Личность – система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность – система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.



ФГБОУ ВО Ростовский Государственный Университет Путей Сообщения

_____________________________________________________________________

Военный учебный центр

          

             УТВЕРЖАЮ

  Начальник кафедры ОВП

полковник          В. Шуров

«____»______________2019 г.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения занятия со студентами

по учебной дисциплина:

«ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА»

Тема № 28. «Психология личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих».

Занятие 1. «Понятие личности. Структура психологии личности: процессы, свойства, образования, состояния. Личность и воинская деятельность. Влияние особенностей военной службы на личность.

Основные этапы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих. Методы изучения. Особенности использования метода наблюдения. Беседа - важнейший метод изучения индивидуальных особенностей подчиненных. Виды опросов и методика их проведения. Анализ документов и результатов деятельности. Учет и использование офицерами, индивидуальных особенностей подчиненных, при организации воспитательной работы.

Группа и коллектив. Особенности воинского коллектива. Социально-психологическая характеристика воинского коллектива: официальная и неофициальная структуры, микрогруппы, лидерство. Социометрические методы изучения воинского коллектива».

 

Разработал: полковник запаса                      Н. Пащенко

Обсуждена на заседании кафедры

 «___»____________2019г.

                                                                              Протокол № ___

 

г. Ростов – на - Дону

2019 г.                                                      

Тема № 28. «Психология личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих».

Занятие 1. «Понятие личности. Структура психологии личности: процессы, свойства, образования, состояния. Личность и воинская деятельность. Влияние особенностей военной службы на личность.

Основные этапы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих. Методы изучения. Особенности использования метода наблюдения. Беседа - важнейший метод изучения индивидуальных особенностей подчиненных. Виды опросов и методика их проведения. Анализ документов и результатов деятельности. Учет и использование офицерами, индивидуальных особенностей подчиненных, при организации воспитательной работы.

Группа и коллектив. Особенности воинского коллектива. Социально-психологическая характеристика воинского коллектива: официальная и неофициальная структуры, микрогруппы, лидерство. Социометрические методы изучения воинского коллектива».

Учебные цели:

1. Изучить порядок организации и проведения мероприятий воспитательной работы в подразделении.

2. Изучить цели, задачи воспитательной работы в подразделении, требования руководящих документов.

3. Изучить методику индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и по контракту.

Воспитательные цели:

1. Прививать патриотизм, любовь к выбранной профессии, изучаемой дисциплине, развитие творческого мышления и самостоятельности.

2. Воспитывать у студентов трудолюбие, добросовестное отношение к учебе и стремление в совершенстве овладеть избранной военно-учетной          специальностью

Время: 2 часа.

Метод: лекция.

Место: учебная аудитория.

Материально-техническое обеспечение:

1. Мультимедийный проектор

2. Экран.

Литература:

1. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – СПб.: СПбГУ, 2002.

2. Грунтовскнй И. Основные формы и методы индивидуально-воспитательной работы (ИВР) // Ориентир. - 2005. - № 5.

3. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 480 с.

4. Кожевников Д. Изучение и учет индивидуально-психологических особенностей подчиненных в повседневной служебной деятельности // Ориентир. - 2005. - № 5.

5. Маклаков А.Г. Психология и педагогика. Военная психология. – СПб.: Питер, 2007. - 406 с.

6. Малышев И. Изучение, и учет индивидуально-психологических особенностей подчиненных в повседневной служебной деятельности // Ориентир. - 1996. - № 12.

7. Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах РФ. – М., 2000.

8. Сыромятников И.В. Организация психологической работы в воинской части в мирное время. – 2000.

9. Шестаков С. Методика изучения и учета в работе индивидуально-психологических особенностей военнослужащих // Ориентир. - 1996. - № 6.

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

№ п/п Название вопроса Время

Вводная часть

- принять рапорт дежурного по взводу о готовности взвода к занятию;

- проверить наличие и внешний вид студентов;

- задать контрольные вопросы по предыдущей теме;

- объявить тему, цель и учебные вопросы занятия.

15 мин.
1. Понятие личности. Структура психологии личности: процессы, свойства, образования, состояния. Личность и воинская деятельность. Влияние особенностей военной службы на личность. 20 мин.
2. Основные этапы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих. Методы изучения. Особенности использования метода наблюдения. Беседа - важнейший метод изучения индивидуальных особенностей подчиненных. Виды опросов и методика их проведения. Анализ документов и результатов деятельности. Учет и использование офицерами, индивидуальных особенностей подчиненных, при организации воспитательной работы. 25 мин.
3. Группа и коллектив. Особенности воинского коллектива. Социально-психологическая характеристика воинского коллектива: официальная и неофициальная структуры, микрогруппы, лидерство. Социометрические методы изучения воинского коллектива. 25 мин.

Заключительная часть

- напомнить тему, цели занятия и объявить степень их достижения, отметить лучших, указать недостатки

5 мин.

ВСЕГО:

90 мин.

Методические рекомендации руководителю по подготовке и проведению занятия

    Дисциплина относится к модулю общая военная подготовка профессионального цикла основной образовательной программы.

Дисциплина является самостоятельной, не требует изучения предшествующих дисциплин и является предшествующей (обеспечивающей) для дисциплин модуля специальная военная подготовка.  

  В процессе проведения занятий неукоснительно соблюдать принципы обучения и воспитания.

Для активизации работы студентов поставить 2-3 проблемных вопроса в ходе занятия.

При подготовке к занятию руководитель изучает учебные вопросы, содержание занятия, знакомится с литературой и методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составляет план-конспект проведения занятия с указанием времени отводимого на отработку учебных вопросов.

Во вступительной части занятия (15 мин) руководитель принимает рапорт о готовности учебного взвода к занятию. Проводит проверку наличия личного состава. Объявляет тему, цели и учебные вопросы занятия.

При отработке 1-го учебного вопроса (20 мин) руководитель занятия доводит понятие личности. Структура психологии личности: процессы, свойства, образования, состояния. Личность и воинская деятельность. Влияние особенностей военной службы на личность.

Подведя итог по первому учебному вопросу, руководитель опрашивает 1 – 2 обучаемых по данному учебному вопросу.

Отвечает на вопросы обучаемых по теме занятия. Делает замечания по ответам обучаемых на вопросы.

При отработке 2-го учебного вопроса (25 мин) руководитель занятия разъясняет студентам основные этапы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих. Методы изучения. Особенности использования метода наблюдения. Беседа - важнейший метод изучения индивидуальных особенностей подчиненных. Виды опросов и методика их проведения. Анализ документов и результатов деятельности. Учет и использование офицерами, индивидуальных особенностей подчиненных, при организации воспитательной работы.

Подведя итог по первому учебному вопросу, руководитель опрашивает 1 – 2 обучаемых по данному учебному вопросу.

Отвечает на вопросы обучаемых по теме занятия. Делает замечания по ответам обучаемых на вопросы.

При отработке 3-го учебного вопроса (25 мин) руководитель занятия разъясняет студентам что такое группа и коллектив. Особенности воинского коллектива. Социально-психологическая характеристика воинского коллектива: официальная и неофициальная структуры, микрогруппы, лидерство. Социометрические методы изучения воинского коллектива.

Подведя итог по первому учебному вопросу, руководитель опрашивает 1 – 2 обучаемых по данному учебному вопросу.

Отвечает на вопросы обучаемых по теме занятия. Делает замечания по ответам обучаемых на вопросы.

В заключительной части (5 мин) руководитель подводит итоги занятия.

При подведении итогов занятия руководитель напоминает обучаемым тему, цели и основные вопросы, получившие отражение на занятии.

Отмечает степень достижения учебных целей.

Затем объявляет обучаемым оценки, полученные за устный контрольный опрос во вводной части занятия и за ответы в основной части занятия, отмечает лучших по результатам опроса и отработки вопросов текущего занятия.

Заканчивая занятие, руководитель объявляет тему следующего занятия и доводит задание на самостоятельную работу.

 

 

Вопрос №1. Понятие личности. Структура психологии личности: процессы, свойства, образования, состояния. Личность и воинская деятельность. Влияние особенностей военной службы на личность.

Понятие личности

Реальность, которая описывается термином личность, проявляется уже в этимологии этого термина. Слово личность от лат. «persona» первоначально относилось к актерским маскам (сравни личина), которые в античном театре были закреплены за определенными типами действующих лиц: ревнивец, завистник, герой и так далее. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово «persona» употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции, роли личность отца, личность царя, личность судьи и так далее. Иначе говоря, личность по первоначальному значению - это определенная социальная роль или функция человека. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для конкретного языка. В немецком, английском, французском языках личность означает лицо, особу человека. При этом только во французском языке появляется производное слово, обозначающее индивидуальность человека, в немецком и английском языке для этого существуют отдельные слова. В русском языке, как и во французском, понятие личности не отделено от смыслового значения индивидуальности, хотя, как мы видим, слова разные.

В Толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова личность характеризуется как отдельное человеческое Я, как человеческая индивидуальность, являющаяся носителем отдельных социальных и психологических свойств.

Вопрос №2.

Рисунок 1. Состав действий по осуществлению профессионального психологического отбора

Важнейшей частью военно-профессиологической работы является военная профессиография, включающая:

 - анализ структуры и содержания военно-профессиональной деятельности;

 - классификацию и описание военных профессий и специальностей;

 - научную разработку нормативных показателей воинского труда по каждой военной специальности;

 - составление профессиограмм, отражающих особенности определенных профессий и специальностей и их требования к психологическим качествам личности, необходимым для успешного выполнения данного вида деятельности.

Наиболее существенной частью профессиограммы, ее своеобразным ядром является психограмма, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, личностные, в том числе психофизиологические, качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью, а также перечислены психологические противопоказания для представителя данной специальности.

Результаты, получаемые профессиографией, и разрабатываемые ею конкретные нормативные характеристики профессий в дальнейшем используются специалистами при осуществлении профессионального отбора и профессионального обучения.

Профессиональный отбор представляет собой систему мероприятий и средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии, выбор на этой основе из группы гражданских людей наиболее соответствующих по своим качествам определенной военной специальности и предупреждение поступления человека на контрактную службу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию и психологическим качествам. По решаемым задачам различают медицинский, физиологический, педагогический и психологический виды отбора.

Необходимым условием для проведения психологического отбора является наличие нормативно определенных требований к кандидатам на основе психологического анализа конкретной деятельности и методик, позволяющих оценивать необходимые качества кандидата. Как правило, необходимость проведения отбора возникает тогда, когда условия и особенности предстоящей деятельности требуют довольно высокого уровня развития определенной группы качеств кандидата, которые не представляется возможным компенсировать или развить в отведенные сроки.

Основными задачами профессионального психологического отбора (ППО) являются:

- оценка психологических качеств и свойств личности, необходимых для успешного обучения в военном ВУЗе и осуществления конкретного вида воинской деятельности, выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью;

- вынесение итогового заключения о профессиональной пригодности кандидата, отбор кандидатов для поступления в военно-учебные заведения, подготовки сержантов и старшин, а также рациональное распределение по профилям подготовки, воинским должностям и подразделениям.

Исполнительные органы в системе ППО создаются в воинских частях и соединениях, ВУЗах и военкоматах. Это могут быть как штатные группы ППО призывных и приемных комиссий, так и нештатные группы, формируемые за счет включения в их состав различных должностных лиц. Организационно группа ППО состоит из подгрупп:

- социально-психологического изучения;

- психологического и психофизиологического обследования;

- изучения специальных способностей.

В состав нештатной группы профотбора воинской части, как правило, входят:

- начальник группы – заместитель командира воинской части по воспитательной работе;

- заместитель начальника группы – психолог воинской части;

- помощники начальника группы – наиболее подготовленные офицеры органов воспитательной работы, строевого отделения, медицинской службы воинской части;

- технические работники (сержанты, солдаты).

Проведение ППО включает оценку:

- уровня развития познавательных психических процессов;

- адаптационного потенциала личности и нервно-психической устойчивости;

- уровня развития специальных (профессионально важных) качеств;

- основных мотивов профессиональной деятельности и военно-профессиональной направленности.

Психологическое обследование предполагает оценку общих и специальных способностей человека.Требования к общим и специальным способностям определяются спецификой профессиональной деятельности (специальности) и/или профилем ВУЗа.

 Адаптационный потенциал отражает адаптационные способности человека и является одним из интегральных показателей личности военнослужащего. Его основные составляющие: нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, поведенческая регуляция и моральная нормативность (методика «Адаптивность» и экспресс-анкета «Прогноз»).

Уровень общего интеллектуального развития определяется с учетом характеристик психических познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, свойств внимания (методики «Подбор слов», «Числовые ряды», «Фигуры», «Узоры», «Арифметический счет», «Слухоречевая память»).

Социально-психологическое изучение предполагает анализ условий воспитания и развития личности, основных мотивов, изучение общей военно-профессиональной направленности, оценку социальных, нравственных качеств личности, организаторских способностей и особенностей общения и поведения в коллективе, а также образовательной и профессиональной подготовленности.

По результатам профессионально-психологического отбора выносится одно из следующих заключений:

 а) рекомендуется в первую очередь (или 1-я категория);

 б) рекомендуется (2-я категория);

 в) рекомендуется условно (3-я категория);

 г) не рекомендуется (4-я категория).

С учетом заключения группы ППО, результатов оценки военно-профессиональной подготовленности и оценки физических качеств комиссии принимают решение:

- приемная комиссия - о возможности обучения кандидата в военном учебном заведении;

- призывная комиссия - об общем уровне профессиональной пригодности и возможности прохождения службы по соответствующей специальности.

Содержание и результаты работы по психологическому изучению граждан, принимаемых на военную службу, отражаются в следующих документах, направляемых в воинские части:

 - личное дело (содержит учетные карты призывника, справку об образовании, справку о семейном положении, справку с места учебы, работы и территориальных органов профориентации, характеристику с места учебы или работы, лист изучения призывника, сообщения органов внутренних дел о привлечении к уголовной ответственности, регистрационные листы с результатами выполнения методик универсального набора психодиагностических тестов);

- карта профессионального психологического отбора (содержит сведения о профпригодности к подготовке и службе на воинских должностях и решение о предназначении, вынесенное призывной комиссией).

Таблица 2. Основные формы проявления и харак-ные признаки нервно-псих. неустойчивости

Основные сферы проявления НПН Характерные признаки нервно-психической неустойчивости
Психомоторика Плохая координация движений; повышенный тремор, тик; неловкость, угловатость движений; напряженность, вычурность движений и поз.
Познавательно-мыслительная деятельность Низкий уровень общего развития (плохая успеваемость в школе, малый словарный запас, примитивность суждений); низкая интеллектуальная активность (неспособность самостоятельно ставить жизненные цели,поверхностность мышления); эгоцентричность мышления, нечувствительность к логическим противоречиям.
Темперамент Повышенная эмоциональность (сензитивность); высокая тревожность (в трудной ситуации), робость, пугливость; импульсивность (беззаботность, легкомыслие, вспыльчивость, ранимость); низкая или чрезмерная (суетливость, несобранность, вялость, апатичность, замкнутость); ригидность (упрямство, прямолинейность, грубость, мстительность); резистентность (быстрая утомляемость, истощаемость, легкая отвлекаемость).
Мотивация Внушаемость, склонность к подражательству; эгоистическая направленность интересов, иждивенчество; низкий самоконтроль; импульсивность влечений; чрезмерное стремление к доминированию; агрессивность; неустойчивость интересов, привязанностей.
Нарушения в процессе деятельности Низкая эффективность деятельности; аварийность, травматизм по вине военнослужащего; быстрая утомляемость, рассеяние внимания, растерянность; заторможенность либо суетливость, беспорядочность, импульсивность действий.
Нарушения дисциплинарных и социальных норм Склонность к пререканиям и невыполнению распоряжений; нарушение должностных требований, неверное исполнение приказов и поручений; сексуальные отклонения, беспорядочные половые связи; случаи суицидальных действий; склонность к нечестности, воровству; уклонения от воинской службы.
Нарушения межличностных отношений Агрессивное поведение по отношению к сослуживцам; конфликтность, озлобленность, грубость; изолированность в группе; пренебрежительное отношение к значимым для группы, коллектива целям; подозрительность, мнительность, недоверчивость; неспособность противостоять влиянию окружающих; излишняя застенчивость, робость, повышенная чувствительность; обидчивость; претензии на исключитель-ность, потребность во всеобщем внимании, восхищении.
Предпатологические и патологические нарушения Общая вялость; повышенная утомляемость; нарушения сна, снохождение; частые головные боли, головокружения, обмороки, потери сознания; судорожные припадки; энурез; сердцебиения при отсутствии заболеваний сердца; чрезмерная робость, необоснованный пессимизм, неверие в свои силы, страхи; фиксированность на состоянии здоровья; резкое побледнение или покраснение кожных покровов; нарушения ритма дыхания при волнении; склонность к запорам или частому стулу и мочеиспусканию; замедленный темп действий; демонстративные суицидальные попытки, членовредительство; снижение памяти, ограниченность внимания, неадекватность, нелогичность, вязкость мышления. 

Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками НПН должна предусматривать плановые мероприятия как в период прибытия молодого пополнения в часть, дальнейшей их адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев), так и в период последующего прохождения военной службы.

Военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости, а также отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности по всем классам воинских специальностей направляются на дополнительное освидетельствование к психиатру (психоневрологу) и с учетом его рекомендаций подлежат динамическому наблюдению у врача и психолога воинской части. При этом военнослужащие с резко выраженными признаками НПН нуждаются в медицинском освидетельствовании на предмет годности к военной службе.

В отношении военнослужащих с умеренно выраженными признаками НПН принимается решение об ограниченном использовании их по отдельным специальностям либо в определенных ситуациях. Военнослужащие этой группы требуют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных, воспитательных и организационных мер (распределение по подразделениям и специальностям).

Лица, в отношении которых по результатам ППО вынесено заключение «Не рекомендуется к основным воинским должностям», распределяются в подразделения обслуживания.

Заполненные карты ППО хранятся в штабе (строевом отделении) вместе с учетно-послужными карточками, расставленными в алфавитном порядке и по подразделениям в течение установленных сроков военной службы по призыву. При перемещении военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, карты пересылаются вместе с другими документами к новому месту службы.

Итоги изучения пополнения отражаются психологом в донесении о результатах социально-психологического изучения пополнения, направляемом командиру полка и начальнику вышестоящего органа воспитательной работы.

В содержании донесения отражаются следующие вопросы:

- на чем сосредотачивались основные усилия психологической работы в период приема и распределения пополнения;

- выводы из итогов работы по изучению пополнения (подтверждаются цифровыми показателями);

- социально-психологическая характеристика пополнения (анализ основных социально-демографических и психологических данных, основные выводы, тенденции улучшения (ухудшения) качественного состава пополнения);

- количество военнослужащих, отправленных на медицинское обследование и в дальнейшем уволенных с военной службы (причины);

- общие выводы и прогноз процесса адаптации пополнения к условиям военной службы;

- предложения по совершенствованию работы по социально-психологическому изучению пополнения  

По итогам изучения прибывшего пополнения и на основании представленных психологом данных командир полка (бригады) подводит итоги изучения прибывшего пополнения и издает приказы:

- о распределении прибывших военнослужащих по должностям и подразделениям;

- о допуске военнослужащих к несению боевого дежурства, караульной службе.

III. Углубленное изучение проводится с учетом данных, полученных на предыдущем этапе изучения. Особое внимание уделяется работе с лицами, у которых обнаружены признаки нервно-психической неустойчивости и затрудненной адаптации к военной службе, а также с военнослужащими, самостоятельно обратившимися к психологу. При этом военнослужащих с низким уровнем НПУ психолог заносит в «Журнал динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости» и осуществляет их психологическое сопровождение, тесно взаимодействуя с врачом части и офицерами подразделений.

IV. Последующее изучение личного состава осуществляется офицерами подразделений, психологом в процессе повседневной жизнедеятельности и направлено на изучение отдельных качеств личности военнослужащего в интересах решения стоящих задач. Психолог части по итогам изучения личного состава разрабатывает рекомендации и предложения должностным лицам для принятия управленческих решений по формированию здорового морально-психологического климата, укреплению организованности и воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса.

Материалы углубленного и последующего изучения (в папках на каждого военнослужащего) хранятся в рабочем кабинете психолога полка. Срок хранения – не менее 2 лет. При перемещении военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, карты ППО пересылаются вместе с другими документами к новому месту службы.

Для выполнения задачи психологического изучения личного состава психолог должен владеть разнообразными методами психодиагностики, разумное сочетание и применение которых обеспечивает получение объективной информации о военнослужащих.

Методы научных исследований – это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Основными методами, используемыми психологами, являются:

- анализ документов (биографический метод);

- опрос (анкетирование, беседа);

- наблюдение;

- тестирование.

Анализ доументов – это важная, ответственная и достаточно трудоемкая часть деятельности психолога, в процессе которой вырабатывается предварительное представление о военнослужащем.К документам относятся автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионального психологического отбора и учетно-послужные карточки, различные справки, отзывы о военнослужащих, дневники, письма, фотографии. Их изучение и анализ позволяют:

- выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к военной службе, последующее профессиональное становление;

- выделить в учебной и производственной деятельности юноши до призыва в армию конкретные проявления, свидетельствующие о степени зрелости, активности различных психических процессов, об устойчивости определенных интересов, ценностных ориентаций, черт характера.

Предметом изучения являются:

- социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории;

- особенности непосредственного социального окружения – в семье, школе,производственном коллективе, среди сверстников и друзей;

- содержание наиболее предпочитаемой, интересующей военнослужащего и доступной ему информации;

- основные события его биографии.

Важные сведения о познавательных способностях, уровне нервно-психической устойчивости, военно-профессиональной направленности и отдельных профессионально важных качествах военнослужащего можно получить из карты профессионального психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования в период приписки и призыва.

Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым (респондентам). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения-ответы респондента. С помощью опроса можно получить информацию о фактах и событиях, сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, жизненных планах и т.д. Причем эту информацию можно получить довольно быстро и от большого количества людей.

Различают несколько вариантов опроса: устные и письменные опросы, свободные и стандартизированные, экспертные, выборочные и сплошные и т.д. Одной из наиболее распространенных форм опроса является анкетирование.

Анкета – это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Известно несколько типов анкет:

- анкеты, основанные на самооценке тех, кого опрашивают;

- анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях;

- анкеты, в которых предлагается дать оценку, высказать свое отношение к другим людям или каким-либо событиям.

Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны.

Беседа – один из важнейших и наиболее действенных методов получения информации об индивидуально-психологических качествах военнослужащего на основе прямого словесного контакта с ним. В зависимости от целей использования данного метода беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д.

Для выявления картины группирования военнослужащих подразделения на основе землячества, национальности или по какому-либо другому признаку активно используется метод групповой беседы.

Основными диагностическими блоками необходимой информации о военнослужащем могут и должны быть следующие сведения:

- биографические данные;

- состав, условия жизни членов семьи;

- ориентированность в событиях, происходящих в стране и за рубежом;

- время, место и характер учебы или работы по специальностям, родственным конкретной воинской должности, навыки организаторской работы;

- увлечения в настоящем и прошлом, особые привычки, отношения со сверстниками;

- нарушения поведения в прошлом (прогулы, мелкое хулиганство, выпивки, побеги из дома, приводы в милицию и т.п.);

- перенесенные заболевания и травмы, наличие жалоб на состояние здоровья, нарушение сна, аппетита и т.п.;

- наиболее неприятные события в прошлой жизни и реакция на них (мысли о самоубийстве), преобладающие настроения в связи с отрывом от семьи, отношение к трудностям армейской жизни;

- отношение к военной службе, обоснованность желания овладеть конкретной воинской специальностью;

- успешность освоения программы общевойсковой подготовки;

- участие в общественной жизни подразделения;

- взаимоотношения с сослуживцами, отношение к коллективу и др.

Дополнительными по отношению к содержательным компонентам и очень важными признаками, характеризующими личность военнослужащего являются: поза, внешний вид во время беседы, речь, оценка себя, настроение, воспитанность, такт, откровенность, сообразительность, уверенность, взволнованность, агрессивность, чувствительность и пр.

Результаты беседы помогут составить психологический портрет, на основе которого строится индивидуальная работа с военнослужащими и вырабатываются рекомендации командирам и начальникам. Обобщение содержания индивидуальных бесед, проведенных по единому замыслу, позволяет получить пофамильные списки состава микрогрупп, информацию об их лидерах, данные об их направленности, влиятельности, взаимосвязях.

Следует помнить, что беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой изучения военнослужащих и требует соблюдения определенных условий проведения.

Во-первых, до начала беседы требуется четко определить основную цель, продумать последовательность постановки задаваемых вопросов, изучить всю имеющуюся информацию, в том числе результаты изучения документов.

Во-вторых, необходимо позаботиться, чтобы собеседование проходило в спокойной и доверительной обстановке, при отсутствии посторонних лиц и не прерывалось. Все вопросы должны быть простыми и понятными, ставить их нужно так, чтобы они способствовали развертыванию единого целостного рассказа военнослужащего о себе, своей жизнедеятельности, трудностях прохождения военной службы.

Беседа не должна вылиться в простой опрос. Предварительно намеченные вопросы не могут ограничить содержание разговора – они лишь основные ориентиры его общей направленности. Вместе с тем целесообразно придерживаться определенного плана.

При умелом ее проведении командир может оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания военнослужащего, в той или иной мере затрудняющие прохождение военной службы, его мнение о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах, командирах.

Всю полученную информацию об особенностях личности обследуемого, свои выводы следует записывать только после проведения беседы. Следует помнить, что в результате беседы важно не только почерпнуть нужную информацию о военнослужащем, но и оказать на него положительное психолого-педагогическое воздействие. В завершение беседы целесообразно высказать пожелания, дать полезные советы, облегчающие адаптацию к условиям военной службы.

Метод наблюдения – один из наиболее объективных и надежных методов психологии. Он представляет собой целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения к службе и различным явлениям окружающей действительности в целях обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые могут характеризовать направленность, характер, способности и другие качества в/с, социально-психолог. особенности в. коллектива.

Нередко для повышения эффективности наблюдения создаются ситуации, в которых военнослужащий мог бы в максимальной степени и в короткий срок проявить те качества, которые необходимо у него оценить.

При индивидуальном наблюдении предметом изучения являются практические действия (поступки) отдельного человека. По их характеру судят об отношении человека к военной службе, о сформированности у него моральных, индивидуально-психологических и других качеств, имеющих важное значение для успешного прохождения военной службы.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.106 с.)