Пути дальнейшего совершенствования CРC 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути дальнейшего совершенствования CРC



Выход на новое качество подготовки специалистов ведущие ученые-педагоги российских вузов видят в переориентации учебных планов на широкое использование самостоятельной работы, в том числе и на младших курсах. Заслуживают внимания такие конструктивные предложения, как:

• организация индивидуальных планов обучения с привлечением студентов к НИРС и по возможности к реальному проектированию по заказам предприятий;

• включение СРС в учебный план и расписание занятий с организацией индивидуальных консультаций на кафедрах;

• создание комплекса учебных и учебно-методических пособий для выполнения СРС;

• разработка системы интегрированных межкафедральных заданий;

• ориентация лекционных курсов на самостоятельную работу;

• рейтинговый метод контроля СРС;

• коллегиальные отношения преподавателей и студентов;

• разработка заданий, предполагающих нестандартные решения;

• индивидуальные консультации преподавателя и перерасчет его учебной нагрузки с учетом СРС;

• проведение форм лекционных занятий типа лекции-беседы, лекции-дискуссии, где докладчиками и содокладчиками выступают сами студенты, а преподаватель выполняет роль ведущего. Такие занятия предполагают предварительную самостоятельную проработку каждой конкретной темы выступающими студентами по учебным пособиям, консультации с преподавателем и использование дополнительной литературы.

В целом же ориентация учебного процесса на самостоятельную работу и повышение ее эффективности предполагает:

• увеличение числа часов на СРС;

• организацию постоянных консультаций и консультационной службы, выдачу комплекта заданий на СРС сразу или поэтапно;

• создание учебно-методической и материально-технической базы в вузах (учебники, учебно-методические пособия, компьютерные классы), позволяющей самостоятельно освоить дисциплину;

• доступность лабораторий и мастерских (для самостоятельного выполнения лабораторного практикума);

• организацию постоянного (лучше рейтингового) контроля, что позволяет свести до минимума традиционные процедуры контроля и за счет сессионного времени увеличить бюджет времени СРС;

• отмену большей части сложившихся форм практических и лабораторных занятий с целью высвобождения времени на самостоятельную работу и обслуживание консультационных пунктов.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы: новый курс / А.А. Андре-

ев.– М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и

права, 2002.– 264 с.

2.Беспалько В.П. Стандартизация образования: Основные идеи и по-

нятия // Педагогика. – 1993. – № 5. – С. 16–23.

3.Божко, Н.М. Образование взрослых: цели и ценности / Н.Н. Божко;

под ред. Г.С. Сухобской и др. – СПб, ИОВ РАО, 2002. – 187 с.

4. Булдаков, С.К. Философия и методология образования: научное из-

дание / С.К. Булдаков, А.И. Субетто. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова,

– 2002. – 444 с.

 

Тема № 24 «Психолого-педагогические аспекты успешности самостоятельной работы студента (СРС). Организационные формы СРС. Коллоквиум».

(В отсутствие карантина студент проводит зачетную лекцию в студенческой аудитории во время сессии согласно вступительного задания.

В период карантина готовит краткий конспект по всем темам и высылает скриншот через старосту-профессору в Интернет-Облако в папку УЧЕБА- ПЛОТНИКОВ за две недели до зачета)

 

Плотников П.В.- доктор педагогических наук, профессор, академик Международной Академии наук педагогического образования (МАНПО)

Предлагает Вам следующие задания:

-На основе данных  тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя высшей школы (до 15 минут);

-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;

-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике; подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы-оцените по пяти бальной системе;

-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам и т. д.,

что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;

-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один-оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой-педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).

Желаю успешно провести свое зачетное выступление!

   (Тезисы для самоподготовки магистрантов, аспирантов и проведения ими открытой зачетной лекции)

В настоящее время в вузах существуют две общепринятые формы самостоятельной работы. Традиционная, т.е. собственно СРС, выполняемая самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины, - в лаборатории или мастерской. Другой вид самостоятельной работы - аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию, так называемая КСР. В настоящее время наметилась тенденция к разработке третьего, промежуточного варианта СРС, предусматривающего большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, наличие консультационных пунктов и ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.

В рамках данного раздела представляется целесообразным осветить некоторые аспекты организации самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя, поскольку собственно самостоятельная работа студентов в достаточной мере традиционна и уступает место новым формам, в частности КСР, а третий вариант - СРС находится в стадии разработки и эксперимента.

Заслуживает пристального внимания опыт организации и проведения КСР в Санкт-Петербургском техническом университете. Придерживаясь терминологии разработчиков, будем называть традиционную СРС - С2, а контролируемую аудиторную самостоятельную работу - С1. Эти занятия представляют как бы промежуточную форму между традиционными аудиторными занятиями и С2.

На занятиях типа С1 преподаватель не читает лекций, не ведет семинаров, лабораторных работ, т.е. не является источником первичной содержательной информации. Эту информацию студенты извлекают сами, пользуясь рекомендованными источниками. В аудитории преподаватель присутствует для оказания методической помощи студентам, консультаций, контроля и организации аудиторной работы студентов. Как правило, консультации носят индивидуальный характер, и лишь в отдельных случаях даются необходимые разъяснения (особо трудный материал) всей аудитории. Ниже приводятся предлагаемые санкт-петербургскими разработчиками конкретные формы С1 и ориентировочные варианты сокращения аудиторных занятий в чистом виде с целью их замены С1:

. Изучение отдельных разделов учебных дисциплин при наличии учебника по учебнику. 1 час лекции заменяется 0,5 часа С1 и 0,5 часа С2. Формы контроля - традиционные.

2. Интенсификация обучения за счет применения раздаточного материала. Рекомендуется для специальных и узкоспециальных дисциплин. Вместо 1 часа лекций - 1 час С2. Объем раздаваемого материала 5-8 машинописных страниц на каждую сокращаемую лекцию. Контроль традиционный: консультации, выполнение индивидуальных заданий, экзамен.

3. Изучение теоретических разделов курса по учебной и научной литературе при выполнении расчетных заданий, курсовых проектов и работ, рефератов. Формы контроля: зачет, защита курсовых. При этом 1 час С2 заменяется на 0,5 часа С\ и 0,5 часа С2.

4. Подготовка к лабораторным работам и оформление отчета непосредственно на рабочем месте под руководством преподавателя при наличии специальных методических указаний. 1 час С2 заменяется на 0,5 часа С1 +0,5 часа С2.

5. Индивидуальное выполнение лабораторных работ, при этом вместо 1 часа лабораторных занятий планируется 0,5 часа С1 и 0,5 часа занятия в лаборатории или, оставив число часов работы в лаборатории неизменным, замена 1 часа С2 на 1 час С1.

6. Изучение новейшей техники по описаниям (на рабочих местах в вузе или на предприятии) с консультациями преподавателя. Из лекционного курса убирается описательная часть, при этом 1 час лекции заменяется на 1 час С1.

7. Аудиторное проектирование под руководством преподавателя в специализированных кабинетах, оснащенных вычислительной техникой и средствами САПР. Вместо 1 часа С2 1 час С1.

8. Применение ТСО и АОС для активного контроля результатов С1. Затраты труда преподавателя учитываются в разделе методической работы индивидуального плана.

9. Компьютеризация обучения с целью углубления знаний в данной предметной области. Для общенаучных и общеинженерных дисциплин перспективно применение пакетов прикладных программ с элементами обучения и автоматизированных учебных курсов.

10. Методы обучения: деловые игры, дискуссии, подготовленные студентами семинары и лекции и т.п.

Коллоквиум

Слово "коллоквиум" происходит от латинского "collocvium" - разговор, беседа. Это одна из форм учебных занятий, беседы преподавателя с учащимися для выяснения знаний. Коллоквиум выполняет контрольно-обучающую функцию. Он особенно уместен, когда предмет читается 2-3 семестра, а итоговый контроль один. Его можно назначать вместо семинара на итоговом практическом занятии. Коллоквиум дает возможность диагностики усвоения знаний, выполняет организующую функцию, активизирует студентов и может быть рекомендован в преподавательской практике как одна из наиболее действенных форм обратной связи.

 

 

Список рекомендуемой литературы

1. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы: новый курс / А.А. Андре-

ев.– М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и

права, 2002.– 264 с.

2.Беспалько В.П. Стандартизация образования: Основные идеи и по-

нятия // Педагогика. – 1993. – № 5. – С. 16–23.

3.Божко, Н.М. Образование взрослых: цели и ценности / Н.Н. Божко;

под ред. Г.С. Сухобской и др. – СПб, ИОВ РАО, 2002. – 187 с.

4. Булдаков, С.К. Философия и методология образования: научное из-

дание / С.К. Булдаков, А.И. Субетто. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова,

– 2002. – 444 с.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

Основная:

1. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А. А. Андреев. -М., 2002. -264 с. 2. Попков, В. А. Теория и практика высшего образования / В. А. Попков, А. В. Коржуев. - М.: МГУ, 2005. - 475 с.

 3. Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы / Ю. В. Сорокопуд. — Ростов н/Д: Феникс, 2011.-541 с. 4. Жук, О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О. Л. Жук. - Минск: РИВШ, 2009. - 363 с.

 5. Новиков, А. М. Методология научного исследования / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - М.: Либроком, 2010. - 280 Дополнительная:

6. Ньюмен, Дж. Г. Идея Университета / Дж. Г. Ньюмен; пер. с англ. С. Б. Бенедиктова: под общ. ред. М. А. Гусаковского. - Минск: БГУ, 2006. - 208 с.

7. Ортега-и-Гассет, X. Миссия университета / X. Ортега-и-Гассет; пер. с исп. М. Н. Голубевой; ред. перевода А. М. Корбут; под общ. ред. М. А. Гусаковского. - Минск: БГУ, 2005. - 104 с.

8. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов нЩ: Феникс, 2002. - 544 с.

9. Скок, Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятель ность: учеб. пособие для преподавателей / Г. Б. Скок; отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. -М.: Педагогическое общество России, 2000. - 102 с.

 10. Ясперс, К. Идея университета / К. Ясперс; пер. с нем. Т. В. Тягуновой; ред. перевода О. Н. Шпарага; под общ. ред. М. А. Русаковского. - Минск: БГУ,2006. - 159 с.

11. Дидактика высшей школы: сб. рефератов / редколл.: М. А. Русаковский (отв.ред.) [и др.]. - Минск: БГУ 2006. - 162 с.

12. Фурманов, И. А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Е. М. Амелишко. - Минск: Технология, 2000. -100 с. Общие основы психологии высшей школы

13. Валеев, Г. X. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г. X. Валеев. - Стерлитамак: ГПИ, 2002. - 134 с.

 14. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, А. Л. Кандыбович. — Минск: Харвест, 2006. - 416 с.

 15. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д: ИЦ МарТ, 2002. - 544 с.

 Дополнительная:

 1. Бар, Р. Б. От обучения к учению — новая парадигма высшего образования / Р. Б. Бар, Дж. Таг // Дидактика высшей школы: сб. рефератов. - Минск: БГУ, 2006.-С. 8-34.

2. Брунер, Дж. Культура образования / Дж. Брунер. - М.: Просвещение, 2006.-223 с.

 3. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. -М.: МПСИ, 2005. -216 с.

4. Коммуникативный поворот современного образования. - Минск: Пропилеи, 2004.-304 с. 5..Матюшкин, А. М. Актуальные вопросы психологии в высшей школе /А. М. Матюшкин. — М.: Знание, 1977. - 44 с.

 6.Ортега-и-Гассет, X. Миссия университета / X. Ортега-и-Гассет. — Минск: БГУ, 2004.-104 с.

7.Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования / С. Д. Смирнов. - М.: Академия, 2005. - 400 с.

 8.Университет как центр культуропорождающего образования / под ред.М. А. Гусаковского. - Минск: БГУ, 2004. - 279 с,

9.Ясперс, К. Идея университета / К. Ясперс. - Минск: БГУ, 2006. -



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.026 с.)