Организационно-административная и правовая регламентация камеральной налоговой проверки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-административная и правовая регламентация камеральной налоговой проверки



 

Нормативно-правовое регулирование камеральных проверок ведется в соответствии с пунктом 1 статьи 1 НК РФ, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Основу правового регулирования назначения и проведения камеральных налоговых проверок составляют ст.87 - 88 НК РФ. В дополнение к этому налоговым ведомством разработано и утверждено огромное количество методических указаний по проведению камеральных налоговых проверок по различным основаниям (в зависимости от подлежащих уплате налогов (сборов), от видов деятельности, от категории налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и т.д.), но все они предназначены для служебного пользования, не являются согласно п.2 ст.4 НК РФ нормативными правовыми актами и обязательны для исполнения только сотрудниками налоговых органов.

Самым высоким по статусу документом, определяющим нормативно-правовую базу налоговых проверок, является Конституция РФ. Конституционное законодательство имеет основополагающее значение для всех отраслей законодательства, права и правовых институтов.

Принципиальное значение для формирования и функционирования всей системы налогового законодательства имеет норма Конституции РФ, содержащаяся в ч.1 ст.15, согласно которой законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции России. Кроме того, некоторые нормы конституционного права, не теряя своего значения, одновременно входят в состав налогового права.

Так, ст.57 Конституции РФ содержит положение, согласно которому каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта норма является базовой, исходной для выработки принципов и механизмов правового регулирования налоговых отношений. Нормы этой статьи выполняют и охранительные функции по защите интересов всех налогоплательщиков, поскольку запрещают необоснованное увеличение налогового бремени путем придания налоговым предписаниям обратной силы.

В других статьях Конституции РФ устанавливается компетенция федеральных и местных органов власти по вопросам регулирования налоговых отношений и регламентируются особенности принятия законов по вопросам налогообложения.

Налоговый кодекс РФ с 1999 года комплексно унифицировал не только предмет правового регулирования налоговых отношений, но и установил особые юридические средства регулирования - установления и формы, касающиеся способов возникновения прав и обязанностей, средств юридического воздействия, способов защиты прав, процедурно-процессуальных форм и т.д. В новой редакции ст.88 НК РФ по сравнению с предыдущей более подробно прописана процедура проведения камеральной налоговой проверки, четко очерчен круг полномочий по истребованию дополнительных сведений и документов сотрудников налоговых органов, проводящих камеральную налоговую проверку, решен ряд принципиальных для налогоплательщика вопросов, связанных с порядком оформления результатов камеральной налоговой проверки, но положения, касающиеся места и сроков проведения камеральных налоговых проверок и порядка назначения камеральной налоговой проверки остались неизменными. С принятием Налогового кодекса Российской Федерации впервые на уровне закона регламентирован порядок проведения налоговых проверок.

С одной стороны, это является гарантией прав налогоплательщика при осуществлении мероприятий проверки, а с другой - упорядочивает работу должностных лиц налоговых органов, так как НК РФ предоставил им ряд дополнительных полномочий и возможностей, которыми ранее они не обладали.

Взаимодействие государства в лице своих компетентных органов с налогоплательщиками при осуществлении налогового контроля происходит в рамках возникающих при этом организационных налоговых правоотношений - контрольных налоговых правоотношений. Контрольные налоговые правоотношения - это правоотношения процессуального характера, обеспечивающие надлежащую реализацию имущественных (материальных) налоговых правоотношений. Правоотношения, возникающие в результате проведения камеральной налоговой проверки, носят регулятивный характер, но при обнаружении налогового правонарушения перерастают в охранительные правоотношения, связанные с возбуждением дела о налоговом правонарушении.

Нормативно-правовая база, регулирующая порядок и процедуру проведения камеральной налоговой проверки, стала активно развиваться с 1998 года, после вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Рассматривая вопрос о правовом регулировании проведения камеральной налоговой проверки, можно говорить о совокупности норм, входящих в различные отрасли права. Поэтому, такой комплекс норм получает отражение не в системе права, а в системе законодательства. Только имея в виду систему законодательства, можно выделить нормативные акты, регулирующие общественные отношения в сфере проведения камеральной налоговой проверки.

Законодательство о камеральных налоговых проверках представляет собой совокупность нормативно-правовых актов различной юридической силы. Так, источниками, или формами, налогового права в отношении налогового контроля, в общем, и осуществления камеральных проверок, в частности, являются законы и указы, а также подзаконные акты органов исполнительной власти, в которых содержатся нормы, регулирующие налоговые отношения, возникающие в процессе налогового контроля. Основу этих источников составляют Конституция Российской Федерации и акты законодательства о налогах и сборах, к числу которых, согласно ст.1 Налогового кодекса РФ относятся Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы.

Конституция Российской Федерации 1993 г. не содержит прямого закрепления основ налогового контроля и порядка-проведения налоговых проверок, однако она содержит отправные принципы правового регулирования налоговых правоотношений как нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой. Эти исходные начала вытекают из многих конституционных положений. Так, например, ст.57 Конституции РФ закрепляет обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы; ст.71 и ст.72 разграничивают предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов в области установления налогов и сборов, финансовой политики государства; ст.74 запрещает установление на территории Российской Федерации пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Также без уплаты в бюджет налогов и сборов невозможна реализация многих конституционных прав человека и гражданина (право на медицинскую помощь, право на образование, право на получение пенсий, пособий и т.д.), а, следовательно, государство в лице уполномоченных органов, должно обеспечивать контроль за своевременностью и полнотой уплаты установленных налогов и сборов.

Таким образом, ключевые положения, регулирующие налоговые правоотношения, закреплены в Конституции РФ.

Основным правовым источником, регламентирующим налоговый контроль, является Налоговый кодекс Российской Федерации. Глава 14 части первой НК РФ "Налоговый контроль" регулирует отношения, связанные с учетом налогоплательщиков; рассматривает вопросы получения необходимой для осуществления налогового контроля информации от соответствующих органов, организаций, уполномоченных лиц и банков; определяет правила проведения налоговых проверок и регламентирует действия по их осуществлению.

Таким образом, можно констатировать, что налоговое законодательство является непосредственной основой правового регулирования проведения камеральных налоговых проверок как одного из элементов налогового контроля.


2. Особенности проведения камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль организации на примере ООО "Вилс"



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.006 с.)