Схема анализа профессий (перечень основных характеристик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема анализа профессий (перечень основных характеристик



Профессий).

 

Характеристики профессий по группам “Таксист”[8] «Бурильщик» (оператор ПРС) Место для кодирования загаданной профессии
Предмет труда: 1 - животные, растения (природа) 2 - материалы 3 - люди (дети, взрослые) 4 - техника, транспорт 5 - знаковые системы (тексты, информация в компьютерах...) 6 - художественный образ     Люди Техника, транспорт       Природа     Техника  
Цели труда: 1 - контроль, оценка, диагноз 2 - преобразовательная 3 - изобретательная 4 - транспортирование 5 - обслуживание 6 - собственное развитие   Транспортирование Обслуживание     Контроль, оценка  
Средства труда: 1 - ручные и простые приспособления 2 - механические 3 - автоматические 4 - функциональные (речь, мимика, зрение, слух...) 5 - теоретические (знания, способы мышления) 6 - переносные или стационарные средства     Механические   Функциональные     Ручные   Механические  
Условия труда: 1 - бытовой микроклимат 2 - большие помещения с людьми 3 - обычный производственный цех 4 - необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность) 5 - экстремальные условия (риск для жизни и здоровья) 6 - работа на открытом воздухе 7 - работа сидя, стоя, в движении 8 - домашний кабинет     Экстремальные     Сидя     Экстремальные     В движении      
Характер общения в труде: 1 - минимальное общение (индивидуальный труд) 2 - клиенты, посетители 3 - обычный коллектив (одни и те же лица...) 4 - работа с аудиториями 5 - выраженная дисциплина, субординация в труде     Клиенты     Обычный коллектив   Выраженная дисциплина  
Ответственность в труде: 1 - материальная 2 - моральная 3 - за жизнь и здоровье людей 4 - невыраженная ответственность     Жизнь и здоровье     Материальная   Жизнь и здоровье    
Характер подвижности в труде: 1 – минимальная подвижность 2 – преимущественно сидя 3 – преимущественно стоя 4 – активно работают разные группы мышц 5 – длительные статичные рабочие позы 6 – активная работа ограниченного числа мышц 7 – длительная ходьба     Сидя     Разные гр. мышц  
Особенности труда: 1 - большая зарплата 2 - льготы 3 - “соблазны” (возможность брать взятки, воровать...) 4 - изысканные отношения, встречи со знаменитостями 5 - частые командировки 6 - законченный результат труда (можно полюбоваться)     “Соблазны”   Встречи со знаменитостями       Большая зарплата Льготы  
Типичные трудности: 1 - нервное напряжение 2 - профзаболевания 3 - распространены мат и сквернословие 4 - возможность оказаться за решеткой (в тюрьме) 5 - невысокой престиж работы 6 – монотонный, однообразный труд     Нервн. напряжение Профзаболевания Мат и сквернослов.     Профзаболевания Мат и сквернослов.  
Минимальный уровень образования для работы: 1 - без специального образования (после школы) 2 - начальное профессиональное образование (СПТУ) 3 - среднее профессиональное образование (техникум) 4 - высшее профессиональное образование (вуз) 5 - ученая степень (аспирантура, академия...)   Начальное професс. образование       Начальное професс.образов. Среднее професс.образов.  

 

 

Игра «Пришельцы».

 

Цель игры – помочь подростку в осознании труда как ценности, а также - роли труда в жизни общества и отдельного человека. Игра проводится в рамках урока и предназначена для учащихся 10-11 классов.

Общая схема игры следующая.

По желанию из класса выбираются 2-3 человека, которые будут «гостями с дальней планеты», которые неожиданно оказались в данном городе и в данной школе. Предполагается, что из-за технических трудностей время пребывания на Земле ограничено 15 минутами. На срочно созванной «пресс-конференции» необходимо за это короткое время как можно лучше познакомиться с неизвестной цивилизацией, в живом контакте постараться понять друг друга.

Гостям будет предоставлено короткое слово, где они сообщат главные сведения о своей планете, уровне развития их культуры и производства, а также – об основных занятиях ее жителей. После этого журналисты (остальная часть класса) постараются задать наиболее важные вопросы.

В течение 3-4 минут пришельцы готовятся в коридоре (думают, что им рассказать о своей цивилизации, а может даже и подумают о своем внешнем виде, которые можно было бы изобразить на доске). Ведущий объясняет остальным участникам (журналистам в классе), как надо вести себя на конференции. В частности, каждый журналист должен придумать, какой информационный орган он представляет и перед тем, как задавать вопрос, обязательно сказать об этом (данное условие дисциплинирует участников игры и делает ее более «солидной», т.е. более похожей на настоящую пресс-конференцию). Естественно, вопросы должны быть краткими и понятными. Сами вопросы могут относиться к самым разным сторонам жизни, но задаваться в тактичной и вежливой форме.

Далее в класс приглашаются инопланетяне и сразу начинается сама игра: сначала гости кратко (в течение 3-5 минут) делают с вое сообщение, а затем отвечают на вопросы журналистов.

В ходе игры может возникнуть опасность перерастания игрового конфликта в межличностный. Например, когда журналистам вдруг не понравится образ жизни чужой цивилизации. Если это «потребительское общество («потребительский рай», «царство наслаждений» и т.п.), то в адрес гостей нередко идут язвительные реплики, типа «дегенераты», «идиоты», «свиньи»… При таком развитии игры ведущий не должен радоваться «сознательности» класса и, тем боле, поощрять ее, иначе неизбежны настоящие (неигровые) обиды. Психолог может извиниться перед пришельцами за недостаточную дипломатичность отдельных «представителей прессы» и предложить участникам игры вести себя более солидно.

Через 15 минут гости (по условию игры. Связанному с ограниченным временем пребывания на Земле) просто «исчезают», т.е. садятся на свои места в классе. Ведущий предлагает всем срочно написать сообщения в свои агентства о первых впечатлениях от встречи. В течение 5-7 минут каждый журналист и каждый пришелец на отдельном листочке бумаги должны кратко написать: 1) каков, по их мнению, общий уровень развития новой для них цивилизации (пришельцы пишут о своих впечатлениях о жителях Земли – на основании того, что их интересует и как они задавали свои вопросы); 2) стоит ли иметь дело с новой цивилизацией, стоит ли развивать с ней сотрудничество (может по каким-то линиям такое сотрудничество развивать, когда есть чему поучиться, а по каким-то линиям – лучше не сотрудничать).

При этом важно предупредить ребят, что сообщения должны быть короткими – не более трети страницы. Активизированные школьники иногда готовы за короткое время исписать до 1,5 – 2 страниц, что в дальнейшем может отрицательно повлиять на общую динамику игры (при подведении ее итогов). Сами листочки можно подписать, обозначив не свои Ф.И.О., а название агентства (или название своей планеты – для пришельцев).

Листочки с сообщениями быстро собираются и зачитываются перед классом[9]. Лучше поручить это двум учащимся из числа наиболее пассивных. Такое знакомство с различными мнениями участников игры является подготовкой к основному ее обсуждению.

В ходе обсуждения важно определить, какой же самый главный критерий развития общества. Ведущий выписывает все предложения учащихся на доске, после чего они поочередно обсуждаются. Возможно, путем обобщения удастся получить 2-3 самых важных критерия, однако в столь сложном вопросе такое достигается редко (даже при игре со взрослыми). В заключение ведущий может ненавязчиво, как бы наравне с другими критериями, предложить и свои критерии.

Например, это может возможность самореализации, предоставляемая обществом для каждого члена, а не только для «лучшей» его части – элиты. При этом путь (способ) самореализации у каждого человека уникален и потому бесценен. Если, конечно. Он не предполагает ущемление возможностей самореализации других людей. Идеальным способом такой самореализации является свободный, творческий, общественно-полезный труд, который может и не укладываться в общепринятые (формальные или «нормальные») рамки существующих профессий.

Если общество ограничивает возможности самореализации определенной части своих членов, то оно как бы ограничивает перспективы собственного развития. Но поскольку общество состоит из конкретных людей, то эти люди не должны оправдывать свою пассивность плохими условиями, плохим правительством, непониманием коллег и близких и т.п., а должны действовать, стремясь к самовыражению, одновременно улучшая и само общество, членами которого они являются.

 

 

Игра «Советчик».

 

Данное упражнение является не столько игрой, сколько специально организованной упрощенной процедурой группового экспертирования с элементами игры.

Целью процедуры является - получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных товарищами-одноклассниками.

Методика может проводиться с целым классом, но более эффективно она проходит в подгруппе из 12-15 человек. Время проведения - от 15 до 25 минут. Процедура включает следующие этапы:

1. Все участники вырывают из тетрадей чистые листочки.

2. Листочки кладутся вертикально и делятся на три равные колонки, т.е. делают бланк (см. Таблицу 1).

3. Каждый участник выписывает в своем бланке фамилии и имена всех присутствующих в классе (или в группе) под диктовку ведущего. Важно, чтобы все присутствующие были выписаны в одном и том ж порядке.

4. Всем дается задание, напротив каждой фамилии (включая собственную) проставить наиболее подходящие профессии и соответствующие учебные заведения, которые можно было бы порекомендовать данному человеку. Желательно не пропускать никого. Желательно также отнестись к этому заданию как можно серьезнее и не писать глупости. На все это отводится примерно 7-10 минут.

5. Ведущий собирает листочки и начинает подведение итогов. Берется первый листочек и зачитывается первая по списку фамилия. Сразу же зачитывается рекомендуемая профессия и учебное заведение. После этого берется второй листочек, зачитывается эта же фамилия и соответствующие рекомендации и т.д. После того, как зачитывается всё по первому человеку ведущий переходит ко второму и т.д.

 

                                                                                   Таблица 1.

 

Образец бланка для упражнения “Советчик”.

      

Ф.И.О. всех уч-ся в классе (в строго определенном порядке и по номерам) Рекомендуемая профессия Рекомендуемое учебное заведение (или место работы) после школы
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7... и т.д.    

 

Всем присутствующим ведущий может посоветовать, повнимательнее прислушаться к советам своих товарищей, а что-то может для себя и пометить в тетрадях. По нашему опыту, в среднем 5-7 человек в классе обычно действительно что-то для себя записывают (правда, в основном это подростки-девушки).

К сожалению, и здесь возможны глупые шутки, когда кто-то “рекомендует” своим товарищам “туалеты чистить” и т.п. Ведущий просто это не зачитывает и не обращает на это никакого внимания.

Если все же окажется, что кто-то в классе попросит не зачитывать рекомендации своих одноклассников, то ведущий должен спокойно удовлетворить эту просьбу, предложив по желанию после урока самому посмотреть на советы, которые выписали ему товарищи. Признаемся, что у нас пока таких случаев не было, но они вполне возможны...

 

Игра «Профконсультация».

Общей целью для всех вариантов игры «Профконсультация» является специально организованная ситуация, в которой школьники помогают друг другу планировать свои профессиональные и жизненные ситуации под наблюдением и контролем со стороны психолога. Ниже предлагаются различные варианты организации такой взаимопомощи подростков в профессиональном и личностном самоопределении. Естественно, не следует переоценивать реальную помощь в самоопределении в подробных игровых процедурах, поскольку главное предназначение данных методики - в формировании самой готовности подростков анализировать различные ситуации профессионального самоопределения и делать обоснованные выборы.

Упрощенный вариант игры с микрогруппой в 3-4 человека.

Лучше проводить данную игру после уроков в отдельной комнате. Этот вариант игры может занять по времени около 1,5 – 2-х часов. Игра рассчитана на учащихся 9-11 классов. Общий порядок этого варианта игры примерно следующий.

1. Группе из 3-4 человек предлагается разыграть ситуацию, где 1-2 «консультанта» беседуют с «учащимся» и его «родителем» по поводу дальнейшей судьбы «ребенка» после окончания школы. Соответственно, участники распределяют роли. Но ведущий при этом заявляет, что в ходе игры каждый должен побывать в роли «ученика». При этом каждый такой «ученик» может представить свою реальную ситуацию, но может сыграть и воображаемого ученика, вплоть до изображения представителя противоположного пола (мальчик играет свою сверстницу или наоборот). Заметим, что в данной игре важна не столько реальная конкретная помощь, сколько само формирование готовности анализировать различные ситуации профессионального выбора.

Поскольку подростки не сразу выходят на серьезный, деловой уровень разговора, и нередко высказывают не совсем удачные мнения и рекомендации, то у ведущего на данном этапе игры появляется соблазн быстро вмешаться и подсказать, как надо правильно консультировать. Важно сдержать эти свои порывы, поскольку школьники и сами быстро понимают, что по-настоящему консультировать довольно сложно.

Вмешательства ведущего оправданы в следующих случаях:

- игровой конфликт перерастает в реальный, межличностный;

- кто-либо из игроков (особенно игрок в роли «профконсультанта») уверенно говорит совершенно неправильные вещи, а другие искренне с ним соглашаются;

- игроки сами просят ведущего дать им конкретную справку или информацию (об особенностях профессии, о конкурсе в те или иные учебные заведения и т.п.);

- игроки слишком увлеклись обсуждением какого-то частного вопроса;

- одни игроки ведут себя слишком активно, а другие заняли откровенно пассивную позицию, лишь «наблюдая» за происходящим (заметим, что такое распределение активности – самый плохой показатель эффективности игры);

- игроки явно начинают дурачиться.

Задача ведущего на данном этапе - создать ситуацию, когда школьники сами поймут сложность настоящей консультации и сами обратятся за помощью.

2. Через некоторое время подростки сами могут обратиться за помощью (как лучше и правильнее организовать консультационную беседу) и тогда ведущий может подсказать это. Прежде всего,  можно подсказать, на какие вопросы следует обратить особое внимание, например, спросить, какие планы на будущее у «ученика» (какую профессию он выбрал и куда собирается поступать), как он себе представляет трудности на пути к своим целям и как собирается их преодолевать и т.п. В основу вопросов можно положить основные факторы выбора профессии, выделенные Е.А.Климовым, которые позволяют анализировать ситуации профессионального выбора (наличие личного профессионального плана, учет своих склонностей, способностей, знаний о выбираемой профессии, учет мнений родителей и сверстников, сама престижность выбираемой профессии и места учебы, а также потребность в профессии на рынке труда). Само распределение ролевых позиций в игре предполагает, что «ученик», «родитель» и «профконсультанты» должны соответствовать этим ролям, т.е. вести себя соответствующим образом. Но это не означает, что наиболее умные и правильные высказывания должны делать только «консультанты».

3. Завершается каждое проигрывание тем, что каждый высказывает свои пожелания данному «учащемуся», а «учащийся» соглашается или не соглашается с ними. Важно при этом, чтобы каждое мнение как-то обосновывалось, т.е. ведущий должен следить за тем, чтобы эти высказывания и обоснования были не столько эмоциональными и «интуитивными», сколько разумными.

Дальше участники перераспределяют роли и игра возобновляется. Опыт показывает, что повторные проигрывания проходят более быстро и организованно.

 

Вариант игры с микрогруппой в 5-6 человек

 («Защита профессии перед родителями»).

 

В данном варианте есть возможность разыграть сцену, когда «родители» явно не согласны с выбором профессии своего «ребенка». Данный вариант может использоваться как самостоятельная игра («Защита профессии перед родителями»), а может быть органично включена в игру «Профконсультация» по выше обозначенной схеме. В последнем случае общая схема игры примерно следующая.

1. Сначала игроки также распределяют роли: один «учащийся», два-три «родителя» и два-три «профконсультанта». Предполагается, что в течение всей игры как минимум два-три человека должны побывать в роли «учащегося», поэтому данный вариант игры может занять больше времени, чем ее первоначальный вариант (см. выше).

2. Перед самой игрой организуется небольшой подготовительный этап. Отдельно готовится к игре «семья» (учащийся и его родители) и отдельно «профконсультанты». «Семья» сама определяет, в чем заключаются ее разногласия между ребенком и его родителями. При этом каждая сторона обдумывает и проговаривает свои аргументы (лучше когда родители не просто «возражают» против выбора ребенка, но и предлагают свой вариант выбора). При этом возможны случаи. Когда и среди самих родителей нет общего мнения о том, что делать «ребенку» после окончания школы. «Профконсультанты» готовятся с помощью ведущего игры, который может подсказать им, какие вопросы задавать «клиентам», на что обращать более важное внимание, как вести себя в ходже консультации и т.п.

3. «Семья» возвращается и кратко разыгрывает спор по поводу дальнейшей судьбы своего «ребенка». Члены должны просто обозначить свои основные позиции и аргументы. «Профконсультанты» и ведущий молча наблюдают за этим. Данный этап должен занять не более 10 минут.

4. Далее все садятся за общий стол и разыгрывается беседа-консультация. Игроки задают друг другу вопросы, обсуждают их, спорят, обосновывая свои точки зрения. Задача ведущего, с одной стороны, не допускать хаоса в этом разговоре, а также неуправляемых эмоциональных споров, перерастающих в конфликты. С другой стороны, ведущий должен постоянно активизировать и даже провоцировать участников на высказывания и обсуждение разных точек зрения. Ни в коем случае ведущий не должен брать всей инициативы в свои руки, т.е. не превращаться в единственного (или в «единственно правильного») «профконсультанта».

В ходе такого разговора может выясниться, что проблемы семьи больше связаны не с разногласиями по поводу выбора профессии. А по поводу совершенно иных проблем (например, проблем «лени» ребенка, его увлечения «курением» или даже «наркотиками»). С одной стороны, дети часто проецируют те проблемы, которые их реально волнуют и эти проблемы нередко представлены в их сознании достаточно хаотично. Когда психологу удается «раскрутить» участников игры на такие откровения, то это один из показателей заинтересованности игроков в данных проблемах и в данной методике. Но с другой стороны, эта игра направлена именно на проблемы профессионального самоопределения, поэтому ведущий должен тактично напоминать о главной игровой цели – помочь «учащемуся» выбрать профессию и при этом сохранить взаимопонимание в семье.

5. В конце этой игры также подводятся итоги, т.е. каждый участник по очереди высказывает свои пожелания и рекомендации «учащемуся», а затем и сам учащийся высказывает свое отношение к этим рекомендациям. Далее выбирается новый «учащийся» и игра повторяется.

 

Вариант игры «Профконсультация» в работе с классом.

 

Данный вариант позволяет «охватить» гораздо больше участников, чем предыдущие варианты игры «Профконсультации». Однако качество (обстоятельность) таких бесед и обсуждений будет намного скромнее, чем в вышеобозначенных вариантах. Данный вариант игры занимает по времени один урок (хотя возможно и некоторое увеличение времени на игру в зависимости от расписания и т.п.). Общая схема игры примерно следующая.

1. Все участники делятся на пары (возможно разделение и на команды в три человека – особенно когда в классе нечетное количество учеников).

2. В каждой паре распределяются роли: кто-то будет «учащимся», а кто-то – «профконсультантом».

3. Ведущий знакомит всех с общей схемой разговора. Профконсультанты будут задавать учащемуся вопросы, а учащийся кратко отвечать на них. Лучше эти вопросы кратко обозначить на доске: 1) Какую профессию собирается выбрать учащийся? 2) Куда он собирается поступать после школы? 3) Какие трудности он видит на пути к своей профессиональной цели? 4) Как он собирается преодолевать эти трудности, как собирается готовиться к профессии и поступлению в профессиональное учебное заведение? 5) Есть ли у него резервный вариант выбора.

4. Было бы лучше, если каждый участник на отдельном листочке бумаге нарисует табличку, в которой будут отражаться итоги беседы (см. Таблицу 1).

5. В течение 7-10 минут участники игры проводят первую беседу, задавая друг другу эти вопросы и отвечая на них.

 

Таблица 1.

 

Пример заполненного бланка для варианта игры «Профконсультации» в работе с классом.

 

Вопросы (позиции анализа ситуации выбора профессии)[10]

Я консультирую (указать, кого именно – Ф.И.О.)

Я – учащийся (указать Ф.И.О.)

Мои оценки ответов учащегося Мои оценки собственных рекомендаций учащемуся Оценки моих собственных ответов Оценки рекомендаций консультанта
1. Выбираемая профессия 3 5 5 3
2. Дальнейшее обучение после школы 5 5 7 4
3. Кто и что может помешать достижению профессиональных целей 5 6 7 3
4. Пути подготовки к поступлению и пути преодоления препятствий на пути к целям 2 4 4 4
5. Резервный вариант профессионального выбора 8 8 10 4

 

6. Далее ведущий предлагает каждому «учащемуся» и каждому «консультанту» на отдельных листочках бумаги оценить, насколько обоснованными и продуманными были ответы на вопросы («консультант» оценивает ответы «учащегося», а «учащийся» сам оценивает свои ответы). Например, ответ на каждый вопрос может быть оценен по условной 10-балльной школе (см. Таблицу 1). После этого они показывают друг другу свои оценки и кратко обсуждают, чьи оценки оказались наиболее удачными.

7. Далее «консультант» дает общие советы «учащемуся» по каждому из обозначенных вопросов. Например, уточняет, какую лучше выбрать профессию, куда лучше поступать, как лучше готовиться к поступлению, какой лучше иметь резервный вариант…

8. Далее и «консультант» и «учащийся» отдельно оценивают на своих листочках, насколько эти советы-рекомендации оказались удачными, также используя для этого условную 10-балльную шкалу (см. Таблицу 1).

После этого игроки меняются ролями и игра возобновляется. Лучше обменяться ролями по команде ведущего где-то в середине урока (для этого он заблаговременно несколько раз напоминает, когда произойдет такой обмен ролями).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.047 с.)