Предмет и задачи психологии, ее место в системе наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи психологии, ее место в системе наук



Предмет и задачи психологии, ее место в системе наук

Явления, которые изучает психология, их систематизация. Специфические особенности психологического знания. Место психологии в системе других наук. Отраслевые психологические науки. Задачи психологии на современном этапе ее развития.

Методологические основы общей психологии

Научный аппарат психологии: объект, предмет, методы и категории науки. Методологические и теоретические принципы психологии. Определение психологии как науки. Методологические основы психологии.

Классификация методов психологических исследований и их характеристика

Общее представление о методах научного исследования. Варианты научного построения психологии (естественнонаучный и гуманитарный подходы). Научно-теоретические и научно-практические методы психологии. Классификация методов психологиче­ского исследования по Б. Г. Ананьеву: организационные, эмпирические методы, методы обработки данных, методы интерпретации.

Деятельность как психологическая категория. Строение деятельности и ее виды

Понятие о деятельности и ее целях. Особенности человеческой деятельности. Структура деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Действия, операции и средства осуществления деятельности. Виды и развитие человеческой деятельности. Ведущая деятельность на разных этапах онтогенеза. Психические процессы как внутренние компоненты деятельности. Зависимость развития психических процессов человека от его деятельности. Умения, навыки и привычки как структурные элементы деятельности.

Понятие общения в психологии. Виды, функции и значение общения в психическом развитии человека

Понятие и виды общения. Функции общения. Прямое и опосредованное, формальное и неформальное, вербальное и невербальное общение. Структура общения. Развитие общения. Психология субъектно-субъектного общения. Общение и личность.

Понятие личности в психологии

Многообразие значений понятия «личность» в психологии. Социальная среда и личность. Соотношение понятий индивид – человек – индивидуальность – личность. Потребность быть личностью. Личность как смысловое образование. Структура личности (по К. Платонову).

Теории личности в зарубежной психологии

Краткий обзор основных подходов к исследованию личности. Конституциональные типологии и теории личностных черт. Психоаналитическое направление: теория личности З. Фрейда, К. Г. Юнга, А. Адлера, социокультурная теория личности К. Хорни. Бихевиористское направление: теория оперантного научения Б. Скиннера. Когнитивный подход: теория личностных конструктов Дж. Келли, рационально-эмотивная теория А. Эллиса. Гуманистическое направление в теориях личности: А. Маслоу, К. Роджерс.

Теории личности в отечественной психологии

Концепция динамической функциональной структуры личности К. К. Платонова. Экспериментальный подход в изучении психологии личности А. Ф. Лазурского. Концепция личности А. Н. Леонтьева. Понятие личности в аспекте отношений человека в работах В. Н. Мясищева. Личность в психологии установки Д. Н. Узнадзе. Теория личности Б. И. Додонова. Смысловая сфера личности Б. С. Братуся.

Базовые структуры личности. Темперамент

Биологическое и социальное в структуре личности. Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека. Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Сферы проявления темперамента. Психологические характеристики темперамента, проявление его основных свойств. Виды темпераментов, смешанные и чистые типы. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и личностные черты. Теории темпераментов.

Планирование и осуществление экспериментального исследования

План и программа эксперимента. Планирование и этапы психологического исследования, требования к их организации. Понятие популяции, генеральной совокупности и выборки, контрольной и экспериментальной группы. Стратегии формирования выборочных групп. Стандартизация и унификация процедуры эксперимента. Инструкция и протокол.

Аналитическая статистика

Возможности и ограничения параметрических и непараметрических критериев сравнения. Условия применения параметрических критериев сравнения. Проверка нормальности распределения переменных. Критерий Стьюдента. Т-критерий Вилкоксона. Критерий Розенбаума. Критерий Манна-Уитни. Н-критерий Крускала-Уоллиса. φ-угловое преобразование Фишера. Функциональные и корреляционные связи. Положительная и отрицательная корреляция. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Коэффициент линейной корреляции Пирсона.

Феноменология малой группы

Понятие «малая группа». Границы малой группы. Классификация ма­лых групп и их характеристики. Основные направления исследования малых групп. Динамические процессы в малой группе: образование малой группы; феномен группового давления; групповая сплоченность. Социально-психоло­гические характеристики малых групп. Социометрический метод исследования внутригрупповых отношений. Референтометрия.

49. Феноменология межличностного конфликта

Понятие конфликта как деструкции межличностного общения. Конфликтная ситуация и инцидент. Структура межличностного конфликта. Источники конфликта в различных теоретических концепциях. Типология конфликтов. Виды нарушений общения в конфликте. Стили поведения личности в конфликте. Динамика конфликта. Методы анализа конфликтов. Подходы к разрешению конфликтов.

50. Психологический климат коллектива. Ценностно-ориентационное единство

Понятие о психологичном климате в коллективе. Слагаемые психологического климата. Социально-психологическая совместимость и взаимоотношения в группе. Основные характеристики психологического климата коллектива. Влияние психологического климата на личность. Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) как основная характеристика развития коллектива. Методы исследования психологического климата и ЦОЕ.

51. Руководство и лидерство в группах

Социальный статус личности в группе. Лидерство. Типы лидеров. Лидер и руководитель. Стили руководства. Качества современного руководителя.

52. Теория отклоняющегося поведения

Исторические корни изучения девиантного поведения. Социальная норма и девиации. Формирование представлений о социальной норме и отклонениях: статистическая норма, норма ожиданий, нравственная норма, норма реагирующего наблюдателя. Релятивная природа девиаций. Сущность, формы и виды девиантного поведения. Крайние формы девиаций. Образование девиантных групп.Дисфункция общественных институтов. Социально-психологические факторы коррупции. Коррупционное давление. Профессиональные злоупотребления. Девиантное поведение в организациях: моббинг, боссинг, буллинг. Профессиональные злоупотребления психологов. Особенности образа мыслей девианта, реализуемых на поведенческом уровне. Моральное развитие. Теория стадиального развития морального мышления. Факторы, влияющие на распространение девиаций в обществе

Юридическая психология

Предмет и основные задачи юридической психологии. Психологические особенности предварительного расследования. Психологические аспекты основных следственных действий и оперативно-розыскной деятельности. Понятие и задачи судебно-психологической экспертизы. Специфика использования психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии.

Профориентация и профотбор

Понятие профориентации. Задачи профориентации и уровни сложности их решения. Методы профориентации. Специфика применения психодиагностики в профориентации. Стратегии профориентационной работы. Профотбор и профпригодность. Виды собеседования. Правила прохождения собеседования. Резюме и его структура.

Личностные опросники

Определение методик этого типа, их специфика. Области применения опросников. Проблемы их стандартизации, установления надежности и валидности. Достоинства и недостатки личностных опросников. Пути повышения надежности опросников. Классификация опросников в зависимости от целей их применения.

Психокоррекционных программ

Основные блоки психокоррекционного комплекса и их цели. Основные виды психокоррекционных программ и особенности их составления. Общие принципы составления психокоррекционных программ.

Предмет и задачи психологии, ее место в системе наук

Явления, которые изучает психология, их систематизация. Специфические особенности психологического знания. Место психологии в системе других наук. Отраслевые психологические науки. Задачи психологии на современном этапе ее развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.01 с.)