Тематика практических занятий по новой и новейшей истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика практических занятий по новой и новейшей истории



ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

Для студентов 4 курса стационара, VII семестр

 

СИНЬХАЙСКАЯ РЕВОЮЦИЯ 1911-1913 ГОДОВ В КИТАЕ

1. Складывание революционной ситуации.

2. Сунь Ятсен и программа китайских революционеров.

3. Восстание в Учане. Революционные выступления в стране.

4. Политика Нанкинского правительства.

5. Причины установления и характер диктатуры Юань Шикая.

6. Характер и историческое значение Синьхайской революции.

 

Источники и литература

Новая история стран Азии и Африки (вторая половина XIX – начало ХХ веков). М.,1995. С.242 (№ 12), 247-51 (№ 16-21).

Синьхайская революция 1911-1913 годов в Китае: Сборник документов и материалов. М., 1968. Док. № 1,2,3,53,54,75,85,86,108,113,115.

Хрестоматия по новой истории. Второй период. Пособие для учителя. М.,1993. С.168-175.

Белов Е.А. Революция 1911-1913 годов в Китае. М.,1958.

Березный Л.А. Об основных этапах революционного процесса в Китае в первой половине ХХ века //Новое в изучении Китая: история и историография. М.,1988. С.85-92.

Века неравной борьбы. М.,1967. С.349-389, 431-449.

Ефимов Г.В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ятсен. М.,1979. С.102-196.

История Китая: Учебник/Под ред. А.В.Меликсетова. 2-е изд. М.:Изд-во МГУ, 2002. С.365-380.

Крымов А.Т. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае, 1900-1917 гг. М.,1972.

Ленин В.И. Демократия и народничество в Китае //Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.21. С.400-406.

Ленин В.И. Обновленный Китай // Там же. Т.22. С.189-191.

Ленин В.И. Борьба партий в Китае // Там же. Т.23. С.138-140.

Никифоров В.Н. Первые китайские революционеры. М.,1980. С.89-109.

Непомнин О.Е. Социально-экономическая история Китая, 1894-1914 гг. М.,1980.

Новая история Китая. М.,1972.

Стабурова Е.Ю. О перспективах дальнейшего изучения Синьхайской революции // Новое в изучении Китая: история и историография. М.,1988. С.93-96.

Тихвинский С.Л. Завещание китайского революционера. М.,1986. С.58-89, 92-119.

Тихвинский С.Л. Китай и всемирная история. М.,1987. С.66-103.

 

Методические рекомендации

Главная задача студента – определить роль событий 1911-1913 годов в длительном революционном процессе в Китае. Изучая революционную ситуацию, предшествовавшую Синьхайской революции, нужно выделить её специфические особенности, охарактеризовать степень зрелости её объективного и субъективного факторов. Это даст ключ к пониманию характера и особенностей самой революции.

Предреволюционное движение в Китае 1905-1910 годов состояло из трех основных направлений: реформаторского, революционного-демократического и массового, народного. Характеризуя эти движения, особое внимание обратите на революционно-демократическое направление, его основные организации. Проанализируйте взгляды лидера этого движения Сунь Ятсена, дайте характеристику разработанной им программы, выделите её слабые и сильные стороны.

При изучении революции обратите внимание на изменения в расстановке политических сил по ходу событий. Проанализируйте поведение разных социальных групп, либералов и революционеров во время восстания в Учане и других центрах, политику Нанкинского правительства. Выясните причины установления диктатуры Юань Шикая. Подумайте над вопросом, какие действия самого этого правительства открыли дорогу диктатуре, кому она была выгодна как в самом Китае, так и вне его. Познакомьтесь с анализом политической ситуации 1913 года, данной В.И.Лениным в работе «Борьба партий в Китае».

Подводя итоги, определите историческое значение Синьхайской революции. Подумайте, решила ли она все те исторические задачи, которые стояли перед ней.

 

Методические указания

Важный этап длительного революционного процесса в Китае был связан с событиями 1925-1927 годов. Для понимания их сути необходимо выяснить те задачи, которые продолжали объективно стоять перед китайским обществом после движения «4 мая 1919 года». Однако в начале 20-х годов появились новые варианты их решения в связи с началом деятельности двух основных политических партий – Гоминьдана и Компартии (КПК). Поэтому следует познакомиться с источниками, касающимися этих партий, и выяснить причины и условия их сближения, а затем и союза.

При подготовке третьего вопроса обратите внимание на сочетание закономерности и случайности, породившее движение «30 мая». Определите его значение для революции, то есть для начала решения вопроса о политической власти на всей территории Китая.

Рассматривая события Северного похода, сначала выясните причины его неизбежности. Особенно важно проанализировать разные его стороны: военную, политическую и социальную. Если две первые довольно легко поддаются анализу, то социальная сторона требует особого подхода. Нужно проанализировать по источникам состояние китайской деревни и дать оценку аграрной программы Гоминьдана и попыток её реализации. В этом большую помощь может оказать книга А.А.Писарева. Это позволит лучше понять причины переворота 1927 года.

В заключении нужно постараться определить характер революции, причины её незавершенности и историческое значение.

 

Методические указания

Первой из азиатских стран, которой коснулся революционный процесс начала ХХ века, был Иран. Эта страна, превращенная в полуколонию Англии и царской России, переживала тяжелый внутренний кризис, углубленный политикой правившей тогда династии Каджаров. Студенту следует разобраться в сущности этого кризиса. Определите, в чем проявились признаки революционной ситуации в стране, какие задачи объективно стояли перед иранской революцией. Выделите и охарактеризуйте её основные этапы. Определите, какие общественные силы играли роль политического лидера. Проанализируйте деятельность меджлиса в 1906-1907 годах, характер принятой им конституции, общественные настроения. Проследите процесс размежевания в обществе и в меджлисе по важнейшим вопросам внутренней политики. Дайте оценку программе и деятельности муджахидов, а также роли энджуменов в революционном процессе. Обратите внимание на позицию и политическую роль мусульманского духовенства.

Подумайте, какие силы и почему были заинтересованы в перевороте 1908 года. Дайте оценку событиям в Тебризе. Подумайте, почему именно там концентрировались самые радикальные политические силы. Выясните, кто сыграл главную роль в свержении диктатуры Мохаммед-Али шаха и кто воспользовался плодами этой победы.

Проследите отношение меджлиса и энджуменов к деятельности иностранного капитала в Иране, подумайте, почему оказалось возможным прямое вмешательство Англии, России и США в дела страны, дайте оценку характеру этого вмешательства.

Оцените итоги иранской революции: выясните, насколько были решены стоявшие перед ней задачи, какой опыт приобрел народ Ирана. Подумайте, чем отличалась по характеру иранская революция от буржуазных революций в Западной Европе XVII-XIX веков.

 

ЛИТЕРАТУРА

Источники: см. перевод документов Британского министерства иностранных дел в кн.: The History of South East, South and East Asia: essays and Documents / Ed. by Khao Kay Kim:Kuala Lumpur, 1977. – p.136-154.

Губер А.А. К вопросу об особенностях формирования классов и партий в колониальной Индонезии//Губер А.А. Избранные труды. М., 1976.

Беленький А.Б. Идеология национально-освободительного движения в Индонезии 1917-1942 годов: Радикальный мелкобуржуазный национализм. М.,1978. С.75-95.

Ионова А.И. «Мусульманский национализм» в современной Индонезии (1945-1965). М.,1972.С.10-29.

Гусев М. Битва вокруг шариата (ЮВА).-//ААС. – 2003, № 6.

Левин З. Наследие Мухаммеда Абдо // ААС. – 1992. - № 9.

 

Методические рекомендации

В начале работы над темой вспомните, какое значение имела для Нидерландов Индонезия как колония, какие формы приобретало там освободительное движение в XIX веке, какие особенности сложились в общественной структуре этой колонии к началу ХХ века. Затем следует ознакомиться с общей политической обстановкой в Индонезии 20-30 годов, ролью мусульманских партий и организаций в её формировании.

 При изучении документов британских дипломатов, разведчиков и их переписки с голландской колониальной администрацией следует помнить о предвзятом отношении этих лиц ко всему, что исходило от националистов Индонезии. Постарайтесь, привлекая научную литературу, выяснить, насколько реальной тогда была угроза голландскому присутствию в этой колонии. В тексте источников (путем их внутреннего сравнения и сопоставления с другими данными) постарайтесь найти ответ на вопрос, в чем были причины особого страха голландских чиновников и британских дипломатов перед деятельностью мусульманских организаций.

ЛИТЕРАТУРА

Общая

Медведко Л.И., Германович А.В. Именем Аллаха… Политизация ислама и исламизация политики. М.,1988.

Еремеев Д. Возникновение ислама//ААС. 1991. № 1-3.

Еремеев Д. Философские аспекты мусульманского мышления//ААС. 1991. № 5-6.

Еремеев Д. Шариат – исламский кодекс права и морали//ААС. 1991. № 8.

Малашенко М. Ислам в политике и политика в исламе//ААС. 1991. № 8.

Фауд Закария. Могут ли исламисты остановить историю//ААС. 1992. № 7.

«Круглый стол»: Ислам и экономическое развитие//ААС. 1993. № 3.

Сагадеев А. Исламский фундаментализм: что же это такое?//ААС. 1994. № 6.

Полонская Л. Современный мусульманский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития?//ААС. 1994. № 11.

Малашенко А. Исламское возрождение: увиденное, но неоцененное//ААС. 1995. № 9.

Угрожают ли России панисламизм и исламский фундаментализм//ААС. 1996. № 2.

Борисов А. Современные исламские течения: цели, стратегия, тактика//ААС. 1997. № 10.

Коргун Е. Исламский экстремизм у границ СНГ//ААС.1999. № 1

Васильев А. Исламский экстремизм как выражение кризиса мусульманской цивилизации//ААС. 2003. № 5.

Сюкняйнен Л. Ислам против исламского экстремизма//ААС. 2003. № 2.

Попов В. Исламский фактор в мировой политике//ААС. 2004. № 1.

Юсупов Ш. Исмаилизм: в поисках истины//ААС. 2000. № 1.

Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М.,2001.

Мусульманские страны у границ СНГ (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция - современное состояние, история и перспективы). М., 2001.

По отдельным странам

Ланда Р.Г. Исламисты уходят в подполье (Алжир)//ААС. 1992. № 9.

Долгов В. Алжир: надежда на возвращение мира//ААС. 2000. № 1.

Спольников В., Миронов Л. «Вы узнаете, к кому придет наказание…»(Афганистан)//ААС. 1992. № 3.

Спольников В., Миронов Л. Исламские фундаменталисты в борьбе за власть (Афганистан)//ААС. 1992. № 4.

Арунова М. Афганистан: Трудный путь к миру. 2002. № 11.

Набиев З., Арунова М. (Афганистан) Как создавалась цитадель мирового терроризма. 2002. № 8.

Сикоев Р. Несостоявшийся всемирный халифат. 2002. № 10.

Коргун В. Афганистан: Ислам и национальный вопрос. 2003. № 6.

Старченков Г., Махкамов М. Таджикская трагедия: финал или антракт? 1993. № 11.

Ниязи А. Таджикистан: Ислам и общество. 1996. № 7.

Скляров Н. Иран: нелегкий выбор пути. 1994. № 8-9.

Миронов Л., Тураджев В. Иран: Под знаменем ислама. Там же.

Гушер А. Иран: Исламское государство в теории и на практике. 1999. № 2.

Байба О. Саудовская Аравия: ваххабитский ислам и власть. 1993. № 1.

Старченков Г. Турция: Агония лаицизма?1996. № 6.

Киреев Н. Турция: Метаморфозы политического ислама. 2003. № 6.

Линда П.Малик. Пакистан: Феномен «исламского возрождения». 1995. № 12.

Плешов О. Пакистан: Ислам против ислама. 1997. № 8.

Плешов О. Пакистан: Исламизация как фактор развития? 1999. № 9.

Ганковский Ю. Пакистан: суннитско-шиитское противостояние. 1999. № 1.

Плешов О. Пакистан: Ислам и политическая культура общества. 2003. № 2.

Беляков В. Египет: Новая попытка создания фундаменталистской партии. 1996. № 9.

Баглиев М. Египет: Уроки борьбы с экстремистским исламизмом. 2002. № 12.

Ражбадинов М. Египет: От «Аль-Джихада» до «Аль-Каиды». 2003. №

Гусев М. ЮВА: Синдром экстремистского фундаментализма и борьба с ним. 2002. № 10.

Бибикова О. Кавказ-Центральная Азия: феномен ваххабизма. 1999. № 8.

Зарипов М. Коран читают по-разному (Танзания). 1994. № 6.

 

ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ

1. Понятие «исламский фундаментализм» в современной отечественной научной литературе.

2. Политическая роль ислама в …(Афганистане, Иране, Саудовской Аравии, Алжире, Таджикистане и других странах).

3. Основные направления и методы деятельности исламских партий (на примере двух-трех организаций по выбору).

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

Подготовка студенческого доклада в жанре политического портрета предполагает выполнение ряда требований, предъявляемых к этой работе.

Сбор материалов, освещающих жизнь выдающихся политических деятелей стран современного Востока, студент должен провести самостоятельно, используя приведенную ниже литературу как отправную точку.

В начале следует ознакомиться с биографическими сведениями об интересующей вас личности, дать оценку среде формирования будущего политического деятеля – то есть обстановке в семье, учебном заведении, стране в целом. Надо обратить внимание, какие качества были воспитаны у будущего политика в юности, как начинали формироваться его взгляды. Затем следует охарактеризовать начало его политической деятельности: формирование программы, отражение политических взглядов на выборе «команды» и партийных симпатиях, даже на личной жизни. Особо следует остановиться на характеристике периода зрелой политической деятельности – внутри- и внешнеполитической ориентации, средств достижения цели, поведения в критических ситуациях. В конце следует обобщить достоинства и недостатки политического деятеля, выявить причины его успехов и неудач, определить его роль в истории страны.

 

Литература

О них говорят (двадцать политических портретов). М.,1989.

О них говорят (двадцать политических портретов). М.,1991.

 

Бовин А.,Делюсин Л. Политический кризис в Китае. М.,1968.

Бурлацкий Ф. Мао Цзедун: «Наш коронный номер – это война, диктатура». М.,1976.

Федоренко Н.Т. Сталин и Мао: беседы в Москве (1949-1950 гг. Воспоминания)//Проблемы Дальнего Востока. 1989. № 1.

Федоренко Н.Т. Статья в газете «Правда». 1988. 23 октября.

Делюсин Л. Личная жизнь Мао Цзедуна глазами его врача//ААС.1996. № 3.

Делюсин Л. Каково место Мао Цзедуна в истории страны//ААС. 2001. № 2.

 

Белов Е. Чжоу Эньлай – первый премьер нового Китая//ААС. 1997. № 10.

Тихвинский С.Л. Чжоу Эньлай//Вопросы истории. 1988. № 6.

 

Барач Д. Дэн Сяопин. М., 1989.

Делюсин Л. Дэн Сяопин – революционер, маоист, реформатор//ААС. 1994. № 8-9.

 

Ганди М.К. Моя жизнь. М.,1969.

Юрлова Е. Махатма Ганди – борец за социальную справедливость//ААС. 1999. № 12.

 

Ганди Индира. Статьи, речи, интервью. М., 1975.

Ганди Индира. Внешняя политика Индии. Избранные речи и выступления 1960-1982 гг. М., 1982.

Горев А. Роса на лотосе. Индира Ганди: мечты и свершения. М.,1967.

 

Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. Т.3. М.,1989.

Неру Дж. Открытие Индии. В 2-х тт. М.,1989.

Горев А. и др. Неру. М.,1980.

Гопал С. Джавахарлал Неру. Биография. Т.1. М.,1989.

Мартышин О.В. Политические взгляды Джавахарлала Неру. М.,1981.

Литман А. Джавахарлал Неру (к 100-летию со дня рождения)//ААС. 1989. № 10.

Челышев А. Джавахарлал Неру и Советский Союз//ААС. 1989. № 11,12.

Шаститко П. Социализм Дж.Неру//ААС. 1994. № 6.

 

Афанасьев В. Южная Африка: Надежды на будущее//ААС. 1991. № 6.

Осипов О. ЮАР: Друзья? Противники? – Там же.

ЮАР-92 (серия статей)//ААС. 1993. № 6.

Корочанцев В. «Путь к свободе бесконечен»//ААС. 1994. № 11.

 

Бовин А.Е. Начало восьмидесятых: Политические очерки. М.,1984. С.35-55 (материал об аятолле Хомейни).

Беляев И. Хомейни: политический портрет//Литературная газета. 1988. № 2.

Агаев С.Л. Иран между прошлым и будущим: события, люди, идеи. М.,1987.

Иранская революция 1978-79 годов: Причины и уроки. М.,1989.

Иран-94 (серия статей)//ААС. 1994. № 8-9.

 

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

Для студентов 4 курса стационара, VII семестр

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.215.75 (0.061 с.)