Лекция 1. Строительный комплекс в экономическом пространстве страны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Строительный комплекс в экономическом пространстве страны



Лекция 1. СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СТРАНЫ

СТРОИТЕЛЬСТВО КАК ОТРАСЛЬ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

В соответствии с п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ строительство представляет собой создание зданий, сооружений, строений, в том числе на месте сносимых объектов. В сферу строительства входит возведение зданий, сооружений, заводов, мостов, дорог, каналов, электростанций, а также их реконструкция, модернизация и расширение. Указанные объекты составляют часть основных фондов страны. К области строительства относятся проектно-изыскательские, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальный, текущий и косметический ремонт объектов или их частей, разборка и снос существующих объектов.

Строительная продукция – это выполненные работы, освоенные капитальные вложения. Объем строительных работ – это работы, выполненные строительными организациями собственными силами на основании договоров, заключаемых с заказчиками.

Конечным продуктом строительной отрасли является ЗиС.

Согласно ст. 130 ГК РФ к ОН относятся земельные участки и всё, что с ними прочно и неразрывно связано.

Развитие строительной отрасли базируется на ее индустриализации, заключающейся в совершенствовании технологии и организации работ, а также в механизации строительных процессов. Индустриализация строительства представляет собой не только (да и не столько) наличие заводов по производству металлоконструкций, железобетонных изделий или домостроительных комбинатов и др., но и использование современных технологий строительных процессов, существенно повышающих производительность труда, выработку продукции при прочих равных условиях. Такое развитие отрасли возможно только на основе прогрессивных научно-технических разработок, совершенствовании технологии и организации работ. Особенностью и сложностью процесса индустриализации является широкое разнообразие строительных объектов.

Особое место в отрасли занимает капитальное строительство как специфическая сфера деятельности, направленная на создание новых и реконструкцию существующих основных фондов страны. Главной задачей капитального строительства является создание основных фондов экономики страны, предназначенных для производства различных материальных и нематериальных благ.

Таким образом, строительство представляет собой особую отрасль материального производства, которая предназначена для возведения новых, реконструкции, ремонта существующих зданий и сооружений, составляющих основные фонды страны. В этой связи экономика строительства изучает проявление экономических законов с точки зрения воспроизводства основных фондов страны, а также как процесс развития самой отрасли.

Производство продукции для строительства

В январе-декабре 2013г. по сравнению с соответствующим периодом 2012г. увеличился выпуск стекла листового термически полированного и стекла
листового с матовой или полированной поверхностью, но не обработанного другим способом на 17,9%, портландцемента, цемента глиноземистого, цемента шлакового и аналогичных цементов гидравлических – на 7,8%, конструкций и деталей сборных железобетонных – на 7,4%, блоков стеновых мелких из ячеистого бетона - на 6,2%; сократился объем производства труб и муфт асбестоцементных на 5,6%, блоков и камней стеновых мелких из бетона – на 2,3%, материалов кровельных и гидроизоляционных рулонных из асфальта или аналогичных материалов - на 1,5%.

 

Лекция 2. СТРОИТЕЛЬНЫЙ РЫНОК, ЕГО ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ

КОНКУРЕНЦИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Конкуренция в строительстве – это борьба независимых субъектов отрасли за обеспечение для себя лучших возможностей для производственно-хозяйственной деятельности. Предприятия-конкуренты используют любую возможность для получения от заказчиков подряда на создание строительной продукции. При этом они в минимальной степени интересуются экономическими выгодами соперников. Им не характерно строгое следование альтруистическим принципам. Между конкурентами всегда есть соперничество за более выгодные условия строительных подрядов. В результате конкуренции формируется ее главное содержание, которое заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей заказчиков и покупателей.

Понятие конкуренции в экономической литературе трактуется многозначно. Проводя терминологический анализ этого понятия, выделяют три основных подхода к определению конкуренции:

· конкуренция как состязательность на рынке;

· конкуренция как элемент рыночного механизма, позволяющий уравновесить спрос и предложение;

· конкуренция как критерий, определяющий тип отраслевого рынка.

В результате конкуренции под воздействием рыночного механизма происходит саморегулирование рыночных отношений. Рыночный механизм представляет собой взаимоотношение между спросом и предложением с формированием динамического равновесия между ними.

Конкуренция не может управляться субъектами деловых отношений, оказывая при этом влияние на их функционирование. Можно и нужно управлять конкурентоспособностью предприятия и его продукцией. Но сама конкуренция как таковая управлению не поддается. Она или есть, или ее нет. На строительном рынке существуют следующие типы конкуренции: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополистическая конкуренция, чистая монополия.

Ценовая конкуренция предполагает создание строительной продукции и реализацию ее заказчикам по более низким ценам, чем у конкурентов.

Ценовая конкуренция применяется для достижения ряда целей:

· проникновение на рынок;

· защита занятых позиций на рынке от конкуренции;

· вынужденная мера как реакция на действия конкурентов.

Неценовая конкуренция предполагает повышение качества продукции для ее выделения из ряда аналогов, придание строительному товару новых потребительских свойств, расширение дополнительных услуг, сопутствующих реализации строительной продукции. Неценовая конкуренция основана на особенностях предлагаемой строительной продукции по сравнению с продукцией конкурентов. Особенности могут быть связаны со свойствами продукции, условиями ее создания, дополнительными услугами. При неценовой конкуренции цена может и увеличиваться, но при этом и подрядчики и заказчики имеют в виду качество строительной продукции и сроки ее создания, т.к. цены и качество тесно связаны. Одним из видов неценовой конкуренции является рекламная поддержка создания строительной продукции.

Конкурентоспособность строительного предприятия формируется под влиянием многих факторов:

· гарантии производителя продукции (финансовая ответственность, возможность бесплатного устранения выявленных недостатков и др.);

· условия оплаты (с авансом, по этапам выполнения работ, за все работы единовременно, с рассрочкой платежей и др.);

· сроки строительства;

· реклама;

· известность подрядчика на рынке и его положительный имидж (в силу феномена недоверия к новым организациям, появившимся на рынке).

Важнейшими экономическими факторами, характеризующими конкурентоспособность строительного предприятия на рынке, являются объем освоения капитальных вложений и чистая прибыль. Указанные показатели тесно связаны с мощностью предприятия, качеством производимой строительной продукции и эффективностью управления. Оценка конкурентоспособности строительного предприятия производится относительно соперников – других строительных предприятий, производящих аналогичную строительную продукцию, т.е. предполагается сравнение с конкурентами. При этом очень важно учитывать не только объемы освоения капитальных вложений и величину чистой прибыли, но и показатели рентабельности и платежеспособности. Особенностью анализа указанных показателей является ограниченность доступа к ним, как данным, имеющим конфиденциальный характер и составляющим, как правило, коммерческую тайну для предприятия.

 

Лекция 1. СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СТРАНЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.60.26 (0.007 с.)