Зарождение и развитие экономической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение и развитие экономической теории



О КУРСЕ

Актуальность дисциплины «Микроэкономика» состоит в способности применения полученных знаний в условиях рыночной экономики.
Дисциплина «Микроэкономика» посвящена изучению аналитических, расчетно-экономических, организационно-управленческих, расчетно-финансовых и научно-исследовательских видов профессиональной деятельности.
Дисциплина «Микроэкономика» предназначена для осуществления профессиональной деятельности исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организаций в современных условиях.

ЦЕЛЬ:

Целью курса «Микроэкономика» является приобретение студентом знаний и практических навыков соответствующего направления экономической теории. Современная микроэкономика является эффективным инструментов экономического и социального анализа на уровне отдельных фирм при принятии решений о ценообразовании, поведении предприятия в конкурентной среде.
Задачи изучения дисциплины:
• изложить современные концепции в области микроэкономики и научить студентов использовать знания источников микроэкономических теорий при принятии оптимальных решений на уровне фирмы, домохозяйства и отрасли экономики;
• привить навыки самостоятельной оценки микроэкономических явлений с позиции рационализации хозяйственных процессов в целях максимизации выгод и минимизации потерь;
• научить использовать методы, способы и показатели анализа микроэкономических рынков для оценки и прогнозирования состояния собственного бизнеса.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ:

Для изучения дисциплины «Микроэкономика» студент должен:
знать:
• закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;
• закономерности и анализ функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;
• основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;
• основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
• методы и принципы микроэкономического анализа;
• методы построения эконометрических моделей объектов, явлений и процессов;
• основные понятия и модели неоклассической и институциональной микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики;
• основы формирования рыночных процессов на микроуровне и механизмы их действия;
• концепции, механизмы и пути рационализации потребительского поведения и спроса;
• теоретические основы производства и предложения материальных благ, способы оптимизации издержек и прибыли;
• основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;
• методы определения рыночной цены, издержек, прибыли, убытков и оптимального выпуска продукции в различных рыночных структурах;
• формирование спроса и предложения на факторных рынках, эффективность различных рыночных структур;
• основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;
• способы воздействия государственной политики на микроэкономические процессы;
уметь:
• применять метод альтернативных издержек для оценки рациональности экономического выбора;
• оценивать причины и факторы изменчивости спроса и предложения;
• использовать модели потребительского выбора для нахождения состояний равновесия потребителя;
• оценивать преимущества и недостатки рыночной экономики;
• выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
• определять специфику эффектов индивидуального спроса и их влияния на состояние потребительских рынков;
• определять прибыль различными способами в условий краткосрочного и долгосрочного периодов;
• анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
• осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
• строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
• прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений, на микроуровне;
• определять специфику ценообразования и производства в условиях совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции, олигополии;
• оценивать эффективность рыночных структур;
• определять границы микроэкономического выбора в условиях активного влияния государства на рынки капиталов, товаров и услуг;
• проводить анализ отрасли (рынка), используя экономические модели;
• использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации).
владеть навыками:
• анализа рыночной ситуации в условиях различных типов рыночных структур;
• сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
• экономических методов анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства;
• анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;
• сопоставления и анализа различных групп издержек и прибыли с целью определения экономической эффективности.

 

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Экономика, как уже было выяснено в рамках первой лекции, - это сфера общественной жизни и наука об этой сфере. Как сфера общественной жизни экономика представляет собой систему. По словам В. Леонтьева, экономика каждой страны – это большая система, в которой много разных видов деятельности, и каждое звено, компонент системы может существовать только потому, что получает что-либо от других, т.е. находится во взаимосвязи и взаимозависимости от других звеньев.
Экономическая система – одна из разновидностей систем, выделенных наряду с техническими, биологическими, социальными по виду отображаемого объекта. Системы классифицируются и по другим признакам, в том числе и по связи с внешней средой, на открытые, закрытые и условно закрытые. Экономика развивалась исторически в сторону открытости, в настоящее время она переросла не только границы отдельных хозяйств, но даже и национальные границы, стала глобальной.
Экономическая система – это упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и не-материальных благ и услуг.
Экономика – это материальная (реальная), сложная, динамичная, организованная система. Как любая система она обладает свойствами:
- целостностью (характеризуется взаимосвязанностью элементов в системе);
- эмерджентностью (характеризуется несводимостью свойств целого к свойствам составляющим ее элементов);
- синергичностью (характеризуется за счет целостности усиливать конечный результат функционирования);
- организованностью (характеризуется целевой упорядоченностью всех элементов);
- коммуникативностью (характеризуется связями между элементами и средой);
- мультипликативностью (характеризуется нарастанием, умножением возникающих в системе эффектов);
- гомеостазом (характеризуется способностью системы за счет целостности воспроизводить себя, восстанавливаться, преодолевать сопротивления внешней среды);
- адаптивностью (характеризуется способностью системы приспосабливаться к изменению условий) и другими свойствами;
- иерархичностью (характеризуется способностью системы разделяться на подсистемы, элементы и одновременно самой являться элементом, подсистемой более крупной системы – надсистемы, свидетельствует о многоуровневости системы);
- устойчивостью (характеризуется способностью системы сохранять состояние равновесия или некоторого движения при воздействии на нее факторов, вызывающих определенные начальные отклонения состояния).
В силу отмеченного, экономическую систему можно также определить как совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Важнейшие элементы экономической системы: хозяйственная деятельность, производственные отношения, включая собственность, производительные силы, экономические ресурсы, производственные возможности, результаты и эффективность функционирования экономической системы в целом.
Экономическая система может быть охарактеризована и как совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории. Поэтому экономические системы в рамках той или иной страны могут иметь различия, хотя историческая эпоха делает их более-менее унифицированными.
Экономические системы многомерны. Их можно формализовать:
ES = f (A1, A2, … An),
где ES – экономическая система, определяемая свойствами Ai, существующими в количеств n.
Эти свойства могут выступать критериями (признаками) при дифференцировании экономических систем, определении их типа.
В экономической литературе сложились два направления исследования экономических систем. В основе одного лежит попытка единообразить и унифицировать содержание и структуру экономических систем, выделить исторические эпохи, отличающиеся одна от другой совокупностью изменяющихся общих свойств экономической системы. В результате возникли классификации экономических систем по различным признакам и выделились исторические эпохи развития общества.
Другое направление, напротив, пытается увидеть разнообразие экономических систем в один и тот же исторический период, В результате сформировались модели экономики ведущих стран в виде наиболее ярких их характеристик.
Есть и противоположные подходы к пониманию экономической системы определенной страны и мировой экономики в определенный исторический период. Например, Е. Преображенский в свое время писал, что в одной стране (в рамках национального хозяйства) разные экономические системы могут существовать лишь очень непродолжительное время, потому что одна система должна пожирать другую. Другие экономисты считают, что такое возможно достаточно продолжительное время, и существование различных экономических систем взаимно обогащает эти системы, а это ведет к экономическому росту и возникновению качественно новой хозяйственной системы. Например, Н. Бухарин считал период НЭПа в России сочетанием разных экономических систем с возможностью «взаимного оплодотворения разных хозяйственных сил, на основе чего и обеспечивался рост».
Это относится и к мировой экономике. Согласно одной из точек зрения (теории конвергенции), разные экономические системы в процессе собственного развития и совершенствования сливаются и создают новую хозяйственную систему. В дальнейшем возможно появление глобальной планетарной экономики. Реалии последних десятилетий свидетельствуют о правомерности такого подхода. Мировая экономика становится глобальной.

 

МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ

Модели экономики представляют собой упрощенное отображение наиболее существенных рациональных свойств системы хозяйствования в странах с развитой рыночной (смешанной) экономикой.
Существующие модели и направленность их развития зависят от географического положения, наличия природных ресурсов, исторических условия развития, традиций и обычаев населения, условий развития производительных сил, социальной направленности общества.
Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования. Но вместе с тем у всех моделей есть и общие черты, к числу которых можно отнести:

· наличие многообразных форм собственности;

· развитие системы свободной конкуренции;

· свободные цены;

· распространение предпринимательской деятельности;

· определенная система государственного регулирования.

В литературе выделяют семь основных моделей смешанной экономики.
Американская модель или «либеральная модель капитализма» характеризуется следующим особенностями:
- малым удельным весом государственной собственности и минимальной регулирующей ролью государства (10%);
- всемерным поощрением предпринимательства (80% новых рабочих мест создается за счёт малого предпринимательства);
- резкой дифференциацией на богатых и бедных;
- большим различием в уровне заработной платы между главой фирмы и служащими (110-кратный разрыв);
- создается приемлемый уровень жизни малообеспеченным груп-пам населения.
В отличие от американской японская модель характеризуется:
- высоким уровнем государственного воздействия на основные направления экономики;
- составлением долгосрочных планов развития экономики;
- незначительным различием в уровне заработной платы между главой фирмы и служащими (17-кратный разрыв);
- широким распространением пожизненного найма работников, привлечением работников к управлению;
- социальной направленностью модели. Обязанности по решению социальных задач возложены на корпорации.
Немецкая модель близка по своему социально-экономическому содержанию к японской. Это:
- высокий уровень государственного воздействия на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем (бесплатная медицина и образование);
- реализован принцип социального партнерства, то есть участие работников предприятия в его собственности;
- планирование (таргетирование) основных макроэкономических показателей;
- решающая роль принадлежит банкам, центральному банку предоставлена полная автономия;
- различия в уровне заработной платы незначительны (23-кратные).
Шведская модель. Отличительными особенностями модели являются:
- социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения;
- активное участие государства в обеспечении социальной стабильности, перераспределении доходов;
- активное государственное вмешательство в процесс ценообразования через установление фиксированных цен;
- низкий уровень безработицы;
- высокий удельный вес государственного сектора (например, сумма государственных расходов составляет 62% от ВНП);
- большая часть услуг предоставляется государственным сектором бесплатно.
Французская модель. Эта модель - среднее между американской и немецкой. В ней:
- высока регулирующая роль государства;
- индикативное планирование (с 1947 г. составляются 5-летние планы развития);
- значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства;
- вмешательство государства в процесс накопления капитала.
Южнокорейская модель интересна тем, что ее использование позволило Южной Корее за короткий срок из отсталой страны превратиться в передовую индустриальную державу. Она включает следующие экономические рычаги:
- широко используется планирование экономического развития (с 1962 г. разрабатываются 5-летние планы);
- длительное время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере;
- государство сконцентрировало в своих руках значительные фи-нансовые и валютные ресурсы, которые использует для развития приоритетных отраслей;
- регулирование внешнеэкономической сферы направлено на сти-мулирование экспорта и ограничение импорта. Проблемы экспорта находятся под особым контролем;
- осуществляются социальные программы, сокращена безработица;
- созданы фонды стабилизации цен.
Китайская модель. Реформы в КНР начались с 1984 г. после пе-рехода деревни на подворный подряд. При выборе модели экономического развития китайские ученые разработали «смешанную» модель, варианты которой уже реализовывались в Венгрии, Чехословакии. Сущность модели состоит в том, что рыночный механизм функционирует в условиях государственного регулирования. Наличие плановой экономики, с одной стороны, обеспечивало сочетание интересов трех сторон – государства, предприятий и отдельного работника, рыночное регулирование – функционирование различных рынков, регулируемых государством. Основные черты модели:
- общественная собственность на важнейшие средства производства. В хозяйстве имеют место различные формы собственности и методы хозяйствования, но при этом ведущая роль по-прежнему сохраняется за общественными формами. На долю государственного сектора приходится 56% выпуска готовой продукции, коллективных предприятий – 36%, частных – 5%;
- сдача предприятий в аренду, выпуск акций предприятий в свободную продажу;
- новые методы хозяйствования позволяют предприятиям часть продукции (сверхплановой) продавать по рыночным ценам (рыночные цены примерно на 20% выше цен, установленных государственных);
- широко используется планирование.
Таким образом, даже наличие одних и тех же элементов в экономической системе и однородность свойств системы не мешают проявлению специфики в рамках национальных границ экономики. Значительную роль для проявления специфики играют различного рода институты.

 

СПРОС. ЗАКОН СПРОСА

Рыночный механизм – это, как было отмечено, механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и т.д. Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются в своей экономической деятельности производители и потребители. Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, предложения, равновесной цены, конкуренции и т.д. На стороне производства выступает предложение, а на стороне потребления – спрос. Эти два элемента тесно связаны между собой, хотя и действуют в разных направлениях. В зависимости от определенных условий на рынке спрос и предложение уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно, а может и под регулирующим воздействием государства.
Рынок действует как механизм принуждения, он заставляет предпринимателя, стремящегося к прибыли, действовать в пользу потребителя. Например, товар стал моден, а поскольку производители сразу не могут обеспечить всех желающих необходимым количеством товаров, то произойдет резкий рост цены, и производитель будет получать сверхприбыль. В этой ситуации у производителя два пути: либо расширить производство и снизить цену, удовлетворив потребности как можно большего числа людей, либо, оставив выпуск на прежнем уровне, держать высокую цену до тех пор, пока конкуренты не запол-нят эту нишу на рынке и не отнимут клиентуру, а с ней и не только сверхприбыль (в силу высокой цены), но и прибыль. Эта опасность заставляет производителя расширять производство, снижая цену до полного насыщения рынка.
Покупатель и продавец осуществляют сделку на свой страх и риск. На рынке все хотят продать товары подороже, а купить подешевле. Риск выражается в том, что производители пытаются предугадать спрос, сформировать его и произвести продукцию по высоким ценам, когда рынок еще не насыщен товаром. Но в этом момент такой производитель рискует быть обойденным конкурентом, вложить деньги в неперспективный товар, произвести товаров больше, чем требует рынок, и продать их за бесценок.
Экономическое положение производства и потребления зависит от постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры.
Конъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на рынке в данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.
Она определяется экономическими показателями, характеризующими состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными возможностями потребителя, товарным запасом и т.д. Соотношение спроса и предложения играет важную роль, поскольку. предопределяет судьбу продавцов и покупателей.
Из вышеизложенного следует, что действие рыночного механизма основано на естественном стремлении человека к благополучию. Для приведения этого механизма в действие необходима только экономическая свобода производителя и потребителя, и чем полнее эта свобода, тем эффективнее действует механизм саморегулирования рыночной экономики. Особенность рыночного механизма в том, что каждый его элемент связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение.
Поведение потребителя определяется действием закона спроса. Спрос отражает потребность людей. Поэтому под спросом понимают представленную на рынке потребность, подлежащую удовлетворению и обеспеченную денежным эквивалентом, то есть платежеспособную потребность. Платежеспособный спрос не равен потребностям, обычно последние всегда больше.
Спрос (demand – D) - количество товара, которое покупатель желает и может приобрести при определенных условиях за определенный период времени.
Спрос очень подвижен, изменчив, так как на его величину и динамику влияют многочисленные факторы: ценовые - цена данного товара (Рх); неценовые - цена товара заменителя (Ра), цена сопутствующего товара (Рb), вкусы и предпочтения (Z), доход (I),ожидания потребителя (W) и т.д. Спрос является функцией всех перечисленных факторов.
Функция спроса – это функция, определяющая величину спроса в зависимости от действия различных факторов (Px,Pa, Pb, I, Z, W). Аналитически общую функцию спроса можно представить следующим образом:
QD = f (Px, Pa, Pb, I, Z, W).
Степень влияния на спрос каждой отдельной переменной будет различной. Это влияние отражается в коэффициентах b при каждой независимой переменной. Данные коэффициенты определяются на основе анализа собранных эмпирических данных и показывают влияние каждой отдельной переменной на спрос (при неизменных остальных).
В зависимости от характера взаимосвязи между величиной спроса и переменными функция спроса может быть линейной (при постоянном соотношении в изменении величин аргумента и функции) и нелинейной (при отсутствии устойчивости). Аналитической формой выражения линейной функции спроса является следующее уравнение:
QDх = a + bх·Рх+ ba·Рa+ bb·Рb+ bI·I,
где а – константа, показывающая максимальный объем потребности в благе (объем спроса при нулевой цене); b – коэффициент, показываю-щий реакцию величины спроса на вышеперечисленных факторов.
Воздействие каждого отдельного фактора на величину спроса будет неодинаково. Это найдет свое отражение в коэффициенте каждой переменной. Так:
коэффициент bх, показывающий реакцию объема спроса на изменение цены данного блага, будет отрицательной величиной (bх <0), поскольку между ценой данного блага и объемом спроса на него существует обратно пропорциональная зависимость;
коэффициенты ba,bb могут быть как положительной величиной, так и отрицательной. Это зависит от того, является ли благо взаимодополняющим (знак «–») или взаимозаменяющим (знак «+»);
коэффициент bI может быть как положительной величиной, так и отрицательной величиной, это зависит от типа блага. В случае нормальных благ и предметов роскоши знак «+», в случае низших товаров знак «–».
Например, QDх =100 - 3·Рх+ 2·Рa+ 0,01·I,
где каждая переменная означает:
100 – объем спроса при нулевой цене;
-3 – увеличение цены на благо Х на 1 руб. приведет к сокращению спроса на 3 кг;
+2 – при повышении цены на товар заменитель на 1 руб. спрос на благо Х возрастет на 2 кг;
+0,01 – рост дохода на 1 руб. приведет к росту спроса на благо Х на 0,01 кг.
Однако количество товаров, которые покупают люди, в первую очередь, зависит от цен на них. Поэтому применим принцип «при прочих равных условиях», т.е. будем считать, что все неценовые факторы постоянные, тогда функция примет вид:
QD = f (Px).
Объем спроса или величина спроса (QD) – это количество товара, которое потребитель готов купить при данной цене в данный момент времени.
Между рыночной ценой данного товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос (объемом спроса), всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает объем спроса, а снижение цены приводит к росту объема спроса. Например, при цене 50 руб. потребитель приобретет 10 ед. товара, при цене 20 руб. – 25 ед. и при цене 10 руб. будет приобретено 40 ед. товара.
Если цены отложить по оси ординат, а количество товара, на которое предъявлен спрос, - по оси абсцисс, то, соединив точки, получим кривую, называемую кривой спроса (рис. 3.1).

 

Рисунок 3.1. Кривая спроса

 

Кривая спроса (DD) – это кривая, показывающая какое количество товара готовы приобрести потребители по разным ценам в данный момент.
Проецируя на неё цены, можно определить, как изменится объем спроса при изменении цены. При цене Р1 объем спроса составляет Q1 (рис. 3.2), при снижении цены до Р2 объем спроса увеличится до Q2.
Кривая, как видно, убывающая. Это объясняется законом спроса.


Рисунок 3.2. Кривая спроса


Закон спроса: если цена какого-либо товара повышается (при этом все другие факторы остаются неизменными), то объем спроса на этот товар снижается, и наоборот, если на рынок поступает большее количество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.

Если функция носит линейный характер, то графически кривая спроса представлена в виде наклонной прямой линии (рис. 3.3) и уравнение кривой будет представлено в виде:
QD = a – b · Р или P = a/b - (1/b)∙Q

Рисунок 3.3. Графическое отображение линейной функции спроса

Из уравнения кривой видно, что между рыночной цены (Р) и количеством продукции, на которую предъявлен спрос (QD), существует обратная зависимость. Параметр a показывает максимальный объем спроса, независящий от уровня цены, b - реакцию величины спроса на изменение цены. При изменении величины а происходит сдвиг кривой, а при изменении величины b изменяется наклон кривой.
Наклон линии спроса (∆P∕∆Q) является важнейшей характеристикой, имеющей существенное значение при прогнозировании последствий изменения цены на благо, поскольку показывает, насколько чувствительным является реакция потребителя, а значит, и величина спроса на изменение цены данного блага. Наклон кривой спроса будет постоянным на всем ее протяжении и идентифицирован в виде ценового коэффициента b, который является величиной обратной наклону кривой спроса, т.е.
b = 1/(∆P∕∆Q)= ∆Q ∕∆Р.
Более пологие кривые (рис. 3.4), например, кривая DВ, отличаются более высокой степенью чувствительности к изменению цены, поскольку величина спроса характеризуется большими изменениями относительно изменения цены,
В нашем примере наклон линии спроса:
DВ = ∆P∕∆Q = -40/120 = - 1/3.
Снижение цены с 40 руб. до 0 руб. приведет к росту объема спроса с 0 ед. до 120 ед., т.е. в 3 раза.
b = 1/(-1∕3)=-3.
Наклон линии спроса DА = ∆P∕∆Q = -60/90= - 2/3.
Снижение цены с 60 руб. до 0 руб. приведет к росту объема спроса с 0 ед. до 90 ед., т.е. в 1,5 раза:
b = 1/(-2∕3)=-1,5.

Рисунок 3.4. Наклон линии спроса

Наклон нелинейной кривой изменяется с переходом к каждой последующей точке, а его абсолютные значения убывают по мере движения по кривой вниз.
Кривая спроса несет в себе ценную информацию:
во-первых, она описывает все возможные соотношения между ценой и объемом спроса;
во-вторых, ее пересечение с осями графика указывает на то, что в данный момент спрос имеет свои ограничения. Пересечение с осью абсцисс (0Х) указывает на то, что потребность в благе ограничена и даже при нулевой цене спрос не превышает определенную величину. Пересечение с осью ординат (0Y) указывает на то, что и готовность платить является также ограниченной. Она выражается в виде максимальной цены, при которой потребитель откажется приобретать данное благо и величина спроса упадет до нуля;
в-третьих, отрицательный наклон кривой, с одной стороны, указывает на то, что величина спроса находится в обратной зависимости от цены, а с другой, – на то, что готовность потребителя платить снижается, показывая одновременно максимальную цену, которую готов платить потребитель за каждую дополнительную единицу блага.
Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения объясняются также эффектом дохода и эффектом замещения.
Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цен на яблоки с 30 до 10 руб. за кг на весь доход (например, 3000 руб.) можем купить уже не 100 кг. яблок, а 300 кг. Если же хотим сохранить потребление яблок на прежнем уровне (100 кг.), то на высвободившиеся деньги можно приобрести дополнительное количество других товаров. Понижение цены сделало нас богаче.
Эффект дохода означает, что при более низкой цене потребитель может позволить себе купить больше данного продукта, не отказываясь от приобретения каких-либо альтернативных товаров
Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. В приведенном выше примере при снижении цен на яблоки мы будем замещать потребление относительно дорогих груш, бананов, покупкой более дешевых яблок и купим не 100, а 150 кг.
Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у потребителя появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных, относительно него более дорогих, товаров. Потребитель склонен заменять дорогие товары дешевыми.
Эффект дохода и замещения взаимодействуют друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать один из них. В ситуации с нормальными товарами (это товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода) оба эффекта действуют в одном направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары.
В случае с низкими или низкокачественными товарами (товары, потребительские качества которых невысоки) при изменении цен эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. Например, в случае с низкокачественными сигаретами, снижение цен ведет к росту спроса на них (эффект замещения), а с другой стороны, вследствие эффекта дохода потребитель стал немного богаче, а богатый человек сокращает потребление низкокачественных товаров. Какой из них действует сильнее? Если низшие товары занимают незначительное место в объеме потребительских расходов, то эффект замещения перевесит эффект дохода и потребитель будет покупать большее количество таких сигарет. Кривая спроса на низшие товары по-прежнему (как и в случае с нормальными товарами) будет иметь отрицательный наклон.
Но возможны ситуации, когда снижение цены приводит к снижению объема спроса, а увеличение цены к росту объема спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена, а низший товар, на который приходится большая доля бюджета потребителя, называется товаром Гиффена. Гиффен заметил, что с ростом цен на картофель бедные семьи расширяют его потребление. Картофель занимает большую долю расходов на еду, другие товары они позволяют себе редко и в небольших количествах, если же цена на картофель возросла, то семья вообще откажется от покупки мяса, заменяя его картофелем. Спрос на картофель возрастет.
Имеются и другие исключения, например, став богаче, потребитель расширяет спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары. В условиях роста цен богатый потребитель приобретает их из престижных соображений, он не хочет быть «как все» (эффект Веблена, названный именем Т. Веблена, или эффект сноба).
Для каждого товара существует своя кривая спроса, однако было бы неправильным представлять ее как раз и навсегда данную. Под воздействием ряда факторов (всех, кроме цены данного товара) кривая может смещаться. Поэтому важно различать величину спроса (объем спроса) и сам спрос (функцию спроса).
Величина спроса (объем спроса) меняется только тогда, когда изменяется цена товара, а все прочие факторы остаются неизменными. При снижении цены с Р до Р1 увеличивается величина спроса с Q до Q1, а сам спрос (как выражение потребности в данном товаре) остается неизменным. В этом случае мы будем двигаться по кривой из точки А в точку В (рис. 3.5). При росте цены Р до Р2 снижается величина спроса с Q до Q2, в этом случае мы будем двигаться по кривой из точки А в точку С. Таким образом, изменение цен на данный товар означает движение по (вдоль) кривой спроса.

 

Рисунок 3.5. Изменения величины спроса

Кроме цены товара на спрос влияют и неценовые факторы (изменение дохода, вкусов, предпочтений, изменение цен на товары–заменители, сопутствующие товары и т.д.).
Изменение этих факторов (при неизменной цене данного товара) приводит к сдвигу кривой спроса влево или вправо (рис. 3.6). Говорят, что спрос уменьшился или увеличился.
Например, увеличение денежных доходов потребителя (при отсутствии инфляции) означает, что потребитель при постоянной цене Р увеличит потребление до Q1. Кривая спроса сдвинется вправо из положения D в положение D1. Напротив, уменьшения дохода приведет к смещению кривой спроса влево в положение D2, это приведет к уменьшению объема спроса до Q2 при постоянной цене Р.

 

Рисунок 3.6. Изменения в спросе

 

Таким образом, увеличение спроса означает, что при данном уровне цены потребитель готов приобрести больший объем товаров, чем прежде, кривая сдвигается вправо. Сокращение спроса означает, что при данном уровне цены потребитель готов приобрести меньший объем товаров, чем прежде, кривая сдвигается влево.
Например, рост цен на товары-субституты (товары заменители) данного товара, приведет к тому, что спрос на данный товар сместится в положение D1 и объем спроса увеличится до Q1. Повышение цен на взаимодополняющие товары (комплементарные блага) сократит спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к падению спроса на лыжные крепления. Кривая сместится из положения D в положение D2, объем спроса упадет до Q2.
Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. Допустим, имеются два покупателя – А и В. Совокупный спрос может быть определен путем сложения спроса покупателя А и В.

 

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Из выше изложенного следует, что потребитель стремится приобрести больше товаров по низкой цене, а производитель стремится поставить больше товаров по высокой цене. Как найти ту цену, которая устраивала бы покупателя и производителя? Для этого необходимо совместить кривую спроса и предложения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.034 с.)