Подзаконные Акты, Конституционные договоры и судебные решения как источники конституционного права РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подзаконные Акты, Конституционные договоры и судебные решения как источники конституционного права РФ.



1. Подзаконные акты

l Акты палат Федерального Собрания РФ


ГД и СФ по вопросам,отнесенным Конституцией РФ к их ведению,вправе в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции принимать постановления, большинство их которых носит правоприменительный характер, но некоторые могут иметь и нормативный характер.

l Акты Президента РФ

К источникам КП относятся только нормативные указы Президента РФ(* Указ Президента от 23.05.1996г. “ О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и НПА ФО ИВ”

l Постановления Правительства РФ

имеющие нормативный характер, также явл-ся источниками КП. Особенность данных актов- они издаются на основании и во исполнение Конституции,ФЗ, нормативных указов Президента РФ. Это означает, что Правит-во РФ может принимать постановления только по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с Конституцией, ФКЗ “ О Правит-ве”, указами Презид-та РФ.

l Акты органов МСУ

Сис-ма МСУ НЕ входит в сис-му ГВ. Акты, регулирующие отношения в сфере конституционного права, (в частности, по вопросам взаимоотношений органов государственной власти субъектов и муниципальных органов, реализации основных конституционных прав и др.) К ним относятся: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные акты представительного органа муниципального образования;правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

2. Нормативные договоры.

l Международные договоры -ч.4 ст.15 Конституции:

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

l Внутригосударственные договоры

1. Федеративный договор

Явление для российской действительности относительно новое. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов предусмотрены федеральной Конституцией (ч. 3 ст. 11) и ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Этот закон устанавливает порядок заключения договора о разграничении полномочий. Он подписывается Президентом РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), затем утверждается федеральным законом.

ü Договоры м/у РФ и её субъектом о разграничении предметов ведения и полномочий м/у органами ГВ РФ и органми ГВ её субъекта (основание и порядок заключения данного вида договоров регламентируется ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»).

ü Договор м/у органами ГВ автономного округа и органами ГВ лбласти,края (предметои регулирования явл-ся отшения м/у ними, связанные с вхождением автономного округа в состав края или области, возможность их заключения прямо предусмотрен ст.66 Конституции. Такие договоры сегодня имеют третью сторону в лице ГВ РФ.

ü Соглашение об изменении статуса субъекта РФ (п.5 ст.66 предусматривает, что статус субъекта РФ м/б изменён по взаимному согласию РФ и её субъекта в соответствии с ФКЗ от 27.12.2001 “ О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ. Очевидно, что в основе изменения статуса субъекта должно лежать согласие, выраженное в форме двустороннего соглашения РФ и соответствующего субъекта).

ü Договору м/у органами ГВ субъектов РФ(Такие договоры м/б заключены по щирокому кругу вопросов. Возмжность их заключения прямо не предусмотрена, но в п.”в” ч.2 ст.125 упоминает в кач-ве объектов конституционного контроля такие договоры).

Судебные решения

Рещение Конституционного Суда, признающие неконституционными ФЗ, НПА Президента, палат Федерального Собрания, Правит-ва РФ,субъектов РФ, являются источниками КП, т.к. содержат Специализированные “ нормы о нормах”, в данном случае - нормы, отменяющие действие других норм.

Мнения авторов:

1. Е. И. Козлов не упоминает судебные решения в числе источников КП, из чего можно заключить, что не относит эти акты в их числу

2. О. Е. Кутафин категорически отрицает возможность отнесения судебных решений к числу источников КП.

3. М.В. Баглай постановления Конституционного Суда РФ относит к числу источников конституционного права, в которых устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных правовых актов, а кроме того, разрешаются споры и дается толкование Конституции

 

7. Система конституционного права как отрасли права

 

Система конституционного права выражается в его внутреннем строении, обусловленном связями между его нормами, сгруппированными в обладающие внутренним единством правовые институты, расположенные в определенной последовательности.

Первичными элементами системы конституционного права являются нормы, которые группируются во вторичные элементы системы — правовые институты.

Конституционное право как систему характеризует:

• целостность его структуры, взаимосвязанность элементов;

• устойчивость внутрисистемных связей;

• объективность, предопределенная сложившимися общественными отношениями;

• обусловленность историческими, национальными, культурными и иными факторами;

• динамичность развития в результате воздействия внешних факторов.

Система конституционного права предопределена системой Конституции РФ, которая является основным источником отрасли.

Систему конституционного права образуют институты:

1) основ конституционного строя;

2) основ правового статуса человека и гражданина;

3) федеративного устройства;

4) системы государственной власти;

5) системы местного самоуправления.

Мнения ученых

Среди ученых нет единого мнения относительно элементов, входящих в систему конституционного права. Так, некоторые авторы выделяют подотрасли конституционного права — избирательное, парламентское и др.

Оригинальную точку зрения высказал А.Н. Кокотов, включив в систему конституционного права общую и особенную части. К общей части он отнес основные конституционные принципы, в частности положения глав 1, 2 Конституции РФ. Рамками особенной части ученый обособил государственное право (парламентское право, президентское право, избирательное право, конституционно-судебное право, прокурорско-надзорное право, институт государственной символики и др.) и гражданско-публичное право (право политических партий, конфессионально-публичное право, информационное право и др.).

Конституционно-правовые институты группируются в определенной последовательности. Ведущее место в системе отрасли конституционного права занимает институт основ конституционного строя, содержащий исходные начала для всех других конституционно-правовых институтов. Место института основ правового статуса человека и гражданина предопределено признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью в государстве и обществе, во имя которого существуют все государственные и общественные структуры. Институт федеративного устройства предопределяет построение системы государственной власти, включая в нее федеральные органы и органы субъектов РФ.

 

8. Понятие и сущность Конституции РФ. Виды конституций

 

 Конституция- это НПА (сов-ть НПА), обладающий высшей юр.силой и регирующая основы взаимоотношений чел-ка и гос-ва, устройство гос-ва и организацию ГВ.

 

Подходы к сущности Конституции:

1. Формально-юридическое (нормативистское) направление. -(Р. Иеринг, Г. Кельзен, Н. Коркунов, Л.Дюги). Согласно данному подходу конституция определяется как юр.документ, в котором содержаться установленные нормы и институты (т.е. основной закон,закрепляющий механизм ГВ, права и свободы чел-ка и т.д., обеспечиваемый гос.принуждением)

2. Естественно-правовая(договорная)теория -(Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев, Т. Гоббс). согласно данному подходу конституция- сов-ть норм естественного права открытых, обсужденных и закрепленных гос-ом и обеспеченной силой гос.принуждения. Сущность конституции - все члены общ-ва как бы заключают договор, воплощенный в конституци, о том, на каких основах учреждается данное общ-во, по каким правилам оно живет.

3. Социологическая (лассальянская) концепция -(Ф. Лассаль). Предложил различать писанная конституция (Лассаль определял как собранные “ на одном листе бумаги, в одном актеоснования учреждений и правительственной власти”) и фактическая конституция (характеризовалась как фактически существующее в стране соотношение обществ-ых сил. Сущность конституции составляют “...фактические отношения, силы, существующие в данном общ-ве”. Согласно теории Лассаля, фактическая конституция в отличие от юридической присуще любому гос-но-организованному общ-ву.

4. Классово-волевая (марксистско-ленинская) теория. В её основе лежат две идеи: экономическая обусловленность конституции (и права в целом) и классовый подход. Согласно взглядам К.Маркса и Ф. Энгельса -конституция -это надстроечные явления предопределённые состоянием производственных отношений, составляющих в своей совокупности экономический базис общ-ва. В.И.Ленин указывал,что “сущность Конституции в том, что основные законы гос-ва вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе”.

5. Институционалистское направление. М. Ориу определят конституцию как статут гос-ва и нации.

Функции конституции

1. Юридическая (заключается в том, что конституция -основной источник права, содержащий исходные начала для всей правовой сис-мы)

2. Политическая(состоит в том,что конституция устанавливает основы организации ГВ)

3. Идеологическая (проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общ-ва путем распространения и утверждения определённых политических и правовых идей, представлений и ценностей)

Форма Конституции

1. ПИСАННЫЕ

l Кодифицированные -представляют собой единый документ (* Конституция РФ)

l Некодифицированные- представляют собой совокупность НПА, в равной мере обладающие высшей юр.силой (*Конституция Швеции состоит из трех НПА: Форма правления 1974г., Акт о престолонаследии 1810г., Акт о свободе печати 197г.)

2. НЕПИСАННЫЕ(частично писанные)

*Конституция Великобритании, состоящая из парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев(конституционных соглашений)

Виды конституций:

1. По порядку принятия

l Октроированные, т.е. дарованные сверху главой гос-ва -монархом (характерны для прошлых столетий,,* октроированной была конституция Японии 1889г.” сегодня уже пркатически не встречается)

l Принятые легитимным способом: парламентом, учредительным собранием(первым учредит-ым собранием был Конституционный конвент США 1787г.) или на референдуме(*конституция РФ 1993года)

2. По порядку изменения

l Гибкие (изменяются в обычном законодательном порядке:* “Неписанные” конституции Великобр., Новой Зеландии т.д.)

l Жесткие(меняются в более сложном порядке, чем предусмотренодля принятия обычных законов. Способы обеспечения жесткости: требование квалифицированного большинства в парламенте для принятия поправок к Конституции, утверждение поправок субъектами Федерации и т.д.)

3. По форме-способу организации

l Писанные

l “Неписанные”(частично писанные)

4. По времени действия

l Постоянные(большинство конституций)

l Временные (характерны для переходных периодов, обычно наступающих после гос-ых переворотов)

5. По форме правления

l Монархические

l Республиканские

6. По форме гос-но-территориального устройства

l Федеративные

l Унитарные

7. и т.д.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.021 с.)