Иноязычная коммуникативная компетенция и уровни ее сформированности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иноязычная коммуникативная компетенция и уровни ее сформированности



В исследованиях языка и психолингвистики коммуникативная компетенция понимается как «ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, навыках, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия.

Коммуникативная компетенция состоит из трех компонентов: лингвистического, социолингвистического и прагматического. Лингвистический компонент включает фонологические, лексические, грамматические знания и умения. Социолингвистический компонент, определяемый социокультурными условиями использования языка, представляет собой связующее звено между коммуникативной и другими компетенциями. Прагматический компонент помимо общих компетенций включает экстралингвистические элементы, обеспечивающие общение (мимика, жестикуляция и др.).

Учитывая тот факт, что формирование иноязычной коммуникативной компетенции протекает непрерывно, с момента поступления ребенка в школу и до ее окончания, встает необходимость проследить уровень сформированности на каждом из этапов.

Начальное общее образование (1 – 4 кл.):

- участие в диалоге – ситуации повседневного общения с учетом пройденных лексических единиц и тем;

- умение поприветствовать, ответить на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, извиниться, поблагодарить, поздравить;

- умение задавать вопросы: кто? что? куда? почему? когда? где?;

- умение обратиться с просьбой или выразить отказ ее выполнять.

Объем диалогического высказывания 2 – 3 реплики от каждого из коммуникантов. Соблюдение элементарных норм и правил речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка. Составление небольших монологических высказываний: рассказ.

Основное общее образование (5 – 9 кл.):

Требования к уровню сформированности коммуникативной компетенции дифференцируются для учащихся 5 – 7 и 8 – 9 классов. В уровень сформированности включены следующие аспекты речи: диалогическая речь, монологическая речь.

Диалогическая речь:

- умение школьниками вести диалог этикетного характера: диалог – расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог – обмен мнениями, а также их комбинации;

- умение начать, поддержать и закончить разговор;

- умение выразить пожелания, поздравления, благодарность и отреагировать на подобные высказывания коммуниканта;

- умение переспросить, выразить согласие/ отказ;

- умение сообщать и запрашивать фактическую информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;

- умение целенаправленно спрашивать/ брать интервью;

- умение пригласить к действию/ взаимодействию и согласиться/ не согласиться принять в нем участие;

- умение высказать одобрение/ неодобрение, сомнение, эмоциональную оценку обсуждаемых событий.

Объем этикетных диалогов и диалогов – побуждения к действию– до 4 реплик со стороны каждого из коммуникантов, объем диалога – расспроса – до 6 реплик, объем диалога – обмена мнениями – до 7 реплик.

Монологическая речь:

- умение кратко высказываться о фактах, событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика);

- умение передавать содержание прочитанного текста, а также выражать аргументированное высказывание в связи с прочитанным текстом.

Объем монологического высказывания - до 12 фраз.

Среднее (полное) общее образование (10 – 11 кл.)

Диалогическая речь:

- умение участвовать в беседе/ дискуссии на знакомую тему;

- умение осуществлять запрос информации;

- умение выражать свое отношение к высказыванию коммуниканта

Объем в диалоге – до 7 реплик со стороны каждого из коммуникантов.

Монологическая речь:

- умение делать сообщение, содержащее наиболее важную информацию по теме/ проблеме;

- умение кратко передавать содержание полученной информации;

- умение кратко рассказать о себе, о своем окружении, планах, обосновывая свои намерения, поступки;

- умениерассуждать о фактах/ событиях, приводя примеры из собственного опыта и делая выводы;

- умение описывать особенности культуры и жизни своей страны и стран ИЯ.

Объем монологического высказывания – до 12 – 15 реплик.

Среднее общее образование. Профильный уровень (10 – 11кл.)

Диалогическая речь:

- умение участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах – расспросах, диалогах – побуждениях к действию, диалогах – обменах информацией, в диалогах смешанного типа, в диалогах расширенной тематики, а также в ситуациях официального/ неофициального общения, включая профессионально-ориентированные ситуации;

- умение уточнять информацию, обращаться за разъяснениями, выражая свое отношение к высказыванию;

- умение беседовать по теме, обсуждая книги, фильмы, теле- и радиопередачи;

- умение участвовать в полилоге, в том числе в форме дискуссии, с соблюдением речевых норм и правил поведения, принятых в стране изучаемого языка.

Монологическая речь:

- умение кратко/ подробно излагать прочитанное/ прослушанное/ увиденное;

- умение давать характеристику персонажей художественной литературы, театра и кино, выдающихся исторических личностей;

- умение описывать события, излагать факты;

- умение представлять свою страну и ее культуру в иноязычной среде, выражать свои впечатления о странах изучаемого языка и их культуре;

- умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы;

- умение оценивать факты/ события современной жизни, культуры, а также технического прогресса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.01 с.)