Верны ли следующие утверждения? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Верны ли следующие утверждения?



1.1. Оптимальное правило покупки рационального потребителя

состоит в том, что он покупает товар по наивысшей цене.

Да Нет

1.2. Общая полезность пропорциональна предельной полезности.

Да Нет

1.3. В кардиналистской теории полезности не учитывается ограниченность

денег у покупателя.

Да Нет

1.4. Реклама построена в основном на использовании эффекта сноба.

Да. Нет

1.5. Рациональный потребитель будет покупать разные товары

по одинаковым ценам только тогда, когда полезность этих товаров

тоже будет для него одинакова.

Да Нет

1.6. Точка, лежащая ниже кривой производственных возможностей,

может дать более эффективную для потребителя комбинацию,

чем точка на кривой производственных возможностей.

Да Нет

1.7. Чем более острым является угол наклона линии бюджетного

ограничения к горизонтальной оси, тем более ограничен потребительский

бюджет.

Да Нет

1.8. Бюджетные линии никогда не пересекаются.

Да Нет

1.9. Кривая "цена—потребление" не показывает влияние цены

на объем потребляемых благ.

Да Нет

Ответы

1.1. Нет. Это утверждение неверно, поскольку равновесие потребителя

(оптимальное правило покупки) достигается тогда, когда

Примеры решения задач 145

отношение предельных полезностеи двух товаров равно отношению

их цен.

1.2. Нет. Изменение общей полезности не связано строгой пропорциональной

зависимостью с динамикой предельной полезности.

1.3. Да. Бюджетное ограничение используется только в орди-

налистской теории полезности.

1.4. Нет. Реклама построена чаще всего на эффекте присоединения

к большинству (реклама типа: "Каждый курит сигареты

"Мальборо!").

1.5. Да. Если Р,/Р 2 = 1, то согласно правилу максимизации

полезности MUj/MU = 1.

1.6. Да. Точка N более высокой кривой безразличия U 2 обеспечивает

потребителю лучший уровень полезности, чем лежащая на

кривой производственных возможностей точка М, которая принадлежит

более низкой кривой безразличия U.

YA

1.7. Нет. Величина потребительского бюджета не связана с

углом наклона линии бюджетного ограничения.

1.8. Нет. Бюджетные линии, соответствующие разному соотношению

цен, могут пересекаться.

1.9. Да. Кривая "цена—потребление" показывает влияние изменения

цен на относительную замену одного блага другим.

Выберите правильный ответ

2.1. Какой из графиков показывает спрос, формирующийся под

влиянием эффекта Веблена?

146 Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике

2.2. Массовый спрос в 1994 г. на акции АО "МММ" объясняется:

а) эффектом присоединения к большинству;

б) эффектом сноба;

в) эффектом Веблена;

г) спекулятивным спросом.

2.3. Поведение российских избирателей на выборах в конце

1993 г., когда совершенно неожиданно высокий рейтинг завоевала

ЛДПР, можно объяснить главным образом:

а) функциональным спросом на политические услуги партии

В. В. Жириновского;

б) эффектом присоединения к большинству;

в) эффектом сноба;

г) эффектом Веблена.

2.4. Если будет изобретен вечный двигатель, то из теории потребительского

поведения исчезнет постулат:

а) множественности видов потребления;

б) ненасыщенности;

в) транзитивности;

г) все постулаты сохранят свою силу.

2.5. Основоположником австрийской школы, представители

которой развивали кардиналистскую теорию полезности, является:

а) Г. Госсен; в) Е. Бем-Баверк;

б) К. Менгер; г) Й. Шумпетер.

2.6. В равновесии рациональный индивид потребляет 2 кг помидоров

по цене 3 руб. за 1 кг и 4 кг груш по цене 5 руб. за 1 кг. Чему

равна для него предельная норма замены груш помидорами:

а) 2/4; в) 3/5;

б) 1/4; г) 5/3?

2.7. Какого экономиста Дж. Хикс называл своим предшественником

в разработке проблемы бюджетных ограничений потребителя:

а) В. Парето; в) Р. Аллена;

б) Е. Слуцкого; г) К. Маркса?

2.8. Какой из графиков правильно показывает спрос на товары

различных групп населения? По вертикали отложена доля различных

потребительских благ в потребительских бюджетах, по горизонтали

— различные по уровню доходов группы населения (группа

I — самые бедные, группа V — самые богатые); А — высококачественные

товары и услуги, В — низкокачественные.

I (%) а)

В

О I II III IV

1(%).

N О II III IV V N

Примеры решения задач 147

О I II III IV V N О I II III IV V N

2.9. Какая кривая уровня жизни соответствует ситуации, когда

А — высококачественное благо, а В — низкокачественное?

А | a) A i б)

О

Ответы

2.1, б. Нижняя часть графика объясняется стандартным законом

спроса, верхняя часть — эффектом Веблена.

2.2, г. Люди покупали акции, поскольку, ожидая обещанного

повышения цен на них, собирались* эти акции продать и выиграть

за счет роста их курсовой цены.

2.3, в. Аналитики сходятся во мнении, что усиленное рекламирование

либеральных партий вызвало реакцию отторжения, т.е.

избиратели стремились выделить себя из "толпы", проголосовать

вопреки ожидаемому.

2.4, б. Так как спрос, по крайней мере, на одно экономическое

благо (на энергию) будет удовлетворен полностью.

148 Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике

2.5, б. Именно К. Менгер был учителем других экономистов-австрийцев,

хотя его труды и пользовались меньшей популярностью.

2.6, в. Предельная норма замены (MRS) определяется отношением

цен двух товаров, т. е. 3/5.

2.7, б. В работе "Стоимость и капитал" Дж. Хикс пишет: «Настоящий

труд представляет собой первое систематическое исследование

"территории", впервые открытой Слуцким» (Хикс Дж. Стоимость

и капитал. С. 112).

2.8, г. Доля покупок низкокачественных товаров максимальна

в потребительских бюджетах бедняков и минимальна в потребительских

бюджетах богачей. С высококачественными товарами ситуация

противоположна.

2.9, а. Доля высококачественных благ в потребительском бюджете

увеличивается с ростом дохода, доля низкокачественных благ

снижается.

Задания повышенной сложности

3.1. На графиках показано, как изменяется предельная полезность

чая и бутербродов в зависимости от количества потребляемых

благ. Найдите графическим методом, какую комбинацию этих

экономических благ должен выбрать потребитель, желающий выпить

3 стакана чая.

1 2 3 4 5 6

Потребление чая

Q, 0 1 2 3 4 5 6 Q 2

Потребление бутербродов

3.2. "Для того чтобы максимизировать удовольствие от потребления

пищи, следует долгое время воздерживаться от нее, а затем,

когда потребность резко увеличится, удовлетворить ее, получив большое

удовольствие". Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

3.3. Потребитель тратит 20 руб. в день на апельсины и яблоки.

Предельная полезность яблок для него равна 20—Зх, где х — количество

яблок, в шт. Предельная полезность апельсинов равна 40 —5у,

где у — количество апельсинов, в шт. Цена одного яблока составляет

1 руб., цена одного апельсина — 5 руб. Какое количество яблок и

апельсинов купит рациональный потребитель?

Примеры решения задач 149

3.4. На графике показаны бюджетная прямая и карта кривых

безразличия. Как должна измениться цена блага X, чтобы потребитель

при неизменном бюджете мог увеличить свое благосостояние,

повысив его до уровня U 2? Какой минимальный потребительский

набор сможет при этом приобрести покупатель?

XI

3 5. Эластичность спроса на концерты по цене для Маши равна

- 1. Эластичность ее спроса по доходу составляет 3. Перекрестная

эластичность по цене между концертами и бассейном равна -2.

В 1995 г. Маша посетила 100 концертов. В 1996 г. цена билета на

концерт возросла на 15%, цена одного посещения бассейна упала на

5%, а доход Маши возрос на 10%. Какое количество концертов посетит

Маша в 1996 г.?

Ответы

3.1. Решение показано на графике:

- < —, — ^ -, 1 1

ми

S 3

2

1

,, | \

Q, 4 3 2 1 0 1 Q 2

Потребитель, выполняя условие равновесия, выберет к трем

стаканам чая пять бутербродов.

3 2 Рациональное потребительское поведение предполагает

максимизацию полезного эффекта не от одного акта потребления, а

150 Глава 4 Поведение потребителя в рыночной экономике

на протяжении всей жизни. Поэтому с данным утверждением нельзя

согласиться.

3 3. 1) В состоянии равновесия отношение предельных полез-

ностей равно отношению цен товаров

MU Р

X X

MU ~ Р

У У

2) Выбор потребителя предопределен бюджетным ограничением:

Р х х + Р х у = 1.

X У

3) Поэтому:

20 - Зх 1

40 - 5у ~ 5

х + 5у = 20.

Решая систему уравнений, получаем ответ: х = 5, у = 3.

3.4. Задача решается графически. Следует сдвигать верхний

конец бюджетной прямой до тех пор, пока она не коснется кривой

безразличия U. Из графика видно, что если 1/Р х, — 2, то 1/Рх 2 — 3,

следовательно, для повышения благосостояния потребителя до уровня

U 2 необходимо, чтобы цена благ X сократилась не менее чем на 1/3.

Минимальный потребительский набор составит при этом 1,5 единицы

блага X и 2 единицы блага Y.

3.5. 1) AQ % = -1 х 15 = -15%;

2) AQ n % = - 2 x 5 = -10%;

3) AQ'% = 3 X 10 = +30%.

Всего"AQ% = -15 - 10 + 30 = + 5%.

Q,, e = 105 концертов

Тесты 151

Тесты

Вариант А



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1057; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.03 с.)