Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условия продуктивного взаимодействия – как технология.
Трудности аутичного ребенка в произвольной организации себя в пространстве и времени, трудность активного диалога с миром, невозможность уверенно чувствовать себя в ситуации, развитие которой непредсказуемо, - все это делает необходимым специальную работу по организации его жизни в школе. Необходимо помочь ребенку в создании устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения. Во-первых, это касается помощи в освоении пространства школы. Растерянность, тревога ребенка уменьшатся, если он четко усвоит свое основное место занятий, и что он должен делать во всех других местах школы, где он бывает. Как правило, для этого нужна специальная терпеливая работа. В некоторых случаях возможно использование схемы, плана школы. Сохранение постоянства в пространственной организации жизни ребенка в школе поможет избежать многих поведенческих проблем. Во-вторых, такому ребенку необходима помощь в организации себя во времени. Ему необходимо усвоение особенно четкого и стабильного расписания каждого текущего школьного дня с его конкретным порядком переключения от одного занятия к другому, приходом в школу и уходом домой, порядком этих дней в школьной неделе, ритм рабочих дней и каникул, праздников в течение школьного года. Планируя занятия такого ребенка, необходимо помнить о его высокой психической пресыщаемости, легком физическом истощении. Поэтому для него важно организовать индивидуальный адаптированный ритм занятий, возможность своевременного переключения и отдыха. Это можно сделать даже в условиях работы в классе, спланировав для такого ребенка возможность временно выйти из общего ритма и прослушать с помощью плеера определенный текст, музыкальный отрывок, а затем вернуться к общим занятиям. Чем глубже аутистическая дезадаптация ребенка, тем более развернутой должна быть помощь в освоении этих расписаний, тем детальнее должны быть они проработаны, тем конкретнее, нагляднее должны быть их формы. И во всех случаях это должно лично адресоваться ребенку, присутствовать в его дневнике, отдельной записной книжке или висеть на стене рядом с партой ребенка, состоять из понятных ему обозначений - рисунков, фотографий или надписей. Необходимо учесть, что такого ребенка надо учить, как использовать расписание. В результате такой работы может значительно улучшиться самоорганизация, уменьшиться «поведенческие» проблемы, связанные с импульсивностью, отвлекаемостью, трудностями переключения. Новые занятия, вводимые как дополнение, развитие устойчивого порядка расписания легче воспримутся таким ребенком, обычно отвергающим любые попытки перемен.
Временной режим – это адаптационный период, визуальное расписание режима дня, визуальный план урока. Организация окружающего пространства – это зонирование пространства, обедненность, система визуальных подсказок. Для того, чтобы создать упорядоченное пространство необходимо: Определить функциональное назначение каждого помещения в группе, школе, дома. Все помещения можно обозначить при помощи информационных табличек. Такие пиктограммы дают ребенку возможность не только сориентироваться в окружающем мире, но и напоминают, какие социальные действия можно осуществлять в конкретном помещении / зоне. Они являются сигналом для выполнения определенных социальных действий. Всегда выполнять определенный вид деятельности только в соответствующем помещении. Это формирует у ребенка четкие упорядоченные представления о том, что и где он должен делать. Создание порядка и предсказуемости действий позволяет аутичному ребенку наилучшим образом адаптироваться кокружающий его обстановке, сформировать ситуативные социально-поведенческие паттерны. Недопустимы: занятия в игровой зоне или комнате отдыха, перекусывание в раздевалке и другие действия в помещениях, не предназначенных для этого. Это может вызвать нежелательное поведение ребенка. Учебные и игровые материалы, предметы быта должны находиться в соответствующем помещении или зоне. Их перемещение неприемлемо и значительно затрудняет ориентацию ребенка в пространстве и познание социальных функций предметов, помещений. Организация рабочего места должна предусматривать боковые ширмы, отдельный рабочий стол-парта, наклонную поверхность, визуальные подсказки на рабочем месте, визуальные инструкции, визуальные правила поведения.
Для того чтобы обеспечить возможность социального взаимодействия, игровая зона организуется особым образом: с одной стороны, дети должны находиться на одной территории, и обязательно, чтобы у каждого было свое собственное, четко обозначенное игровое пространство. Для сокращения дистанции между игроками и создания чувства единства используются общие игровые поверхности: однотонный ковер, мат, игровой стол квадратной формы. С целью обозначения собственного игрового пространства используется прием разграничения, т. е. общая игровая поверхность делится на две равные части. Например, поверхность стола разграничивается с помощью клейкой ленты, поверхность ковра — длинной веревкой и т.д. Для предоставления каждому участнику игры собственного пространства могут также использоваться маленькие туристические коврики - пенки, которые кладут на большой ковер рядом. Взрослые помогают детям соблюдать границы, «не вторгаться» на территорию друг друга. В результате, дети чувствуют себя спокойнее, увереннее. У них не возникает протестных реакций, появляется возможность играть за одним столом. По мере того как дети привыкают друг к другу и осваивают навыки социальной игры, необходимость в разделении игровой зоны уменьшается. В качестве вспомогательных средства могут быть использованы сенсорные приспособления - наушники; стул со специальной накладкой (резиновая подушка); фитбол вместо стула; приспособления для рисования, письма (специальная ручка/карандаш; насадка и т.д.) Организация социального окружения в работе с детьми с РАС. Социальное окружение – это все те люди, которые взаимодействуют с ребенком с РАС, родители, педагоги, родственники, знакомые. Это особенно важно, потому что именно под влиянием непосредственного социального окружения у ребенка формируются навыки межличностного взаимодействия, социальной игры, сотрудничества, коммуникации и др. Такими ключевыми факторами, оказывающими влияние на формирование социальных, коммуникативных навыков являются: - компетентность. Предполагает наличие у взрослых из ближайшего окружения ребенка теоретических знаний по проблеме аутизма. - психологические установки. Наличие позитивных психологических установок – важнейшие условия эффективной работы: доброжелательность по отношению к ребенку; целеустремленность и упорство – готовность к систематическим, регулярным занятиям; терпимость по отношению к ребенку; внимательность и оптимистичность; готовность поощрять ребенка каждый раз, когда он делает попытку выполнить задание, даже если она не очень успешна; требовательность взрослых и последовательность. - поведение окружающих. Взрослые постоянно должны демонстрировать ребенку адаптивные образцы поведения. Для этого взрослые не только сами моделируют адекватные поведенческие реакции, но и побуждают ребенка к их копированию, а затем подкрепляют их. - особый речевой режим общения. Речевое общение всегда в спокойной обстановке, т.е. относительная тишина отсутствие отвлекающих факторов – незнакомая обстановка, движущиеся объекты, люди, животные, шумы. Речь взрослого должна быть ситуативной – речь тесно связана с непосредственной ситуацией общения. Высказывания должны быть короткими и упрощенными - детям с аутизмом сложно воспринять и понять длинные речевые конструкции – все это для них непонятно, это ШУМ. Слова, которые мы используем при общении, должны быть распространенными и общеупотребительными. Необходима четкая, слегка утрированная артикуляция (из-за нарушения у детей слухового внимания и восприятия). Темп речи должен быть слегка замедленным, слова необходимо растягивать. Необходимо соблюдать баланс между спокойным и эмоционально окрашенным тоном. Это излишне возбуждает ребенка. После произнесенной фразы ребенку необходимо дать время для ответной реакции. Нужно выдержать паузу и подождать в течение нескольких секунд после высказывания. Использование в необходимом объеме доступной для ребенка системы поощрений: пищевые, сенсорные, предметные, социальные стимулы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.006 с.) |