Почему встал вопрос о реформе РПЦ? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему встал вопрос о реформе РПЦ?



Он встал еще при воцарении Михаила Романова. Этот вопрос активно поднимался. Русские богослужебные книги до Ивана IV писались вручную. Книги, переписываемые вручную были переделаны с ошибками. В церквях нашего времени сохранялось многогласье (церковная служба строится на чтении и пении. Русские священники решили объединить эти 2 компонента и делали все одновременно). Обходы в греческих церквях по солнцу, у нас против, расходились по кол-ву походов. При Филарете приезжали в Москву восточные патриархи за пожертвованием. Русские печатные книги афонские монахи сожгли, объявив их в еретичестве. Мы- единственные православные, теперь русские смотрели на греков, как на отступников (т.е. отступили они от истинной веры). На Украине уже произошла такая церковная реформа. Проводил ее Петр Могила, помогал ему Станинский. Они произвели реформу Украинской церкви по греческому образцу. Организовали коллегии, где учили монахов греческому и латыни. Но русские были против: т.к на латыни идет служение католическое. Люди впали в беспокойство.

Проведение реформы отдали в руки человеку, который был сильной личностью – Никону. Родился 1605г в Нижегородской губернии в Княгининском уезде. У него был биограф, который записывал его биографию, но записывал уже после падения Никона, поэтому она чуть приукрашена. В биографии говорится, что он богоизбран, что он с детства должен был сделать что то для церкви. Он рано остался без матери, рос с мачехой, в юном возрасте ушел в Макарьевский монастырь, проявил себя в учении и показывал очень хорошие результаты. Но около 20 лет он ушел, завел семью и стал священником в одном из приходов. Говорят, что купцы пригласили его в Москву. В 17в появляются настоящие проповеди. В один год у Никона умерли все сыновья, он рассчитал это как знак сверху. Принял постриг, уходит на Белое море в скит и принимает имя Никон. Далее происходит ссора со старцем этого монастыря, и он бежит из скита. Сам Никон пишет, что в море попал в шторм, но выжил. Удалился в Кужеозерскую пустынь был игуменом. В 1646г приезжает в Москву. Никон беседует с царем, и производит на него очень большое впечатление. Царь попросил произвести его в архимандриты, перевел в Новоспасский монастырь, там находилась родовая усыпальница Романовых. Поэтому царь часто бывает там, потом просит его приезжать ко двору каждую пятницу. С этого момента начинается их дружба. Через несколько лет в 1648г умирает новгородский митрополит, и царь просит назначить Никона на место новгородского митрополита. В 1649г Никону принадлежала идея перевести из Соловков останки митрополита Филиппа, при Иване IV, в Москву, что свидетельствовало о примирении светской и духовной власти. И попросил написать царя письмо этому митрополиту, царь написал, но он говорил о том, что Иван IV не знал что делал. И когда они поплыли на остров, одна ладья затонула, а Никон остался жить, и понял что ему уготована какая-то духовная миссия. Кружок "ревнители древнего благочестия" -  Ртищев, Алексей Михайлович, Стефан Банифатий, протопоп Аввакум, протопоп Иоан Меронов, Никон. Они хотели привести все к единому образцу. Меронов ввел в церкви где он служи единогласие, священники были недовольны и написали патриарху челобитные. При церкви ввел проповеди, работный дом – для нищих и странников. Было 2 подхода к реформе – первый-исправление книг и обрядов по греческому образцу (Никон, Алексей Михайлович, Стефан Банифатий) второй - исправление книг по древнерусским образцам(все остальные). Считалось, что греки сами отступили от истинного православия, значит не нужно руководствоваться их книгами. В 1649г был конфликт между Иосифом и членами кружка по поводу земных поклонов и единоголосия. Патриарх не поддержал идею кружка. Однако царь видел несогласие, написал послание константинопольскому патриарху и поставил ряд вопросов. В 1651г был собран Духовный собор, который утвердил единоголосие. В 1652г умирает Иосиф, царь вызывает в Москву Никона. Предстоят выборы патриарха, у кружка был свой представитель Стефан. Но он поддержал Никона. Был выбран Никон, став патриархом он изменил свою политику, все коллеги по кружку свидетельствуют, что его нрав изменился. Руководил церковью единолично, часто раздавал строгие наказания. Никон решил ускорить проведение реформы. В 1653г он составил память – руководство по совершению церковного богослужения – положил 4 земных и 12 поясных поклонов вместо 16. Члены кружка восприняли в штыки. В 1653г собирается Церковный собор, на котором Никон ставит вопрос о необходимости реформы. В ходе решили исправлять книги и по древнерусским и по греческим образцам. Также поставлен вопрос о троеперстии. Который решен не был. Никон понял, чтобы проводить свою линию церковной политики, ему необходимо поддержка еще и восточных церквей. Он отправляет грамоту. От иерусалимского патриарха не было четкой формулировки, антиахейский жестко сказал что надо, и в 1654г Никон вводит троеперстие. Члены кружка подали челобитную царю, о том что Никон нарушает все. Царь решать это дело не стал, и передал эту грамоту Никону, сказав что это внутрецерковные дела. Последствия были серьезными. В это время разбиралось дело протопопа Логина, на него был написал донос. Состоялся суд, лишили священства и отправили в ссылку. За Логина вступается Меронов, был против решения, его отправили в Вологду в ссылку. Протестует Аввакум, он отказался совершать церковную службу в соборе, и совершает службу в конюшне. Его действия были расценены как религиозное преступление. Его отправили в ссылку в Тобольск, за него заступился царь, поэтому его не лишили священства. Аввакум написал «Житие протопопа Аввакума», он писал его сам. Он писал, что много раз был бит прихожанами, и ему приходилось переезжать из церкви в церковь. В 1654г еще один Церковный собор, где принимают участие восточные патриархи, поставлены были теже вопросы. И было решено это началом реформы при помощи восточных патриархом. Никон регулярно собирал Церковный собор, который подтверждал реформу. В 1655г опять созван собор, Никон отстранил от участия реформы членов кружка, реформу проводили греки Дионисий Святогор и киевские монахи. Все эти личности вызывали у народа недоверие. В 1658г произошел раскол. Т.к. все протесты, которые были до были разрозненны и являлись частным мнением. На соборе было принято решение об отлучении от церкви, наложение анафемы на тех, кто не поддерживаем церковную реформу. К этому движению присоединяются и простые люди, не только священники. В 1666г собор – поставлен вопрос о реформе Никона, вопросы– являются ли греческие церкви истинно православными? Собор ответил положительно. Являются ли греческие книги истинно православными? Ответ положительно. Является исправление русских книг по греческим? Положительно. Т.о. собор признал окончательно реформу Никона. Принято официальное решение подвергать преследованию не только духовным лиц, но и светских. Протопоп Аввакум в 1682г был сожжен, его лишили священства и просидел в земляной тюрьме несколько лет.

 

Дело патриарха Никона. Суд над патриархом. Вопрос о священстве и царстве.
Никон взошел на престол с просьбой о том, чтобы Алексей Михайлович не вмешивался в политику церкви. Царь долго соблюдал это правило. Никон имел огромное влияние на царя. Вскоре он сделался одним из самых влиятельных людей государства. Когда подписывали документы, сначала шло имя Алексея Михайловича, затем Никона. Власть Никона над царем была основана лишь на личной привязанности царя к Никону. Это обстоятельство Никон не учитывал, он считал, что должен выполнить какую-то миссию. Миссия заключалась не только в проведении реформы, но и установлении священства и царства. Царь- это тот человек, который должен вести свой народ к спасению души, он должен сохранять чистоту душ. Патриарх – это духовный наставник, духовность выше. Т.е. патриарх должен обладать большими правами, чем царь. Именно он должен показывать тот путь к спасению души. Никон должен был установить практику, при которой духовная власть была бы выше светской.

Никон неоднократно называл Уложение «проклятой книгой». Никон сделался настолько влиятельным, что окружающие даже боялись его слуг (слуги здесь князья, а не тяглое население). Его слуг боялись больше, чем слуг царя. Когда царь уехал на Польскую войну в 1654 г он оставил управление государства на Никона. Такое поведение Никона вызвало недовольство в кругу бояр. Однако, Алексей Михайлович провел несколько лет без влияния Никона (когда был на войне). За 2 года участия в военных действиях значительно изменился. С 1656г. чувствуется рост самостоятельности царя, решения теперь принимает единолично. Происходит отдаление царя от Никона.

Апогей приходится на 1658г. При дворе встречали грузинского царевича, сам патриарх на приеме не присутствовал, присутствовали его слуги. Один из окольничих нанес прямое оскорбление слугам патриарха. Никон обратился к царю за защитой. С тем, что слуги обижают и остаются ненаказанными. Царь пообещал все исправить, но ничего не сделал. Никон очень оскорбился. Чувствует, что его влияние уходит. И в 1658г. он публично оставляет патриарший посох, слагает с себя патриаршие одежды и покидает Москву, удаляясь в свой Воскресенский монастырь. Никон рассчитывал на что, что царь вернется за ним и будет умолять его вернуться. Но ничего не происходит. Тогда Никон пишет послание Алексею Михайловичу, где излагает свои обиды, и просит прощения за свой поступок и просит его вернуть. Царь отвечает, что его прощает, но вернуться в Москву его не просит. Он воспринимает слова патриарха как добровольный отказ от власти и назначает на место Никона митрополита Крутицкого. Никон узнает это, его это раздражает. Поисий копается в его бумагах, вторгается в его хоз-во и он пишет гневное послание царю, где говорит: какое право имеет светская власть вмешиваться в церковные дела и назначать самим патриарха и пишет, что он не отказался от должности Всея Руси, он отказался только от должности патриарха в Москве. Никон утрачивает чувство реальности, где периодически посылает послания царю. Но он никак особо не реагирует на все это, спокойно реагирует, но держит его на расстоянии. Никон предпринимает несколько попыток вернуться в Москву. Тайно ночью в 1659г. Никон приезжает в Москву. Но до него доходит слух. Что царь не хочет с ним видеться и он уезжает обратно. Снова продолжается переписка между Никоном и Алексеем Михайловичем, где Никон то гневается на царя, то просит у него прощения. Царь успокаивает Никона в своих посланиях. В 1659г. царь хочет официально лишить Никона патриаршей должности. Но это сделать могут только представители церковной власти и только на Соборе. Необходимо было решение Вселенского собора, чтобы Никон ни к кому не смог обратиться за помощью.

В 1660г. царь проводит поместный собор, где местное духовенство дает положительный ответ на то, чтобы его лишить сана и они еще хотели лишить его священства. (они ссылались на церковное законодательство). Руководствуясь этим решением, Алексей Михайлович пишет послание восточным патриархам, где задает вопросы о лишении Никона сана и священства и приглашает приехать в Москву, чтобы присутствовать на этом мероприятии. Но восточные патриархи пишут, что лишение сана обязательно, а лишение священства – нет, не стоит его лишать; и приезжать в Москву они не хотят и вежливо отказываются. Царь понимает, что все-таки нужно присутствие Восточных патриархов.

В начале 60х гг в Москву приезжает священник по имени Поисий Григорит (выдающийся политик). Он приезжает по приглашению Никона, чтобы он помог ему выйти из этой ситуации. Он приезжает непосредственно к Никону, но он встречается с царем, понимая, что положение Никона безнадежно и царь просит его составить текст, где был бы полный перечень преступлений Никона, где были бы перечислены все его плохие деяния. В 1662 Никон самовольно тайно приезжает в Москву, он узнал, что Григорит принял позицию царя. Приезжает в свою резиденцию и просит своих посланников передать царю: Оставил я патриаршество никем не гонимый и вернулся никем не званный. Царь лично к Никону не явился, а через слуг передал указ, чтобы тот срочно уехал из Москвы и вернулся в свой монастырь. К 1664г. Григорит составил полный список вин Никона и отсылает это Восточным патриархом со словами, что без них это дело решить невозможно. Восточные патриархи (Константинопольский и Иерусалимский отказались приехать, но подробно ответили по каждому пункту), Александрийский и Антиахийский приехали. Но приехали лишь через 2 года. Собор состоялся в 1666-1667 гг. Перед Собором поставили несколько вопросов:

-имел ли право оставлять самовольно престол

-нужно ли наказать Никона

-нужно ли Никона лишить патриаршества

-нужно ли Никона лишить священства

Собор на все ответил положительно, кроме лишения священства. Во время Собора Никон вел себя вызывающе, открыто говорил патриархам, что они приехали сюда лишь за деньгами. Церковный собор лишает Никона сана, но не лишает священства и отправляют его обратно в свой монастырь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.009 с.)