Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические указания по прохождениюСтр 1 из 7Следующая ⇒
Методические указания по прохождению Производственной практики №2 Учебно-методическое пособие Направление подготовки 38.05.01 «Экономическая безопасность» Направленность (профиль) «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»
Киров 2021
Допущено к изданию методическим советом института экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «ВятГУ» в качестве учебно-методического пособия для выполнения производственной практики №2 обучающихся по направлению 38.05.01 «Экономическая безопасность», направленность (профиль) «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности» всех форм обучения.
Каранина Елена Валерьевна, д.э.н., заведующий кафедрой финансов и экономической безопасности ВятГУ
Издание предназначено для специалистов направления подготовки 38.05.01 «Экономическая безопасность» в качестве учебно-методического пособия для прохождения производственной практики №2.
© ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2021 Содержание Введение. 4 1. Общие положения. 5 2. Цели и задачи производственной практики №2. 6 3. Организация и условия прохождения производственной практики №2. 8 4. Содержание программы производственной практики №2. 13 5. Требования к содержанию и оформлению отчета о прохождении производственной практики №2. 21 6. Оценка итогов производственной практики №2. 23 Список использованных источников. 26 Приложения. 31
Введение Практика обучающихся образовательных учреждений высшего образования является составной частью основной образовательной программы высшего образования. Цели и объемы практики определяются в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 38.05.01 Экономическая безопасность (уровень специалитета) (далее - ФГОС ВО). Методические указания по прохождению производственной практики №2 разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 38.05.01 Экономическая безопасность (квалификация «специалист»), Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. № 1383 «Об утверждении положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования», положением об организации практики обучающихся осваивающих программы высшего образования в ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» от 18.07.2017 г № 26-1, распоряжением ректора ВятГУ от 14.11.2017 №342 «Об утверждении регламента организации практики в соответствии с индивидуальным графиком прохождения практики».
Главная цель методического указания по прохождению производственной практики №2 - повышение уровня организации процесса проведения практики и качества подготовки студентов к деятельности по направлению 38.05.01 Экономическая безопасность. Организация практик на всех этапах обучения в университете направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами знаниями в соответствии с требованиями к уровню подготовки 38.05.01 Экономическая безопасность. Производственная практика №2 нацелена на формирование компетенций в соответствии с организационно-управленческим видом деятельности основной образовательной программы. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении производственной практики №2, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы направлен на формирование у обучающихся компетенций, предусмотренных рабочей программой практики.
Общие положения Производственная практика №2 является обязательным разделом основной образовательной программы специалитета 38.05.01 Экономическая безопасность. Цели и задачи производственной практики №2 определяются учебным планом университета, составленными на основе действующих ФГОС ВО по направлению подготовки 38.05.01 Экономическая безопасность. Практика проводится по утвержденной программе и завершается составлением отчета.
Сроки проведения производственной практики №2 устанавливаются в соответствии ФГОС, учебным планом и календарным учебным графиком. Общее методическое руководство производственной практикой №2 осуществляет выпускающая кафедра университета. Для руководства практикой, проводимой в организациях, назначается руководитель (руководители) практики от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета. Для руководства производственной практикой №2, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета, организующей проведение практики (далее - руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики из числа работников профильной организации (далее - руководитель практики от профильной организации). Основными документами, регламентирующими работу студентов на практике, являются: рабочий график (план) проведения практики или совместный рабочий график (план) проведения практики, включающий индивидуальное задание. Производственная практика №2 студентов по направлению подготовки 38.05.01 проводится на основе договоров с профильными организациями, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках данной образовательной программы. По окончании практики каждый студент готовит отчет в соответствии с программой практики и индивидуальным заданием. По результатам защиты отчета руководителем практики от Университета выставляется зачет. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в сроки, предусмотренные внутренними нормативными локальными актами Университета. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из университета, как имеющие академическую задолженность.
Содержание программы производственной практики №2 За время прохождения производственной практики №2 студент должен: ¾ изучить информацию об объекте и предмете производственной практики на основе сбора информации о финансовой и хозяйственной деятельности; ¾ изучить методические и нормативно-правовые документы, источники экономической, финансовой, социальной, управленческой информации по проблемам, отраженным в индивидуальном задании производственной практики; ¾ выявить актуальные проблемы аналитической и экономической деятельности организации, угрозы и опасности ее собственной финансово-экономической безопасности или ее клиентов; ¾ осуществить сбор и анализ источников информации по конкретным разделам индивидуально задания обучающегося ¾ подготовить проект, прогноз и экономическое обоснование повышения эффективности деятельности организации в целом или отдельных направлений, управления экономической безопасностью самого хозяйствующего субъекта или его клиентов ¾ разработать мероприятия и практические рекомендации по решению профессиональных задач в области экономической безопасности государственных органов и учреждений различных форм собственности;
¾ подготовить отчет по производственной практике. В зависимости от вида объекта производственной практики определяется конкретное содержание программы производственной практики. При прохождении практики на предприятии студенту необходимо: 1) изучить организационно-правовую форму, отраслевые особенности, виды деятельности, осуществляемые предприятием; 2) изучить параметры, определяющие масштабы деятельности предприятия (организационная структура, объем и структура продаж, состояние производственной деятельности, технологическая структура, география бизнеса, география рынка); 3) изучить текущие и стратегические цели предприятия (расширение бизнеса, сокращение бизнеса, реструктуризация бизнеса, осуществление инвестиционных проектов); 4) изучить систему документооборота, внутренние документы предприятия, связанные с управлением экономической безопасностью хозяйствующего субъекта (концепции, стратегии, устав, положения, инструкции и т.п.); 5) изучить организацию режима защиты коммерческой тайны и обеспечение информационной безопасности предприятия; 6) изучить функциональную структуру предприятия в части отделов (финансовый, кадров, планово-экономический, экономической безопасности, отдел по работе с ценными бумагами, бухгалтерия и т.п.), взаимосвязи между ними, функциональные обязанности работников отделов в области защиты экономических интересов; 7) организацию бухгалтерского учета на предприятии и его учетной политики, основные результаты хозяйственной деятельности предприятия, наличие фактов недостач, растрат, хищений, убытков и ущерба; 8) провести анализ внешних условий функционирования предприятия (основные поставщики, подрядчики, кредиторы), работу по предупреждению недобросовестной конкуренции и оценке надежности деловых партнеров; 9) провести анализ налогов, уплачиваемых предприятием, оценка налоговой нагрузки (за 3 предыдущих года), характеристика методов и приемов по осуществлению оптимизации налогов, начисляемых предприятием; 10)изучить организацию охраны объектов предприятия (пропускной режим, категорирование помещений, разграничение прав доступа); 11)провести комплексный анализ финансового состояния предприятия (организации) с учетом рисков (финансовой устойчивости ликвидности, структуры капитала, комплексного риска), диагностику вероятности банкротства;
12)выявить и оценить факторы финансовой нестабильности, экономических угроз и других деструктивные факторы, оказывающие негативное влияние на экономическую безопасность предприятия, оценить реальную и потенциальную сумму нанесенного и предотвращенного ущерба; 13)провести оценку средств и методов достижения целей безопасностифункциональных сфер деятельности предприятия (кадровое, материально-техническое, правовое, финансовое обеспечение); 14)изучить особенности работы отдела предприятия, на базе которого студент проходил производственную практику. 15)дать комплексные рекомендации по повышению эффективности деятельности организации с позиции обеспечения экономической безопасности, минимизации рисков и т.п., составить обоснованный прогноз показателей и индикаторов экономической безопасности, при организационных рекомендациях оценить эффективность новых организационных структур, формирования подразделений экономической безопасности и т.п. Результаты изучения данных вопросов отражаются в основной части отчета. При прохождении практики в налоговых органах необходимо: 1) изучить характеристику структуры управления (инспекции), наименование отделов и их функции; 2) информационные потоки инспекции по схеме: входящая информация, внутренняя информация, исходящая информация и направления достижения информационной безопасности налогового органа; 3) состав плательщиков и их учет; 4) состав и структура доходов, мобилизуемых на территории, подконтрольной налоговому органу (за 3 предыдущих года), доля налогов, мобилизуемых в Федеральный бюджет, в бюджеты территорий; 5) организацию приема налоговой отчетности в налоговых органах; 6) состояние платежной дисциплины, доля недоимки в сумме начислений налогов и других обязательных платежей; 7) организацию и порядок проведения камеральных и выездных проверок; 8) практику использования автоматизированных систем при проведении камеральных проверок; 9) документальное оформление решения по налоговой проверке; 10)характеристику мер, принимаемых управлением (инспекциями) по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов; 11)практику урегулирования разногласий с налогоплательщиком; 12)документальное оформление привлечения к участию в выездной налоговой проверки специалиста и эксперта; 13)результаты контрольной работы управления (инспекции) Федеральной налоговой службы России за отчетный период; 14)особенности работы отдела управления (инспекции), на базе которого студент проходил производственную практику; 15)провести диагностику налоговых угроз и рисков на уровне региона (на примере организаций); 16)дать комплексные рекомендации по повышению эффективности деятельности УФНС с позиции обеспечения экономической безопасности, минимизации налоговых рисков, рисков теневой экономики и т.п., составить обоснованный прогноз показателей и индикаторов экономической безопасности (на уровне региона), при организационных рекомендациях оценить эффективность новых организационных структур, формирования подразделений и т.п.
Результаты изучения данных вопросов отражаются в основной части отчета. В процессе прохождения производственной практики №2 в кредитных организациях студентам следует обратить внимание на изучение следующих аспектов, которые впоследствии необходимо отразить в отчете: 1) общую характеристику кредитной организации по месту прохождения практики, которая включает: - описание организационно-правовой формы и организационной структуры коммерческого банка, с выделением ее преимуществ и недостатков; - размер уставного капитала, с указанием причин и направлений изменения его размера, если таковое производилось; - состава и количества филиалов, отделений и представительств и определение порядка их взаимодействия с головным офисом банка; - описание и анализ деятельности подразделений банка, ответственных за управление экономической безопасностью коммерческого банка; - особенности работы отдела банка, на базе которого студент проходил производственную практику; - выделение факторов финансовой нестабильности, экономических угроз и факторов, оказывающих негативное влияние на экономическую безопасность 2) ознакомиться с уставом кредитной организации и нормативными документами, регламентирующими содержание банковской деятельности, содержание работы его филиалов, отделов, отдельных сотрудников, систему риск-менеджмента банка, управление рисками кредитной организации; 3) выделить преимущества и недостатки существующей системы риск-менеджмента и службы экономической безопасности банка; 4) оценить общее экономическое состояние банка 5) проанализировать кредитную политику банка, с обязательным указанием кредитных продуктов банка, анализом динамикой выданных кредитов, описанием процентной политики банка; 6) описание методик оценки кредитоспособности заемщика и определения уровня кредитного риска банка с указанием того, насколько существующие методы оказывают влияние на уровень экономической безопасности кредитной организации; 7) исследовать депозитную политику банка; 8) описать бизнес банка по выпуску и обслуживанию банковских карт с выделением рисков платежных операций коммерческого банка; 9) раскрыть место, которое занимает банк на фондовом рынке; 10)изучить порядок расчетно-кассового обслуживания; 11)выявить риски кредитных и депозитных операций коммерческого банка; 12)выделить угрозы и возможности внешней среды деятельности кредитной организации; 13)провести комплексный анализ функциональной модели обеспечения безопасности кредитной организации по структурным подразделениям; 14)дать комплексные рекомендации по повышению эффективности деятельности кредитной организации с позиции обеспечения экономической безопасности, минимизации рисков и т.п., составить обоснованный прогноз показателей и индикаторов экономической безопасности банка, при организационных рекомендациях оценить эффективность новых организационных структур, формирования подразделений экономической безопасности и т.п. Практика в органах государственного и муниципального управления, финансовых и контрольно-надзорных органах (министерства финансов, департаменты и управления финансов, контрольно-счетные органы, территориальные органы и т.п.) предполагает изучение: 1) структуры территориальных органов, их функции, организация работы; 2) характеристики экономики области (района, города); 3) анализа исполнения бюджета за 3 предшествующих периода с разбивкой по главным его статьям доходов и расходов; 4) организации и осуществления контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономичностью) использования средств бюджета; 5) разграничения доходов по уровням бюджетной системы: виды налогов по уровням государственного управления (федеральные, территориальные и местные) и их процентное распределение между бюджетами различного уровня; 6) анализа динамики и структуры налоговых доходов бюджета области (района, города); 7) особенности налоговой среды данной территории (отраслевая структура плательщиков, по формам собственности, по масштабам деятельности: крупные, средние, мелкие; по типу: организации, физические лица); оценка налоговой отдачи различных отраслей; 8) оценки уровня налоговых доходов областного (местного) бюджета по отношению к общей сумме налоговых доходов, мобилизуемых на территории; 9) анализа динамики и структуры неналоговых доходов бюджета области (района, города); 10)оценки обеспеченности собственными доходными источниками и зависимость территории от трансфертов, субвенций, дотаций; 11)финансово-экономическая экспертизы проектов законов и нормативных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств, а также государственных программ; 12)оценки эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета; 13)контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономичностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом РФ; 14) наличия и уровня развития отраслей производства, имеющих жизненно важное значение для региона, как в обычных, так и в экстремальных условиях и позволяющих не допустить критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, а также обеспечить сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами; 15)состояния научно-технического потенциала региона, в том числе в области инновационного развития; 16)устойчивости региональных финансов и финансовой системы в целом; 17)анализа практики организации закупок товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд; 18)практики участия территориального органа в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции; 19)оценки влияния на состояние экономической безопасности региона различных факторов дестабилизации; 20)оценки кризисных ситуаций в регионе по различным аспектам экономической безопасности; 21)анализа ключевых проблем экономики региона и возможности обеспечения поступательного развития его инфраструктуры; 22)особенностей работы подразделения, на базе которого студент проходил производственную практику; 23)формирования комплексных рекомендаций по повышению эффективности деятельности органов контроля и надзора с позиции обеспечения экономической безопасности, минимизации рисков и т.п., составления обоснованного прогноза показателей и индикаторов экономической безопасности на уровне региона, при организационных рекомендациях оценки эффективности новых организационных структур, формирования подразделений экономической безопасности и т.п. Результаты изучения данных вопросов отражаются в основной части отчета.
5. Требования к содержанию и оформлению отчета о прохождении производственной практики №2 Требования к отчету о прохождении практики: Отчет по практике является документом, подлежащим учету и хранению на выпускающей кафедре, размещению в системе Moodle. Он оформляется лично студентом (студентами), проходившими практику. Содержательная часть отчета отражает способности студента к сбору, обработке и отображению полученной информации, а оформительская – указывает на уровень сформированности навыков работы с документами. Отчет может состоять как из текстового, так и из графического материалов. Текстовые материалы собираются в необходимой последовательности, листы номеруются, скрепляются. Обязательными структурными элементами отчета являются: - титульный лист (Приложение Д); - содержание (с указанием структурных элементов и соответствующих страниц); - введение (краткое введение в содержание отчета, степень достижения целей и решенные задачи); - основная часть отчета (в соответствии с программой практики и индивидуальным заданием); - заключение (краткий анализ и выводы о достижении стоящих целей); - список использованных или изученных источников, использованного программного обеспечения, информационно-справочных систем; - приложения (при наличии). Текст отчета набирают на компьютере в текстовом процессоре MS Word, печатают на одной стороне белого стандартного листа формата А4 (210 Х 297 мм) на принтере. Размеры полей: верхнее и нижнее - 2 см; левое - 3 см; правое - 1,5 см. Шрифт - Times New Roman. Кегль (размер шрифта): основного текста - 14; сносок - 12; в таблицах и рисунках -11 или 12 (по наполняемости). Междустрочный интервал - полуторный. Выравнивание текста - по ширине. Нумерация страниц - в правом нижнем углу. При оформлении в работе таблиц, схем, рисунков, диаграмм и т.д. следует учитывать следующее: · каждая таблица и каждый рисунок (все иллюстрации в работе называются рисунками) должны иметь заголовок; · каждая таблица и каждый рисунок должны иметь номер; не нумеруются только единственная в тексте таблица или рисунок; · нумерация таблиц и рисунков может быть, как сквозной (Таблица 1, Таблица 2 и т.д.), так и по главам (Рис. 1.1, Рис.5.2 и т.д.); · при нумерации таблиц и рисунков знак «№» не ставится. Точка после цифры, обозначающей номер таблицы (рисунка), также не ставится. Шкала оценивания
По результатам практики
|