Темы и мотивы лирики Пушкина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы и мотивы лирики Пушкина



Лирика Пушкина - это его поэтическая биография и параллельно с этим творческая летопись повседневной и духовной жизни тех далеких времен. Война 1812-го и восстание декабристов 1825-го, крепостное право и мечты про «вольность святую», любимые, друзья и враги, «прекрасные мгновения» жизни и грусть и «печаль минувших дней» - эти все моменты нашли письменное отражение в пушкинских стихах, посланиях, элегиях, стихотворных сказках, песнях, эпиграммах. И все эти темы и мотивы лирики Пушкина настолько гармонично сочетаемы автором, что не ощущается ни малейшего напряжения или диссонанса в ходе прочтения его произведений. Это неописуемое внутреннее единство пушкинской лирики чрезвычайно метко и точно определил В. Белинский: «Весь колорит лирической и любой другой поэзии Пушкина - внутренняя человеческая красота и гуманность, что согревает душу».

Любовная лирика Пушкина

Любовную лирику Пушкина справедливо называют «энциклопедией любовных переживаний». Она вмещает широкую палитру чувств: от прекрасного и завораживающего момента первого трепетного свидания до полного разочарования и одиночества опустошенной страстями души. Любовь в лирике Пушкина очень разная. Это и идеальное чувство, которое возвышает душу любого человека, и просто случайное увлечение, которое внезапно возникает, но так же быстро проходит, и жгучая страсть, сопровождающаяся вспышками ревности и обид. Основные мотивы лирики Пушкина любовной тематики – легкая влюбленность, взрослое и осмысленное чувство, страсть, ревность и боль, обида и разочарование. –

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье...»

Известнейшее стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье...» автор написал в период ссылки в Михайловском. Слова эти обращены к Анне Петровне Керн. Впервые Пушкин увидел ее в Петербурге в 1819 году и увлекся ею. Через шесть лет он снова встретил ее у соседей, помещиков села Тригорского, куда Анна приехала в гости к своей тете. Любовное чувство в душе поэта вспыхнуло с новой силой. Перед отъездом Анны с Тригорского Пушкин подарил ей свернутый вчетверо клочок почтовой бумаги. Развернув его, Анна увидела поэтические строки, которые впоследствии станут шедевром русской лирики и навечно прославят ее имя.

 

Пейзажная лирика Пушкина

Природа неизменно была неисчерпаемым источником вдохновения для Пушкина. В его стихах отражены многочисленные образы картин природы и стихий, различные времена года, из которых поэт больше всего любил осень. Пушкин проявил себя настоящим мастером пейзажной детали, певцом русских пейзажей, живописных уголков Крыма и Кавказа. Основные темы, мотивы лирики Пушкина всегда, так или иначе, «повязаны» с окружающей природой. Она мыслится поэтом как самостоятельная эстетическая ценность, которая вызывает восхищение, однако подавляющее большинство пейзажных стихотворений Пушкина построены в форме сопоставления картин природы и ситуаций человеческой жизни. Натуральные образы часто служат контрастным или, наоборот, созвучным сопровождением мыслям и поступкам лирического героя. Словно живым литературным фоном выступают картины природы в лирике поэта. Она выступает в роли поэтических символов его мечтаний, стремлений, отстаиваемых им духовных ценностей.

Стихотворение «К морю»

Это стихотворение Пушкин начал писать в 1824 году в Одессе, уже зная о своей новой ссылке в Михайловское, где впоследствии он и завершил работу над стихотворением. Основные мотивы лирики Пушкина, имеющей природную направленность, всегда идут параллельно – природные явления и чувства и переживания самого поэта. В стихотворении «К морю» прощание с морскими далями становится основой для лирических размышлений поэта о трагичности человеческой судьбы, о роковой силе, которую имеют над ней исторические обстоятельства. Море, его свободная стихия для поэта является символом свободы, вызывает ассоциации с фигурами двух личностей, которые были властителями дум и олицетворением человеческой мощи. Эта самая мощь обстоятельств насущной жизни представляется столь же сильной и свободной, как и морская стихия. Это Наполеон и Байрон, с которыми Пушкин себя сравнивает. Этот мотив воспоминания в лирике Пушкина, где он обращается к ушедшим гениям, присущ многим его стихам. Гениев уже нет, а судьба поэта продолжается во всей своей трагичности.

 

  Философская лирика Пушкина

Пушкинская философская лирика вмещает в себя осмысление поэтом нетленных тем человеческого существования: смысла жизни, смерти и вечности, добра и зла, природы и цивилизации, человека и общества, общества и истории. Важное место в ней принадлежит темам дружбы (особенно в стихах, посвященных лицейским товарищам), преданности идеалам добра и справедливости (в посланиях к бывшим лицеистам и друзьям-декабристам), искренности и чистоте нравственных отношений (в стихах-размышлениях о смысле жизни, о родных и близких поэту людях). Философские мотивы сопровождают лирику поэта тем чаще, чем старше он становится. Наиболее глубоки в философском плане последние стихи Пушкина, написанные незадолго до его гибели. Словно поэт, предчувствуя свой уход, боялся недосказать, недодумать и недочувствовать, желал передать потомкам всего себя без остатка.

 

Гражданская лирика Пушкина

Гражданская тематика в лирике Пушкина раскрывается через мотивы любви к родине, через чувство национальной гордости за ее историческое прошлое, через решительный протест против самодержавия и крепостного права, угрожающего исконной свободе человека как личности. Основные мотивы лирики Пушкина гражданской направленности – это темы свободы и внутренней человеческой силы. Свободы не только политической, заключающийся в служении высоким общественным идеалам, основанным на принципах равенства и справедливости, но и внутренней свободы каждого человека, которую никто не в силах отнять. Главная составляющая стихов гражданской тематики – осуждение тирании и любых форм закрепощения человека, воспевание свободы внутренней, личностной, которая проявляет себя в четкой и принципиальной нравственной позиции, чувстве собственного достоинства и незапятнанной совести. Тема поэта и поэзии Наряду с гражданскими присутствуют и религиозные мотивы в лирике Пушкина. В минуты сомнения и внутреннего духовного разлада поэт прибегал к таким образам. Именно христианская составляющая словно еще теснее приближала его к мировоззрению народа. Своеобразным синтезом лирики философского и гражданского звучания являются стихи, посвященные теме поэта и поэзии. В чем состоит назначение стихотворца и смысл самой лирики – вот те два главных вопроса, которые инициируют размышления Пушкина над проблемами места и роли поэта в обществе, свободы поэтического творчества, взаимоотношений его с властью и собственной совестью. Вершиной пушкинской лирики, посвященной теме поэта и поэзии, стало стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Произведение было написано в 1836 году и при жизни Пушкина не печаталось. Тематика и отдельные сюжетные мотивы пушкинского стихотворения берут начало от знаменитой оды древнеримского поэта Горация «К Мельпомене». Оттуда же Пушкин взял эпиграф к своему произведению: «Exegi monumentum» («Я воздвиг памятник»).

 

2. «Не стоит село без праведника»:нравственный смысл первоначального названия рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор»

«Матренин двор» - рассказ А.И.Солженицына, написанный в 1959 году. Авторская цель в произведении достигается в разработке двух образов – рассказчика и главной героини, Матрены Васильевны. Акцент на ее имени возник в рассказе в связи с заглавием, придуманным редактором. Первое название рассказа было «Не стоит село без праведников». Смысл названия заключался в том, что российское село держится на людях, чей образ жизни осно­ван на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи. Второе название — «Матренин двор» — несколько изменило угол зрения: нравственные начала стали иметь четкие границы только в пределах Матрениного двора. В более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто отличаются от нее. Озаглавив рассказ «Матренин двор», Солженицын сосредото­чил внимание читателей на удивительном мире русской женщины. Кроме того, Матренин двор — это один из ключевых образов рас­сказа. Описание двора, подробное, с массой деталей, лишено ярких красок: Матрена живет «в запущи». Автору важно подчеркнуть не­разрывность дома и человека: разрушат дом — погибнет и его хо­зяйка.


Изменения названия были направлены на то, чтобы придать повествованию более частный характер. Автор не хотел, чтобы в его героине видели только развитие классической традиции воспроизведения народной судьбы в образе женщины-крестьянки (обобщенный характер называния сохранялся благодаря использованию имени героини поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», Матрены Тимофеевны).


Рассказчик, от чьего имени ведется повествование, возвращаясь из пыльной горячей пустыни в Россию, мечтает заселиться «в средней полосе – без жары, с «лиственным рокотом леса». Ему хотелось «затесаться и затеряться в самой нутряной России, если такая где-то была, жила». И рассказчик находит такое местечко: «Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне; высыхающая подруженная речушка с мостиком, две-три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки и выходили на берег гуси, отряхиваясь».

Это Матренин двор, воплощение спокойствия и тишины. Тихий уголок, где ниоткуда не слышно радио и все молчит. И потому здесь можно расслышать слова, «те самые, за которыми потянула… тоска из Азии», от смысла которых душе становилось хорошо. Здесь становилось ясно, что нужно сделать, чтобы было не обидно жить и умереть.

Судьба приводит героя к пожилой и измотанной «черным недугом» женщине, которая жила очень бедно. Матрена «год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала… ни рубля. Потому что пенсии ей не платили… А в колхозе она работала не за деньги – за палочки».

Главным в характере Матрены была доброта. Она готова была прервать «свой черед дел» ради колхоза, к которому теперь не относилась, ради любой родственницы дальней или просто соседки. Однако доброта и погубила женщину: «… Чая недалекую смерть… объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избой, после смерти ее отдать в наследство Кире».

Родственники, опережая события, начинают делить «добро» Матрены, разбирая «отдельный сруб горницы по ребрышкам», чтобы везти к Кире в Черусти. Эта спешка и явилась причиной гибели Матрены: «На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани…застряли… туда же… понесло и Матрену. Что она там подсобить могла… два паровоза сцепленных… тех троих расплющили».

Именно так закончилась жизнь этой праведницы. Праведность ее состояла в способности сохранить свою человеческую душу в совершенно непригодных для этого условиях. Однако окружающие люди не оценили доброту и почти святость Матрены. Даже ее сестры «слетелись», «захватили», «выпотрошили». Им не жаль сестры, главное – захватить добро. Ненасытным стариком называет Солженицын Фаддея, погубившего сына, женщину, которую он когда-то любил, зятя, которого должны были судить, дочь, у которой помешался разум. Это герой является воплощением агрессивного мира, безжалостного и бесчеловечного. Он просто обезумел от жадности.

Символично, что в эти дни несчастий и «мышами овладело безумие». Одна Кира выглядит человеком среди стаи воронья. Одна она жалеет Матрену – значит, сумела героиня сформировать в ней душу, способность к сочувствию, жалость.

Со смертью Матрены закончилась и жизнь рассказчика в этом, милом его сердцу, уголке. Матренин двор опустел: «Сделка состоялась. Козу забрала одна сестра, избу сапожник с женою, а в зачет Фаддеевой доли, что он «здесь каждое бревнышко своими руками перенянчил», пошла уже свезенная горница, и еще уступили ему сарай…»


Возможно, уже через несколько дней никто и не вспоминал об этой душевной, бескорыстной женщине, потому что среди своих односельчан Матрена оставалась «непонятной», «чужой». А между тем, это было их спасение, их ангел-покровитель, их оберег. А теперь что же будет с этой деревней, с другими русскими деревнями, со всей Россией?

Судьба Матрены очень прочно связана с судьбой русской деревни. Все меньше остается Матрен на Руси. А без них «не стоять селу», утверждает Солженицын.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.012 с.)