Признаки политической власти: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки политической власти:



1. легальность ис­пользования силы в пределах государства;

2. верховен­ство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникать в любые общественные процес­сы;

3. публичность, т. е. всеобщность и безличность;

4. моноцентричность (наличие единого центра приня­тия решений);

5. многообразие ресурсов;

6. тенденции к абсолютизации.

Атрибуты политической власти:

1. экстенсив­ность — число объектов, широта воздействия;

2. об­ширность — число сфер, в которых осуществляется власть;

3. интенсивность — мера воздействия власти на ее объект.

Формы политической власти:

1. господство;

2. руководство;

3. управление;

4. координация;

5. ор­ганизация;

6. контроль.

Средства политической власти:

1. право;

2. авто­ритет;

3. убеждение;

4. манипуляции;

5. принужде­ние;

6. традиции;

7. насилие.

Политическая элита и народ

Понятие "элита" в переводе с латинского и фран­цузского означает "лучшее", "отборное", "избранное". В политологии теория элиты утвердилась во многом как альтернатива марксистскому классовому подходу к ана­лизу общественно-политических процессов. Это понятие характеризует носителей наиболее ярко выраженных по­литико-управленческих качеств и функций. 

Существуют различные концепции элиты:

1. макиавеллистские теории (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс и др.) понимают элиту как руководящее меньшинство, людей, обладающих особыми психологи­ческими качествами, ориентированными на власть и от­личающимися групповой сплоченностью;

2. в любом обществе есть элиты, политические-функции и господство которых неизменны. Однако тео­рии демократического элитизма (Р. Даль, С. М. Липсет и др.) интерпретируют элиту не только как группу людей, обладающих управленческими способностями, но и как борцов за демократические ценности.

В теориях элиты народ рассматривается главным об­разом как социально-политическое национальное обще­ство, которое неспособно к самостоятельным действиям. В общественной жизни оно нуждается в "направляю­щей" и "организующей" силе — элите, способной выра­жать интересы народа, указывать ему жизненные ориен­тиры и ценности, вести за собой к их достижению.

Отметим, что феномен элиты в обществе обусловлен целым рядом объективных причин:

1. неравенство индивидуальных способностей и возможностей;

2. наличие в сложно организованном обществе группы людей, занимающихся специализированной функцией управления;

3. практическая невозможность прямого контроля населения за политическим руководством;

4. политическая пассивность широких слоев насе­ления;

5. большие возможности получения различных привилегий теми, кто осуществляет политико-управлен­ческие функции в обществе.

Не являясь особым классом в обществе, политиче­ская элита обычно представляет собой часть экономиче­ски господствующих (или господствующего) социаль­ных слоев, классов. Она обладает навыками профессио­нальной политической деятельности и непосредственно осуществляет государственное управление. В результа­те этого политическая элита играет особую роль в соци­ально-политической жизни общества. Она также приоб­ретает относительную самостоятельность по отношению ко всем остальным социальным группам в обществе.

В философии элита традиционно понимается как творческое активное меньшинство, способное к форми­рованию общественного сознания, стимулированию, ор­ганизации и управлению массы населения.

Наиболее широко политическая элита определяется как "составляющая меньшинство общества достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегиро­ванная группа (или совокупность групп), в большей или меньшей мере обладающая выдающимися психологиче­скими, социальными и политическими качествами и не­посредственно участвующая в принятии и осуществле­нии решений, связанных с использованием государст­венной власти или воздействием на нее". В более кон­кретной политологической интерпретации политическая элита —"это группа людей, которые играют определяю­щую роль в подготовке и реализации политических ре­шений".

Как и сущность элиты, так и ее структура рассмат­ривается в научной литературе по-разному. Наиболее традиционно в структуру политической элиты включа­ют следующие элементы:

· правящую (те, кто непосредственно обладает го­сударственной властью и чьи решения играют решаю­щую роль в жизнедеятельности общества);

· оппозиционную (контрэлита, субэлита);

· административную (бюрократия и управленцы);

· идеологическую.

По характеру формирования (системе рекрутирова­ния) элиты делятся:

1. открытые (антрепренерская система). Этот тип свойственен демократическому обществу, характеризую­щемуся открытостью, конкурентностью отбора, малым числом институциональных фильтров, индивидуальной активностью, личным профессионализмом и т. д.

2. закрытые, бюрократические (система гиль­дий) присущи тоталитарному обществу. Его отличают закрытость свободного доступа новых представителей, жесткая служебная иерархия, селективный подбор, мно­гочисленные институциональные фильтры и служебные ступени, личная преданность лидеру и элите, беспреко­словная исполнительность и т. п.

Права и свободы личности

Права человека представляют собой принципы, нор­мы, взаимоотношения между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это — собственно права).

Основные способы взаимоотношения индивида с властью:

1. тоталитарный (полное подчинение индивида го­сударству, отождествление общества и государства);

2. индивидуалистский (приоритет индивида в от­ношениях с государством);

3. партипаципаторный (неразрывность и противо­речивость взаимоотношений между личностью, государ­ством и обществом).

Все три способа в той или иной степени представ­лены в истории человечества.

Типология прав человека:

1. негативные определяют обязанности государст­ва и других людей воздерживаться от тех или иных дей­ствий по отношению к индивиду (почти все либеральные права; считаются основополагающими, абсолютными; не зависят от ресурсов государства);

2. позитивные фиксируют обязанности государст­ва, лиц и организаций предоставлять те или иные бла­га, осуществлять определенные действия (характер этих прав носят все социальные права; зависят от богатства страны, демократичности ее политической системы).

В соответствии со сферами реализации можно выде­лить гражданские, личные, политические, экономиче­ские, юридические, социальные, культурные, экологиче­ские и другие права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.118 (0.011 с.)