Практическое занятие № 4 Орфографический тренинг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие № 4 Орфографический тренинг.



  Цель: формирование умений практического применения знаний по теме; закрепление полученных знаний; развитие орфографической зоркости; совершенствование навыков пользования лингвистическими словарями.

В результате изучения темы обучающийся 1 курса должен:

Знать/иметь представление:

  • знание основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи;
  • знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социо-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
  • использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Обеспечивающие средства: тексты на бумажном носителе.

Время выполнения – 45 минут

Содержание заданий

Методические указания по выполнению практической работы

Задание 1

ü Прочитайте словосочетания;

ü самостоятельно или с помощью словаря определите значение выделенных слов;

ü используя образец, прочитайте получившиеся значения слов;

ü вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы (устно).

Образец: проездной билет – документ, удостоверяющий право пользоваться чем-либо; экзаменационный билет – листок с указанием вопросов, на которые нужно ответить.

  1. Пр..шить вешалку, вешалка на первом этаже. 2. Х..лодный вечер, торжестве..ый вечер. 3. Проклад..вать дорогу, дать дорогу. 4. Идея романа, осущ..ствить идею.

Задание 2

ü Распределите пары слов по группам: 1 группа – синонимы, 2 группа – антонимы, 3 группа – паронимы.

    Любознательный – любопытный, опасный – безопасный, соорудить – построить, каменный – каменистый, предвидение – предсказание, активно – пассивно, адресат – адресант, представить – предоставить.

Задание 3

ü Прочитайте словосочетания;

ü подберите к выделенным словам антонимы;

ü прочитайте получившиеся словосочетания;

ü вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы (устно);

ü составьте с двумя получившимися словосочетаниями предложения с однородными членами предложения.

1. Ле..кое упр..жнение, ле..кий труд. 2. Мелкий дож..ь, мелкая река. 3. Полный человек, полный ст..кан. 4. Свежая г..зета, свежий хлеб.

Задание 4

ü Прочитайте словосочетания;

ü подберите к выделенным словам синонимы;

ü прочитайте получившиеся словосочетания;

ü вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы;

ü составьте с двумя получившимися словосочетаниями предложения с обособленными определениями.

  1. Д..стать тетрадь из п..ртфеля, д..стать билеты в театр. 2. Завести мотор, завести собаку. 3. Открыть дверь, открыть с..брание.

Дополнительное задание

ü Самостоятельно или с помощью словаря составьте словосочетания, поясняющие разницу в значениях слов-паронимов, и прочитайте их.

  1. Абонемент — абонент.
  2. Бережливый — бережный.
  3. Горючий — горячий.
  4. Дождевой — дождливый.
  5. Обсудить — осудить.
  6. Обидный — обидчивый
  7. Скрытый — скрытный.
  8. Болотный – болотистый.
  9. Практический — практичный.

Критерии оценивания:

ü Студент получает оценку «5» при выполнении 95-100 % заданий правильно.

ü Студент получает оценку «4» при выполнении 75-94 % заданий правильно.

ü Студент получает оценку «3» при выполнении 60-74 % заданий правильно.

ü Студент получает оценку «2» при выполнении менее 60 % заданий правильно.

Пример ответа

Задание 1

1. Пришить вешалку – планка для вешения одежды; вешалка на первом этаже – гардероб. 2. Холодный вечер – часть суток; торжественный вечер – встреча. 3. Прокладывать дорогу – полоса земли, путь следования; дать дорогу – путь следования. 4. Идея – главная мысль романа; осуществить идею – намерение, план.

Задание 2

1 группа – синонимы: любознательный – любопытный, соорудить – построить, предвидение – предсказание. 

2 группа – антонимы: опасный – безопасный, активно – пассивно.

3 группа – паронимы: каменный – каменистый, адресат – адресант, представить – предоставить.

Задание 3

1. Легкое (сложное) упражнение, легкий (тяжелый) труд. 2. Мелкий (сильный) дождь, мелкая (глубокая) река. 3. Полный (худой)человек, полный (пустой) стакан. 4. Свежая (вчерашняя) газета, свежий (черствый) хлеб.

Мы выполняли трудные упражнения вчера и сегодня.

Сильный дождь застал врасплох меня и маму.

Пустой стакан упал, но не разбился.

Задание 4

1. Достать (вытащить) тетрадь из портфеля, достать (купить с трудом) билеты в театр. 2. Завести (пустить в ход) мотор, завести (приобрести) собаку. 3. Открыть (отворить) дверь, открыть(начать) собрание.

Мы с трудом купили билеты в театр, находящийся недалеко от дома.

В шесть часов председатель начал собрание, затянувшееся до глубокой ночи.

Почтальон вручил нам письмо, так неожиданно пришедшее издалека.

Дополнительное задание

  1. Абонемент в бассейн — абонент телефонной сети.
  2. Бережливый человек — бережное отношение.
  3. Горючий материал — горячий кофе.
  4. Дождевой плащ — дождливый вечер.
  5. Обсудить проблему — осудить преступника.
  6. Обидные слова — обидчивый человек.
  7. Скрытый умысел — скрытный характер.
  8. Болотный цветок – болотистая местность.
  9. Практическая работа — практичный человек.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.007 с.)