Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подзаконные Акты, Конституционные договоры и судебные решения как источники конституционного права РФ.
1. Подзаконные акты l Акты палат Федерального Собрания РФ
l Акты Президента РФ К источникам КП относятся только нормативные указы Президента РФ(* Указ Президента от 23.05.1996г. “ О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и НПА ФО ИВ” l Постановления Правительства РФ имеющие нормативный характер, также явл-ся источниками КП. Особенность данных актов- они издаются на основании и во исполнение Конституции,ФЗ, нормативных указов Президента РФ. Это означает, что Правит-во РФ может принимать постановления только по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с Конституцией, ФКЗ “ О Правит-ве”, указами Презид-та РФ. l Акты органов МСУ Сис-ма МСУ НЕ входит в сис-му ГВ. Акты, регулирующие отношения в сфере конституционного права, (в частности, по вопросам взаимоотношений органов государственной власти субъектов и муниципальных органов, реализации основных конституционных прав и др.) К ним относятся: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные акты представительного органа муниципального образования;правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). 2. Нормативные договоры. l Международные договоры -ч.4 ст.15 Конституции: 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
l Внутригосударственные договоры 1. Федеративный договор Явление для российской действительности относительно новое. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов предусмотрены федеральной Конституцией (ч. 3 ст. 11) и ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Этот закон устанавливает порядок заключения договора о разграничении полномочий. Он подписывается Президентом РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), затем утверждается федеральным законом. ü Договоры м/у РФ и её субъектом о разграничении предметов ведения и полномочий м/у органами ГВ РФ и органми ГВ её субъекта (основание и порядок заключения данного вида договоров регламентируется ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»). ü Договор м/у органами ГВ автономного округа и органами ГВ лбласти,края (предметои регулирования явл-ся отшения м/у ними, связанные с вхождением автономного округа в состав края или области, возможность их заключения прямо предусмотрен ст.66 Конституции. Такие договоры сегодня имеют третью сторону в лице ГВ РФ. ü Соглашение об изменении статуса субъекта РФ (п.5 ст.66 предусматривает, что статус субъекта РФ м/б изменён по взаимному согласию РФ и её субъекта в соответствии с ФКЗ от 27.12.2001 “ О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ. Очевидно, что в основе изменения статуса субъекта должно лежать согласие, выраженное в форме двустороннего соглашения РФ и соответствующего субъекта). ü Договору м/у органами ГВ субъектов РФ(Такие договоры м/б заключены по щирокому кругу вопросов. Возмжность их заключения прямо не предусмотрена, но в п.”в” ч.2 ст.125 упоминает в кач-ве объектов конституционного контроля такие договоры).
Судебные решения Рещение Конституционного Суда, признающие неконституционными ФЗ, НПА Президента, палат Федерального Собрания, Правит-ва РФ,субъектов РФ, являются источниками КП, т.к. содержат Специализированные “ нормы о нормах”, в данном случае - нормы, отменяющие действие других норм. Мнения авторов: 1. Е. И. Козлов не упоминает судебные решения в числе источников КП, из чего можно заключить, что не относит эти акты в их числу 2. О. Е. Кутафин категорически отрицает возможность отнесения судебных решений к числу источников КП. 3. М.В. Баглай постановления Конституционного Суда РФ относит к числу источников конституционного права, в которых устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных правовых актов, а кроме того, разрешаются споры и дается толкование Конституции
7. Система конституционного права как отрасли права
Система конституционного права выражается в его внутреннем строении, обусловленном связями между его нормами, сгруппированными в обладающие внутренним единством правовые институты, расположенные в определенной последовательности. Первичными элементами системы конституционного права являются нормы, которые группируются во вторичные элементы системы — правовые институты. Конституционное право как систему характеризует: • целостность его структуры, взаимосвязанность элементов; • устойчивость внутрисистемных связей; • объективность, предопределенная сложившимися общественными отношениями; • обусловленность историческими, национальными, культурными и иными факторами; • динамичность развития в результате воздействия внешних факторов. Система конституционного права предопределена системой Конституции РФ, которая является основным источником отрасли. Систему конституционного права образуют институты: 1) основ конституционного строя; 2) основ правового статуса человека и гражданина; 3) федеративного устройства; 4) системы государственной власти; 5) системы местного самоуправления. Мнения ученых Среди ученых нет единого мнения относительно элементов, входящих в систему конституционного права. Так, некоторые авторы выделяют подотрасли конституционного права — избирательное, парламентское и др. Оригинальную точку зрения высказал А.Н. Кокотов, включив в систему конституционного права общую и особенную части. К общей части он отнес основные конституционные принципы, в частности положения глав 1, 2 Конституции РФ. Рамками особенной части ученый обособил государственное право (парламентское право, президентское право, избирательное право, конституционно-судебное право, прокурорско-надзорное право, институт государственной символики и др.) и гражданско-публичное право (право политических партий, конфессионально-публичное право, информационное право и др.). Конституционно-правовые институты группируются в определенной последовательности. Ведущее место в системе отрасли конституционного права занимает институт основ конституционного строя, содержащий исходные начала для всех других конституционно-правовых институтов. Место института основ правового статуса человека и гражданина предопределено признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью в государстве и обществе, во имя которого существуют все государственные и общественные структуры. Институт федеративного устройства предопределяет построение системы государственной власти, включая в нее федеральные органы и органы субъектов РФ.
8. Понятие и сущность Конституции РФ. Виды конституций
Конституция- это НПА (сов-ть НПА), обладающий высшей юр.силой и регирующая основы взаимоотношений чел-ка и гос-ва, устройство гос-ва и организацию ГВ.
Подходы к сущности Конституции: 1. Формально-юридическое (нормативистское) направление. -(Р. Иеринг, Г. Кельзен, Н. Коркунов, Л.Дюги). Согласно данному подходу конституция определяется как юр.документ, в котором содержаться установленные нормы и институты (т.е. основной закон,закрепляющий механизм ГВ, права и свободы чел-ка и т.д., обеспечиваемый гос.принуждением) 2. Естественно-правовая(договорная)теория -(Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев, Т. Гоббс). согласно данному подходу конституция- сов-ть норм естественного права открытых, обсужденных и закрепленных гос-ом и обеспеченной силой гос.принуждения. Сущность конституции - все члены общ-ва как бы заключают договор, воплощенный в конституци, о том, на каких основах учреждается данное общ-во, по каким правилам оно живет. 3. Социологическая (лассальянская) концепция -(Ф. Лассаль). Предложил различать писанная конституция (Лассаль определял как собранные “ на одном листе бумаги, в одном актеоснования учреждений и правительственной власти”) и фактическая конституция (характеризовалась как фактически существующее в стране соотношение обществ-ых сил. Сущность конституции составляют “...фактические отношения, силы, существующие в данном общ-ве”. Согласно теории Лассаля, фактическая конституция в отличие от юридической присуще любому гос-но-организованному общ-ву. 4. Классово-волевая (марксистско-ленинская) теория. В её основе лежат две идеи: экономическая обусловленность конституции (и права в целом) и классовый подход. Согласно взглядам К.Маркса и Ф. Энгельса -конституция -это надстроечные явления предопределённые состоянием производственных отношений, составляющих в своей совокупности экономический базис общ-ва. В.И.Ленин указывал,что “сущность Конституции в том, что основные законы гос-ва вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе”.
5. Институционалистское направление. М. Ориу определят конституцию как статут гос-ва и нации. Функции конституции 1. Юридическая (заключается в том, что конституция -основной источник права, содержащий исходные начала для всей правовой сис-мы) 2. Политическая(состоит в том,что конституция устанавливает основы организации ГВ) 3. Идеологическая (проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общ-ва путем распространения и утверждения определённых политических и правовых идей, представлений и ценностей) Форма Конституции 1. ПИСАННЫЕ l Кодифицированные -представляют собой единый документ (* Конституция РФ) l Некодифицированные- представляют собой совокупность НПА, в равной мере обладающие высшей юр.силой (*Конституция Швеции состоит из трех НПА: Форма правления 1974г., Акт о престолонаследии 1810г., Акт о свободе печати 197г.) 2. НЕПИСАННЫЕ(частично писанные) *Конституция Великобритании, состоящая из парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев(конституционных соглашений) Виды конституций: 1. По порядку принятия l Октроированные, т.е. дарованные сверху главой гос-ва -монархом (характерны для прошлых столетий,,* октроированной была конституция Японии 1889г.” сегодня уже пркатически не встречается) l Принятые легитимным способом: парламентом, учредительным собранием(первым учредит-ым собранием был Конституционный конвент США 1787г.) или на референдуме(*конституция РФ 1993года) 2. По порядку изменения l Гибкие (изменяются в обычном законодательном порядке:* “Неписанные” конституции Великобр., Новой Зеландии т.д.) l Жесткие(меняются в более сложном порядке, чем предусмотренодля принятия обычных законов. Способы обеспечения жесткости: требование квалифицированного большинства в парламенте для принятия поправок к Конституции, утверждение поправок субъектами Федерации и т.д.) 3. По форме-способу организации l Писанные l “Неписанные”(частично писанные) 4. По времени действия l Постоянные(большинство конституций) l Временные (характерны для переходных периодов, обычно наступающих после гос-ых переворотов) 5. По форме правления l Монархические l Республиканские 6. По форме гос-но-территориального устройства l Федеративные l Унитарные 7. и т.д.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.021 с.) |