Базовые экономические понятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Базовые экономические понятия



ЭКОНОМИКА

 

 

Методические указания по проведению

практических занятий для студентов очной формы

обучения лесохозяйственного факультета

специальности 250207 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

 

 

Брянск 2009



 

ГОУ ВПО «Брянская государственная

инженерно-технологическая академия»

 

Кафедра «Экономика и управление на предприятиях лесного комплекса и

природопользования»

 

 

Утверждены научно-методическим

советом БГИТА

Протокол №____ от «___»_________20__г.

 

ЭКОНОМИКА

Методические указания по проведению

практических занятий для студентов очной формы

обучения лесохозяйственного факультета

специальности 250201 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

 

Брянск 2009


УДК 331.1 (072)

 

 

Экономика: Методические указания по проведению практических занятий для студентов очной формы обучения лесохозяйственного факультета специальности 250201 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» / Брянск. гос. инжен.-технол. акад. Сост. Е.П. Жиленкова.– Брянск: БГИТА, 2009. – 44 с.

 

Даны методические рекомендации к выполнению практических занятий по следующим вопросам: базовые экономические понятия, рыночная система: спрос и предложение, поведение потребителя в рыночной экономике, производство экономических благ, система национальных счетов и основные макроэкономические показатели, занятость, безработица, инфляция и денежное обращение в стране. Методические указания содержат контрольные задания и указания к самостоятельному их выполнению.

Для студентов очной формы обучения. 

 

 

Рецензент: Родина С.Е., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное управление и финансы» БГИТА

 

 

Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями экономического факультета БГИТА.

Протокол № «»   от                     2009 г.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

   
Введение 6
Практическая работа № 1. Базовые экономические понятия 8
Практическая работа № 2. Расчет величины объема спроса и предложения 13
Практическая работа № 3. Расчет показателей эластичности и их практическое применение 18
Практическая работа № 4. Поведение потребителя в рыночной экономике 20
Практическая работа № 5. Теория поведения фирмы в условиях рынка. Расчет издержек производства. 24
Практическая работа № 6. Расчет основных макроэкономических показателей 31
Практическая работа № 7. Расчет основных показателей, характеризующих занятость, безработицу, инфляцию и денежное обращение в стране 35
Список рекомендуемой литературы 40

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Данные методические указания предназначены для выполнения практических работ по дисциплине «Экономика» для студентов неэкономических направлений бакалавриата.

Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студентов способность разбираться в экономических явлениях и процессах, понимать механизмы действия экономических законов и целенаправленно воздействовать на экономические процессы в интересах всего общества.

Общие цели курса конкретизируются в ряде учебных задач, среди которых:

- глубокое знакомство с существом экономического анализа на лекциях и при самостоятельной работе над контрольными заданиями;

- освоение практических приложений теории на семинарах путем решения задач;

- развитие навыков анализа конкретной ситуации и умения принимать оптимальные решения;

- формирование навыков самостоятельного моделирования конкретных ситуаций с тренировочными целями;

- изучение связей данной дисциплины с другими курсами.

В результате изучения дисциплины “Экономика” студент должен получить необходимые теоретические и практические знания, умения и навыки, а именно:

знания:

На уровне представлений:

- принципы и методы познания экономики;

- особенности функционирования экономики в различных системах хозяйствования;

на уровне воспроизведения:

– современное состояние и перспективы развития мирового хозяйства, а также особенности российской экономики;

– причины и границы государственного регулирования экономики: на микроуровне - выполняемые государством функции поддержки конкурентной среды, производства общественных благ, перераспределения доходов; на макроуровне - поддержания макроэкономического равновесия при полной занятости,  стабильного уровня цен, устойчивого экономического роста;

На уровне понимания:

– базовые понятия, категории и методологию экономики;

– фундаментальные законы функционирования рыночной экономики;

– теоретические основы экономического анализа: формирования  спроса и предложения; формирования и распределения доходов; частичного и общего равновесия и экономической эффективности;

– основы макроэкономической статики - факторов, обеспечивающих равенство совокупного спроса и совокупного предложения; макроэкономической динамики - факторов цикличности экономического развития, безработицы и инфляции, а также факторов экономического роста как долговременной тенденции развития экономики;

Умения:

теоретические:

– владение специальной экономической терминологией;

– обладание культурой экономического мышления, способностью к обобщению;

практические:

– рассчитать показатели рыночного равновесия, объемы неудовлетворенного спроса и избытка предложения;

– рассчитать показатели издержек производства, прибыли предприятия;

– рассчитать макроэкономические показатели;

– рассчитать показатели уровня занятости, безработицы, индексы цен, объема денежной массы;

– использовать принципы, законы и модели экономической теории для анализа экономических и социальных проблем

навыки:

– самостоятельной работы, сбора, систематизации и научной интерпретации экономической информации;

– расчета показателей величины спроса, предложения, параметров равновесия, издержек производства, основных макроэкономических показателей, уровня занятости и безработицы, индекса цен;

– владеть приемами цивилизованной дискуссии и навыками творческой работы в коллективе;

– самостоятельного овладения новыми знаниями по экономической теории и истории ее развития.

Дисциплина «Экономика» относится к базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, входящих в цикл подготовки бакалавра по направлению «Лесное дело» профиль «Лесное хозяйство».

 

Практическая работа №1

Практическая работа №2

Практическая работа №3

Практическая работа №5

Практическая работа №6

Практическая работа №7

ЖИЛЕНКОВА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА

ЭКОНОМИКА

 

 

Методические указания по проведению

практических занятий для студентов очной формы

обучения лесохозяйственного факультета

специальности 250201 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»»

 

Лицензия НД № 14185 от 6.03.2001 г

Формат 60×94 1/16. Тираж 25 экз. Печ. л. – 1,6

Брянская государственная инженерно-технологическая академия.

241037. г. Брянск, пр. Станке Димитрова, 3, редакционно-издательский отдел.

Подразделение оперативной печати

Подписано к печати «___» ___________ 20__ г.

 

ЭКОНОМИКА

 

 

Методические указания по проведению

практических занятий для студентов очной формы

обучения лесохозяйственного факультета

специальности 250207 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

 

 

Брянск 2009



 

ГОУ ВПО «Брянская государственная

инженерно-технологическая академия»

 

Кафедра «Экономика и управление на предприятиях лесного комплекса и

природопользования»

 

 

Утверждены научно-методическим

советом БГИТА

Протокол №____ от «___»_________20__г.

 

ЭКОНОМИКА

Методические указания по проведению

практических занятий для студентов очной формы

обучения лесохозяйственного факультета

специальности 250201 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

 

Брянск 2009


УДК 331.1 (072)

 

 

Экономика: Методические указания по проведению практических занятий для студентов очной формы обучения лесохозяйственного факультета специальности 250201 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» / Брянск. гос. инжен.-технол. акад. Сост. Е.П. Жиленкова.– Брянск: БГИТА, 2009. – 44 с.

 

Даны методические рекомендации к выполнению практических занятий по следующим вопросам: базовые экономические понятия, рыночная система: спрос и предложение, поведение потребителя в рыночной экономике, производство экономических благ, система национальных счетов и основные макроэкономические показатели, занятость, безработица, инфляция и денежное обращение в стране. Методические указания содержат контрольные задания и указания к самостоятельному их выполнению.

Для студентов очной формы обучения. 

 

 

Рецензент: Родина С.Е., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное управление и финансы» БГИТА

 

 

Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями экономического факультета БГИТА.

Протокол № «»   от                     2009 г.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

   
Введение 6
Практическая работа № 1. Базовые экономические понятия 8
Практическая работа № 2. Расчет величины объема спроса и предложения 13
Практическая работа № 3. Расчет показателей эластичности и их практическое применение 18
Практическая работа № 4. Поведение потребителя в рыночной экономике 20
Практическая работа № 5. Теория поведения фирмы в условиях рынка. Расчет издержек производства. 24
Практическая работа № 6. Расчет основных макроэкономических показателей 31
Практическая работа № 7. Расчет основных показателей, характеризующих занятость, безработицу, инфляцию и денежное обращение в стране 35
Список рекомендуемой литературы 40

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Данные методические указания предназначены для выполнения практических работ по дисциплине «Экономика» для студентов неэкономических направлений бакалавриата.

Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студентов способность разбираться в экономических явлениях и процессах, понимать механизмы действия экономических законов и целенаправленно воздействовать на экономические процессы в интересах всего общества.

Общие цели курса конкретизируются в ряде учебных задач, среди которых:

- глубокое знакомство с существом экономического анализа на лекциях и при самостоятельной работе над контрольными заданиями;

- освоение практических приложений теории на семинарах путем решения задач;

- развитие навыков анализа конкретной ситуации и умения принимать оптимальные решения;

- формирование навыков самостоятельного моделирования конкретных ситуаций с тренировочными целями;

- изучение связей данной дисциплины с другими курсами.

В результате изучения дисциплины “Экономика” студент должен получить необходимые теоретические и практические знания, умения и навыки, а именно:

знания:

На уровне представлений:

- принципы и методы познания экономики;

- особенности функционирования экономики в различных системах хозяйствования;

на уровне воспроизведения:

– современное состояние и перспективы развития мирового хозяйства, а также особенности российской экономики;

– причины и границы государственного регулирования экономики: на микроуровне - выполняемые государством функции поддержки конкурентной среды, производства общественных благ, перераспределения доходов; на макроуровне - поддержания макроэкономического равновесия при полной занятости,  стабильного уровня цен, устойчивого экономического роста;

На уровне понимания:

– базовые понятия, категории и методологию экономики;

– фундаментальные законы функционирования рыночной экономики;

– теоретические основы экономического анализа: формирования  спроса и предложения; формирования и распределения доходов; частичного и общего равновесия и экономической эффективности;

– основы макроэкономической статики - факторов, обеспечивающих равенство совокупного спроса и совокупного предложения; макроэкономической динамики - факторов цикличности экономического развития, безработицы и инфляции, а также факторов экономического роста как долговременной тенденции развития экономики;

Умения:

теоретические:

– владение специальной экономической терминологией;

– обладание культурой экономического мышления, способностью к обобщению;

практические:

– рассчитать показатели рыночного равновесия, объемы неудовлетворенного спроса и избытка предложения;

– рассчитать показатели издержек производства, прибыли предприятия;

– рассчитать макроэкономические показатели;

– рассчитать показатели уровня занятости, безработицы, индексы цен, объема денежной массы;

– использовать принципы, законы и модели экономической теории для анализа экономических и социальных проблем

навыки:

– самостоятельной работы, сбора, систематизации и научной интерпретации экономической информации;

– расчета показателей величины спроса, предложения, параметров равновесия, издержек производства, основных макроэкономических показателей, уровня занятости и безработицы, индекса цен;

– владеть приемами цивилизованной дискуссии и навыками творческой работы в коллективе;

– самостоятельного овладения новыми знаниями по экономической теории и истории ее развития.

Дисциплина «Экономика» относится к базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, входящих в цикл подготовки бакалавра по направлению «Лесное дело» профиль «Лесное хозяйство».

 

Практическая работа №1

Базовые экономические понятия

 

Самостоятельная работа студентов:

 

Темы для докладов:

1. Рыночная система и её фундаментальные вопросы.

2. Граница производственных возможностей.

3. Является ли экономика наукой?

 

Темы для дискуссий:

1. Можно ли рассматривать опасные для здоровья алкогольные напитки или наркотики как экономические блага? Понятие «вредные блага».

2. Обсудите высказывание Д.Рикардо: «В форме денег… капитал не производит никакой прибыли»

 

 

Задачи:

1. Определите утверждения, относящиеся к микроэкономике и макроэкономике:

1) Правительство осуществляет политику либерализации цен.

2) Отсутствие дождей в области вызвало падение урожайности картофеля.

3) Минимальный размер оплаты труда составляет 4330 рублей.

4) Размет стипендии студента зависит от его успеваемости.

 

2. Студент готовится к контрольным работам по экономической теории и фитопатологии. Вариант распределения оценок (по 100-бальной шкале):

  Экономическая теория Фитопатология
Вариант «А» 83 68
Вариант «Б» 70 72

Определите альтернативные издержки повышения оценки по фитопатологии с 68 до 72 баллов.

 

3. Для студентов альтернативную стоимость обучения в институте отражает:

а) размер стипендии;

б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учебу;

в) затраты государства на образование;

г) затраты родителей на содержание студента.

 

4.Студент учится в академии и получает стипендию 1100 руб. в месяц. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом и получать 8000 руб. в месяц.

Рассчитайте его альтернативные затраты на обучение в академии в месяц.

 

5. В группе по результатам психологического тестирования обнаружено 10 Лидеров, 10 Организаторов, 1 Работник, 1 Мыслитель. Ко Дню студента группа должна приготовить 15 бумажных корабликов и придумать к ним 15 названий. Известно, что:

Работник сделает кораблик за 1 мин. и придумает название за 5 мин.;

Мыслитель сделает кораблик за 10 мин. и придумает название за 1 мин.;

Лидер сделает кораблик за 5 мин. и придумает название за 10 мин.;

Организатор сделает кораблик за 10 мин. и придумает название за 5 мин.;

Определите, сколько времени потребуется группе, чтобы подготовиться ко Дню студента.

 

6. По данным таблицы определить альтернативные издержки производства одного миномета:

 

Варианты Тракторы Минометы
1 7 0
2 6 10
3 5 19
4 4 27
5 3 34
6 2 40
7 1 45
8 0 49

 

7. Некто снимает дом и платит хозяину 10 000 денежных единиц в год. Храня свои деньги в банке, он может получать 9%  годовых. Дом стоит 140 000 денежных единиц. Что выгоднее: купить дом или выплачивать арендную плату.

 

8. Производится либо 80 кинокамер, либо 400 часов. Ситуация следующая: производится 40 кинокамер и 300 часов. На сколько единиц необходимо сократить производство часов, если спрос на кинокамеры вырос на 20 единиц.

 Постройте кривую производственных возможностей.

 

9. Пусть Василий затрачивает 1 час на производство табуретки и 2 часа на производство стола, а Иван – 2 часа на производство табуретки и 1 час на производство стола.

Определите:

1) Как выглядит кривая производственных возможностей их одновременного труда в течение 8 часов;

2) Как изменится кривая производственных возможностей, если Василий освоит технологию Ивана в производстве столов.

 

Задачи для самостоятельного решения:

 

10. Два человека собирают орехи и ловят рыбу. Первый может за час собрать 10 орехов и поймать 2 рыбы. Второй за тоже время может поймать 10 рыб и собрать 30 орехов. Как следует распределить обязанности с максимальной эффективностью?

11. Пять человек занимается сбором кокосовых орехов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 20 орехов, либо 10 яиц.

а) постройте кривую производственных возможностей;

б) внесите изменения, если производительность в сборе орехов увеличилась до 28.

12. Фирма продает два типа теннисных мячей, покупая их по 3 денежные единицы и по 2 денежные единицы. Нарисуйте линию производственных возможностей фирмы при затратах на мячи в размере 90 денежных единиц.

13. Домохозяйка тратит на стирку рубашки 15 минут, а на мытье окна 45 минут. Нарисуйте кривую производственных возможностей домохозяйки в рамках 9 часового рабочего дня.

 

Основные понятия

Потребности - внутренние мотивы, побуждаю­щие к экономической деятельности.

Интерес - потребность, которая может быть измерена и представлена в виде денежной или иной (натуральной) вели­чины.

Благо экономическое - средство удовлет­ворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве.

Редкость (ограниченность) - характеристика экономических благ, отражающая ограниченность ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества.

Ресурсы экономические - необходи­мые для производства экономических благ элементы, которые могут стать факторами производства или обеспечить их эффек­тивное использование. Основными видами ресурсов выступают:

труд -  целесообразная деятельность, направлен­ная на создание экономических благ;

капитал - созданные прошлым трудом блага, используемые для производства товаров и услуг;

земля, естественные ресурсы - природные условия, необходимые для производства товаров и услуг;

предпринимательство, предпринимательская способ­ ность - управленческие способ­ности, а также способности создавать новшества и идти на риск;

управленческие способности - способ­ность рационально и наиболее эффективно сочетать (исполь­зовать) ресурсы для производства экономических благ;

информация - сведения об окружающем мире и проте­кающих в нем процессах; сообщения (сигналы), осведомляю­щие о состоянии чего-либо, о значении величин.

Экономический выбор - выбор наилуч­шего среди альтернативных вариантов, при котором достига­ется максимизация полезности в результате использования ограниченных ресурсов. Рациональность экономического выбо­ра предполагает анализ выгод и затрат.

Альтернативные издержки (затраты) - величина, отражающая ценность наилучшего (предельного) из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. Альтернативная стоимость часто характеризуется как ценность упущенных возможностей: сто­имость одного блага, выраженная в некотором количестве другого блага, от которого пришлось отказаться для получе­ния первого блага.

Кривая (граница) производственных возможностей - кривая, демонстри­рующая различные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании имеющегося в ее распоряжении объема ресурсов и данной технологии.

Преимущество:

абсолютное преимущество — преимущество в издержках на производство продукта по сравнению с другим производи­телем, выраженное в количестве этого продукта или его де­нежной стоимости;

сравнительное преимущество — преимущество в из­держках на производство продукта по сравнению с другим производителем, выраженное в альтернативной стоимости продукта.

Разделение труда и специализация – способы реализации сравнительного преимущества в виде выпуска большего количества соответствующего продукта с целью продажи или обмена.

Экономический рост - расширение производственных возможностей общества в результате уве­личения количества используемых ресурсов либо совершен­ствования технологии.

Экономический кругооборот - круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Домохозяйство - экономический агент (физи­ческое лицо или группа лиц), владеющий ресурсами, получа­ющий за них деньги и расходующий их на потребление благ.

Доход - денежные или иные средства, получа­емые домохозяйством от продажи ресурсов; выручка, получа­емая фирмой от продажи товаров (услуг), за вычетом затрат на их производство и реализацию.

Фирма - экономический агент, выполняющий три функции: покупает ресурсы, использует их для производства продукта и продает продукт. Достаточно крупная организаци­онная единица, существование которой обеспечивается за счет прибыли.

Государство - коллективный экономический агент (совокупность учреждений и организаций), обеспечива­ющий фирмам и домохозяйствам те экономические блага (правопорядок, безопасность), производство которых рыночными методами оказывается неэффективным.

Институты - ряд норм и правил, которые выполняют функцию ограничений поведения экономических агентов и упорядочивают взаимодействие между ними, а так­же соответствующие механизмы контроля за соблюдением данных правил.

Экономические системы - это сово­купность взаимосвязанных экономических элементов, образу­ющих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономи­ческих благ.

Рыночная экономика - система, кото­рая основана на частной собственности, свободе выбора и кон­куренции; она опирается на личные интересы и ограничивает роль правительства.

Командная экономика - система, в которой доминируют государственная собственность, коллек­тивное принятие решений и централизованное планирование.

Смешанная экономика - система, в ко­торой рыночное саморегулирование дополняется активным централизованным регулированием, осуществляемым государ­ством и крупными фирмами; синтезирует элементы рыночной и командной экономических систем.

Экономические цели - цели, которые преследуют в своей деятельности индивиды и группы индиви­дов (домохозяйства, фирмы, общество в целом).

Стимул - побудительная причина, заинтересо­ванность в совершении чего-либо.

 

 


Практическая работа №2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.1 с.)