Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Базовые экономические понятияСтр 1 из 6Следующая ⇒
ЭКОНОМИКА
Методические указания по проведению практических занятий для студентов очной формы обучения лесохозяйственного факультета специальности 250207 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Брянск 2009
ГОУ ВПО «Брянская государственная инженерно-технологическая академия»
Кафедра «Экономика и управление на предприятиях лесного комплекса и природопользования»
Утверждены научно-методическим советом БГИТА Протокол №____ от «___»_________20__г.
ЭКОНОМИКА Методические указания по проведению практических занятий для студентов очной формы обучения лесохозяйственного факультета специальности 250201 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Брянск 2009 УДК 331.1 (072)
Экономика: Методические указания по проведению практических занятий для студентов очной формы обучения лесохозяйственного факультета специальности 250201 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» / Брянск. гос. инжен.-технол. акад. Сост. Е.П. Жиленкова.– Брянск: БГИТА, 2009. – 44 с.
Даны методические рекомендации к выполнению практических занятий по следующим вопросам: базовые экономические понятия, рыночная система: спрос и предложение, поведение потребителя в рыночной экономике, производство экономических благ, система национальных счетов и основные макроэкономические показатели, занятость, безработица, инфляция и денежное обращение в стране. Методические указания содержат контрольные задания и указания к самостоятельному их выполнению. Для студентов очной формы обучения.
Рецензент: Родина С.Е., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное управление и финансы» БГИТА
Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями экономического факультета БГИТА. Протокол № «» от 2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Данные методические указания предназначены для выполнения практических работ по дисциплине «Экономика» для студентов неэкономических направлений бакалавриата. Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студентов способность разбираться в экономических явлениях и процессах, понимать механизмы действия экономических законов и целенаправленно воздействовать на экономические процессы в интересах всего общества. Общие цели курса конкретизируются в ряде учебных задач, среди которых: - глубокое знакомство с существом экономического анализа на лекциях и при самостоятельной работе над контрольными заданиями; - освоение практических приложений теории на семинарах путем решения задач; - развитие навыков анализа конкретной ситуации и умения принимать оптимальные решения; - формирование навыков самостоятельного моделирования конкретных ситуаций с тренировочными целями; - изучение связей данной дисциплины с другими курсами. В результате изучения дисциплины “Экономика” студент должен получить необходимые теоретические и практические знания, умения и навыки, а именно: знания: На уровне представлений: - принципы и методы познания экономики; - особенности функционирования экономики в различных системах хозяйствования; на уровне воспроизведения: – современное состояние и перспективы развития мирового хозяйства, а также особенности российской экономики; – причины и границы государственного регулирования экономики: на микроуровне - выполняемые государством функции поддержки конкурентной среды, производства общественных благ, перераспределения доходов; на макроуровне - поддержания макроэкономического равновесия при полной занятости, стабильного уровня цен, устойчивого экономического роста;
На уровне понимания: – базовые понятия, категории и методологию экономики; – фундаментальные законы функционирования рыночной экономики; – теоретические основы экономического анализа: формирования спроса и предложения; формирования и распределения доходов; частичного и общего равновесия и экономической эффективности; – основы макроэкономической статики - факторов, обеспечивающих равенство совокупного спроса и совокупного предложения; макроэкономической динамики - факторов цикличности экономического развития, безработицы и инфляции, а также факторов экономического роста как долговременной тенденции развития экономики; Умения: теоретические: – владение специальной экономической терминологией; – обладание культурой экономического мышления, способностью к обобщению; практические: – рассчитать показатели рыночного равновесия, объемы неудовлетворенного спроса и избытка предложения; – рассчитать показатели издержек производства, прибыли предприятия; – рассчитать макроэкономические показатели; – рассчитать показатели уровня занятости, безработицы, индексы цен, объема денежной массы; – использовать принципы, законы и модели экономической теории для анализа экономических и социальных проблем навыки: – самостоятельной работы, сбора, систематизации и научной интерпретации экономической информации; – расчета показателей величины спроса, предложения, параметров равновесия, издержек производства, основных макроэкономических показателей, уровня занятости и безработицы, индекса цен; – владеть приемами цивилизованной дискуссии и навыками творческой работы в коллективе; – самостоятельного овладения новыми знаниями по экономической теории и истории ее развития. Дисциплина «Экономика» относится к базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, входящих в цикл подготовки бакалавра по направлению «Лесное дело» профиль «Лесное хозяйство».
Практическая работа №1 Практическая работа №2 Практическая работа №3 Практическая работа №5 Практическая работа №6 Практическая работа №7 ЖИЛЕНКОВА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА ЭКОНОМИКА
Методические указания по проведению практических занятий для студентов очной формы обучения лесохозяйственного факультета специальности 250201 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»»
Лицензия НД № 14185 от 6.03.2001 г Формат 60×94 1/16. Тираж 25 экз. Печ. л. – 1,6 Брянская государственная инженерно-технологическая академия. 241037. г. Брянск, пр. Станке Димитрова, 3, редакционно-издательский отдел. Подразделение оперативной печати Подписано к печати «___» ___________ 20__ г.
ЭКОНОМИКА
Методические указания по проведению практических занятий для студентов очной формы обучения лесохозяйственного факультета специальности 250207 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Брянск 2009
ГОУ ВПО «Брянская государственная инженерно-технологическая академия»
Кафедра «Экономика и управление на предприятиях лесного комплекса и
природопользования»
Утверждены научно-методическим советом БГИТА Протокол №____ от «___»_________20__г.
ЭКОНОМИКА Методические указания по проведению практических занятий для студентов очной формы обучения лесохозяйственного факультета специальности 250201 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Брянск 2009 УДК 331.1 (072)
Экономика: Методические указания по проведению практических занятий для студентов очной формы обучения лесохозяйственного факультета специальности 250201 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» / Брянск. гос. инжен.-технол. акад. Сост. Е.П. Жиленкова.– Брянск: БГИТА, 2009. – 44 с.
Даны методические рекомендации к выполнению практических занятий по следующим вопросам: базовые экономические понятия, рыночная система: спрос и предложение, поведение потребителя в рыночной экономике, производство экономических благ, система национальных счетов и основные макроэкономические показатели, занятость, безработица, инфляция и денежное обращение в стране. Методические указания содержат контрольные задания и указания к самостоятельному их выполнению. Для студентов очной формы обучения.
Рецензент: Родина С.Е., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное управление и финансы» БГИТА
Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями экономического факультета БГИТА. Протокол № «» от 2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Данные методические указания предназначены для выполнения практических работ по дисциплине «Экономика» для студентов неэкономических направлений бакалавриата.
Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студентов способность разбираться в экономических явлениях и процессах, понимать механизмы действия экономических законов и целенаправленно воздействовать на экономические процессы в интересах всего общества. Общие цели курса конкретизируются в ряде учебных задач, среди которых: - глубокое знакомство с существом экономического анализа на лекциях и при самостоятельной работе над контрольными заданиями; - освоение практических приложений теории на семинарах путем решения задач; - развитие навыков анализа конкретной ситуации и умения принимать оптимальные решения; - формирование навыков самостоятельного моделирования конкретных ситуаций с тренировочными целями; - изучение связей данной дисциплины с другими курсами. В результате изучения дисциплины “Экономика” студент должен получить необходимые теоретические и практические знания, умения и навыки, а именно: знания: На уровне представлений: - принципы и методы познания экономики; - особенности функционирования экономики в различных системах хозяйствования; на уровне воспроизведения: – современное состояние и перспективы развития мирового хозяйства, а также особенности российской экономики; – причины и границы государственного регулирования экономики: на микроуровне - выполняемые государством функции поддержки конкурентной среды, производства общественных благ, перераспределения доходов; на макроуровне - поддержания макроэкономического равновесия при полной занятости, стабильного уровня цен, устойчивого экономического роста; На уровне понимания: – базовые понятия, категории и методологию экономики; – фундаментальные законы функционирования рыночной экономики; – теоретические основы экономического анализа: формирования спроса и предложения; формирования и распределения доходов; частичного и общего равновесия и экономической эффективности; – основы макроэкономической статики - факторов, обеспечивающих равенство совокупного спроса и совокупного предложения; макроэкономической динамики - факторов цикличности экономического развития, безработицы и инфляции, а также факторов экономического роста как долговременной тенденции развития экономики; Умения: теоретические: – владение специальной экономической терминологией; – обладание культурой экономического мышления, способностью к обобщению; практические: – рассчитать показатели рыночного равновесия, объемы неудовлетворенного спроса и избытка предложения; – рассчитать показатели издержек производства, прибыли предприятия; – рассчитать макроэкономические показатели; – рассчитать показатели уровня занятости, безработицы, индексы цен, объема денежной массы; – использовать принципы, законы и модели экономической теории для анализа экономических и социальных проблем навыки: – самостоятельной работы, сбора, систематизации и научной интерпретации экономической информации;
– расчета показателей величины спроса, предложения, параметров равновесия, издержек производства, основных макроэкономических показателей, уровня занятости и безработицы, индекса цен; – владеть приемами цивилизованной дискуссии и навыками творческой работы в коллективе; – самостоятельного овладения новыми знаниями по экономической теории и истории ее развития. Дисциплина «Экономика» относится к базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, входящих в цикл подготовки бакалавра по направлению «Лесное дело» профиль «Лесное хозяйство».
Практическая работа №1 Базовые экономические понятия
Самостоятельная работа студентов:
Темы для докладов: 1. Рыночная система и её фундаментальные вопросы. 2. Граница производственных возможностей. 3. Является ли экономика наукой?
Темы для дискуссий: 1. Можно ли рассматривать опасные для здоровья алкогольные напитки или наркотики как экономические блага? Понятие «вредные блага». 2. Обсудите высказывание Д.Рикардо: «В форме денег… капитал не производит никакой прибыли»
Задачи: 1. Определите утверждения, относящиеся к микроэкономике и макроэкономике: 1) Правительство осуществляет политику либерализации цен. 2) Отсутствие дождей в области вызвало падение урожайности картофеля. 3) Минимальный размер оплаты труда составляет 4330 рублей. 4) Размет стипендии студента зависит от его успеваемости.
2. Студент готовится к контрольным работам по экономической теории и фитопатологии. Вариант распределения оценок (по 100-бальной шкале):
Определите альтернативные издержки повышения оценки по фитопатологии с 68 до 72 баллов.
3. Для студентов альтернативную стоимость обучения в институте отражает: а) размер стипендии; б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учебу; в) затраты государства на образование; г) затраты родителей на содержание студента.
4.Студент учится в академии и получает стипендию 1100 руб. в месяц. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом и получать 8000 руб. в месяц. Рассчитайте его альтернативные затраты на обучение в академии в месяц.
5. В группе по результатам психологического тестирования обнаружено 10 Лидеров, 10 Организаторов, 1 Работник, 1 Мыслитель. Ко Дню студента группа должна приготовить 15 бумажных корабликов и придумать к ним 15 названий. Известно, что: Работник сделает кораблик за 1 мин. и придумает название за 5 мин.; Мыслитель сделает кораблик за 10 мин. и придумает название за 1 мин.; Лидер сделает кораблик за 5 мин. и придумает название за 10 мин.; Организатор сделает кораблик за 10 мин. и придумает название за 5 мин.; Определите, сколько времени потребуется группе, чтобы подготовиться ко Дню студента.
6. По данным таблицы определить альтернативные издержки производства одного миномета:
7. Некто снимает дом и платит хозяину 10 000 денежных единиц в год. Храня свои деньги в банке, он может получать 9% годовых. Дом стоит 140 000 денежных единиц. Что выгоднее: купить дом или выплачивать арендную плату.
8. Производится либо 80 кинокамер, либо 400 часов. Ситуация следующая: производится 40 кинокамер и 300 часов. На сколько единиц необходимо сократить производство часов, если спрос на кинокамеры вырос на 20 единиц. Постройте кривую производственных возможностей.
9. Пусть Василий затрачивает 1 час на производство табуретки и 2 часа на производство стола, а Иван – 2 часа на производство табуретки и 1 час на производство стола. Определите: 1) Как выглядит кривая производственных возможностей их одновременного труда в течение 8 часов; 2) Как изменится кривая производственных возможностей, если Василий освоит технологию Ивана в производстве столов.
Задачи для самостоятельного решения:
10. Два человека собирают орехи и ловят рыбу. Первый может за час собрать 10 орехов и поймать 2 рыбы. Второй за тоже время может поймать 10 рыб и собрать 30 орехов. Как следует распределить обязанности с максимальной эффективностью? 11. Пять человек занимается сбором кокосовых орехов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 20 орехов, либо 10 яиц. а) постройте кривую производственных возможностей; б) внесите изменения, если производительность в сборе орехов увеличилась до 28. 12. Фирма продает два типа теннисных мячей, покупая их по 3 денежные единицы и по 2 денежные единицы. Нарисуйте линию производственных возможностей фирмы при затратах на мячи в размере 90 денежных единиц. 13. Домохозяйка тратит на стирку рубашки 15 минут, а на мытье окна 45 минут. Нарисуйте кривую производственных возможностей домохозяйки в рамках 9 часового рабочего дня.
Основные понятия Потребности - внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Интерес - потребность, которая может быть измерена и представлена в виде денежной или иной (натуральной) величины. Благо экономическое - средство удовлетворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве. Редкость (ограниченность) - характеристика экономических благ, отражающая ограниченность ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества. Ресурсы экономические - необходимые для производства экономических благ элементы, которые могут стать факторами производства или обеспечить их эффективное использование. Основными видами ресурсов выступают: труд - целесообразная деятельность, направленная на создание экономических благ; капитал - созданные прошлым трудом блага, используемые для производства товаров и услуг; земля, естественные ресурсы - природные условия, необходимые для производства товаров и услуг; предпринимательство, предпринимательская способ ность - управленческие способности, а также способности создавать новшества и идти на риск; управленческие способности - способность рационально и наиболее эффективно сочетать (использовать) ресурсы для производства экономических благ; информация - сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; сообщения (сигналы), осведомляющие о состоянии чего-либо, о значении величин. Экономический выбор - выбор наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимизация полезности в результате использования ограниченных ресурсов. Рациональность экономического выбора предполагает анализ выгод и затрат. Альтернативные издержки (затраты) - величина, отражающая ценность наилучшего (предельного) из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. Альтернативная стоимость часто характеризуется как ценность упущенных возможностей: стоимость одного блага, выраженная в некотором количестве другого блага, от которого пришлось отказаться для получения первого блага. Кривая (граница) производственных возможностей - кривая, демонстрирующая различные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании имеющегося в ее распоряжении объема ресурсов и данной технологии. Преимущество: абсолютное преимущество — преимущество в издержках на производство продукта по сравнению с другим производителем, выраженное в количестве этого продукта или его денежной стоимости; сравнительное преимущество — преимущество в издержках на производство продукта по сравнению с другим производителем, выраженное в альтернативной стоимости продукта. Разделение труда и специализация – способы реализации сравнительного преимущества в виде выпуска большего количества соответствующего продукта с целью продажи или обмена. Экономический рост - расширение производственных возможностей общества в результате увеличения количества используемых ресурсов либо совершенствования технологии. Экономический кругооборот - круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов. Домохозяйство - экономический агент (физическое лицо или группа лиц), владеющий ресурсами, получающий за них деньги и расходующий их на потребление благ. Доход - денежные или иные средства, получаемые домохозяйством от продажи ресурсов; выручка, получаемая фирмой от продажи товаров (услуг), за вычетом затрат на их производство и реализацию. Фирма - экономический агент, выполняющий три функции: покупает ресурсы, использует их для производства продукта и продает продукт. Достаточно крупная организационная единица, существование которой обеспечивается за счет прибыли. Государство - коллективный экономический агент (совокупность учреждений и организаций), обеспечивающий фирмам и домохозяйствам те экономические блага (правопорядок, безопасность), производство которых рыночными методами оказывается неэффективным. Институты - ряд норм и правил, которые выполняют функцию ограничений поведения экономических агентов и упорядочивают взаимодействие между ними, а также соответствующие механизмы контроля за соблюдением данных правил. Экономические системы - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Рыночная экономика - система, которая основана на частной собственности, свободе выбора и конкуренции; она опирается на личные интересы и ограничивает роль правительства. Командная экономика - система, в которой доминируют государственная собственность, коллективное принятие решений и централизованное планирование. Смешанная экономика - система, в которой рыночное саморегулирование дополняется активным централизованным регулированием, осуществляемым государством и крупными фирмами; синтезирует элементы рыночной и командной экономических систем. Экономические цели - цели, которые преследуют в своей деятельности индивиды и группы индивидов (домохозяйства, фирмы, общество в целом). Стимул - побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-либо.
Практическая работа №2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.1 с.) |