Антимонопольная политика государства: зарубежный опыт и её особенности в РБ.  антимонопольная политика - это система законов и действий государства, направленная на развитие конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антимонопольная политика государства: зарубежный опыт и её особенности в РБ.  антимонопольная политика - это система законов и действий государства, направленная на развитие конкуренции.



Особенностями антимонопольного регулирования в Республике Беларусь являются:

1. Становление в нерыночной экономике, находящейся в кризисном состоянии;

2. Формальное заимствование основных подходов американского и западно-европейского законодательств. И в России, и в Беларуси придерживаются одинакового подхода к монополизации, что в определенной мере объясняется копированием европейских законов. Отличается он только масштабами контроля за поведением фирмы. Антимонопольное регулирование применительно к нашим условиям особенно опасно тем, что может оказаться суррогатом командно-административных механизмов. Американские специалисты считают, что "использование европейского подхода к монополизации чревато отрицательными последствиями, ибо должностные лица, воспитанные в традициях централизованного управления, при реализации антимонопольных законов не постесняются глубоко вмешиваться в дела, коммерческих предприятий"

3. Охват практически всех хозяйствующих субъектов, занимающих монопольное или доминирующее положение на рынке (при этом данные понятия не различаются, а рассматриваются как тождественные);

4. Выполнение роли инструмента макро- и микроэкономической политики;

5. Осуществление в условиях ломки АКС и плановых структур в производстве и управлении при сверхвысоком удельном весе государственной собственности, при практическом отсутствии конкуренции и значительных размеров частного капитала;

6. Нацеленность на уменьшение государственного сектора экономики входе приватизации, тогда как в США, например, - на национализацию собственности монополий;

7. Направленность на становление конкурентных отношений, в то время как на Западе - на устранение барьеров, препятствующих развитию конкуренции. Эта особенность объясняется тем, что в трансформационной экономике происходит движение от монополии к конкуренции, а в рыночной экономике, наоборот, - от свободной конкуренции к монополии. Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из: Конституции Республики Беларусь (статья 13); норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), Закона от 10 декабря 1992 года № 2034-XII (в редакции Законов Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 364-З, от 2 декабря 2002 года № 154-З) «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон «О противодействии монополистической деятельности»); Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года № 162-З «О естественных монополиях» (далее - Закон «О естественных монополиях») и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь. Акты антимонопольного законодательства Республики Беларусь действуют в соответствии с вертикальной иерархией норм о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Первое место в этой иерархии занимает Конституция Республики Беларусь, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Беларуси [13, стр. 25]. Статья 13 Конституции Республики Беларусь гарантирует всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Антимонопольная политика в развитых странах представляет собой гибкую систему постоянно действующих, мобильно перестраиваемых мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный и поощрительный характер. В целом можно выделить два основных типа антимонопольного законодательства - американское и западноевропейское. Американский тип законодательства отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства является более либеральным - в нем объектом противодействия выступают не всякие монополии, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе рынка. В последние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. Регулирование конкуренции в Европейском Союзе (ЕС) в настоящее время происходит в рамках Единой согласованной политики в области конкуренции. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику РБ как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений - не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий - губительный. Намного больше предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Беларуси. В данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.006 с.)