I. Формирование чувства «Мы». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Формирование чувства «Мы».



Данное правило достигается устранением ряда барьеров общения, которые могут возникать в процессе совместной работы. Психологические барьеры мешают общению, отрицательно сказываются на самочувствии педагога и учащихся. Рассмотрим основные барьеры, которые могут возникнуть в процессе общения между учителем и учениками:

1) барьер предвзятости и беспричинной негативной установки выражается в беспричинном негативном отношении к тому или иному человеку в результате первого впечатления. Следует установить возможные причины  появления такого отношения к человеку и преодолевать их;

2) барьер отрицательной установки, введённой в ваш опыт кем-либо из людей. Кто-то сообщил вам отрицательную информацию об учащемся, и у вас складывается негативная установка по отношению к нему, хотя вы сами о нём мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним;

3) барьер «боязни» контакта с учащимися, который может возникнуть у молодого педагога, не имеющего достаточного опыта общения с учащимися;

4) барьер ожидания непонимания. Он проявляется в установке «А вдруг они не поймут то, как я им объясняю материал?..», причём акцент делается всегда на то, что они точно не поймут моих обяснений. А если они начнут задавать вопросы, а я не смогу на них ответить… А если они скажут, а зачем нам это изучать? А если им будет скучно и они погрузятся в телефон и не будут заниматься на уроке ….

5) барьер неверных стереотипов. Организации продуктивного общения нередко мешает неверный стереотип восприятия определённых жизненных явлений. Человеку кажется, что его действия, поступки вызовут обиду, неудовольствие, отказ. Данный барьер может проявляться как следствие отношений между руководителем и подчинённым, ребёнком и родителем, педагогом и учеником. Вербально это выражается так: «Я попрошу у него что-либо, а он обязательно откажет»;

6) барьер возраста (молодой = не опытный, в годах = требовательный, консервативный, жесткий).

 

Иногда продуктивному педагогическому общению мешают индивидуальные особенности человека.

Здесь выделяют такие барьеры:

1) барьер темперамента, который обусловлен относительной психологической несовместимостью людей. Например, холерики плохо уживаются с меланхоликами, флегматики — с холериками;

2) барьер несовместимости характеров, возникающий как следствие поведения людей, отличающихся друг от друга акцентуациями характера, основу которых составляют психологические типы личности;

3) барьер отрицательных эмоций, который может возникнуть во время общения и характеризуется страхом, страданием, гневом, чувством вины, стыда, отвращением и пр.;

4) барьер противоборствующих желаний. Вспыльчивость, обидчивость, нерешительность человека нередко обусловлены его болезненным состоянием, поэтому общение в этом случае должно быть как можно более корректным и терпимым.

 

 Ещё одной группой барьеров являются барьеры техники и навыков общения:

 1) барьер восприятия. Возникает из-за нечёткости формулирования мыслей во время общения, малоэмоциональной речи, невыразительной или, наоборот, чрезмерной жестикуляции;

 2) коммуникативный барьер. Это препятствие на пути адекватной передачи или получения информации. Возникает фонетическое непонимание из-за быстрого темпа речи, присутствия в ней большого количества слов-паразитов. Также коммуникацию разрушает стилистический барьер, который выражается в несоответствии стиля речи одного из собеседников ситуации общения, или терминологический. (Общаясь с учениками, учитель должен опираться на их жизненный опыт, учитывать их уровень понятий и представлений.);

3) барьер отношений. Это возникновение чувства неприязни, недоверия к педагогу, которое распространяется и на передаваемую им информацию. Следует учитывать, что учащиеся не воспринимают информацию, исходящую от тех взрослых, которым они не доверяют, не любят, не считают авторитетом для себя.

В педагогическом общении очень важным моментом является преодоление барьеров. Ведь от того, как складываются взаимоотношения с учащимися, во многом зависит продуктивность учебно-воспитательного процесса. Чем выше авторитет учителя, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.

 

 II. Обязательное установление личностного контакта с детьми.

Учащийся, особенно подросток, хочет, чтобы его воспринимали именно как личность. Этим объясняется его стремление к самоутверждению, к самореализации. Поэтому в процессе общения с учащимися весьма важно устанавливать личностный контакт. Исходя из того, что все люди делятся на три категории по ведущему каналу восприятия (кинестетик, визуал, аудиал), одному ребёнку будет приятно тактильное прикосновение (дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе), к другому нужно обратиться с какими-нибудь словами, сказать что-либо в его адрес, а третьему, возможно, будет достаточно того, что мы смотрим на него и устанавливаем визуальный контакт.

 

 

 III. Демонстрация собственной расположенности.

Она проявляется в том, как педагог улыбается (открыто, непринуждённо или с ехидцей), с какой интонацией говорит (по-дружески, авторитарно и т. д.), как экспрессивно окрашиваются его движения (сдержанно, пренебрежительно, суетливо и т. д.). Психологические приёмы достижения расположенности учащихся:

 1) приём «имя собственное». При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Причём это необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе учащегося «заранее», а не тогда, когда необходимо уговорить его выполнить то или иное задание;

2) приём «зеркало отношений». Лицо — это «зеркало отношений», и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия. Это, однако, не значит, что педагог должен постоянно «носить» на своём лице улыбку;

3) приём «золотые слова» — слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент — комплимент на фоне антикомплимента себе («Я вообще-то умная, но живу, как дурра» и, наоборот);

4) приём «терпеливый слушатель». При общении с учащимся педагог всегда должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя;

5) приём «личная жизнь». При общении с учащимися интересуйтесь их внеучебными, личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.006 с.)