоемкость модуля составляет 6 зачетных единиц, 180 часов, из них 90– часов аудиторных занятий, 90 часов – самостоятельная работа студентов.

 

Таблица 1. Содержание лекций, виды учебной работы

Темы и содержание лекций Часы Виды учебной работы
1.Введение в историю первобытного общества. Предмет, значение и задачи науки о первобытном обществе. Роль и место ИПО во всемирной истории. Источники (археологические, этнографические, антропологические, лингвистические и др.) и их особенности. Проблема периодизации и хронологии ИПО. Историография первобытной истории. Современные достижения первобытной археологии и палеоантропологии, историко-этнографические реконструкции первобытного прошлого 4 Составление таблицы «Общеисторическая и специальные периодизации ИПО»
2. Основные проблемы антропосоциогенеза. Проблема происхождения человека. Концепции антропогенеза: креационистская, космологическая. Селекционно-эволюционная концепция Ч. Дарвина, Э. Геккеля. Критерии человека. Гоминидная триада. Трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса. Мутационно-эволюционная теория Н.П. Дубинина, Г.Н. Матюшина. Стадии и этапы антропогенеза в свете современной науки. Проблема появления неоантропа. Развитие мышления и речи. Расогенез. Прародина человечества. Динамика первобытного стада, праобщина.Три этапа в хронологической динамике первобытного стада (австралопитеки, питекантропы, неандертальцы) 6  
3. Разложение первобытного общества и возникновение ранних цивилизаций. Общество Чифдома. Племенные переселения VIII-III тыс. до н.э., появление скотоводческо-земледельческих обществ, проблемы «классогенеза», понятие «страты». Древнейшие города как начало цивилизаций. Признаки государства и пути развития обществ ранней древности 2 Тестирование по блоку
4.Древний Восток - предмет и задачи курса.Периодизация ИДВ, природно-географические условия, место ИДВ в мировой истории. Цивилизация как стадия развития общества. Виды цивилизаций, особенности древневосточной цивилизации 2  
5.Источники, историография и периодизация истории Древнего Двуречья. Источники по истории Древнего Двуречья. Основные раскопки на территории Двуречья и памятники материальной культуры. Клинописные документы (хозяйственные документы, юридические, дипломатические памятники, летописи, литературные произведения и др.). Свидетельства античных авторов и Бероса. Этапы изучения истории древнего Двуречья. Дешифровка клинописи. Достижения отечественного востоковедения. Хронология и периодизация истории Двуречья 2  
6.Древняя Месопотамия. Города-государства Шумера. Природно-географические условия и этнические процессы в Древней Передней Азии. Создание упорядоченной ирригации и образование древнейших городов-государств. Социально-экономические отношения. Организация управления. Социальная борьба в Лагаше. Реформы Уруинимгины и их оценка в современной историографии 4  
7. Ранние деспотии в Месопотамии, державы Аккада и III династии Ура. Объединение Месопотамии под властью Аккада. Внешняя и внутренняя политика Саргона и его приемников. Усиление царской власти. Формирование восточной деспотии. Третья династия Ура. Вклад народов Месопотамии в мировую культуру 2 Экспресс-опрос
8.Источники, историография и периодизация истории Древнего Египта. Раннее и Древнее царства Египта.Источники по истории Древнего Египта. Дешифровка древнеегипетской письменности. Ф.Шампольон. Развитие египтологии в XIX – XX вв. Достижения отечественной египтологии. Хронология и периодизация истории Древнего Египта. Природные условия Древнего Египта. Население. Конец додинастического периода, объединение Верхнего и Нижнего Египта. Менес. Развитие бассейновой системы ирригации. Формирование общеегипетского государственного аппарата. Большое многоотраслевое царское хозяйство. Окончательное объединение страны в эпоху Древнего царства. Социально-политическая структура египетского общества. Храмовое и большое вельможное хозяйства. Причины заката и распада Древнего царства 4  
9. История Древней Ассирии. Староассирийский и среднеассирийский период. Природно-географические условия, этнические процессы, образование государства Ашшур. Хозяйственная жизнь, социально-экономические отношения. Внешняя и внутренняя политика. Культура Ассирии 4  
10. Хеттское царство. Открытие хеттов. Становление хеттского царства. Хозяйственная жизнь, социально-экономические отношения. Внешняя и внутренняя политика. Культура Хеттского царства 4  
11.Южная Азия в древности. Индская цивилизация. Природно-географические условия. Население и этнические процессы. Периодизация. Индская (Хараппская цивилизация) 2 Тестирование по блоку
Итого 36  

Таблица 2. Содержание семинарских занятий, виды учебной работы

 

Темы семинарских занятий Часы Виды учебной работы
1.Вводное занятие 2  
2.Становление и развитие родового строя 4 1. Устный ответ по теме  
3. Духовная культура первобытного общества 6 1. Устный ответ по теме 2. Подготовка и написание реферата
4. Экономика и общественный строй Древней Вавилонии по «Законам Хаммурапи» 6 1. Герменевтический анализ источника 2. Конспект источника
5. Культура Древней Месопотамии 2 1. Устный ответ по теме
6. Общеегипетское государство в период Среднего Царства 4 1. Устный ответ по теме  
7. Общественный строй Египта периода Нового царства 6 1. Устный ответ по теме 2. Написание контрольной работы по теме
8. Культура Древнего Египта 4 Выступление с докладом
9. Общественно-экономические отношения в Ассирийском и Хеттском царствах по данным судебников 6 1. Герменевтический анализ источника 2. Конспект источника
10. Организация персидской державы при Дарии I 4 1. Устный ответ по теме  
11. Хозяйственный и общественный строй Древней Индии по «Законам Ману» и «Артхашастре» 6 1.Устный ответ по теме 2. Экспресс-опрос
12. Китай эпохи древних империй 4 1. Экспресс-опрос
Итого 54  

 

Таблица 3. Рейтинг-план по модулю «История первобытного общества и Древнего Востока»

Виды деятельности студента

Балл за конкретное задание

Число заданий

Баллы

мин. макс.

ДЕ 1. Введение в ИПО

1. Составление таблицы «Общеисторическая и специальные периодизации ИПО» 3 1 3 3

ДЕ 3. Древняя Месопотамия

1. Экспресс-опрос 0,25 4 1 1
2. Герменевтический анализ источника   4 1 2 4
3. Конспект источника 4 1 3 4

ДЕ 4. Древний Египет

1. Устный ответ по теме 4 1 2 4
2. Написание контрольной работы по теме 5 1 3 6
4. Выступление с докладом 5 1 3 6

ДЕ 7. Иран при Ахеменидах

1.Устный ответ по теме 4 1 2 4

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

 

1. Что такое «практическое занятие».

2. Знакомство с учебниками, хрестоматиями, основной и дополнительной литературой.

3. Подготовка к практическому занятию, конспектирование и оформление конспектов семинарских занятий.

4. Знакомство с приемами библиографического описания источников и литературы.

 

Обязательная литература

История Древнего мира / под ред. В. И. Кузищина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.– 368 с.

Гернес, М. История первобытного человечества / М. Гернес. – М.: КРАСАНД, 2010. – 112 с.

Молева, Н. В. История первобытного общества / Н. В. Молева, Н. Ю. Сивкина – Н. Новгород: ННГУ, 2011. – 70 с.

 

Дополнительная литература

Алексеев, В. П. История первобытного общества / В. П. Алексеев, А. И. Першиц. – М.: Высшая школа, 1990. – 351 с.

Васильев, Л.С. История Востока: в 2 т / Л. С. Васильев. – 3-е изд. – М.: Высшая школа. – 2003. – 511 с.

История Древнего Востока. Тексты и документы / под ред. В. И. Кузищина.– М.: Высшая школа, 2002. – 719 с.

История Древнего Востока: Материалы по историографии / сост. А.А. Вигасин. – М.: МГУ. – 1991. – 198 с.

История Древнего мира: Восток, Греция, Рим / сост. И. А. Ладынин, С. В. Новиков, В. О. Никитин. – М.: ЭКСМО, 2005. – 575 с.

История Древнего мира: в 3 кн. / под ред. И.М. Дьяконова. – М.: Наука, 1989. – Кн. 1. – 470 с.

История Древнего мира: в 3 кн. / под ред. И.М. Дьяконова. – М.: Наука, 1989. – Кн. 2. – 571 с.

Марков, Г. Е. Первобытное общество / Г. Е. Марков. – М.: МГУ, 2009. – 210 с.

Практикум по истории Древнего мира / под ред. И.С. Свенцицкой. – М.: Просвещение, 1989. – Вып. 1. – 139 с.

Практикум по истории Древнего мира / под ред. Е.А. Молева. – Н. Новгород: ННГУ, 2002. – 105 с.

Хрестоматия по истории Древнего Востока: в 2 ч. / под ред. М.А. Коростовцева. – М.: Высшая школа, 1980. – Ч. 1-2.

Хрестоматия по истории Древнего Востока / сост. А.А. Вигасин. – М.,: Восточная литература, 1997. – 400 с.

 

Все перечисленные учебники, учебные пособия и хрестоматии содержат необходимый материал для подготовки к семинарским занятиям по приведенным ниже темам. В списках литературы и источников по каждой теме будут рекомендованы книги, соответствующие данной исторической проблеме.

Методические указания

Рассматривая переход от праобщины к родовой организации, необходимо выделить материальные и социальные предпосылки возникновения родового строя. Важно иметь в виду, что этот переход был связан с заменой присваивающей формы хозяйственной деятельности производящей, а также сопровождался вытеснением зоологического индивидуализма социальными факторами. Внимательно разберитесь с периодизацией брачно-семейных отношений в первобытном обществе.

 

Методические указания

Религия, в широком понимании, - вера в сверхъестественное. Необходимо дать характеристику корней религиозных верований: психических, социальных, гносеологических. Различные формы первобытных верований проиллюстрируйте конкретным материалом этнографических источников. Подумайте над тем, как первобытные верования отражаются в современных религиях. Попытайтесь проследить развитие религии от первобытных форм до возникновения культа богов и эволюцию искусства от конкретно-реалистической формы к абстрактной.

 

ПО «ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ»

Занятие 1

1. Характеристика источников по истории Древнего Вавилона.

2. Хозяйственная жизнь Древневавилонского царства:

а) особенности развития сельского хозяйства;

б) уровень развития ремесла;

в) торговля и ростовщичество.

 

Обязательная литература

История Древнего мира / под ред. В. И. Кузищина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.– 368 с.

Законы Хаммурапи // http: //www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm

 

Дополнительная литература

Васильев, Л.С. История Востока: в 2 т / Л. С. Васильев. – 3-е изд. – М.: Высшая школа. – 2003. – 511 с.

Дьяконов, И.М. Гражданское общество в древности / И. М. Дьяконов, В. А. Якобсон // Вестник древней истории. – 1998. – №1. – С. 22-30.

Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства / пер. и коммент. под ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. – 1952. –№ 3. – С. 199-303.

Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства / пер. и коммент. под ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. – 1952. –№ 4. – С. 206-311.

История Древнего мира: в 3 кн. / под ред. И.М. Дьяконова. – М.: Наука, 1989. – Кн. 1. – 470 с.

История Древнего Востока: Материалы по историографии / сост. А.А. Вигасин. – М.: МГУ. – 1991. – 198 с.

История Древнего Востока: Материалы по историографии / сост. А.А. Вигасин. – М.: МГУ. – 1991. – 198 с.

Практикум по истории Древнего мира / под ред. И.С. Свенцицкой. – М.: Просвещение, 1989. – Вып. 1. – 139 с.

Хрестоматия по истории Древнего Востока: в 2 ч. / под ред. М.И. Коростовцева. – 1980. – Ч. 1. – 328 с.

 

Методические указания

При подготовке к занятию требуется внимательное чтение источника. При этом на отдельные карточки следует выписать соответствующие номера статей судебника с их кратким содержанием и собственными выводами. Необходимо постараться сгруппировать статьи по подвопросам, имея в виду, что многие статьи законов содержат материал по нескольким проблемам. При анализе сельского хозяйства необходимо ответить на такие вопросы: какое место оно занимало в экономике страны; какие сельскохозяйственные культуры, земледельческие работы, орудия труда, домашние животные и их эксплуатация упоминаются в источнике; как была устроена и функционировала система искусственного орошения. Нужно выделить категории основных производителей в сельском хозяйстве и их социальное положение. Для характеристики ремесла подобрать материал о ремесленных специальностях, организации ремесла, ремесленных изделиях, формах производства (на заказ или на рынок) и степени его развитости. На основании статьи 274 попытаться ответить на вопрос: чьи интересы защищает законодатель – ремесленников или нанимателей. При анализе торговли и ростовщичества нужно выделить категории торговцев, оценить взаимоотношения

между ними, проследить как осуществлялись расчеты и платежи, что было средством обмена и предметом торговли. В каких отраслях хозяйства действовали ростовщики, какими были условия ростовщических сделок, какова была прибыль ростовщиков и как относится законодатель к деятельности ростовщиков.

 

Занятие 2

1. Формы землевладения и землепользования. Роль общины.

2. Социальное деление вавилонского общества – «авелум» (человек) и «мушкенум». Категории свободного населения по роду деятельности.

3. Источники рабства и положение рабов.

Обязательная литература

См. занятие 1.

 

Дополнительная литература

Илюшечкин, В.П. Эксплуатация и собственность в сословно-классовых обществах / В. П. Илюшечкин. – М.: Наука, 1990. –

Дьяконов, И.М. Проблемы собственности: О структуре общества Ближнего Востока до середины II тыс. до н.э. / И. М. Дьяконов // Вестник древней истории. – 1967. – № 4. С. 13-35.

Дьяконов, И.М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности / И. М. Дьяконов // Вестник древний истории. – 1973. – № 4. – С. 3-29.

Редер, Д.Г. К вопросу о юридическом положении рабов по Законам Хаммурапи // Древний Восток. Сборник статей / под ред. Кацнельсона. – М.: Наука, 1975. – Вып. 1. – С.230-245.

Кошурников, С.Г. Городские старосты, градоправители и градоначальники: судопроизводство, царская администрация и община в старовавилонском Дильбате / С. Г. Кошурников // Вестник древней истории. – 1990. № 3. – С. 76-93.

Методические указания

При рассмотрении земельных отношений (ЗХ. §23, 27-56,65-66, 136, 165) необходимо уяснить, что характерной особенностью древневавилонского общества являлось длительное сохранение общины, а право собственности на землю было обусловлено членством в общине. Нужно выяснить: каким категориям населения принадлежала земля и на каких условиях (владения или собственности), имелись ли ограничения в распоряжении ею. В чем заключались особенности землевладения различных категорий служилых людей. Найти свидетельства существования общины в статьях, касающихся коллективной ответственности, выкупа воинов, семейных отношений. Подумать, почему материал об общинах в судебнике невелик. Чтобы правильно оценить положение рабов в Вавилоне (ЗХ. §7, 15-20, 113-119, 170-171, 175-176, 195-199, 215-227, 178-182) выделите различные категории рабов по их принадлежности (авилуму, храму, дворцу, мушкенуму), по способу, каким попали в рабство (пленный, купленный раб, раб-должник и т.д.). Разберитесь в правовом и имущественном положении различных категорий рабов. Ответьте на вопросы: чей труд – свободных или рабов был преобладающим в экономике; чем, главным образом, были заняты упоминаемые в судебнике рабы, возможен ли был переход из рабского состояния в свободное. Особо нужно выделить долговое рабство, подумав над тем, в чем заключаются особенности юридического положения попавших в долговую кабалу свободных людей, каким образом вмешивается законодатель в отношения должника и кредитора, почему он это делает. Сделайте вывод: дают ли законы Хаммурапи полное представление о рабстве в Вавилоне.

 

Занятие 3

1. Право и судопроизводство в Вавилоне.

2. Брачно-семейные отношения, семейное и наследственное право.

3. Деспотическая власть Хаммурапи и ее особенности.

Обязательная литература

См. занятие 1 и 2.

Дополнительная литература

См. занятие 1и 2.

Дьяконов, И.М. Гражданское общество в древности / И. М. Дьяконов, В. А. Якобсон // Вестник древней истории. – 1998. – № 1. – С. 22-30.

 

Методические указания

К первому вопросу подобрать из судебника следующий материал: способы установления истины в суде, учет умысла при определении наказания за совершенное преступление. Определить виды наказаний, размеры компенсации за причиненный ущерб. Отметить, какие пережитки родового права сохраняются в законах. При анализе семейного и наследственного права выяснить, как оформлялся брак, права супругов, положение детей в семье, порядок наследования. Была ли ограничена власть главы семьи по отношению к жене, детям; как оценить статьи судебника о женах-рабынях и их детях. В заключение дайте общую характеристику вавилонской семьи. Для характеристики деспотической власти царя Хаммурапи используйте, кроме статей судебника, Введение и Заключение к нему. Выясните, в чем выражалась монополия власти царя, обратив особое внимание на неотчуждаемые формы собственности,

 фиксированный закон и связанные с ним формы принуждения. Рассмотрите сакрализацию власти и военные заслуги Хаммурапи.

 

Доклады

· Архивы и библиотеки, школы и образование в древней Месопотамии.

· Эпос о Гильгамеше.

· Вавилонская версия мифа о сотворении мира и людей.

· Астральные культы.

Обязательная литература

История Древнего мира / под ред. В. И. Кузищина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.– 368 с.

История и культура Древнего Востока: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Вигасина. – М.: РОССПЭН, 2008. – 431 с.

История мировой культуры (мировых цивилизаций) / под ред. Г. В. Драча. – 7-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 537 с.

Бардески К.Д. Месопотамия: колыбель человечества / К.Д. Бордески. – М.: «Ниола-Пресс», 2008. – 128 с.

 

Дополнительная литература

Борзова, Е. П. История мировой культуры / Е. П. Борзова. – СПб.: Лань, 2001. – 672 с.

Дандамаев, М. А. Вавилонские писцы. – М.: Наука, 1983. – 245 с.

Дандамаев, М. А. Месопотамия и Иран в VII-IV вв. до н. э: Социальные институты и идеология / М. А. Дандамаев. – СПб.: СПбГУ, 2009. – 512 с.

Емельянов, В.В. Древний Шумер / В. В. Емельянов. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. – 368 с.

Кьера, Э. Они писали на глине / Э. Кьера. – М.: Наука, 1984. – 135 с.

Саггс, Х. Вавилон и Ассирия: Быт, религия, культура / Х. Саггс. – М.: Центрполиграф, 2004. – 232 с.

Якобсен, Т. Сокровища тьмы. История месопотамской религии. М.: «Восточная литература» РАН,1995. – 293 с.

 

Методические указания

При подготовке к данной теме следует обратить внимание на то, что в отличие от древнеегипетской культуры, которую можно рассматривать как однородную, культура Двуречья – многослойна (синкретична) в связи с заселенностью этого региона различными народами. И если древнеегипетская цивилизация сохранила зрительные и письменные образы, то цивилизации Двуречья (шумеро-вавилонская культура), прежде всего, - письменные. Появление и развитие клинописи стало неким объединяющим фактором. Внимательно проанализируйте жанровое многообразие литературного творчества народов Двуречья (мифы, гимны, эпосы и др.), обратив внимание на то, что одной из центральных проблем являлась проблема происхождения человека. Остановитесь подробно на достижениях месопотамской архитектуры, указав, что в Двуречье был выработан определенный тип застройки храмов-святилищ, сложился особый тип храма – зиккурат. Покажите, как в архитектуре отражались религиозные представления.

 

Методические указания

При изучении периода Среднего царства необходимо указать, что политический центр переместился в Средний Египет, крупную роль начали играть Фивы. Особое внимание следует уделить успешной завоевательной политике фараонов XII династии и, в частности, СенусертаIII, правление которого принято считать кульминацией развития египетского государства эпохи Среднего царства. Укажите, чем сопровождалось приобретение обширных территорий, какие выгоды извлекли из этого египтяне. Подробно следует остановиться на социальных противоречиях в египетском обществе, которые способствовали завоеванию Египта гиксосами.

Методические указания

При анализе источников обратите особое внимание на их виды и жанр (письма, автобиографические надписи, предписания и постановления). На основании источников необходимо выяснить особенности военной политики фараонов XVIII-XIX (разнообразие методов управления завоеванными территориями, формы политической зависимости сопредельных стран) и ее влияние на общественный строй и социальные отношения Египта Нового царства. Рассматривая реформу Эхнатона, обратите внимание не только на ее религиозное содержание, но и на ее социально-культурные последствия.

 

 

Доклады

· Амарнский период: великие произведения древних скульпторов и живописцев.

· Заупокойный культ и обожествление фараона.

· Господство канона в искусстве.

Обязательная литература

История Древнего мира / под ред. В. И. Кузищина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

История и культура Древнего Востока: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Вигасина. – М.: 2008. – 431 с.

История мировой культуры (мировых цивилизаций) / под ред. Г. В. Драча. – 7-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 537 с.

 

Дополнительная литература

Ассман, Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации / Я. Ассман. – М.: «Присцельс», 1999. – 368 с.

Богословский, Е.С. Древнеегипетские мастера / Е. С. Богословский. – М.: Наука. –1983. – 368 с.

Борзова, Е. П. История мировой культуры / Е. П. Борзова. – СПб.: Лань, 2001. – 672 с.

Видеман, А. Религия древних египтян / А. Видеман. – М.: Центрполиграф, 2009. – 256 с.

Кацнельсон И. С. Тутанхамон и сокровища его гробницы. – М.: Наука, 1979. – 152 с.

Коростовцев М. А. Писцы Древнего Египта / М. А. Коростовцев. – СПб.: Летний сад, 2001. – 368 с.

Крол А. Египет первых фараонов.Хеб-Сед и становление древнеегипетского государства / А. Крол. – М.: «Рудомино», 2005. – 224 с.

Мертц, Б. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы / Б. Мертц. – М.: Центрполиграф, 2007. – 363 с.

Морэ А. Нил и египетская цивилизация / А. Морэ. – М.: Центрполиграф, 2007. – 479 с.

Морэ А. Цари и боги Египта / А. Морэ. – М.: Алетейя, 1998. – 239 с.

Методические указания

Главная цель семинарского занятия состоит в том, чтобы ознакомиться с наиболее значимыми достижениями древнеегипетской культуры. При изучении столь обширной темы, следует выделить основные особенности древнеегипетской культуры: монументальность, синтетичность, тесную связь искусства и религии. Обратите внимание на жанровое многообразие древнеегипетской литературы (мифы, пророчества, сказки и др.), рассмотрите системы древнеегипетского письма. Особое внимание уделите характеристике достижений древнеегипетской архитектуры: храмовому и дворцовому строительству, указав на то, что зодчество оказывало влияние на все остальные виды искусства. Рассмотрите религиозно-мифологические представления древних египтян, проанализируйте, сохранила ли религия древних египтян признаки фетишизма и тотемизма. Более подробно разберите один из главных сюжетов в египетской мифологии - представление о загробной жизни. Ответьте на вопросы, почему среди древневосточных цивилизаций древнеегипетская цивилизация занимает особое место и в чем проявилось влияние египетской культуры на культуру других народов.

 

Тексты источников

Надпись из гробницы Эйе

Эйе - сановник эпохи Эхнатона, взошедший на престол после смерти Тутанхамона. Аналогичные надписи были и в других гробницах амарнской эпохи. Перевод М. А. Коростовцева. Печатается по: Повесть Петеисе III. Древнеегипетская литература / пер. М. А. Коростовцева. – М.: Художественная литература, 1978. – С. 251-255.

 

Прославляем бога по имени его: «Жив бог Ра-Хорахти, ликующий на небосклоне, в имени его Шу, — он и есть Атон». Да живет он во веки веков, Атон живой и великий, Владыка всего, что обегает солнечный диск, Владыка неба и Владыка земли, Владыка храма Атона в Ахетатоне и слава царя Верхнего и Нижнего Египта, живущего правдою, слава Владыки Обеих Земель Неферхепрура, единственного у Ра, сына Ра, живущего правдою, Владыки венцов Эхнатона, — да продлятся дни его жизни! — слава великой царицы, любимой царем, Владычицы Обеих Земель, Нефернефруитен Нефертити, — да живет она, да будет здрава и молода во веки веков!

Говорит он: «Ты сияешь прекрасно на небосклоне, диск живой, начало жизни! Ты взошел на восточном склоне неба и всю землю нисполнил своею красою. Ты прекрасен, велик, светозарен! Ты высоко над всей землею! Лучи твои объемлют все страны, до пределов созданного тобою.

Ты Ра, ты достигаешь пределов. Ты подчиняешь дальние земли сыну, любимому тобою. Ты далек, но лучи твои на земле, ты пред людьми [...] твое движение. Ты заходишь на западном склоне неба — и земля во мраке, подобно застигнутому смертью. Спят люди в домах, и головы их покрыты, и не видит один глаз другого, и похищено имущество их, скрытое под изголовьем их, — а они не ведают.

Лев выходит из логова своего. Змеи жалят людей во мраке, когда приходит ночь и земля погружается в молчание, ибо создавший все опустился за край небес. Озаряется земля, когда ты восходишь на небосклоне; ты сияешь как солнечный диск, ты разгоняешь мрак, щедро посылая лучи свои, и Обе Земли просыпаются, ликуя, и поднимаются люди. Ты разбудил их — и они омывают тела свои, и берут одежду свою.

Руки их протянуты к тебе, они прославляют тебя, когда ты сияешь надо всею землей, и трудятся они, выполняя работы свои. Скот радуется на лугах своих, деревья и травы зеленеют, птицы вылетают из гнезд своих, и крылья их славят душу твою. Все животные прыгают на ногах своих, все крылатое летает на крыльях своих — все оживают, когда озаришь ты их сияньем своим. Суда плывут на север и на юг, все пути открыты, когда ты сияешь. Рыбы в реке резвятся пред ликом твоим, лучи твои проникают в глубь моря, ты созидаешь жемчужину в раковине, ты сотворяешь семя в мужчине, ты даешь жизнь сыну во чреве матери его, ты успокаиваешь дитя…

Нет другого, кроме тебя! Ты был один — и сотворил землю по желанию сердца своего, землю с людьми, скотом и всеми животными, которые ступают ногами своими внизу и летают на крыльях своих вверху. Чужеземные страны, Сирия, Куш, Египет — каждому человеку отведено тобою место его. Ты созидаешь все, что потребно им. У каждого своя пища, и каждому отмерено время жизни его. Языки людей различаются меж собою, несхожи и образы их, и цвет кожи их, ибо отличил ты одну страну от другой. Ты создал Нил в преисподней и вывел его на землю по желанию своему, чтобы продлить жизнь людей, — подобно тому как даровал ты им жизнь, сотворив их для себя, о всеобщий Владыка, утомленный трудами своими. Владыка всех земель, восходящий ради них, диск солнца дневного, великий, почитаемый!...Ты установил ход времени, чтобы вновь и вновь рождалось сотворенное тобою, — установил зиму, чтобы охладить пашни свои, жару, чтобы [...] Ты создал далекое небо, чтобы восходить на нем, чтобы видеть все, сотворенное тобою. Ты единственный, ты восходишь в образе своем, Атон живой, сияющий и лучезарный, далекий и близкий! Из себя, единого, творишь ты миллионы образов своих. Города и селения, поля, и дороги, и Река созерцают тебя, каждое око устремлено к тебе, когда ты, диск дневного солнца [...] Ты в сердце моем, и нет другого, познавшего тебя, кроме сына твоего Неферхепрура, единственного у Ра, ты даешь сыну своему постигнуть предначертания свои и мощь свою. Вся земля во власти десницы твоей, ибо ты создал людей; ты восходишь — и они живут, ты заходишь — и они умирают. Ты время их жизни, они живут в тебе. До самого захода твоего все глаза обращены к красоте твоей. Останавливаются все работы, когда заходишь ты на западе. Когда же восходишь, то велишь процветать [...] для царя. Спешат все твари с тех пор, как ты основал твердь земную. Ты пробуждаешь всех ради сына своего, исшедшего из плоти твоей, для царя Верхнего и Нижнего Египта, живущего правдою, Владыки Обеих Земель, Неферхепрура, единственного у Ра, сына Ра, живущего правдой, Владыки венцов Эхнатона, великого, — да продлятся дни его! — и ради великой царицы, любимой царем, Владычицы Обеих Земель Нефернефруитен Нефертити, — да живет она, да будет молода она во веки веков!»

Методические указания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.117 с.)