Какого рода ролевых игр можно ожидать в разных возрастах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какого рода ролевых игр можно ожидать в разных возрастах.



 

Как меняется предметная игра детей по мере того, как они становятся старше, так меняются и их способы игры друг с другом. К концу первого года жизни дети воспринимают друг друга как предметы: они могут порой прикасаться друг к другу, но в остальном просто играют бок о бок, не слишком отдавая себе отчет в присутствии рядом другого ребенка. Это так и называется – «параллельная игра». Такие малыши могут сидеть рядышком на ковре, играя с тряпками, и полностью удовлетворяться своими исследованиями! К 13–14 месяцам дети начинают взаимодействовать. Они могут искать друг друга в комнате или отбирать друг у друга игрушки. И делиться в этом возрасте они еще не умеют. Зато теперь они уже действительно обращают внимание на присутствие другого ребенка, а их игры со знакомыми детьми оказываются гораздо сложнее, чем игры с незнакомыми малышами, которые просто подходят к ним, чтобы поиграть. В клубных игровых группах мы видим более высокий уровень игры, чем на детских площадках, поскольку дети в них уже немного знают друг друга.

Примерно в возрасте 2 лет дети совершают значительный скачок в совместной игре. Они впервые примеряют на себя роли, такие как водитель автобуса или смотритель зоопарка. Они могут также вовлекать в игровую деятельность своих друзей. На 3-4-м году жизни дети даже начинают устанавливать правила. Жюли и Марш могут взять пластиковые телефоны и начать разговаривать друг с другом – или устроят чаепитие с переодеванием и усядутся рядышком за воображаемый стол с пластиковыми чашечками и блюдечками. Эти игровые эпизоды у двухлетних детей длятся всего несколько минут, а потом они переходят к другим занятиям. Когда те же дети достигают возраста 3–4 лет, игра становится гораздо более сложной и может длиться часами: «Я буду мамочка, а ты – малыш». Обычно именно в это время в наших семьях появляются новые супергерои, которые носятся по гостиной, выручая кукол, попавших в беду.

Поскольку у детей есть мотивация к увеличению продолжительности игры, им также нужно развить социальные навыки, которые позволят им играть успешно. Что это означает? Детям необходима способность выяснять, как строится и действует игра.

 

Вообразите такую сцену на детской площадке. Жюли видит, что четверо ее друзей играют в семью, и ей ужасно хочется присоединиться к общему веселью. Но она немного опоздала, и игра уже в разгаре. Поэтому она встает поодаль, наблюдая за играющими и ожидая приглашения. Существует два возможных способа развития ситуации. В лучшем случае какой-нибудь сообразительный 4-летний ребенок может оглянуться, заметить Жюли и радостно крикнуть ей: «Хочешь поиграть с нами?» Это может случиться; но столь же вероятно, что Жюли никто даже не заметит. Что может сделать сама девочка? Ну… ей придется научиться действовать в таких ситуациях. Она может грубо вторгнуться в игру, но это вряд ли ей поможет, а вот другие дети могут сильно разозлиться. Жюли может подойти к воспитателю, который способен превратить ситуацию в обучающий момент, который позволит ему преподать другим детям некоторые правила социального поведения. Или, опять же при наилучшем развитии событий, Жюли может подождать паузы в игровом действии и потихоньку присоединиться, отдавая себе отчет, что она вряд ли получит в сценарии лучшую роль.

 

Как видите, эти эпизоды ролевой игры богаты возможностями, позволяющими больше узнать о себе и о других. А что, если Джимми не захочет быть малышом? Что, если Сара захочет играть в чаепитие, а Джесс – в магазин? Умение договариваться, идти на компромисс, быть распорядителем, который идет навстречу потребностям каждого, – это чрезвычайно важные социальные навыки. Эти моменты также дают возможность нам как воспитателям и родителям помочь детям научиться эмоциональной регуляции. Что делать, если не получаешь того, чего хочешь, – закатить истерику? Надуться и заставить остальных почувствовать себя виноватыми? Или пойти на сделку: «Сначала мы сделаем так, как хочешь ты, а потом поиграем в магазин»?

Игра преподает детям социальные навыки, а также имеет эмоциональную функцию, помогая им справляться со сложным миром. Эту сторону игры довольно давно эксплуатируют в сфере психологии, а многие из нас получали информацию о ней «из первых рук». Давайте понаблюдаем за Майком (сыном Кэти), чтобы ощутить, насколько могущественной может быть игра в формировании нашего чувства «я» и успокоении наших страхов.

Майку было 2 года, когда в доме появился Симба. Да, Симба – любимый герой Майка из знаменитого диснеевского мультика – теперь оказался рядом с ним, на его кровати. Лишившись дара речи от волнения, мальчик осторожно вынул Симбу из коробки и крепко обнял его. Теперь Симба был его безраздельной собственностью, и в понимании мальчика это был самый настоящий  Симба, а никакой не самозванец. Вскоре Симба познакомился с Бланки, одеяльцем Майка – видавшим виды и самым любимым предметом мальчика, который Майк таскал за собой по всему дому. Не прошло и 3 месяцев, а Симба уже присоединялся к нам в семейных поездках, ездил в машине, и даже имел особую привилегию – кататься вместе с Майком на заднем сиденье велосипеда его матери. Майк доверял Симбе. Его частенько можно было застать читающим игрушечному львенку книжку перед сном и обсуждающим с ним события дня. Когда Майку случалось поссориться со старшими братьями, Симба защищал его. Когда Майк был напуган, Симба его прикрывал. Родители Майка знали, что Симба – это сила, с которой необходимо считаться. Когда мальчик стал старше, дурные поступки за него тоже «совершал» Симба. Вы можете не верить, но это Симба  разбросал всех зверей по спальне! Это Симба  выбросил в мусорное ведро макароны, которые Майк не хотел есть, а не сам Майк. Он такого никогда не делал!

В игре дети могут переделать свой мир под себя, не спрашивая разрешения у взрослых.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.38.142 (0.007 с.)