Методы активного социально-психологического обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы активного социально-психологического обучения



А.Б. ВАНЬКОВ

 

 

МЕТОДЫ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Учебно-методическое пособие

Тула

2011


ББК 88.5 я 73

В17

Рецензенты:

кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого Т.И. Лях;

кандидат психологических наук, доцент ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»

Т.В.Золотова;

кафедра практической психологии и педагогики ТГПУ им. Л. Н. Толстого

В17 Ваньков, А.Б. Методы активного социально-психологического обучения: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. А.Б. Ваньков. – Тула, 2011. – 58с.

ISBN

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 050706 Педагогика и психология; бакалавров направлений подготовки 050700 Педагогика профиль «Практическая психология в образовании»; 030300 Психология профиль «Психология управления персоналом»; 050400 Психолого-педагогическое образование профиль «Психология образования».

Учебно-методическое пособие включает три составляющие: теоретическую, практическую и рефлексивную. По каждой теме имеется теоретический обзор, система практических и проверочных заданий. Главное внимание уделено указаниям по самостоятельной подготовке студентов к реализации различных методов активного социально-психологического обучения в ходе аудиторной работы в группе.

 

Рекомендовано к изданию советом по редакционно-издательской деятельности ГОУ ВПО ТГПУ им.Л.Н.Толстого.

ББК 88.5 я 73

 

 

Учебное издание

Ваньков Алексей Борисович

 

МЕТОДЫ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

учебно-методическое пособие.

 

Учебно-методическое пособие для студентов.

 

Печатается в авторской редакции.

ISBN ©Автор-составитель А.Б.Ваньков

                                                                                                                                          


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение в дисциплину МАСПО. Цели и задачи изучения............................. 4

Методические указания студентам............................................................................ 6

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ МАСПО. ПЛАНЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ИЗУЧЕНИЮ....................................................................................................................................... 6

Тема № 1. Понятие о методах активного социально-психологического обучения................ 6

   Теоретический обзор............................................................................................................. 6

   Практическое занятие.......................................................................................................... 12

Тема № 2. Социально-психологический тренинг (далее СПТ) межличностного общения. 13

   Теоретический обзор........................................................................................................... 13

   Практическое занятие.......................................................................................................... 15

Тема № 3. Психологические вопросы организации тренинговой работы. Группа как инструмент психологического воздействия.................................................................................................. 16

   Теоретический обзор........................................................................................................... 16

   Практическое занятие.......................................................................................................... 21

Тема 4. Технология и эффекты групповой дискуссии............................................................. 23

   Теоретический обзор........................................................................................................... 23

   Практическое занятие.......................................................................................................... 31

Тема № 5. Стимулирование творчества активными методами обучения............................. 32

   Теоретический обзор........................................................................................................... 32

   Практическое занятие.......................................................................................................... 35

Тема № 6. Использование различных видов тренинга............................................................ 36

   Теоретический обзор........................................................................................................... 36

   Практические занятия......................................................................................................... 43

Тема № 7. Организация и проведение деловых, ролевых, оргдеятельностных игр............. 46

   Теоретический обзор........................................................................................................... 46

   Практическое занятие.......................................................................................................... 51

Тема № 8. Психолого-педагогический тренинг....................................................................... 52

   Теоретический обзор........................................................................................................... 52

   Практическое занятие.......................................................................................................... 54

Формы итогового контроля и ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.............................................................................................................................. 56

Рекомендуемая литература............................................................................................ 58

 


Введение в дисциплину МАСПО. Цели и задачи изучения.

Программа дисциплины профильной подготовки «Методы активного социально-психологического обучения» (далее МАСПО) составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 031000 (050706) Педагогика и психология.

Цель изучения дисциплины:

Обучение студентов использованию эффективных практических форм интерактивной психологической работы; развитие их профессионального мышления при подходе к анализу межгруппового и межличностного взаимодействия, группы как развивающего и обучающего фактора развития личности; повышение уровня профессиональной подготовки будущих практических психологов.

Задачи изучения дисциплины:

1. Осуществить ознакомление студентов с теоретическими основами оказания психологического воздействия, в том числе социально-психологического тренинга межличностного общения.

2. Сформировать необходимый багаж теоретических знаний и практических навыков по основам проведения тренинга, дискуссии, деловых, ролевых, организационно-деятельностных игр.

3. Повысить собственную компетентность в общении и приобрести необходимые для групповой работы психолога профессиональные умения и навыки:

а) умение лучше понимать особенности общения людей;

б) умение создавать благоприятный психологический климат в коллективе;

в) умение гибко ориентироваться в различных ситуациях общения;

г) умение анализировать вербальные и невербальные компоненты общения и их соотношения;

д) умение предупреждать конфликтные ситуации в общении и обеспечивать их разрешение;

е) умение чувствовать себя более уверенным, раскованным;

ж) умение осознавать собственные творческие способности и использовать их в общении;

з) умение добиваться в своей профессиональной деятельности личностной самореализации с учетом знаний в области психологии общения.

4. Научиться осуществлять управление процессом групповой динамики.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника.

Программа изучения дисциплины «Методы активного социально-психологического обучения» включена в цикл подготовки по специальности 050706 Педагогика и психология; бакалавров направлений подготовки 050700 Педагогика профиль «Практическая психология в образовании»; 030300 Психология профиль «Психология управления персоналом»; 050400 Психолого-педагогическое образование профиль «Психология образования». Она позволяет студенту научиться ориентироваться в существующем многообразии базовых методов, применяемых в работе с людьми, таких как социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, имитационные игры. Профессионально значимыми являются приобретаемые в ходе освоения дисциплины умения составлять и реализовывать программу тренинга, игры, дискуссии с учетом специфики работы образовательного учреждения.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате обучения студент сможет усвоить ряд практических знаний и умений. Он должен

знать:

· основные характеристики совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды;

· перечень утвержденных стандартных методов и технологий, позволяющих решать коррекционно-развивающие задачи;

· основные характеристики социально-психологического тренинга межличностного общения;

· принципы и способы стимулирования творчества активными методами обучения;

· технологии и эффекты групповой дискуссии;

· основные критерии гармоничного развития личности субъектов образовательного процесса;

уметь:

· применять утвержденные стандартные методы и технологии психологического воздействия, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

· организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;

· организовывать работу групп психолого-педагогического тренинга;

· использовать различные виды тренинга;

· организовывать и проводить деловые, ролевые, организационно-деятельностные игры;

· осуществлять профилактику и коррекцию отклонений в социальном и личностном статусе школьников и в развитии их личностных качеств;

· организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;

· использовать стандартный набор методов и технологий АСПО, позволяющих решать коррекционно-развивающие задачи.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

(8-Й СЕМЕСТР, форма контроля - зачет)

№№п/п

Название темы

Количество часов

Лек Пр С/р
11 Понятие о методах активного социально-психологического обучения. 4 2 16
2 2 Социально-психологический тренинг межличностного общения. 2 4 14
33 Психологические вопросы организации тренинговой работы. Группа как инструмент психологического воздействия. 4 4 14
44 Технология и эффекты групповой дискуссии. 4 4 14
55 Стимулирование творчества активными методами обучения. 2 4 14
66 Использование различных видов тренинга. 4 8 16
77 Организация и проведение деловых, ролевых, организационно-деятельностных игр. 4 4 14
88 Психолого-педагогический тренинг 2 4 14

Всего

26 34 116

 Методические указания студентам.

Приступая к изучению дисциплины «Методы АСПО», студенты должны ознакомиться с учебно-тематическим планом, подобрать рекомендуемую основную и дополнительную литературу.

При изучении литературы следует обратить внимание на тот факт, что перед педагогами-психологами в условиях развития современного общества стоит задача активного участия в решении таких задач, как личностная ориентированность образования и процесса воспитания, развитие активного субъекта деятельности – предприимчивого и мобильного специалиста в той или иной профессиональной области. Для успешности своего труда будущий специалист должен научиться различным формам и способам оптимизации своего взаимодействия с окружающими. Ему необходимо освоить различные подходы к тренинговой, дискуссионной и игровой формам работы практического психолога, сущность которых изложена в данном пособии. На старших курсах обучения в ходе дипломной работы все это ляжет в основу формирования актуального в настоящее время уровня профессионализма.

При изучении дисциплины «Методы АСПО» студенты должны овладеть конкретной системой знаний и умений. В процессе изучения дисциплины студентам рекомендуется:

- систематически вести записи лекций;

- систематически готовиться к семинарским занятиям по всем предложенным темам, активно участвовать в их обсуждении;

- при организации самостоятельной работы пользоваться услугами читального зала, абонемента, кабинета самостоятельной работы; знакомиться с новинками психологической литературы и периодических изданий;

- вести словарь основных научных терминов и понятий, изучаемых в рамках дисциплины;

- использовать основные формы самостоятельной работы, такие как анализ и конспектирование научной и учебно-методической литературы, составление словаря специальных терминов, выполнение аннотаций, подготовка докладов по основным разделам курса.

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ МАСПО. ПЛАНЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ИЗУЧЕНИЮ.

Тема № 1. Понятие о методах активного социально-психологического обучения.

План изучения темы № 1.

1.1.Проблема активности личности в обучении.

1.2.Методы активного социально- психологического обучения как учебная дисциплина.

1.3.Цели и задачи изучения методов активного социально- психологического обучения.

1.4.Классификация базовых методов активного социально-психологического обучения.

1.5.История возникновения и развития МАСПО.

План занятия.

Классификация методов АСПО.

3. «Мозговой штурм» как вариант работы группы.

Методические приемы СПТ.

Этапы СПТ.

Коррекция коммуникативных установок (партнерство - взаимодействие с позиции силы; искренность - манипуляция; вовлеченность - избегание общения; настойчивость - соглашательство) и выработка собственной стратегии общения.

Методические приемы СПТ.

В процессе СПТ применяются различные методические приемы:

· групповая дискуссия

· ролевая игра

· невербальные упражнения.

Часто используется видеозапись для повышения объективности обратной связи.

СПТ получил распространение как составная часть подготовки специалистов различного профиля: руководителей, педагогов, психологов, социальных работников и т. д. Специалист в этих областях должен на практике быть компетентным в общении, уметь установить эмоциональный контакт, организовывать пространство общения, идентифицировать эмоциональное состояние по экспрессивным характеристикам поведения, создавать благоприятный климат общения, выслушивать и понимать клиента, контролировать собственное экспрессивное поведение (мимику, жесты и т.д.), разрешать конфликтные проблемные ситуации.

На групповых занятиях с помощью игр могут выявляться и анализироваться ошибки, допускаемые при общении с клиентом, осуществляться коррекция собственного эмоционального состояния.

Важная задача при подготовке психологов - выявление поведенческих стереотипов участников группы.

Этапы СПТ.

Занятия методом СПТ включают четыре этапа:

1. Создание единого психологического пространства и обратной связи.

2. Проведение дискуссий, игры, полилога или интервьюирования для создания ситуации рефлексии.

3. Решение конкретных задач, овладение знаниями, умениями и навыками, а также достижение иных развивающих или коррекционных целей.

4. Релаксационные восстановительные упражнения для снятия психологической напряженности и подведение итогов занятия.

Все методы СПТ ориентируются на широкое использование обучающего эффекта группового взаимодействия, включение в сценарий занятия элементы сотворческого поиска. Наиболее распространены такие методы моделирования как групповая дискуссия и игровой метод.

Практическое занятие № 2.

План занятия.

Этапы занятия СПТ.

Задание для самостоятельной подготовки.

1. По каждому пункту плана приготовить доклад в виде краткого теоретического обзора (выложить в качестве блога в среде Moodle), либо вопрос к докладчику для последующей дискуссии (записать в рабочей тетради).

2. На основе изучения практической психологической литературы (см.список), приготовить для краткой презентации конкретную программу СПТ (название, цель, организационные аспекты реализации, пример занятия, положительные и отрицательные моменты программы).

Групповая динамика.

Роли психолога.

С. Кратохвил (1978) выделил пять основных ролей группового руководителя:

1. Лидер - психолог открыто проявляет свою власть, оказывая постоянное воздействие на членов группы. Он побуждает их, оберегает, поддерживает, критикует и т.д. клиенты сильно от него зависят. Такой вид руководителя встречается в школе трансактного анализа.

2. Аналитик - в распоряжении клиентов для осуществления ими переноса на него инфантильных чувств к отцу и матери. Ведет себя индифферентно, а когда группа уточняет, что ей интересно, начинает интерпретировать ассоциации.

3. Комментатор. Психолог не руководит группой и не направляет ее деятельность. Он иногда обобщает и комментирует все, что произошло в группе - это зеркало группового процесса, резюме без выражения своих чувств.

4. Эксперт - советует, что следовало бы сделать, хотя сам не принимает активного участия в работе группы. Он координирует обсуждение. Эксперт не навязывает собственного мнения, но и не отказывается содействовать.

5. Аутентичная личность. Руководитель ведет себя как один из членов группы, выражает свои подлинные чувства. Он - модель для подражания, делится своими проблемами.
Есть ограничения аутентичности связанные с:

- личными, негативными качествами руководителя.

- целями группы. Чрезмерная активность может привести к центрации на личных проблемах психолога.

- сиюминутными потребностями группы (при чувстве антипатии к девианту всей группой психолог должен помочь ему).

Стили руководства [13]:

· Эмоциональная стимуляция - стимулирование проявления различных чувств, конфронтации отдельных членов группы.

· Опека – руководитель поддерживает членов группы заботой, вниманием; открыто выражает теплоту.

· Познавательная ориентация - руководитель вербализует чувства, которые испытывает клиент, объясняет смысл поведения человека и всей группы.

· Исполнительная функция - руководитель устанавливает правила, определяет нормы, направляет деятельность, следит за временем и т.д. руководитель держит группу в полном повиновении и использует собственное положение для достижения целей.

Групповая динамика.

Групповая динамика (далее ГД)- совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияние членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени.

ГД составляют:

- задачи и нормы группы

- ее структура и структура лидерства

- групповые роли

- сплоченность группы

- групповое напряжение.

Задачи группы.

Задачи группы определяются общей системой работы в ней. Например, совершенствование навыков общения, межличностного стиля взаимодействия и т.д.

Есть общие задачи:

исследование психологических проблем каждого человека в группе и оказание помощи в их решении;

изменение неадаптивных стереотипов поведения и достижение адекватной социальной адаптации;

приобретение знаний о межличностных и групповых процессах для более эффективного взаимодействия с людьми;

содействие процессу личностного роста;

устранение болезненных симптомов, соответствующих различным эмоциональным проблемам.

Нормы групповой работы - это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и определяющие санкции наказания при их нарушении. Чем жестче нормы и суровее наказание, тем авторитарнее группа. В каждой группе свои нормы, но всюду поощряются открытость, эмпатия, правдивость, теплота… от которых зависит эффективность работы группы. Индивид, не выполнивший нормы группы, оказывается в позиции девианта, которого группа либо сможет подчинить правилам, либо исключает.

Ведущий сразу знакомит участников с правилами работы, реализация которых необходима для защиты участников от негативного группового опыта, возможных травматических переживаний.

Например, обговариваются следующие нормы поведения в группе:

- откровенность и искренность;

- не использование "ярлыков" – необходимо говорить об отдельных аспектах поведения личности, а не оценивать ее глобально во избежание оскорблений;

- конструктивная обратная связь, которая выражается в передаче своих чувств, даже негативных, в форме кратких, но содержательных высказываний;

- контроль поведения: "обо всем можно говорить, но не все можно делать". На некоторых занятиях поощряется реализация чувств, но под контролем.

- ответственность. Каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы.

- правило "СТОП". Каждый участник имеет право без каких либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности.

- соблюдение конфиденциальности.

- толерантность. Участники должны с терпимостью относиться ко всем откровенным суждениям других участников группы.

Сплоченность группы.

Это необходимое условие, выражающееся в стремлении членов группы остаться в рамках группы, сохранить ее. Следствие сплоченности - особые отношения, которые складываются между членами группы. Особая атмосфера возникающая в ходе коррекционной деятельности.

Групповое напряжение.

Во время деятельности члены группы могут противостоять друг другу во взглядах, отношениях и др. Появляется антипатия, неприязнь, агрессивность, конфликты между участниками группы, участником и руководителем.

Групповое напряжение связано с внутренним напряжением каждого индивида в группе. В групповой психокоррекции агрессию не подавляют, а стараются выявлять либо вербально (рассказ об этих чувствах), либо в символической форме (используются дополнительные объекты: клиент бьёт по подушке, которая является символов человека - предмета агрессии).

Если напряжение в группе велико и не заменяется сплоченностью, то это ведет к распаду группы. Слабое напряжение тоже негативно, т.к. работа над собой затормаживается, члены группы удовлетворены отношениями, стараются не замечать комплексы. Психокоррекционная группа нуждается в постоянных конфликтах, взаимной критике и конфронтации своих членов.

Сплоченность группы - стабилизирующий фактор, который обеспечивает поддержку и относительную безопасность.

Групповое напряжение - побуждающий фактор, обеспечивающий неудовлетворенность и желание что-то изменить. Психолог должен контролировать динамическое равновесие между этими факторами.

 

Практическое занятие № 3.

Цель занятия – закрепить на практике знание основ и закономерностей групповой работы научиться осуществлять управление процессом групповой динамики

План занятия.

Групповая динамика.

Практическое задание для самостоятельной работы.

1. По каждому пункту плана приготовить доклад в виде краткого теоретического обзора (выложить в качестве блога в среде Moodle), либо вопрос к докладчику для последующей дискуссии (записать в рабочей тетради).

2. На основе изучения практической психологической литературы (предлагаются, прежде всего, работы Осиповой А.А.), приготовить для краткой презентации разбор конкретной составляющей групповой динамики (название, предназначение, организационные аспекты, пример):

· задачи и нормы группы;

· структура группы и структура лидерства;

· групповые роли;

· сплоченность группы и факторы, вызывающие сплоченность;

· групповое напряжение.

3. Осуществите подбор 1-2 упражнений для организации групповой работы (создание психологического пространства, развитие групповой сплоченности …).

4. Контрольные вопросы и задания.

1) В чем состоят преимущества групповой формы работы практического психолога?

2) Перечислите основные свойства гетерогенной группы, критерии гетерогенности.

3) Как осуществляется подбор кандидатов для групповой работы?

4) Какие вам известны нормы работы группы психологического тренинга?

5) В чем состоят основные преимущества работы в гетерогенной группе?

6) В чем состоят недостатки работы в гетерогенной группе?

7) Охарактеризуйте возрастные категории лиц, участие которых в СПТ наиболее

8) актуально?

9) В чем состоят основные преимущества работы в малой группе?

10) В чем испытывают недостаток участники работы в малой группе?

11) Охарактеризуйте достоинства и недостатки больших групп.

12) Запишите определение понятия групповая динамика.

13) Перечислите задачи и нормы группы СПТ.

14) Какова ролевая структура группы? Приведите пример.

15) Какие вам известны варианты поведения лидера группы?

16) Дайте определение понятия групповая сплоченность.

17) Дайте определение понятия групповое напряжение.

18) Охарактеризуйте факторы, вызывающие сплоченность.

19) В чем состоит назначение групповой напряженности.

20) Определите круг основных задач группового психолога.

21) В чем состоит значимость невербальных средств воздействия психолога на группу? Приведите примеры.

22) Приведите примеры случаев применения различных стилей руководства группой. Дайте краткое описание конкретной ситуации.

23) Какие вам известны варианты роли группового психолога?

5. Тестовые задания для самостоятельной подготовки. Выберите правильный ответ.

1. Кто из этих авторов выделил пять основных ролей группового руководителя?

а) Морено; б) С. Кратохвил; в) Р. Шиндлер; г) В. Шутц.

2. Перенос инфантильных чувств клиентов к отцу и матери на себя провоцирует:

а) аналитик; б) аутентичная личность; в) проводник; г) комментатор.

3. Какой из стилей руководства наиболее свойственен для «аналитика»?

а) познавательная ориентация; б) опека; в) эмоциональная стимуляция; г) инструктаж.

4. Какой по порядку фазе развития группы свойственно наибольшее напряжение?

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

5. Какой руководитель группы не руководит группой и не направляет ее деятельность?

а) комментатор; б) аутентичная личность; в) эксперт; г) аналитик.

6. Какой руководитель группы является моделью для подражания?

а) проводник; б) аутентичная личность; в) лидер; г) аналитик.

7. Если в группе есть клиент, стремящийся к доминированию и соперничеству с психологом, последнему следует использовать

а) прием попеременного игнорирования/обсуждения некорректных высказываний;

б) неожиданное предоставление ему обязанностей организатора;

в) метод «горячее кресло»;

г) вывести его из состава группы.

8. Высокий уровень напряжения на первой стадии групповой работы вызывается

а) поведением психолога; б) новыми условиями; в) необходимостью вступать в контакты; г) внутренним напряжением каждого индивида.

9. Главным стабилизирующим фактором, обеспечивающим поддержку и относительную безопасность, является…

а) соблюдение групповых норм; б) поддержка тренера; в) сплоченность группы; г) постоянство ролевой структуры.

10. Для защиты участников от негативного группового опыта, возможных травматических переживаний необходимо, прежде всего, …

а) работать, соблюдая обговоренные правила; б) согласовывать конфликтное поведение с ведущим; в) реализовывать коммуникативные навыки; г) избегать агрессивных проявлений.

11. Сколько различных фаз развития группы принято выделять?

а) 1; б)2; в) 3; г) 4.

12. Групповое напряжение, прежде всего, связано с…

а) ролью тренера; б) необходимостью сублимирования агрессии; в) отсутствием сплоченности; г) внутренним напряжением каждого индивида.

13. Какой вид тренинговых групп характеризуется постоянным количеством участников?

а) гомогенная; б) закрытая; в) проблемно-коррекционная; г) константные.

14. В группах какого рода низка интенсивность межперсональных взаимодействий?

а) малых; б) с разбиением; в) закрытых; г) устойчивых.

15. Если напряжение в группе велико и не заменяется сплоченностью, то это ведет к…

а) снижению уровня работы над собой; б) смене стиля руководства; в) распаду группы; г) смене тренера.

16. Интерперсональные взаимодействия участников и их роли способствуют формированию … структуры группы

а) формальной; б) организованной; в) неформальной; г) межперсональной.

17. При наличии в группе пассивных клиентов, психологу следует помочь им

а) осознать ответственность за протекание групповых процессов; б) вынести на обсуждение соответствующие психические проблемы; в) адаптироваться к системе побуждения группы; г) вывести их из состава группы.

 

Примеры и алгоритмы реализации дискуссионных методов АСПО.

Примеры и алгоритмы реализации дискуссионных методов АСПО.

4.4.1. Метод анализа конкретных ситуаций:

- ситуация – иллюстрация, какой-то конкретный случай – образец, предлагаемый для демонстрации;

- ситуация – упражнение, в предлагаемой для демонстрации конкретной ситуации, обучаемые должны запомнить какие-то элементы;

- ситуация – оценка, предлагаемая проблема уже решена, слушателям предлагается оценить ее;

- ситуация – проблема, перед педагогическим коллективом ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.

2 Социально-психологический тренинг

Тренер не осуществляет лидирующей функции, а играет роль доброжелательного наблюдателя, обеспечивает субъект - субъектный характер общения.

3. Игровое моделирование или имитационные игры.

Игры (имитационные) подразделяются на деловые, где заранее задана имитационная модель, и организационные, где участники сами выбирают систему решений.

Цель игротехники – организация деятельности участников игры, направленной на выработку решения проблемы.

План занятия.

1. Особенности групповой дискуссии как метода АСПО: сферы применения, распространенность, специфические требования, в т. ч., к личности тренера…

Примеры и алгоритмы реализации дискуссионных методов АСПО.

Практические задания для самостоятельной работы.

Технологический этап выполнения проекта состоит непосредственно в проведении групповых занятий. Они могут быть построены в традиционном или авторском стиле. Практическая деятельность на занятии может представлять собой серию упражнений, рассмотрение реальной ситуации, ролевую игру. Содержание занятия должно побуждать участников к активному включению в работу.

На технологическом этапе в соответствии с потребностями участников апробируются и корректируются положения запланированной программы занятий. Какими бы привлекательными ни выглядели задания и упражнения на стадии изучения программы, они могут не соответствовать настроению членов группы, их актуальным проблемам.

Заключительный этап реализации проекта групповой работы подразумевает анализ и рефлексию преобразовательной психологи - ческой деятельности, подведение итогов, оценку полученных результатов. В этот процесс включаются все участники групповой работы; именно здесь психолог имеет возможность получить итоговую обратную связь в дополнение к промежуточной обратной связи, предусмотренной отдельными заданиями и упражнениями. Члены группы могут высказать свое мнение относительно выполненного проекта, степень удовлетворенности своим участием в групповой работе, сформулировать свои пожелания психологу.

План занятия.

Т-группы.

Сензитивный тренинг.

6.5. Группы встреч.

    Теоретический обзор по теме № 6.

Учебная модель.

Многие упражнения, предлагаемые в таких группах, направлены на приобретение опыта. В целом форма работы в них явно учебная, что соответствует отходу от лечебной медицинской модели и переориентации на решение проблем, которое требует определенных умений. Занятия в таких группах больше похожи не на психотерапевтические сеансы, а на инструктаж. К участникам относятся как к студентам, стремящимся исправлять недостатки, которые они у себя находят, и совершенствовать свое умение жить. Руководители таких групп дают систематизированные инструкции по изменению способов поведения и жизненных установок, а также по достижению целей, которые участники ставят перед собой.

Для руководителей групп тренинга умений наибольший интерес представляет изучение нормального развития личности. Например, тому, кто подумывает о вступлении в брак, следует расширять репертуар умений, необходимых для объединения двух уникальных личностей, обладающих каждая своим стилем жизни, в гармоничное целое. Если необходимые умения не приобретены на соответствующем этапе развития, человек оказывается в невыгодном положении при встрече с будущими трудностями и стрессовыми ситуациями.

Одним из критических периодов жизни является превращение подростка во взрослого человека, когда впервые возникает необходимость сделать множество жизненно важных выборов. На этом этапе приобретаются умения вступать в межличностные отношения, удовлетворять свои потребности, справляться с тревогой и беспокойством, а также другие жизненно важные навыки, которые определяют будущие удачи и неудачи в установлении близких отношений и достижении независимости и компетентности в работе и в других сферах жизни. Есть множество причин, по которым человек не приобретает необходимые умения на каждом этапе. К их числу относятся отсутствие адекватной родительской модели поведения, не поддерживающее или обедняющее окружение, …

В группе может возникнуть разделение труда, способствующее более эффективному использованию времени и более высокому качеству решения проблемы, чем если бы она решалась отдельной личностью. Однако научению в группе могут мешать защитные реакции ее участников, их конформизм или стремление к власти. Некоторые руководители поведенческой ориентации сознательно создают в группе оптимальный для научения климат, для чего они всячески способствуют повышению сплоченности группы, модификации ее коммуникационных структур, уравниванию силы ее участников и установлению общегрупповых целей, служащих противовесом для индивидуальных целей.

Постановка цели.

Перед членами групп тренинга умений ставят цель — выработать такие формы поведения, которые либо одобряются обществом, либо желательны для самих участников. Руководитель группы тренинга умений обязан вносить коррективы в поведение участников, если они отклоняются от установленной цели в области общей личностной перестройки.

В группах обучают умению планировать карьеру и принимать решения, развивают способность справляться с беспокойством, совершенствуют навыки общения, уверенности в себе и родительские навыки...

Т-группы.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.16 с.)