И вновь встает вопрос: Какие идеалы и цели должны реализовываться в школе? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И вновь встает вопрос: Какие идеалы и цели должны реализовываться в школе?



   Анализ социально-политических и духовно-нравственных процессов, происходящих в нашем обществе, позволяет вы­делить, помимо демократических и общечеловеческих, целый ряд реально существующих, определяющих воспитательные отношения взрослых с детьми, целей и идеалов педагогиче­ской деятельности:

—   авторитарные цели формирования безынициативного исполнителя, поддерживаемые идеализацией командно-адми­нистративных отношений, утверждающих взгляд на человека как на средство достижения целей, а не цель. Их реализация подавляет свободу массы людей, способствует установлению привилегий и социально несправедливого расслоения общест­ва на командные и подчиненные слои н группы;

—   мелкобуржуазные цели и устремления, базирующиеся на различных видах кооперативной и частной собственности, особенно в теневой экономике, утверждающие приоритет лич­но-эгоистических интересов над общественными, стремление к наживе, подавление конкурента, к меркантилизму и его господству над нравственностью и духовностью;

—    националистические цели, разжигающие шовинизм, экстремизм, сепаратизм, превозносящие национальную ис­ключительность, сеющие вражду между народами, противо­речие идеям подлинного национального самосознания и воз­рождения, духу интернационализма;

—  буржуазно-космополитические цели, преподносимые как стремление к общечеловеческому единству, якобы до­стижимому вопреки объективным, реальным социальным про­тиворечиям в мире, утверждающие принципы деидеологизированного и аполитичного воспитания;

-— антисоциалистические и антикоммунистические цели, готовящие сознание молодежи к реставрации капитализма и опирающиеся на очернение истории нашего общества, лише­ние народа его исторического сознания и национального до­стоинства, разрушение идеологии марксизма-ленинизма, дис­кредитацию коммунистического идеала;

религиозные идеалы и цели, переживающие в сознании многих людей своеобразное возрождение, обусловленное об­щим кризисом и моральным падением общества, утверждаю­щие абстрактно-гуманистические заповеди, опирающиеся на сокрытый дотоле мощный пласт духовной культуры, облачен­ной в религиозные формы;

—   анархически-разрушительные цели, порожденные от­сутствием у людей опыта общественной деятельности в усло­виях демократии, свободы и культуры общения, подкрепляе­мые массовой практикой стихийных митинговых страстей, за­бастовок, актов гражданского неповиновения, террора, насилия и вандализма;

— монархические идеалы и цели, увлекающие разуверив­шуюся, потерявшую социальные ориентиры, прельщенную мишурным блеском дворянских традиций, молодежь;

— преступно-романтические цели достижения свободной и легкой жизни, приобретающие престижность в условиях экономического кризиса, расшатывания системы всеобщего среднего образования, падения дисциплины в школе, сверты­вания соединения воспитания и обучения с производственным трудом, ослабления семейных связей, трудности для подрост­ков устройства на работу, усиления внимания преступного мира к молодежи как подрастающему резерву;

неофашистские цели культа сильной личности, способ­ной переступить границу добра и зла, отвергающей нравст­венность и совесть как проявление слабости, готовой на лю­бую жестокость ради утверждения власти сильных над сла­быми,

 

Это многообразие умонастроений, целей, стремлений, ин­тересов, циркулирующее в общественном сознании, оказы­вает мощное влияние на детей, порождая в их среде расте­рянность, скептицизм, индифферентность к общечеловеческим идеалам, цинизм, отчужденность от подлинной культуры.

 Сегодня жизненно важно с предельной ясностью разобраться в идеалах и целях гуманной, демократической педагогики пе­риода социально-экономического, политического и нравствен­ного обновления общества.

Цель педагогической деятельности взрослых разрабаты­вается и формулируется на основе глубокого изучения тен­денций общественного развития, предъявляющих комплекс требований к общественному человеку, с учетом его природ­ных и духовных возможностей.

 

Структурно цель воспитания   гуманной, демократической личности, может быть рассмотре­на

Как идеал;

как общая стратегическая задача;

 как общая тактическая задача;

как задача отражения в воспитании ин­тересов, ожиданий, стремлений различных социальных и на­циональных групп, наконец,

 как задача обеспечения развития интересов, стремлений, способностей, дарований, духовных потребностей отдельной личности.

 

В качестве цели — идеала всегда будет сохранять свое значение и духовную ценность идея всестороннего развития всех сущностных сил  человеческой личности, ее возможно более полная физическая, интеллектуальная и духовно-нрав­ственная самореализация, бесконечное совершенствование человека и общества на этой основе.

Этот идеал является высшей общечеловеческой ценностью. И борьба за его осу­ществление делает человеческую жизнь осмысленной, оду­хотворенной и целеустремленной, а самого человека — чело­вечным.

Идеал воспитания как цель педагогической деятельности содержит в себе нравственные, эстетические и культурно-образовательные характеристики личности.

С точки зрения нравственности идеальный человек является носителем обще­человеческих норм морали, высоких духовных ценностей. Как суверенная личность он руководствуется только мораль­ными принципами, свободен от конъюнктурных внешних влия­ний и соображений выгоды в выборе поведения, ответственен перед совестью и людьми. В общественной жизни он стре­мится к творческому самоутверждению и самовыражению, созиданию материального и духовного блага. Он заботится об экологической целостности природы, культурной, нравст­венной чистоте и единении общества. Он непримирим к злу в любых его проявлениях: войне, кровопролитию, националь­ной розни, преступности, насилию человека над человеком, социальной несправедливости, социального и национального неравенства между людьми.                                                                                                            

Эстетически идеальный человек характеризуется стремле­нием к достижению внутренней духовной целостности, гар­монии сознания, воли, поведения. Красота личности проявля­ется в единстве ее духовности и реальных отношений к миру.

Культурно-образовательная характеристика идеального чело­века состоит в том, что он непрерывно обогащает себя зна­нием духовных богатств, умениями и навыками самосовер­шенствования. Всем этим и достигается гармония истины, добра и красоты, реализуется идеал.

 

Цель воспитания как общая страте­гическая задача состоит в том, чтобы сформировать реаль­ную, граждански устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого себя.

 

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Это достигается, возможно, более полным раз­витием ее сущностных духовных и физических сил, способ­ностей, дарований и талантов. Стратегия воспитания гуман­ной, демократической личности заключается в   обеспечении ребенку возможности духовного развития, формирующего внутреннюю, интеллектуально-нравственную свободу выбора поведения и способность отстаивать свои жизненные позиции. Важным средством такого развития детей является форми­рование у них самостоятельного мышления. Идеологизированность общественного и индивидуального сознания есть объективное условие нормального функционирования духов­ной жизни общества и личности, оберегающее их от мораль­ного распада, разложения, гниения. Вместе с тем, идеология, ее постулаты и догмы, не должны сковывать сознания ребенка, накладывать запреты на свободу мышления, подме­нять собою активный творческий процесс мышления. Ребен­ку необходимо привить интеллектуальную смелость критиче­ской оценки бесспорных истин, догм, мифов, табу, стереоти­пов, шаблонов, единственно правильных идей, незыблемых постулатов, опирающихся на веру, ведущих к интеллектуаль­ному рабскому послушанию, бездумному и безответственному повиновению, указаний свыше. Господство унифицированного, идеологизированного сознания, его абсолютный автори­тет сводит на нет активность мышления, низводит мысли­тельный пpoцecc на уровень обслуживания, толкования и разъяснения идеологических категорических императивов. Между тем, сама идеология может успешно выполнять свою функцию духовного регулятора жизни лишь будучи движима свободным мышлением, отвоевывающим истины у объектив­ного мира, освежающим и совершенствующим содержание общественного сознания. Вот почему стратегические цели педагогического процесса предусматривают, наряду с форми­рованием идеологизированного, научно обоснованного созна­ния, развитие раскрепощенного диалектического мышления, способного к вскрытию противоречий, сомнению, критике, отрицанию, абсурдному предположению, разрушению автори­тетов, творчеству, к поиску неординарных решений.

Стратегические цели воспитания органично включают в себя также формирование у детей эстетического отношения к действительности. Человек относится к реальному миру не только рационально, познает его разумом, но и осваивает эмоционально, посредством чувств, выражает свое видение жизни в художественном изобразительном образе, звуке, сло­ве. Он как биосоциальное существо представляет собой органичную рационально-эмоциональную целостность. Рациона­листический уклон в развитии формализует, иссушает и обедняет его. Бесконтрольная спонтанная эмоциональность погружает в стихию непредсказуемых действий. Педагогиче­ская стратегия ориентирует практику на развитие в ребенке, в единстве с мышлением, эстетического сознания и всей эмо­циональной сферы. Имеется в виду стимулирование способ­ности эмоционального восприятия гармонии мира в единстве его многообразных форм и содержания, в их противоречиях переходах из одного качества в другое. Это предполагает активизацию сенсорной сферы таких психических процессов, как восприятие, воображение, образно-художественное мыш­ление, речь, сознание, чувственное переживание. На этой ос­нове вырабатывается и собственно эстетическое восприятие, '"творческая способность к созиданию художественного образа, переживанию эмоционального очищения, происходит ста­новление подлинного художественного вкуса. К. Маркс пи­сал: «Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые по­рождается, богатство объективной человеческой чувственно­сти: музыкальное ухо, чувствующих красоту формы глаз,— короче говоря, такие чувства, которые способны к человече­ским наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы»1.

Диалектически противоречивый процесс развития челове­ка осуществляется как внутреннее саморазвитие личности относительно требований общества и самое себя, заложенных в ней сущностных сил.

К сущностным силам человека относятся: его мускульная сила, способность к активному физическому действию и труду, мозг, на основе которого формируется способность к по­знанию, духовной жизни и активному творчеству, эмоционально-волевая и действенно-практическая сферы, обеспечи­вающие развитие способности к постановке целей и их до­стижению, к ответственному выбору и принятию решений, а также к эстетическому освоению мира.

Процесс всесторон­него развития сущностных сил детей осуществляется не только и не столько в старшем возрасте, когда они созревают физически и духовно, вовлекаются в широкую общественную жизнь и производительный труд. Опыт дошкольной педаго­гики и психологии свидетельствует о том, что основа всесто­роннего, гармоничного развития ребенка закладывается тогда, когда духовные и физические силы личности находятся в стадии созревания. Гармоничное развитие с самого начала есть процесс обеспечения условий оптимального созревания внутренних сущностных сил личности, на базе которых воз­можно последующее интенсивное всестороннее развитие, от­вечающее требованиям общества. В раннем возрасте дети стремятся к максимальному проявлению своих задатков. Природа дошкольников наиболее податлива и пластична. Вот почему важно привести в движение их естественные силы, обеспечить поле для многообразной деятельности отноше­ния и общения.

Необходимо также правильно понять и оценить основные движущие силы интенсивного гармоничного развития внутренних задатков детей.  

 

Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. М., 1957. Т. 1. С. 141

 

В его основе лежит противоречу между стремлением ребенка к жизненному самоутверждению и недостаточностью нужных для этого средств, возможностей, сил, опыта. Но жизненная сила, стремление к активаности заложены в ребенке природой изначально. Поэтому движущими силами e го спонтанного развития являются разнообразные потребности, крепнущие на этой основе интересы и  способности. Эти внутренние стимулы педагогу важно пи-ч стояние иметь в виду в организованном педагогическом процессе. Одновременно надо развивать, вводить в действие e'j превращать внешние, выработанные обществом стимулы, такие, как долг, честь, честность, стремление к добру, само­любие, ответственность, трудолюбие, дисциплина во внутренние движущие силы, направлять с их помощью потребности и интересы детей. Чтобы обеспечить ребенку возможность реализации внутренних и внешних стимулов, его надо воору­жить способами деятельности, универсальными социальными механизмами проявления и реализации своих сущностных сил, элементарными основами их всестороннего и гармонич­ного развития.

Человек, осваивая природу, перерабатывая и приспосаб­ливая окружающий мир для удовлетворения своих потребно­стей, изменяется сам. Он развивает свою способность к твор­честву, эмоционально-волевую сферу, накапливает производ­ственный и жизненный опыт, совершенствует познания, умения В навыки. Человек развивает в себе универсальные спо­собности и овладевает столь же универсальными механизма­ми, способами реализации их в деятельности для достижения жизненно важного результата. Потребности рождают спосо­бы деятельности, которые, будучи приведенными в движение, дают материальный или духовный продукт и одновременно способствуют совершенствованию человеческой индивидуаль­ности.

Виды деятельности, с помощью которых человек удовлетворяет потребности и получает возможность овладеть способами саморазвития, группируются следующим образом.

 Одним из ведущих видов человеческой деятельности яв­ляется трудовая. Ее освоение требует от детей овладения аза­ми знаний о характере труда, умениями и навыками осуще­ствления простейших операций. Без этой элементарной трудовой грамоты ребенок не может включаться в труд, разви­вать связанные с трудовой деятельностью задатки, способ­ности, сущностные силы. Элементарные трудовые знания, умения и навыки представляют собой одну из универсальных основ развития сущностных сил ребенка.

На каждом историческом этапе общественного развития характер и содержание элементарных трудовых умений из­меняется. Неизменной остается основа готовности к труду: знания о современном производстве, владение умениями и навыками обращения с простейшими орудиями труда, и, на­конец, развитая способность к творчеству в процессе трудо­вой деятельности.

Другим важнейшим видом человеческой деятельности, возникшим и развившимся в процессе труда, является интеллектуально-речевая, активная познавательная деятель­ность и речевое общение. Ребенок, живя в обществе, разви­вает свои умственные силы, овладевает устной речью в ходе повседневного общения. Но это мышление и владение речью при отсутствии специального обучения могут остаться на примитивном уровне.

Чтобы стать полноценным членом общества, оказаться способным участвовать в производстве, постигать человече­ские отношения, богатства культуры, ребенку необходимо овладеть азами знаний о приемах умственной деятельности, речевой культуре, умениями и навыками анализа, обобщения, грамотной устной и письменной речью. Элементарная куль­тура мышления и речевая грамота являются тем универсаль­ным механизмом умственной деятельности, благодаря кото­рому дети приводят в движение такие сущностные силы, как психические процессы активного восприятия, воображения, мышления, речевой аппарат.

Интеллектуально-речевая грамота так же, как и трудовая, является одной из универсальных основ развития сущност­ных сил человека. Содержание и характер основ интеллек­туально-речевых умений и навыков подвержены историческо­му изменению. Педагогические же требования к овладению интеллектуально-речевой грамотностью остаются постоянны­ми: знание азбуки, грамматики и лексики, а также элемен­тарных приемов умственных действий; овладение навыками культуры устной и письменной речи; развитие способности к творческому мышлению, решению разнообразных задач, к творческой импровизации с помощью слова (решение мате­матических и физических задач, написание писем, сочинений, стихов, анализ жизненных ситуаций, произнесение речей, ак­тивное участие в беседах, различные виды самостоятельных обобщений).

Стержневым видом человеческой деятельности является также поведение в обществе. В ходе жизни и воспитания ре­бенок овладевает социальными формами, умениями и навы­ками поведения. Он усваивает элементарные основы регули­рования человеческих отношений простыми нормами нравст­венности и права.

Овладение морально-правовыми знаниями обеспечивает приведение в движение таких важнейших сущностных сил, как морально-волевая и действенно-практическая сферы, об­щественные мотивы и стимулы поведения. Сложнейший процесс овладения ребенком морально-правовой грамотой является также одной из универсальных основ развития сущно­стных сил человека. Сущностью и содержанием нравственно-правовой грамотности являются: знание простых норм нрав­ственности и права; прочное владение социальными формами и навыками культурного поведения; способность к постоян­ному выбору нравственного поведения, ответственности, ис­полнению долга, дисциплинированность.

Все большее значение для всестороннего, гармоничного развития сущностных сил человека приобретает в современ­ных условиях развитие зрительного анализатора, зрительного восприятия, визуальной грамотности, способности видеть, ана­лизировать и понимать зрительный образ. Потребность че­ловека в образно-зрительных впечатлениях, развитие экран­ных средств, усвоение информации с помощью зрительных образов — все это требует умения ориентироваться в зритель­ных образах, критически относиться к зрительной информации, тщательно отбирать и использовать ее. Благодаря ви­зуальной грамотности ребенок сможет одновременно разви­вать зрительные анализаторы,   восприятие, воображение, мышление и другие, в том числе эмоциональные, психические процессы.

Визуальная грамота, как одна из универсальных основ развития сущностных сил человека,. включает в себя: знание содержательных образов природы, общества, искусства; уме­ния и навыки воспроизведения и анализа образа на основе знаний; творческую импровизацию, воплощение идей в изо­бразительных технических или 'художественных образах, г. Большое развивающее значение для детей приобрела музыкально-звуковая деятельность и соответствующая ей му­зыкально-звуковая грамотность. Реально существует потреб­ность человеческого сознания, чувства, нервной системы а гармоническом звуке, стремление слушать природу, желание выразить себя в звуке, разобраться в, звуковом хаосе и дать ему соответствующую оценку. Все это требует от человека элементарной музыкально-звуковой культуры, умения на­слаждаться музыкой, оградить себя от звукового (в том числе и музыкального) хаоса и вместе с тем развить слу­ховой аппарат, привести в движение с его помощью свое мышление, чувства, воображение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Музыкально-звуковая грамота, как одна из универсаль­ных основ развития сущностных сил детей, включает в себя: знания о звуках природы, музыке и нотах; умение музыкаль­ного самовыражения с помощью элементарных инструментов и голосового аппарата; музыкальную импровизацию.

Важным механизмом всестороннего и гармонического са­моразвития детской личности является физкультурно-гнгиеническая деятельность. Духовное богатство в человеке, его духовная мощь основывается на здоровом и гармонично  развитом организме..Это особенно важно, потому что доля физического и ручного труда в современном производстве сокращается, возрастают интеллектуальные нагрузки и пере­грузки, увеличивается опасность гиподинамии.

Тело человека, которому от природы предназначено дви­жение, попадает в условия минимального двигательного про­явления. Физкультурно-гигиеническая деятельность, воору­жая ребенка способами приведения в движение органов и анатомо-физиологических систем, обеспечивает его здоровье и анатомо-физиологическую основу нормального овладения всеми другими основами жизнедеятельности. Физкультурно-гигиеническая деятельность является для ребенка одной из универсальных основ развития природных физических сил, обеспечения здоровья, освоения и других механизмов само­развития. Она включает: знания о гигиене и элементарной физической культуре; общефизкультурные умения и навыки, творческое мышление в решении спортивно-игровых задач.

Педагогический эффект гармонического развития лично­сти достигается тогда, когда приведены, в движение все ос­новные виды деятельности, происходит творческое усвоение всех основных элементарных грамот. Ребенок овладевает грамотой того или иного вида деятельности как механизмом своего всестороннего, гармоничного развития в том случае, если ндучится творческому использованию приобретенных, знаний и навыков.                                                                                                                                                                                                                                                                                    

В целях воспитания всесторонне и гармонично развитого человека ни в одном виде деятельности нельзя останавливаться на уровне простого усвоения знаний и навыков. Не­обходимо обязательно доводить дело до творческого нх ис­пользования. Творческое проявление детей во всех видах деятельности — убедительное свидетельство осуществления процесса подлинно всестороннего и гармоничного развития личности. Творчество в различных видах деятельности взаимодополняется и обогащается, способствует формированию подлинно творческой личности. Овладение подрастающим че­ловеком всеми видами элементарной грамотности позволяет ему свободно усваивать знания, формировать на этой базе новые умения и навыки в любой области человеческого про­изводства и культуры, приводить в движение все сущностные силы, быть внутренне  готовым к любой деятельности.

Таким образом, сущность стратегической цели воспитания в целом состоит вгармоничном развитии всех сущностных физических и духовных сил, способностей, дарований детской личности, в обеспечении оптимальной приложимости этих сил в условиях обновляющегося общества, в формировании ее внутренней интеллектуально-нравственной свободы.  

 

Идеал и стратегические цели воспитания позволяют на более конкретном уровне развернуть тактические педагогические цели и задачи.

Они  представляют собой систему кон­кретных целевых направлений педагогической деятельности, организация и эффективная реализация которых обеспечит практическое достижение оптимального результата в гармо­ничном развитии сущностных сил детской личности.

Такти­ческие цели и задачи реализуются в воспитательно-образо­вательной концепции, в содержании, организации, формах и методах воспитания и обучения. Современная жизнь выдви­нула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Назовем наиболее существенные из них:

—  задачи умственного воспитания предполагают усвоение детьми общих для всех знаний, умений и навыков, обеспечи­вающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способность активного самостоятельного мышления и творчества в общественной и производственной деятельности;

задачи эмоционального воспитания, включающего в себя формирование у детей идейно-эмоционального, эстети­ческого отношения к искусству и действительности, что яв­ляется психолого-педагогической основой гуманитаризации и гуманизации образования и воспитания;

задачи нравственного воспитания, ориентированного на усвоение, воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, на развитие в ребенке нравственной воли, свободы нравственного выбора' и ответственного поведения в жизненных отношениях;

—   задачи физического воспитания, направленного на ук­репление и развитие физических сил детей, являющихся материальной основой их жизнедеятельности и духовного бытия;

задачи трудового и политехнического воспитания, ре­ально включающего детей в процессы материального произ­водства, в освоение современной техники и технологий;

задачи индивидуально-личностного воспитания, тре­бующего выявления и развития природных дарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализа­ции процессов обучения и воспитания, всей внешкольной деятельности детей;

— задачи духовно-ценностного воспитания в духе обще­человеческих идеалов и нового политического мышления;

—   задачи гражданско-правового воспитания, ответствен­ного за формирование у детей патриотического и интерна­ционального сознания, правовых знаний, прочных привычек и навыков правового поведения;

—   задачи экологического воспитания, развивающего у школьников сознание уникальности и единства планеты, при­оритетности ее экологической целостности над любыми эконо­мическими и политическими проблемами, нравственно-правовую ответственность за экологиче­скую чистоту природы;

— задачи культурологического воспитания,   основываю­щегося на высших ценностях мировой художественной куль­туры, в том числе накопленной и сохраненной церковью, про­тивостоящего разрушительному напору массовой анти - и псев­докультуры.

Активное осуществление этих тактических целей позво­лит реально и эффективно решать стратегические задачи, осуществлять всестороннее развитие личности.

!!!!!!! Важно!!!! В системе целеполагания советской педагогики долгое время замалчивались и игнорировались конкретные цели вос­питания детей в отдельных регионах страны, обусловленные потребностями и особенностями национального бытия, регионально-национального возрождения. Национальная культура является общечеловеческим достоянием и богатством. Она есть яркая форма проявления в искусстве, традициях, обычаях сущности народа — его таланта, организации обществен­ной жизни, труда и быта. Осуществление воспитательных идеалов, достижение общих стратегических и конкретных. тактических целей невозможно без решения таких задач ре­гионально-национального уровня как возрождение и развитие родного языка; защита культурно-этнических особенностей и национальных духовных ценностей; сохранение своеобра­зия жизненного уклада и демографической структуры, а так­же родной природы.

  Актуальной задачей является также воспитание подра­стающего поколения, способного принимать участие в созда­нии национальных общественных, образовательных, культур­ных, религиозных организаций. Воспитание в гуманном, де­мократическом обществе утверждается как общечеловеческая культура, в единстве с близкой для каждого человека на­циональной культурой и формами организации обществен­ного бытия.

В тесной органической связи со всей системой общест­венной жизни и социального воспитательного целеполагания зарождается и вызревает жизненная цель—перспектива са­мого ребенка, как объекта и субъекта воспитания. Задача педагогики заключается в том, чтобы глубоко познать, изучить индивидуальные цели и жизненные перспективы ре­бенка, интегрировать их в систему воспитательного целе­полагания и организации жизни. Эффективность достижения социально-значимых целей зависит от того, насколько актив­но используются личные стимулы ребенка, приводящие в дви­жение внутренние силы, индивидуальные способности, даро­вания, таланты. Важно, чтобы педагогические цели и внут­ренние побуждения ребенка согласовывались, взаимодейство­вали друг с другом, гармонически сочетались, способствуя самоутверждению и наиболее полной самореализации чело­века.

С самого начала жизни ребенок стремится к удовлетво­рению потребностей, ощущая их как смутные влечения, же­лания, неосознанные стимулы и побуждения. Но в дошколь­ном и младшем школьном детстве, являясь субъектом жизни и воспитания, он еще не становится сознательным носителем субъективной цели, направляющей его мысли и поведение, помогающей осознанию себя в системе общественной жизни. Превращению детей в полноценный субъект воспитания, воз­растанию их активности в творчестве собственной личности способствует внутреннее самоопределение, самоосознание и целеустремленность. В этом случае процесс воспитания для ребят становится процессом самореализации, постепенного слияния общественно необходимых целей и внутренних по­буждений.

Поэтому педагогу важно сосредоточиться на со­здании условий, содействующих, способствующих ребенку в трудном деле самосознания, понимания самого себя, в познании своих желаний, интересов, возможностей, наклонностей, определяющих личную направленность. В нем будет зреть сознание своего предназначения, возможности достижения жизненных целей, наиболее полной самореализации только через внутреннее саморазвитие, самосознательное упражне­ние своих способностей. В этом заключается один из важ­нейших законов целеполагания в воспитании, предотвра­щающий подавление личности, приведение всех детей к об­щему знаменателю, серому однообразию и покорности, Не­редко случается, что ребенок на уроке, занятии не слушает, делает что-то свое, не то, что все и не как все. Невежест­венный воспитатель любыми средствами стремится заставить его вернуться к выполнению общего задания, делает все, чтобы -преломить его упрямство, принудить отказаться от работы, которая нравится, увлекает, хорошо получается, по­могает выявить и проявить себя, осуществить свои цели. ( Между тем, для реализации цели индивидуально-личностного воспитания, развития детского интеллектуального творчест­ва, ребенку необходимо предоставить свободу. Только с ее помощью он сможет понять и узнать себя и соотнести свои человеческие возможности с реальными условиями жизни. Воспитанник становится самостимулируемым субъектом жизни   и воспитания — носителем цели и мечты. Он осознает свои способности, обретает веру в себя, развивает в себе целеуст­ремленность, твердую волю и трудолюбие.

Таким образом, педагогическое целеполагание представ­ляет собой целостную систему определяющих основные на­правления педагогической деятельности ориентиров. Она включает в себя общечеловеческие идеалы и тактические за­дачи развития человеческой личности, задачи гражданского становления и формирования индивидуальности. Эта система целей охватывает и определяет всю организацию учебно-воспитательного процесса: его содержание, характер формы и. методов, направленность самовоспитания детей.                                                                                                  

  Таким образом, мы представили один из возможных современных подходов к определению структуры целей воспитания в педагогической науке. Более подробно см. Лихачев Б.Т. Педагогика. М,1993. см. Цель педагогической деятельности.С. 40-53.)

!!!!! Самостоятельно изучить:1.  Цели и задачи гуманистического воспитания См. Сластенин В.А. Общая педагогика. В 2-х ч. М. 2002. Ч.2. С.12 – 16.)

Или

 2. Селиванов В.С.Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.,2000. Гл. 3. Цель воспитания как педагогическая проблема. С. 54-78.

Или



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.116.102 (0.044 с.)