Приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает



эффективный объем выпуска (рис 13—1) Без очистных сооружений

Количество выпускаемой продукции составляет Q t т бумаги

При цене Р г Рыночное равновесие устанавливается в точке Е р

В которой предложение, равное предельным частным издержкам

МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным

выгодам MSB, т е. МРС = MSB.

Между тем предельные социальные издержки равны сумме

Предельных частных издержек плюс предельные внешние издержки

Следовательно, если бы удалось превратить внешние издержки

Во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q 2

При росте цены до Р. г В точке Е 2 предельные общественные выгоды

равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC

Обратим внимание на то, что и в точке Е 2 не устраняются полностью

Последствия загрязнения окружающей среды (ведь в нашем

Случае выпуск сточных вод пропорционален объему производства,

А объем производства целлюлозно-бумажного комбината в точке

Q 2 отнюдь не равен нулю). Однако ущерб от загрязнения существенно

Уменьшается. Площадь треугольника АЕ 1 Е 2 показывает потери

Эффективности, связанные с тем, что предельные частные

Издержки оказались ниже предельных социальных издержек Та-

Внешние эффекты. Теорема Коуза 425

Ким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое

Благо продается и покупается в большем по сравнению

С эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство

Товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

р

Р 2 1

р,

, MSB = МРВ + МЕВ

N. S = MSC

• "^dfe<r

j i ^ s P = МРВ

ШЕВ

Q,—~Q 2 Q

Рис. 13—2. Положительный внешний эффект

Положительный внешний эффект (positive externality) возникает

В случае, если деятельность одного экономического агента

Приносит выгоды другим.

MSB = МРВ + МЕВ, (13.2)

где MSB — предельные общественные выгоды (marginal social benefit);

МРВ—предельные частные выгоды (marginal private benefit);

МЕВ—предельные внешние выгоды (marginal external benefit).

Развитие образования дает прекрасный пример достижения

Положительного внешнего эффекта. В обществе каждый его член

выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование.

Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования,

Вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает

Общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель

соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования,

И те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Не

Удивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть

ниже оптимальных для общества (рис. 13—2). Рыночное равновесие

Ej устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод

и предельных социальных издержек: МРВ = MSC.

Между тем предельные социальные выгоды больше предельных

Частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому эффективное

Для общества равновесие достигалось бы в точке пересечения

Предельных социальных выгод и издержек, т. е. в точке Е г

Эффективность увеличивается на площади треугольника AE X E 2.

Глава 13. Институциональные аспекты рыночного хозяйства

Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта

Экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению

С эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство

Товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

„ Для того чтобы сократить перепроизводство

Корректирующие

rr VJ "л товаров и услуг с отрицательными внешними

НаЛОГИ И СубСИДИИ Л.Л.

J " эффектами и восполнить недопроизводство

Товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо

Трансформировать внешние эффекты во внутренние. Трансформация

внешних эффектов во внутренние (internalization о/



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.006 с.)