Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».



Билет №30

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Билет №29

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова, особенности ее отражения в стихотворении «Смерть поэта»

Лермонтов посвятил теме поэта и поэзии значительную часть своего творчества. На самом деле одним из главных мотивов его лирики является мотив одиночества поэта, непонятого толпой. Лирический герой Лермонтова уходит от толпы и замыкается в себе, мучимый абсолютным одиночеством. Примечательно, что в стихотворении Лермонтова «Пророк» начинается именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем «Пророке»:»С тех пор,Юкак вечный судия мне дал всевиденье пророка…»

Так,если Пушкин показал нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов показывает уже результат действий этого пророка. Жизнь его лирического героя полна страданий от непонимания со стороны общественного мнения. Так, «шумный град» встречает героя Лермонтова насмешками и презрением:»В меня все ближние мои бросали бешено каменья…»

Причина такой трактовки пророка Лермонтовым весьма своеобразно: поэт рисует героя с чисто человеческой, бытовой точки зрения, не наделяя его, в отличие от Пушкина, сверхъестественными свойствами. Поэт в своем творчестве опускает поэта-небожителя на землю: у пророка Лермонтова нет веры в людей, нет надежд, примиривших бы его с окружающими, поэтому он обречен на вечное одиночество. Таким же трагичным пафосом вечного одиночества пронизаны и другие стихотворения Лермонтова:»Поэт», «Смерть поэта», «Журналист, читатель и писатель» и другие.

Так, стихотворение «Смерть поэта» изменило судьбу поэта, став причиной его ссылки на Кавказ. Неудивительно, что поэт подвергся изгнанию, ведь,подобно Пушкину, он осудил тех,»кто жадною толпой» стоит у трона, «свободы,гения и славы палачи».

По другому раскрывается тема поэта и поэзии в стихотворении «Поэт». В этом произведении мы видим продолжение романтической концепции человека. Так, перед нами некая оппозиция двух типов поэто: человека, прислуживающего своим творчеством толпе, и поэта,каким автор видит его в идеале. При этом Лермонтов подчеркивает, что первый тип «творца» встречается намного чаще. В стихотворении «Поэт» данное противостояние рассматривается в виде метафоры, возникает образ заржавевшего кинжала. Разбитое на две части стихотворение показывает участь поэта,схожую с участью старинного кинжала, бывшего некогда боевым оружием и ставшим со временем лишь трофейным украшением, висящим на стене. Использованный при этом прием параллелизма позволил создать оптимистический образ пророка, который является символом гражданской поэзии.

Главной идеей стихотворения, таким образом,является вывод о том, что поэзия на заказ, угодная общественному мнению, не является истинным творчеством. При этом идеальным читателем для поэта становится читатель умный, требовательный,ищущий духовной пищи для своего ума в чьем бы то ни было творчестве. Лермонтов обвиняет поэтов-современников, променявших высокое предназначение поэта на обеспеченное существование, благодаря угодному обществу творчеству. Для самого Лермонтова творчество-это спасительное освобождение от страданий,это истинный путь к вере,несущий гармонию.

Таким образом, тема поэта и поэзии,ставшая одной из самых противоречивых и значительных в русской литературе, нашла свое глабинное отражение в лирике Лермонтова, навсегда возведя его в статус гениального творческого духа, описанного самим поэтом в его лирике. Великий поэт выступил достойным приемником Пушкина в вопросе о предназначении поэта и поэзии,которая должна откликаться на настоящие нужды современности.

Наизусть стихотворение Г.Р.Державина

Билет №28

Билет №27

1.Понятие «характер литературного героя» (на примере персонажей комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

Литературным характером принято считать образ человека, который очерчен с полнотой и индивидуальной определенностью. Именно через характер раскрывается определенный тип поведения, зачастую тот, который присущ определенному историческому времени и общественному сознанию.

Также через характер автор раскрывает свою нравственно-эстетическую концепцию человеческого существования. О характере говорят, как о органическом единстве общего и индивидуального, то есть в характере выражены и индивидуальные черты, и те, которые присущи общественности. В более широком понимании, характер - это художественно созданная личность, но та личность, которая отображает действительный человеческий тип.

Одними из основных способов создания характера в литературных произведениях являются речь и поступок.

Комедия “Горе от ума” - величайшее произведение русской литературы. В ней поставлены чрезвычайно важные вопросы эпохи, наступившей после войны 1812 года, — времени зарождения и развертывания декабристского движения в стране.

Специфика конфликта, жанровое своеобразие, особенности языка и стиля комедии использованы автором для достижения главной целя -показа борьбы двух эпох русской жизни - “века нынешнего” и “века минувшего”. Грибоедов- новатор своего времени. Отступая от канонов классицизма, он превышает допустимое количество действующих лиц. Кроме того, в комедию вводится большое количество внесценических персонажей, число которых превышает сценические, что также является новаторством для классицистического произведения.

Все образы в комедии мы можем разделить на три группы: главные герои - они участвуют в личном конфликте (Софья, Молчалив, Чацкий, Фамусов и Лиза), второстепенные и внесценические. Ко второй группе относятся гости фамусовского танцевального вечера. К третьей относятся все внесценические персонажи, о которых мы узнаем из диалогов действующих лиц на сцене.

Такая система персонажей неслучайна. Главные герои представлены нам крупным планом, второстепенные дополняют их, помогая наиболее глубокому раскрытию образов, ну а внесценические персонажи расширяют пространственные и временные рамки пьесы. “Горе от ума” - комедия реалистическая, соответственно все действующие лица — это воплощение типичных черт типичных характеров в типичных обстоятельствах.

Таких героев можно разделить на два больших лагеря - представители “века минувшего” и представители “века нынешнего”.

Первым и наиболее ярким представителем “века минувшего” является Фамусов. Барин-крепостник, “как все московские”, мечтающий заполучить для своей дочери зятя “с звездами да с чинами”. Служба для Фамусова, как и для всех представителей дворянской Москвы, — лишь средство продвижения по служебной лестнице. Он придерживается обычая - “подписано, так с плеч долой”.

Фамусов не желает принимать ничего нового. Старые обычаи и порядки устраивают все патриархальное общество, а любые изменения могут привести к утрате их социального и материального благополучия. Поэтому неудивительно, что Павел Афанасьевич - ярый противник всяких учений, профессоров Педагогического института, которые “упражняются в расколах и безверьи”. “Забрать все книги бы да сжечь”, - заявляет он. Как и вся грибоедовская Москва, Фамусов ведет праздный образ жизни, “разливается в пирах и мотовстве”: “во вторник зван я на форели”, “в четверг я зван на погребенье”, а в пятницу или субботу должен “у докторши крестить”, которая “по его расчету” “должна родить” - вот как проходит неделя у Павла Афанасьевича. С одной стороны, Фамусов, как и все герои, типичен, но, с другой стороны, он индивидуален. Здесь у Грибоедова уже нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, как было в период классицизма. Фамусов не только барин-крепостник, угнетающий своих крестьян, но и любящий отец, хозяин дома, заигрывающий со своей служанкой.

Его дочь Софья выделяется среди прочих лиц. Увлеченная чтением французских романов, она представляет себя их героиней. Оттого в ее речи много психологических мотивов (“себя я, стен стыжусь”, “упреков, жалоб, слез моих не смейте ожидать, не стоите вы их”). Обладая властным характером и практическим умом, Софья в будущем будет такой же, как Наталья Дмитриевна, помыкающая своим “мужем-мальчиком, мужем-слугой”. В речи девушки нет галлицизмов. Она воспитывалась вместе с Чацким. Софья смело высказывает свое мнение: “Кого хочу - того люблю”, - и при этом не заботится, что “станет говорить княгиня Марья Алексевна”. Потому-то она и отдает свое предпочтение Молчалину. Софья понимает, что он станет “идеалом московских всех мужей”, будет по гроб жизни благодарен за то, что она подняла его до своего уровня, ввела в общество.

Молчалин —.яркий представитель фамусовского общества. Служит в доме Фамусова три года, “числясь по архивам”, уже “три награжденья получил”. В себе он ценит два качества, “два таланта” — “умеренность и аккуратность”, уверен, что “в его лета не должно сметь свое суждение иметь”, что “надобно ж зависеть от других”.

Цель его жизни — оказаться в нужное время в нужном месте, а главное - следовать заветам отца: “угождать всем людям без изъятья”. Он немногословен, использует в своей речи жеманные словечки, что не только соответствует его образу жизни, но и его фамилии - “Молчалин”. Каждое слово и шаг у него продуманы. Он умело притворяется любовником дочери своего хозяина, хотя сам питает симпатии к служанке Лизе (“Ее по должности, тебя...”).

Главным героем комедии, представляющим “век нынешний”, является Александр Андреевич Чацкий, образованный, умный. Ясный и острый ум доказывают, что он не просто умный человек, но и “вольнодумец”. Он - герой-любовник и главный резонер одновременно. И если в любви Чацкий терпит полную неудачу, то свою общественно-обличительную миссию он выполняет. Являясь главным выразителем декабристских идей в комедии, герой в своих гневных речах разоблачает невежество, коварство, жесткость и крепостническую основу фамусовского общества.

Немаловажную роль играет Лиза, служанка Софьи, умная, живая, бойкая девушка. С одной стороны, она субретка (традиционное амплуа классицизма), помогает своей хозяйке устраивать любовные свидания. Кроме того, Лиз'а- второй резонер на сцене. Она дает меткие характеристики героям: “Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий”, “Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами”, “И Скалозуб, как свой хохол закрутит, расскажет, обморок, прибавит сто прикрас”.

Второстепенные персонажи представлены в третьем действии комедии на танцевальном вечере у Фамусова. Они дополняют картину московского барства.

Ярким примером военщины и аракчеевщины является полковник Скалозуб, в образе которого обличены военный карьеризм и увлечение муштрой. Ограниченный и грубый, он пользуется уважением в обществе, ведь он “и золотой мешок, и метит в генералы”. Речь его, как и всех героев, авторизирована. Скалозуб говорит односложными и несвязными предложениями, часто строит неправильно фразы: “Мне совестно, как честный офицер!” А Софья говорит, что “он слова умного не выговорил сроду”.

Далее перед нами предстает целая галерея представителей московского барства. Это и Горичи, являющие собой типичную дворянскую семью, где “муж - мальчик, муж - слуга”, и властная самовлюбленная жена, играющая роль опекуна: “Да отойди подальше от дверей, сквозной там ветер дует сзади”. Еще в недавнем прошлом Платон Михайлович “носился на борзом жеребце”, а сейчас страдает “рюматизмом и головными болями”, “шум лагерный, товарищи и братья” сменены на иное занятие: “На флейте я твержу дуэт А-мольный”.

Это и князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми-бесприданницами, который разъезжает по балам в поисках женихов. Это и графини Хрюмины: графиня-внучка- старая дева, вечно всем недовольная, и ее бабушка, которая уже ничего не видит и не слышит, но упорно посещает развлекательные вечера.

Это и “мошенник, плут” Загорецкий, нашедший “защиту от суда” в лучших домах Москвы. Это и господа N. и О., которые нужны только для распространения сплетни о сумасшествии Чацкого, и Репетилов - жалкая пародия на представителей тайного общества. Все они воплощают в себе такое понятие, как “фамусовская Москва”.

Наконец, в комедии присутствует большое количество внесценических персонажей, число которых превышает число сценических, что является нарушением канонов классицизма. Роль этих персонажей велика: они расширяют как временные, так и пространственные рамки комедии. Именно благодаря им Грибоедову удается охватить период времени от императрицы Екатерины II до начала правления Николая I. Без внесценических персонажей картина не была бы такой полной. Как и все сценические, их можно разделить на два противостоящих лагеря - на “век минувший” и “век нынешний”. Из диалогов, реплик мы узнаем о “Несторе негодяев знатных”, который выменял своих преданных слуг “на борзые три собаки”, о помещике-балетомане, “не согласившем должников к отсрочке”, в результате чего “Зефиры и Амуры все распроданы поодиночке”, о сестре Хлестовой Прасковье, для которой Загорецкий “двоих арапченков на ярмарке достал ”, и о многих других.

Также мы узнаем и об их отношении к службе, их раболепии и чинопочитании. Это и Максим Петрович, который при надобности “сгибался вперегиб”, и Кузьма Петрович, который “был почтенный камергер, с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат”, и Фома Фомич, который “при трех министрах был начальник отделенья”, и отец Молчали-на, завещавший сыну “угождать всем людям без изьятья”, и другие.

Любимым занятием московских дам являются сплетни. Так, Татьяна Юрьевна, которая “из Петербурга возвратясь”, рассказывала про “связь с министрами” Чацкого.

Множество иностранцев, которые ехали в Россию “со страхом и слезами”, но из-за невежества московского общества нашли, что “ласкам нет конца”. Это и мадам Розье, и французик из Бордо, и танцмейстер Гильоме, которые благодаря своему иностранному происхождению пользовались большим уважением.

Также к “веку минувшему” относятся и представители тайного общества, о котором говорит Репетилов. Все это только жалкая пародия на декабристские собрания. Англоман князь Григорий, любитель итальянской оперы Воркулов Евдоким, “чудесные ребята” Левой и Боринька, гений-сочинитель Удушьев Ипполит Маркелыч, и их председатель “ночной разбойник, дуэлист” - вот те, кто претендует на роль передовых людей своего времени.

Но есть и представители “века нынешнего”. Это и профессора Педагогического института, которые “упражняются в расколах и безверьи”, и двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”, и племянник княгини Тугоуховской Федор, который занимается химией и ботаникой, и вся передовая молодежь, от имени которой выступает Чацкий в своем монологе “А судьи кто?..”

И хотя в пьесе много действующих лиц, но в ней нет ничего лишнего: ни одного лишнего героя, сцены, зря сказанного слова, ни одного ненужного штриха. Главные действующие лица в комедии даны крупным планом, второстепенные дополняют картину, а внесценические персонажи расширяют ее временные и пространственные границы. Такая система образов направлена на раскрытие основного конфликта пьесы.

Билет №26

1. Тематика и образы романтической поэзии В.А. Жуковского (на примере изученных в 9 классе произведений).

Место Василия Андреевича Жуковского в истории отечественной литературы определяется в первую очередь тем, что он, наряду с Константином Николаевичем Батюшковым, явился непосредственным предшественником Александра Сергеевича Пушкина и провозвестником пушкинского периода в русской поэзии. Стихам Жуковского суждено было стать своего рода переходным мостиком между отжившим свой век классицизмом и поэзией пушкинской поры.

Самобытность поэзии Жуковского состояла в том, что он одним из первых направил ее внимание к передаче душевных переживаний частного человека, сообщив ей тем самым лирическое начало. Он стал основоположником романтизма в русской поэзии.

Основными жанрами оригинального творчества Жуковского были элегия и особенно баллада. Именно ему принадлежит заслуга утверждения этого жанра на русской почве. Причем в нем поэт создал первые национальные образцы, основанные на устном народном творчестве. К таким балладам относятся «Людмила», «Светлана» и «Двенадцать спящих дев».

Примером романтического изображения картин природы в элегии может служить стихотворении «Море», написанное в 1829 году. Его высоко оценил Александр Сергеевич Пушкин. Читая эту элегию, с первых строк проникаешься ощущением величия водной стихии:

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Вначале поэт показывает нам море безмолвным, то есть спокойным. Оно представляется ему живым существом. Но он чувствует, что в море заключена какая-то тайна, и пытается проникнуть в нее, разгадать ее:

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Разгадка состоит в том, что видимое спокойствие моря обманчиво. На это указывает Жуковский в последних строках стихотворения:

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

 Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Идейный смысл этого стихотворения заключается в том, что поэт сравнивает море с человеческой жизнью. Недаром существует выражение «житейское море». И душе его тревожно оттого, что в человеческой жизни за внешним спокойствием часто скрываются сложные душевные переживания.

 Сделав содержанием своей поэзии мысли и эмоции отдельного человека, Жуковский не отвернулся и от тем большого общественного звучания. Но и в их разработке ведущую роль стало играть лирическое начало.

Так, немалое внимание поэт уделил военно-патриотической теме. Это было связано прежде всего с событиями Отечественной войны 1812 года, которая вызвала подъем патриотических чувств. Самым значительным произведением этой тематики стала поэма «Певец во стане русских воинов».

В основе поэмы — непосредственные впечатления участника событий: во время Бородинского сражения Жуковский находился на поле боя, в резервном полку народного ополчения, что позволило ему создать яркие и достоверные картины героических подвигов, совершенных русскими воинами. В этой поэме автор выражает гражданские чувства, присущие многим русским людям, но эти чувства переплавлены в поэзию, пройдя через душу лирического героя.

 Таким образом, даже патриотизм становится не общественным, а личным чувством поэта. Оно громко звучит, например, в следующем отрывке из названной поэмы:

Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

 — Что вашу прелесть заменит?

О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя!

Лирическая поэзия Жуковского становится своеобразной историей его поэтической души. Как писал литературовед Г. А. Гуковский, «сущность и идея стиля Жуковского, его поэзии в целом — это идея романтической личности. Жуковский открыл русской поэзии душу человеческую». Жуковского занимает детская литература. Это стихи для самых маленьких: «Котик и козлик», «Птичка», «Жаворонок», а также «Сказка о царе Берендее», шуточная сказка «Война мышей и лягушек», перевод «Спящей царевны», «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке».

Билет №25

Билет №24

Билет № 23

Билет № 22

Билет № 21

Билет № 20

1. Понятие «лирический герой» (на примере изученных произведений А.С. Пушкина).

Лирический герой – образ поэта (его лирическое Я), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.

Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем.
Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово.
Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.
Жизнелюбие - вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре“На холмах Грузии... ” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:

На холмах Грузии лежит ночная мгла
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою...

Лирический герой Пушкина - отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу декабристу И. Пущину:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный.
Твой колокольчик огласил...

Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” - это не двойник поэта, а его верный союзник.
Не будь им лирический герой - как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис. Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно
чувствует читателя:

Дни поздней осени бранят обыкновенно.
Но мне она мила, читатель дорогой,—
Красою тихою, блистающей смиренно... Или:
Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить...

Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла
зрелая мудрость, торжественная и печальная. От года к году герой становится взрослее, меняется
буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским - солнечным, оптимистическим.
Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:

...Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я..,
“Разлука”

Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:

Припомните, о други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились, и падали цари...
“Была пора... ”

Не изменилось главное - верность своей четкой и ясной жизненной позиции.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...
“Элегия”

Билет № 15

 

Любовная лирика Пушкина

Любовную лирику Пушкина справедливо называют «энциклопедией любовных переживаний». Она вмещает широкую палитру чувств: от прекрасного и завораживающего момента первого трепетного свидания до полного разочарования и одиночества опустошенной страстями души. Любовь в лирике Пушкина очень разная. Это и идеальное чувство, которое возвышает душу любого человека, и просто случайное увлечение, которое внезапно возникает, но так же быстро проходит, и жгучая страсть, сопровождающаяся вспышками ревности и обид. Основные мотивы лирики Пушкина любовной тематики – легкая влюбленность, взрослое и осмысленное чувство, страсть, ревность и боль, обида и разочарование. –

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье...»

Известнейшее стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье...» автор написал в период ссылки в Михайловском. Слова эти обращены к Анне Петровне Керн. Впервые Пушкин увидел ее в Петербурге в 1819 году и увлекся ею. Через шесть лет он снова встретил ее у соседей, помещиков села Тригорского, куда Анна приехала в гости к своей тете. Любовное чувство в душе поэта вспыхнуло с новой силой. Перед отъездом Анны с Тригорского Пушкин подарил ей свернутый вчетверо клочок почтовой бумаги. Развернув его, Анна увидела поэтические строки, которые впоследствии станут шедевром русской лирики и навечно прославят ее имя.

 

Пейзажная лирика Пушкина

Природа неизменно была неисчерпаемым источником вдохновения для Пушкина. В его стихах отражены многочисленные образы картин природы и стихий, различные времена года, из которых поэт больше всего любил осень. Пушкин проявил себя настоящим мастером пейзажной детали, певцом русских пейзажей, живописных уголков Крыма и Кавказа. Основные темы, мотивы лирики Пушкина всегда, так или иначе, «повязаны» с окружающей природой. Она мыслится поэтом как самостоятельная эстетическая ценность, которая вызывает восхищение, однако подавляющее большинство пейзажных стихотворений Пушкина построены в форме сопоставления картин природы и ситуаций человеческой жизни. Натуральные образы часто служат контрастным или, наоборот, созвучным сопровождением мыслям и поступкам лирического героя. Словно живым литературным фоном выступают картины природы в лирике поэта. Она выступает в роли поэтических символов его мечтаний, стремлений, отстаиваемых им духовных ценностей.

Стихотворение «К морю»

Это стихотворение Пушкин начал писать в 1824 году в Одессе, уже зная о своей новой ссылке в Михайловское, где впоследствии он и завершил работу над стихотворением. Основные мотивы лирики Пушкина, имеющей природную направленность, всегда идут параллельно – природные явления и чувства и переживания самого поэта. В стихотворении «К морю» прощание с морскими далями становится основой для лирических размышлений поэта о трагичности человеческой судьбы, о роковой силе, которую имеют над ней исторические обстоятельства. Море, его свободная стихия для поэта является символом свободы, вызывает ассоциации с фигурами двух личностей, которые были властителями дум и олицетворением человеческой мощи. Эта самая мощь обстоятельств насущной жизни представляется столь же сильной и свободной, как и морская стихия. Это Наполеон и Байрон, с которыми Пушкин себя сравнивает. Этот мотив воспоминания в лирике Пушкина, где он обращается к ушедшим гениям, присущ многим его стихам. Гениев уже нет, а судьба поэта продолжается во всей своей трагичности.

 

  Философская лирика Пушкина

Пушкинская философская лирика вмещает в себя осмысление поэтом нетленных тем человеческого существования: смысла жизни, смерти и вечности, добра и зла, природы и цивилизации, человека и общества, общества и истории. Важное место в ней принадлежит темам дружбы (особенно в стихах, посвященных лицейским товарищам), преданности идеалам добра и справедливости (в посланиях к бывшим лицеистам и друзьям-декабристам), искренности и чистоте нравственных отношений (в стихах-размышлениях о смысле жизни, о родных и близких поэту людях). Философские мотивы сопровождают лирику поэта тем чаще, чем старше он становится. Наиболее глубоки в философском плане последние стихи Пушкина, написанные незадолго до его гибели. Словно поэт, предчувствуя свой уход, боялся недосказать, недодумать и недочувствовать, желал передать потомкам всего себя без остатка.

 

Гражданская лирика Пушкина

Гражданская тематика в лирике Пушкина раскрывается через мотивы любви к родине, через чувство национальной гордости за ее историческое прошлое, через решительный протест против самодержавия и крепостного права, угрожающего исконной свободе человека как личности. Основные мотивы лирики Пушкина гражданской направленности – это темы свободы и внутренней человеческой силы. Свободы не только политической, заключающийся в служении высоким общественным идеалам, основанным на принципах равенства и справедливости, но и внутренней свободы каждого человека, которую никто не в силах отнять. Главная составляющая стихов гражданской тематики – осуждение тирании и любых форм закрепощения человека, воспевание свободы внутренней, личностной, которая проявляет себя в четкой и принципиальной нравственной позиции, чувстве собственного достоинства и незапятнанной совести. Тема поэта и поэзии Наряду с гражданскими присутствуют и религиозные мотивы в лирике Пушкина. В минуты сомнения и внутреннего духовного разлада поэт прибегал к таким образам. Именно христианская составляющая словно еще теснее приближала его к мировоззрению народа. Своеобразным синтезом лирики философского и гражданского звучания являются стихи, посвященные теме поэта и поэзии. В чем состоит назначение стихотворца и смысл самой лирики – вот те два главных вопроса, которые инициируют размышления Пушкина над проблемами места и роли поэта в обществе, свободы поэтического творчества, взаимоотношений его с властью и собственной совестью. Вершиной пушкинской лирики, посвященной теме поэта и поэзии, стало стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Произведение было написано в 1836 году и при жизни Пушкина не печаталось. Тематика и отдельные сюжетные мотивы пушкинского стихотворения берут начало от знаменитой оды древнеримского поэта Горация «К Мельпомене». Оттуда же Пушкин взял эпиграф к своему произведению: «Exegi monumentum» («Я воздвиг памятник»).

 

2. «Не стоит село без праведника»:нравственный смысл первоначального названия рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор»

«Матренин двор» - рассказ А.И.Солженицына, написанный в 1959 году. Авторская цель в произведении достигается в разработке двух образов – рассказчика и главной героини, Матрены Васильевны. Акцент на ее имени возник в рассказе в связи с заглавием, придуманным редактором. Первое название рассказа было «Не стоит село без праведников». Смысл названия заключался в том, что российское село держится на людях, чей образ жизни осно­ван на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи. Второе название — «Матренин двор» — несколько изменило угол зрения: нравственные начала стали иметь четкие границы только в пределах Матрениного двора. В более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто отличаются от нее. Озаглавив рассказ «Матренин двор», Солженицын сосредото­чил внимание читателей на удивительном мире русской женщины. Кроме того, Матренин двор — это один из ключевых образов рас­сказа. Описание двора, подробное, с массой деталей, лишено ярких красок: Матрена живет «в запущи». Автору важно подчеркнуть не­разрывность дома и человека: разрушат дом — погибнет и его хо­зяйка.


Изменения названия были направлены на то, чтобы придать повествованию более частный характер. Автор не хотел, чтобы в его героине видели только развитие классической традиции воспроизведения народной судьбы в образе женщины-крестьянки (обобщенный характер называния сохранялся благодаря использованию имени героини поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», Матрены Тимофеевны).


Рассказчик, от чьего имени ведется повествование, возвращаясь из пыльной горячей пустыни в Россию, мечтает заселиться «в средней полосе – без жары, с «лиственным рокотом леса». Ему хотелось «затесаться и затеряться в самой нутряной России, если такая где-то была, жила». И рассказчик находит такое местечко: «Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне; высыхающая подруженная речушка с мостиком, две-три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки и выходили на берег гуси, отряхиваясь».

Это Матренин двор, воплощение спокойствия и тишины. Тихий уголок, где ниоткуда не слышно радио и все молчит. И потому здесь можно расслышать слова, «те самые, за которыми потянула… тоска из Азии», от смысла которых душе становилось хорошо. Здесь становилось ясно, что нужно сделать, чтобы было не обидно жить и умереть.

Судьба приводит героя к пожилой и измотанной «черным недугом» женщине, которая жила очень бедно. Матрена «год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала… ни рубля. Потому что пенсии ей не платили… А в колхозе она работала не за деньги – за палочки».

Главным в характере Матрены была доброта. Она готова была прервать «свой черед дел» ради колхоза, к которому теперь не относилась, ради любой родственницы дальней или просто соседки. Однако доброта и погубила женщину: «… Чая недалекую смерть… объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избой, после смерти ее отдать в наследство Кире».

Родственники, опережая события, начинают делить «добро» Матрены, разбирая «отдельный сруб горницы по ребрышкам», чтобы везти к Кире в Черусти. Эта спешка и явилась причиной гибели Матрены: «На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани…застряли… туда же… понесло и Матрену. Что она там подсобить могла… два паровоза сцепленных… тех троих расплющили».

Именно так закончилась жизнь этой праведницы. Праведность ее состояла в способности сохранить свою человеческую душу в совершенно непригодных для этого условиях. Однако окружающие люди не оценили доброту и почти святость Матрены. Даже ее сестры «слетелись», «захватили», «выпотрошили». Им не жаль сестры, главное – захватить добро. Ненасытным стариком называет Солженицын Фаддея, погубившего сына, женщину, которую он когда-то любил, зятя, которого должны были судить, дочь, у которой помешался разум. Это герой является воплощением агрессивного мира, безжалостного и бесчеловечного. Он просто обезумел от жадности.

Символично, что в эти дни несчастий и «мышами овладело безумие». Одна Кира выглядит человеком среди стаи воронья. Одна она жалеет Матрену – значит, сумела героиня сформировать в ней душу, способность к сочувствию, жалость.

Со смертью Матрены закончилась и жизнь рассказчика в этом, милом его сердцу, уголке. Матренин двор опустел: «Сделка состоялась. Козу забрала одна сестра, избу сапожник с женою, а в зачет Фаддеевой доли, что он «здесь каждое бревнышко своими руками перенянчил», пошла уже свезенная горница, и еще уступили ему сарай…»


Возможно, уже через несколько дней никто и не вспоминал об этой душевной, бескорыстной женщине, потому что среди своих односельчан Матрена оставалась «непонятной», «чужой». А между тем, это было их спасение, их ангел-покровитель, их оберег. А теперь что же будет с этой деревней, с другими русскими деревнями, со всей Россией?

Судьба Матрены очень прочно связана с судьбой русской деревни. Все меньше остается Матрен на Руси. А без них «не стоять селу», утверждает Солженицын.

Билет №14

Билет №13

 

Билет № 12

Билет № 11

1.Отличительные черты реализма в русской литературе (на примере одного из изученных произведений по программе 9-го класса).

Реализм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой романтизма и предшествовало символизму Под реализмом понимается правдивое отношение к действительности в художественном произведении того или иного исторического периода. В этом смысле черты реализма можно найти и художественных текстах эпохи Возрождения или Просвещения. Но как литературное направление русский реализм стал ведущим именно во второй трети XIX века.

 

К главным его чертам относятся:

• объективизм в изображении жизни(это не значит, что текст является «сколком» с действительности. Это авторское видение действительности, которую он описывает)

• нравственный идеал автора(в той или иной степени выраженная авторская позиция)

• типические характеры при несомненной индивидуальности героев(таковы, например, герои пушкинского «Онегина» или гоголевские помещики)

• типически



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.084 с.)