Глава I . Предмет психологии лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I . Предмет психологии лиц



СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ЛИЦ С ДИСГАРМОНИЧЕСКИМ СКЛАДОМ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………………................................................4

1. Задачи дисциплины…………………………………………………………………...........................4

2.О бщее понятие о характере и его патологических типах………………………………………...5

3.Развитие взглядов ученых на вопросы дисгармонического развития личности……………..7

4. Причины дисгармонического развития…………………………………………………………..10

ГЛАВА II. Акцентуации И ПСИХОПАТИИ характера…………………………………13

1.Классификации типов акцентуаций и психопатий……………………………………………...13

2.Демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы акцентуаций в типологической модели К. Леонгарда………………………………………………………………17

3.Гипертимический, дистимический, эмотивный, тревожный типы акцентуаций в типологической модели К. Леонгарда……………………………....................................................20

4.Экстравертированная и интровертированная акцентуации личности и их комбинации……………………………………………………………………………………………..23

5.Типы психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте в типологической модели А.Е. Личко……………………………………………………………………………………..27

6.Гипертимный, циклоидный, лабильный и астено-невротический типы акцентуаций в классификации А.Е.Личко……………………………………………………………………………31

7.Сенситивный, психастенический и шизоидный типы акцентуаций в классификации А.Е.Личко………………………………………………………………………………………………..34

8.Эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный типы в типологической модели А.Е.Личко………………………………………………………………………………………37

ГЛАВА III. СИНДРОМ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА (ПТСР)……………………………………………………………………………………………………41

1. Определение и виды ПТСР…………………………………………………………………………41

2. Посттравматический синдром изнасилования…………………………………………………..44

ГЛАВА IV. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ……………………………50

1.Основные подходы к определению понятий «нормативного» и «отклоняющегося поведения»………………………………………………………………………………………………50

2.Основные подходы к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клинический, психологический…………………………………………………………53

3.Сравнительная характеристика поведенческих феноменов…………………….......................55

4.Условия и особенности формирования агрессивного поведения……………….......................61

5.Концептуальные модели и факторы зависимого поведения…………………….......................65

6.Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности……………….72

7.Типология и возрастные особенности суицидального поведения……………………………..75

ГЛАВА V. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ………………………..81

1.Основные методики диагностики акцентуаций и психопатий характера……………………81

2.Основные методы коррекции дисгармонического развития…………………………………..85

3.Психологическая коррекция отклоняющегося поведения……………………………………..90

Список литературы…………………………………………………………………………………….95


ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ЛИЦ

ПРИЧИНЫ ДИСГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ (МЕДИЦИНСКИЙ АСПЕКТ)

Биологические предпосылки включают: наследственные, генетические особенности; врожденные свойства индивида; импринтинг (запечатление на ранних этапах индивида).

Ярким представителем биологической теории нарушения поведения является американский врач и психолог Уильям Шелдон (1898-1984), кото­рый обосновал связь между типами темперамента (и поведения), а также ти­пами соматического строения человека. Три ведущих типа телосложения: эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный - коррелирует с тремя типами темперамента: висцеротония, соматотония, церебротония. Например, для соматотонии характерны черты: энергичность, стремление к господству и власти, агрессивность, склонность к риску; и напротив для церебротонии: сдержанность, чувствительность, социофобия и т.д.

Психогенетический подход.

Ученая Ненси Петерсон в 1992 г. вывела закономерности наследования экстроверсии и нейротизма:

1) свойства нейротизма и экстроверсии характеризуется генетической обусловленностью на протяжении всего онтогенеза;

2) с увеличением возраста показатели наследуемости снижаются (осо­бенно в случае нейротизма).

В отечественной науке медицинский (психобиологический) аспект проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков нашел отражение в работах А.Л. Гройсмана, В.П. Кащенко, А.Е. Личко, В.Ф. Матвеева, Н.И. Фелинской и др., которые в качестве основы для дифференциации показате­лей этого явления выдвигают нервно-психические патологии, акцентуации характера, кризисные явления возраста, различные физические и психиче­ские недостатки детей, извращенные психобиологические потребности.

Среди других биологических детерминант отклоняющегося поведения (дисгармонического развития) называют влияние гормонов (в частности, тестостерона). Даббс и Моррис пришли к выводу о наличии связи между уровнем тестостерона и склонностью к антиобщественному поведению.

Внутренние биологические процессы играют определенную роль в формировании отклоняющегося поведения. Они определяют силу и характер реакций на любые средовые воздействия.

В целом отклоняющееся поведение личности является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, действие которых, в свою очередь преломляется через систему отношений личности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

Посмотрим, каким образом подходят к проблемам определения и при­чин возникновения отклонения представители различных психологических школ.

1) Гуманистический подход.

выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию - воспитание полноценного человека.

В качестве организующего "ядра" личности является "Я-концепция", определенное качество которой рассматривается как ключ к нормальной адаптации. Эта концепция включает как "хорошую" интеграцию личности (в духе Г. Оллпорта) - гармоничную "Я-концепцию" (при внутреннем миниму­ме противоречий и едином взгляде на жизнь), так и относительную автоно­мию (способность к независимому, самостоятельному поведению). Автоно­мия связывается с формированием коммуникативных способностей и уве­ренностью в себе (положительной самооценкой) на их основе. В свою оче­редь, неуверенность в себе и низкая самооценка рассматриваются как источ­ники нарушения адаптации и аномалий развития.

2) Психоанализ.

Основным источником отклонений в психоанализе обычно считается конфликт между бессознательными влечениями, образующими структуру "Оно", и социальными ограничениями естественной активности ребенка, об­разующим форму "Я" и "сверх-Я". Нормальное развитие личности предпо­лагает наличие оптимальных защитных механизмов, которые уравновеши­вают сферы сознательного и бессознательного. В противном случае, в част­ности в случае невротической защиты, формирование личности принимает аномальный характер.

3) "Индивидуальная психология" А.Адлера.

Согласно его взглядам, младенец появляется на свет с двумя базовыми чувствами-стремлениями:

а)чувство неполноценности и стремление к совершенству как компен­сация этого чувства;

б) социальное чувство общности и стремление к установлению значимых социальных отношений.

Адлер А. корни отклонений видит не столько в комплексах, сколько в неспособности индивида установить адекватный контакт с окружающей сре­дой.

В качестве важного фактора формирования личности Адлер выделяет структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре оказывает решающее влияние на возникновение девиантного поведения.

4) Поведенческий подход.

Акцент в происхождении аномалии личности переносится на неадек­ватное социальное научение. Среди работ этого направления заслуживает внимания исследование проблем саморегуляции у детей (П. Кароли, 1981). Так, указывая на личностно опосредованный характер саморегуляции, автор выделяет ряд необходимых для ребенка способностей:

1) активное осознание "близкой" и "дальней" в пространстве и времени стимуляции;

2) Формирование внутренней картины мира;

3) действие в соответствии с индивидуальным способом кодирования информации и предпочтениями.

Часто отношение в личностном развитии рассматривается как следст­вие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невоз­можность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях.

В заключение следует отметить,что существуют разнообразные взаи­мосвязанные факторы, обуславливающие генезис дисгармонического разви­тия. А именно:

- индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологиче­ских предпосылок дисгармоничного развития, которые затрудняют социаль­ную и психологическую адаптацию;

- педагогический фактор, проявляющийся в дефектах воспитания;

- психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенно­сти взаимодействия индивида со своими ближайшим окружением в семье, на улице и который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отно­шении индивида к предпочитаемой среде общения и т.д.;

- социальный фактор, определяющийся социальными, экономическими и политическими условиями существования общества.

 

ВОПРОСЫ ПО ГЛАВЕ

1. Охарактеризуйте предмет и задачи психологии лиц с дисгармоническим складом личности.

2. Дайте определение и характеристику понятию «характер».

3. Какие исследования оказали наибольшее влияние на развитие представлений об акцентуациях и психопатиях характера?  

4. Перечислите основные причины возникновения акцентуаций.

Демонстративные личности.

Сущность демонстративного или, при более выраженной акцентуации, истерического типа заключается в аномальной способности к вытеснению. По теории Фрейда, в связи с вытеснением уже в раннем детстве возникает подсознательный психический мир, чрезвычайно действенный, впоследствии предрасполагающий к возникновению невроза. Человек может в определенный момент или даже на очень длительное время вытеснить из памяти знание о событиях, которые не могут не быть ему известны. Однако это вытесненное знание обычно остается у порога сознания, поэтому нельзя полностью игнорировать его. У истериков же эта способность заходит очень далеко: они могут совсем “забыть” о том, чего не желают знать, они способны лгать, вообще не осознавая, что лгут. Истерик способен к вытеснению даже физической боли (например, вкалывая себе в тело иглы, он может не испытать при этом болезненных ощущений).

Истерическая неправдивость существенным образом отличается от сознательной лжи, которая чаще всего сопровождается угрызениями совести, боязнью разоблачения, она связана со смущением, иногда с замешательством, нередко лжец заливается краской. Однако истерики лгут с невинным выражением лица, говорят с собеседником дружелюбно, просто и правдиво. Непринужденность их поведения объясняется тем, что отъявленная ложь для истерика в момент общения становится истиной.

Истерик, полностью вжившийся в роль, не нуждается в том, чтобы судорожно приспосабливать свое поведение к неожиданно изменившейся ситуации. Он реагирует всей личностью в плане той роли, которую он в данный момент играет. Это вживание в роль может зайти настолько далеко, что истерик на время перестает принимать в расчет свою конечную цель.

В плане мотивировок истерического реагирования в первую очередь подчеркивают большую потребность в признании. Однако, в общем истерик обладает не большей потребностью в признании, чем большинство людей, но тем не менее создается именно такое впечатление, поскольку он более других самонадеян и кичлив. К словесному самовосхвалению присоединяется тщеславное поведение, стремление всячески привлечь к себе внимание присутствующих. Проявляется это уже в детстве. Повышенный интерес со стороны демонстративная личность принимает с величайшим удовольствием.

Истерик часто склонен считать, что по отношению к нему совершена несправедливость. Зная негативную реакцию общества на такие заявления, истерик все равно разражается целыми тирадами о своей несчастной жизни – снова “срабатывает” вытеснение. Жалость к себе может выражаться “бегством в болезнь” – истерики часто выдуманными или преувеличенными страданиями стараются произвести впечатление на окружающих, разжалобить их.

Истерики весьма озабочены впечатлением, которое они производят. Однако обдумать линию поведения заранее они не способны. Они хитры на выдумки, но эту хитрость легко разоблачить, так как, стремясь к цели, такие люди без разбора пользуются любыми средствами. Необдуманность линии поведения является признаком выраженной истерической акцентуации личности. Такая необдуманность прекращается лишь вместе с переоценкой самой цели, когда у демонстративной личности развивается истерический невроз.

Благодаря умению приспосабливаться, люди демонстративного типа быстро находят друзей, которых привлекает их общительность, готовность услужить. Впрочем, обходительность проявляется истериками лишь там, где она им выгодна. В случае надобности, проявляются их эгоистические устремления. Умение приспосабливаться, следовательно, может приводить и к отрицательным результатам.

Демонстративная личность обладает повышенной фантазией, чему способствует специфическая раскованность мысли, присущая истерику. Фантазия проявляется даже при самом примитивном надувательстве. В таких случаях истерик действует не по заранее намеченной схеме, а опирается на конкретные слова и ситуации, возникающие в ходе процесса обманывания.

 

Педантические личности.

На уровне патологии педантическому типу личности соответствует ананкастическая психопатия. У лиц данного типа, в противоположность демонстративному, в психической деятельности исключительно слабо представлены механизмы вытеснения. Ананкасты хотят, прежде чем начать действовать, еще и еще раз убедиться, что лучшее решение найти невозможно, что более удачных вариантов не существует. Необдуманность истериков противопоставляется нерешительности ананкастов, которые не способны вытеснять сомнения, а это тормозит их действия.

При развитии у лиц педантического типа невроза важность решения не снимается с повестки дня, но в этом случае предполагаемая угроза, тормозящая принятие решения, может оказаться ничтожной. Если мать-ананкаст боится прикоснуться к младенцу, “чтобы не повредить ему”, то она страдает неврозом навязчивых состояний. При неврозах навязчивых состояний сильный страх, заставляющий видеть в пустяковом обстоятельстве зловещую угрозу, возникает из-за длительной неуверенности в том, оправдан ли данный страх. При этом собственный разум таких людей считает страхи необоснованными, но преодолеть их они не в силах. Уже в период развития аффекта ананкаст борется с навязчивыми представлениями, но поскольку его способность к вытеснению заведомо недостаточна, то именно эта борьба усиливает навязчивые представления.

Ипохондрический невроз чаще всего возникает в связи с медицинским обследованием: больной начинает колебаться между надеждой и опасениями, и в конечном итоге – появляется патологический страх перед тяжким заболеванием.

При отсутствии невроза педантичность наносит ущерб личности только тогда, когда она приобретает болезненный характер. Способность принять решение в этих случаях настолько резко нарушена, что человек не в состоянии нормально работать. Особенно усиливаются его сомнения, когда порученная работа ответственна. Обуреваемый сомнениями в связи с удовлетворительностью результата его труда, он начинает отставать от других. Это в известной мере компенсируется старательным и добросовестным выполнением порученного дела. Немалый вред приносит педантичность и в личной жизни.

Бытовые обязанности так же не могут выполнятся спокойно и гладко. Женщины больше мужчин подвержены чрезмерной, навязчивой аккуратности. Покидая дом, ананкаст возвращается проверить, аккуратно ли заперта дверь.

Если педантичность выступает лишь как акцентуированная черта характера, то поведение такой личности не выходит за рамки разумного, и в этих случаях часто сказываются преимущества, связанные с тенденцией к основательности, четкости, законченности. Любопытно следующее: на анакаста ответственное задание может оказать угнетающее действие, т.к. вызовет множество тревог и опасений, в то же время педантическая личность возьмется за работу без особых раздумий и выполнит ее четко.

Педантическая скрупулезность чревата тем, что акцентуированная личность начинает усиленно печься о собственном здоровье. При неблагоприятных обстоятельствах такая установка служит толчком к развитию ипохондричности. Возникают сенсоипохондрические состояния, при которых появляются не только болезненные опасения, но и явственные болезненные ощущения без конкретной телесной основы.

Застревающие личности.

Основой застревающего, параноического типа акцентуации личности является патологическая стойкость аффекта. У такой личности действие аффекта прекращается гораздо медленнее, чем у других, и стоит лишь вернуться мыслью к случившемуся, как немедленно оживают и сопровождавшие стресс эмоции. Патологическим последействием чреваты в первую очередь эгоистические аффекты, т.к. именно им присуща особая сила. Вот почему застревание аффекта наиболее ярко проявляется тогда, когда затронуты личные интересы акцентуированной личности. Аффект оказывается ответом на уязвленную гордость, на задетое самолюбие, хотя объективно моральный ущерб может быть ничтожным. Оскорбление личных интересов, как правило, никогда не забывается ими, поэтому их часто характеризуют как злопамятных или мстительных людей, также называют чувствительными, болезненно обидчивыми, легкоуязвимыми.

Поскольку помехи эгоистическим целеустремлениям исходят от окружающих людей, то при высокой степени застревания, т.е. у личностей параноического типа, наблюдается такая характерная черта, как подозрительность. Подозрительность застревающей личности носит всеохватывающий характер, поскольку она порождается не определенными внешними обстоятельствами, а коренится в психике самой личности.

Постоянное нарастание аффекта вызывается появлением длительного чередования успехов и провалов. Представим себе, что есть возможность должным образом прореагировать на обиду, однако успех этот будет лишь частичным, т.к. вскоре за ним вновь последует новый выпад со стороны обидчика. Такая непрерывная смена удовлетворений и новых поражений и ведет к возникновению параноического аффекта. Особенно велика опасность, когда в такое “раскачивание” вовлекаются стойкие аффекты. Аффекты, достигающие большой силы и обнаруживающие тенденцию к застреванию, постепенно все больше поглощают мысли больного, что приводит к возникновению сверхценных или даже бредовых, параноических идей.

Застревающий тип личности интересен тем, что он в равной мере таит в себе возможности как положительного, так и отрицательного развития характера. Честолюбие такой личности может стать важной движущей силой на пути к отличным трудовым или творческим показателям. Но честолюбие может оказаться и отрицательным фактором.

Возбудимые личности.

При повышенной степени реакций возбудимого типа личности обнаруживаются признаки эпилептоидной психопатии.

Реакции возбудимых личностей импульсивны. Если что-либо им не нравится, они не ищут возможности примириться, им чужда терпимость. И в мимике, и в словах они дают волю раздраженности, открыто заявляют о своих требованиях или же со злостью удаляются. Причины недовольства могут оказаться самыми разными. В результате наблюдается частая перемена места работы.

По мере возрастания гнева личности с повышенной возбудимостью от слов обычно переходят к рукоприкладству. Бывает, что последнее у них опережает слова, т.к. такие люди вообще не очень склонны обмениваться мнениями, если не считать ругательств. Ведь обмен мнениями равнозначен обмену мыслями, а уровень мышления таких людей довольно низок.

У возбудимых людей наблюдается скорее непомерное наращивание аффекта, чем его вспышка, поэтому внезапные взрывы гнева менее характерны для таких людей, гораздо типичнее его массированные проявления.

Импульсивность патологического характера относится также и к влечениям в узком смысле слова. Возбудимые личности едят и пьют все подряд, многие из них становятся хроническими алкоголиками. Импульсивны их проявления и в сексуальной сфере, однако у мужчин это не очень бросается в глаза, т.к. они, будучи неумеренными в половых потребностях, часто длительное время не меняют партнершу, иногда даже довольно прочно к ней привязываются. Однако они не разборчивы в половых связях, особенно в юные годы, а привязанность к одному партнеру обуславливается тем, что с ним инстинкт удовлетворяется наиболее полно. Возбудимые личности – женщины нередко полностью лишены моральных устоев. Некоторые эпилептоидные психопатки становятся проститутками.

У возбудимых личностей обоих полов в юности нередки импульсивные побеги из дому, часто носящие немотивированный характер.

Возбудимые личности более подвержены совершению преступления, чем другие, однако эта преступность носит не совсем обычный характер: хотя возбудимая личность, совершившая грубое насилие, часто характеризуется как бессердечная, а причиной преступления считается жестокость, такая оценка основана на непонимании этих людей. Акты насилия у них вызываются не бездушием, а аффективным напряжением (стрессом).

У возбудимых личностей констатируется замедленность мыслительных процессов, которая особенно бросается в глаза, когда обследуемому нужно хотя бы немного задуматься над ответами. Если же предоставить такому человеку возможность говорить, то замедленность проявляется в чрезмерной обстоятельности.

Гипертимический тип

Основными характеристиками этого типа акцентуации характера является оптимизм, усиленная жажда деятельности, высокая активность у подростков. При слабовыраженной акцентуации у подростка наблюдаются такие особенности, как общительность, устойчивое, хорошее настроение, уверенность в себе, активное стремление к деятельности, организаторские способности. При резко выраженной акцентуации характера по гипертимическому типу у подростка могут проявляться такие дезадаптивные качества, как легкомыслие, неразвитость этических норм и правил, безответственность, склонность к азартным увлечениям, побегам, ранней алкоголизации и ранним сексуальным связям.

Подростки, относящиеся к гипертимическому типу, с детства отличаются большой шумли­востью, общительностью, чрезмерной самостоятель­ностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незна­комцами, но зато недостает чувства дистанции в отно­шении к взрослым. В играх любят командовать сверст­никами. Воспитатели жалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все а лету, учатся неровно из-за неусидчивости, Отвлекаемости, недисциплинированности. В подростковом возрасте главная черта—почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настрое­ние. Оно сочетается с хорошим же самочувствием, не­редко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом и брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное настроение омрачается Вспыш­ками раздражения и гнева, вызванными противодейст­вием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию, Подчинить своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие под­ростки рано проявляют самостоятельность и Независи­мость.

На гиперпротекцию со стороны родителей и вос­питателей с ее мелочным контролем, повседневной опе­кой, наставлениями. И нравоучениями, “проработкой” за мелкие проступки дома и на собраниях реагируют крайне бурно; плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный режим; в необычных ситуа­циях не теряются, проявляют находчивость, умеют лов­чить и изворачиваться. К Правилам и законам пред­ставители этого типа относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между допускаемым и запрещенным. Они всегда тянутся в компанию, тяготятся и плохо переносят одиночество, среди сверстников стремятся к лидерству, при этом не к формальному, а к фактическому—роли вожака и заводилы; при общительности в выборе знакомств неразборчивы и легко могут ока­заться в сомнительной компании. Любят риск и аван­тюры.

Характерно хорошее чувство нового. Новые люди, места, предметы живо привлекают. Легко воодушев­ляясь, такие подростки часто не доводят начатое до конца, непрестанно меняют “хобби”; плохо справляются с работой, требующей большой усидчивости, тщатель­ности, кропотливого труда; аккуратностью не отличают­ся ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое будущее в радужных красках. Не­удачи могут вызвать бурную реакцию, но неспособны надолго выбить из колеи: отходчивы, быстро мирятся и даже дружат с теми, с кем раньше ссорились.

Половое чувство нередко пробуждается рано и бы­вает сильным. Поэтому возможна ранняя сексуальная жизнь. Однако подростковая сексуальная девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не обнаруживается.

Свои способности и возможности обычно переоцени­ваются. Хотя большинство особенностей своего харак­тера гипертимные подростки хорошо знают и не скры­вают, однако обычно стараются выставить себя более конформными, чем есть на самом деле.

Гипертимический тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее фоне могут возникать острые аффективные реакции и ситуативно обусловленные па­тологические нарушения поведения (ранняя алкоголи­зация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.). Гипертимичская акцентуация может быть также почвой для психопатических развитий по гипертимно-неустойчивому и гипертимно-истероидному типам. Под влиянием повторных черепно-мозговых травм мо­жет сформироваться гипертимно-эксплозивный тип пси­хопатии.

Дистимический тип акцентуации характера.

Этот тип прямо противоположен гипертимическому. Его представители смотрят на мир сквозь «темные очки», пессимистически. Преобладает серьезная настроенность и ответственность к своим поступкам, радуются они мало. Жизненная активность ослаблена, мысль замедленна. Не владеют умением контактировать с окружающими, в общении неразговорчивы, в беседе ограничиваются отдельными замечаниями. Наблюдается постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, В трудовой деятельности взрослый с подобной акцентуацией - тяготится шумным, большим коллективом, предпочитая работать в одиночестве, с сослуживцами близко не сходится.

Подростки этого типа акцентуации комфортно себя чувствуют лишь среди небольшого круга близких людей, которые их понимают, принимают и оказывают поддержку. Важным для них является наличие длительных, устойчивых привязанностей.

Пример: Вадим А. 16 лет. Учится в 10 классе Староста класса. К своим обязанностям относится очень ответственно.. С учителями и одноклассника ми тактичен, внимателен, не эгоист. Ребята к нему относятся хорошо, считая умным и справедливым человеком. Но свою должность он не любит т. к. надо командовать. Прожитый, в общем благополучный период жизни считает цепью неприятностей и неудач, помнит лучше всего плохое.. В будущем не видит радостной личной перспективы. Родители считают его нытиком, бирюком, стараются внушить ему оптимизм, втянуть в веселую компанию. Но он всячески сопротивляется хождению в гости, сидит там молча  и отчужденно. В свободное время предпочитает одиночество: читает книги, столярничает. Однако свою замкнутость болезненно переживает, считая ее аномалией. Любит симфоническую музыку, художественную литературу с трагическим сюжетом, при этом оперетту и кинокомедию отвергает, считая их пустыми и неинтересными.

Тревожный тип.

Основной чертой этого типа акцентуации является тревожная мнительность, постоянный страх за себя и своих близких. В детстве у них часто наблюдается симбиотическая связь с матерью или другими родственниками. Подростки испытывают страх перед новыми людьми (учителя, соседи и др.) Они нуждаются в теплых, заботливых отношениях. Уверенность подростка, что ему окажут поддержку, помощь в неожиданной, нестандартной ситуации, способствует развитию его инициативы, активности.

Такие дети боятся темноты, пустой квартиры, животных, грозы. Мальчики компании сверстников избегают, считая ее грубой. Больше времени проводят среди девочек и младших детей. Тревожные дети опасаются попадать в конфликтные ситуации, но именно поэтому они часто в такие ситуации попадают: окружающие дети, подмечая их боязливость, нередко их обижают и даже бьют. Чтобы исправить это положение у них надо воспитывать волю и смелый, мужественный характер, умение постоять за себя, дать отпор обидчикам.                                           Учителю же, при появлении такой тревожности у детей надо обращаться к ним не слишком категорично и требовательно. Нужно переключить их внимание на глубокое осмысление учебной работы, подбадривать и вселять уверенность в успехе.

Пример: Федя Н. 13 лет. В детстве отличался безмолвностью. Входя в комнату вечером, зажигал свет и осматривал пустое место под кроватью, в шкафу с опасением ища возможного злоумышленника. В общении проявлял робость, покорность, неуверенность и в какой-то степени даже униженность. Характерна также повышенная возбудимость мальчика. Дружил в основном с девочками своего возраста. Мальчики относились к нему как к козлу отпущения, открыто потешались над его недостатками. Несколько раз переезжал с родителями из города в город. К новой школе приспосабливался с трудом, все время ожидая подвоха и издевательств со стороны одноклассников. Так это и случалось. Боялся строгих учителей. Чтобы избавиться от страха стал прыгать с парашютом и закаливать волю другими способами. Однажды дал отпор обидчикам, после чего его не трогали. В последствии получил признание у ребят как хороший рисовальщик.

В целом для тревожных детей характерен пониженный фон настроения, Опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность. Долго переживает неудачу, неуверен в собственных действиях.

 

Эмотивный тип акцентуации.

Подростки этого типа характеризуются изменчивостью настроения, глубиной переживаний, повышенной чувствительностью. Эмотивные люди обладают развитой интуицией, чувствительны к оценке окружающих. Они комфортно себя чувствуют в кругу семьи, понимающих и заботливых взрослых, постоянно стремятся к доверительному общению со значимыми для них взрослыми и сверстниками.  

С детства они чувствительны и мягкосердечны. Печальные события вызывают у них весьма глубокие, неприятные переживания. Но значительно сильны у них и радостные эмоции. Этими людьми владеют человеколюбивые чувства, они очень отзывчивы. Эмотивные личности похожи на экзальтированных, но отличаются от них меньшей крайностью своих эмоций и не такой большой скоростью их возникновения. Они характеризуются прежде всего как чувствительные и впечатлительные. Чувства этих людей находят заметное проявление во вне, особенно в мимике.

Пример: Юрий Г. 15 лет. С детства отличался впечатлительностью и жалостливостью. Так, в пятом классе он нашел больного воробья и хотел вылечить, но это ему не удалось, поэтому он, обливаясь слезами, похоронил его в саду.

В подростковом возрасте дружил с ребятами, предпочитающими прогулки на природе и чтение, грубым развлечениям сверстников. Декламирует стихи на школьных вечерах, причем это чтение бывает нередко со слезами на глазах, хотя этих слез он очень стыдится.

Таким образом, эмотивный тип характеризуется чрезмерной чувствительностью, ранимостью, глубоким переживанием малейших неприятностей, они излишне чувствительны к замечаниям, неудачам, поэтому у них часто печальное настроение.

В классификации А.Е.Личко

 

ШИЗОИДНЫЙ ТИП.

Интровертированность – малая контактность и жизнь, свернутая во внутреннем мире.           Это ярко выраженный мыслительный тип, теоретически переосмысливающий внешний мир, перерабатывающий объективную реальность в «формулы» и укладывающих их в созданные им самим схем, а не выведенных из объективного мира.

Мысль шизоида свободно развивается, бесцельно плывет по волнам его сознания. Он творит свободно и бесцельно – просто выдает продукт своей свободной умственной деятельности. У него много открытий, идей, изобретений. Многие из них безжизненны, оторваны от реальности. Но среди десятков таких найдется одно, которое окажется гениальным. Сам шизоид этого может и не оценить – он одинаково ровно относиться ко всем идеям. Шизоид не заботится ни о том, чтобы кому-то пригодились его исследования, ни вообще о том, чтобы быть понятым. Таков был, например, великий философ Гегель, создавший сложную философскую систему. На замечание о том, что действительность не укладывается его схемы, он ответил: «Тем хуже для действительности».

Обращенность таких людей исключительно во внутренний мир приводит к тому, что они совершенно безразличны к организованности мира внешнего. Фактически, можно сказать, что они просто не замечают разницы между порядком и беспорядком, им это все равно. Но поскольку окружающие обращают внимание на порядок, то это безразличие к внешней организованности проявляется как нелюбовь к порядку.

У шизоида свой порядок – у него хорошая память и порядком он считает такое состояние, когда все вещи лежат именно на тех местах, куда он их в последний раз положил. Специально наводить порядок он не считает нужным.

Шизоид слабо энергетичен, у него мало внешней активности при интенсивной работе мысли.

Сфера чувств. Настроение шизоида не зависит от внешних причин, поэтому может оставаться достаточно ровным в любых сложных ситуациях. Тем более, что, если он и переживает какие-то чувства, то тоже во внутреннем плане и это может остаться просто неизвестным стороннему наблюдателю. Вспышки гнева, раздражительности, обвинительности могут быть связаны с вторжением в «его» порядок, нарушением его схем. Иногда виновник этого мог и сам не заметить и не понять, что именно он сделал, как именно нарушил «порядок».

Шизоид эмоционально холоден, не выражает почти никаких эмоций, не радуется и не печалится, не сердится и не смеется, он кажется несколько неестественным, «восковым», так как непонятен и непредсказуем.

Шизоиды не честолюбивы, они не стремятся к достижению каких-то целей во внешней реальности. Они не авторитарны, не склонны управлять и взаимодействовать с другими людьми. Поэтому им не свойственна обвинительность. Они вообще не принимают во внимание существование других людей, поэтому, не будучи обвинител



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.061 с.)