Глава 3. Особенности досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Особенности досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации



Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.

В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно:

1) по инициативе самого Президента РФ - в случае его отставки;

2) по не зависящим от воли Президента РФ причинам - в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) по инициативе Федерального Собрания - в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности.

Отставка президента - добровольный уход главы государства со своего поста. Механизм отставки Президента РФ Конституцией РФ не урегулирован, поэтому необходимо принятие специального федерального закона.

Процедура прекращения полномочий Президента РФ в результате определённой  неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия также требует детальной правовой регламентации в федеральном законе, где необходимо указать: какой орган и каким образом устанавливает факт наличия стойкой неспособности осуществлять власть, каковы ее критерии и т. д.

Отрешение (статья 93 Конституции)  - Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.[12]

Основаниями для отрешения Президента РФ от должности являются совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления. Перечень тяжких преступлений определяется в УК Российской Федерации.

Процедура отрешения Президента РФ от должности складывается из трех этапов.

1. Выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Инициатива в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Государственной Думы.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ должно содержать конкретные указания на признаки тяжкого преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ и заключение специальной комиссии рассматривается на заседании Государственной Думы. По итогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд для дачи заключения.

Если предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ не получило поддержки большинства в две трети голосов от общего числа депутатов палаты, Государственная Дума оформляет постановление об отказе в выдвижении обвинения против Президента РФ.

2. Подтверждение решения Государственной Думы заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

3. Принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против главы государства. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением Совета Федерации.

Если решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности не набрало необходимого количества голосов, рассмотрение обвинения против Президента РФ прекращается, что оформляется постановлением Совета Федерации.

Постановление Совета Федерации незамедлительно доводится через средства массовой информации до всеобщего сведения.

С момента досрочного прекращения полномочий Президента РФ по рассмотренным выше основаниям до избрания нового главы государства соответствующие государственные функции временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Таким образом, Президент может досрочно завершить свои полномочия по нескольким обстоятельствам: 1) по его собственной инициативе 2) неспособности по состоянию здоровья осуществлять гос. власть 3) при принятии решении об его отрешении.


Заключение

Подводя итоги данной курсовой работы, можно сказать, что институт президентства является одним из наиболее важных органов представительной власти в Российской Федерации. Раньше, данного института не существовало, но с его появлением наблюдается значительные улучшение в области демократизации власти. В СССР власть фактически была сосредоточена в руках одного правителя, что приводило к деспотии. Сейчас же при президент значительно ограничен в полномочиях, и не может узурпировать власть.

Стоит отметить, что Президент РФ обладает значительными полномочиями в исполнительной, законодательной и судебной властях, но эти полномочия не безграничны. Таким образом, не нарушается принципы демократического государства.

Президент Российской Федерации как глава государства является гарантом ее Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина. Надеюсь, в ближайшем будущем, благодаря правильным действиям главы государства благосостояния нашей страны улучшиться. Россия станет ведущей страной на мировой арене.

 

 

Список литературы

1. Конституционное право России: учебное пособие / В. В. Никулин, А. В. Пчелинцев. – Тамбов: Издательский центр ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2019. – 80 с.

2. О.Е. Кутафин. Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. академика О.Е. Кутафина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ,2000. – 416 с.. 2000

3 История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003. С. 94.

4. Блинов А.Б Полномочия Президента Российской Федерации // Труды института государства и права российской академии наук. Статьи аспирантов и стажёров института государства и права. - М.: Ин-т гос. и права РАН, 2010, № 6.- С. 73-824

5. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской     Федерации [Текст]: Основной закон. – М.: Юрист, 2020. – 33 с.

6. О выборах Президента Российской Федерации: федер. закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Правовой сайт КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru

 


[1] Конституционное право России: учебное пособие / В. В. Никулин, А. В. Пчелинцев. – Тамбов: Издательский центр ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2019. – 47 с.

2 О.Е. Кутафин. Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. академика О.Е. Кутафина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ,2000. – 201 с.. 2000

 

[3] О.Е. Кутафин. Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. академика О.Е. Кутафина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ,2000. – 201 с.. 2000

[4] О выборах Президента Российской Федерации: федер. закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Правовой сайт КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru

[5] Блинов А.Б Полномочия Президента Российской Федерации // Труды института государства и права российской академии наук. Статьи аспирантов и стажёров института государства и права. - М.: Ин-т гос. и права РАН, 2010, № 6.- С. 75

[6] Блинов А.Б Полномочия Президента Российской Федерации // Труды института государства и права российской академии наук. Статьи аспирантов и стажёров института государства и права. - М.: Ин-т гос. и права РАН, 2010, № 6.- С. 76

[7] Блинов А.Б Полномочия Президента Российской Федерации // Труды института государства и права российской академии наук. Статьи аспирантов и стажёров института государства и права. - М.: Ин-т гос. и права РАН, 2010, № 6.- С. 76

[8] История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003. С. 94.

[9] Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: Основной закон. – М.: Юрист, 2020. – 29с.

[10] Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: Основной закон. – М.: Юрист, 2020. – 29с.

[11] Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: Основной закон. – М.: Юрист, 2020. – 28с.

[12] Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: Основной закон. – М.: Юрист, 2006. – 29 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.009 с.)