Тезисы лекций для конспектирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тезисы лекций для конспектирования



ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

ДЛЯ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ

Город Донецк, ДНР

Год

Содержание

Тема № 1 «Роль высшего образования в современной цивилизации»

Тема № 2 «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ДНР» (для самоподготовки магистрантов, аспирантов и проведения ими зачетной открытой лекции для студентов)

Тема № 3 «Место технического университета в образовательном пространстве России и ДНР»

Тема № 4 Фундаментализация образования в высшей школе ДНР и России и ее актуальность

Тема № 5 « Исходные теоретические положения фундаментализации образования в ДНР И России»

Тема №6. «Развитие образования в ДНР и России. Реалии постиндустриальной цивилизации и новые ценностные ориентации украинского образования»

Тема № 7 «Сущность понятий "гуманизация" и "гуманитаризация" высшего образования в ДНР и России»

Тема № 8 «Интеграционные процессы в современном образовании ДНР и России. Интеграция и системный подход в развитии современной науки»

Тема № 9 «Синергетический подход и системный анализ в современном образовании в ДНР и России»

 

Тема № 10 «Междисциплинарные связи и интегрированные курсы в системе высшего образования ДНР»

 

Тема № 11 «Информатизация образовательного процесса в ДНР»

Тема № 12 «Педагогика высшей школы как наука. Предмет педагогической науки. Ее основные категории».

Тема № 13 «Система педагогических наук и связь педагогики высшей школы с другими науками».

Тема № 14 «Основы дидактики высшей школы. Общее понятие о дидактике».

Тема № 15 «Принципы и методы обучения в высшей школе как основной ориентир в преподавательской деятельности».

Тема № 16 «Структура педагогической деятельности. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность».

Тема № 17 «Самосознание педагога и структура педагогической деятельности».

Тема № 18 «Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы».

Тема № 19 «Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы».

Тема № 20 «Формы организации учебного процесса в высшей школе. Лекция. Роль и место лекции в вузе»

Список рекомендуемой литературы

1. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы: новый курс / А.А. Андре-

ев.– М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и

права, 2002.– 264 с.

2.Беспалько В.П. Стандартизация образования: Основные идеи и по-

нятия // Педагогика. – 1993. – № 5. – С. 16–23.

3.Божко, Н.М. Образование взрослых: цели и ценности / Н.Н. Божко;

под ред. Г.С. Сухобской и др. – СПб, ИОВ РАО, 2002. – 187 с.

4. Булдаков, С.К. Философия и методология образования: научное из-

дание / С.К. Булдаков, А.И. Субетто. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова,

– 2002. – 444 с.

Тема № 2 «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ДНР» (для самоподготовки магистрантов, аспирантов и проведения ими зачетной открытой лекции для студентов)

(В отсутствие карантина студент проводит зачетную лекцию в студенческой аудитории во время сессии согласно вступительного задания.

В период карантина готовит краткий конспект по всем темам и высылает скриншот через старосту-профессору в Интернет-Облако в папку УЧЕБА- ПЛОТНИКОВ за две недели до зачета)

Плотников П.В.- доктор педагогических наук, профессор, академик Международной Академии наук педагогического образования (МАНПО)

Предлагает Вам следующие задания:

-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя высшей школы (до 20 минут);

-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;

-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике; подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы-оцените по пяти бальной системе;

-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам и т. д.,

что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;

-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один-оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой-педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).

Желаю успешно провести свое зачетное выступление!

Итак, предыдущим лектором были обозначены фундаментальные основы развития образования.

 Каковы же направления развития предполагаемой парадигмы образования?

Предлагаемую методологию можно назвать гуманистической, так как в центре ее оказываются человек, его духовное развитие, система ценностей. Кроме того, новая методология, положенная в основу образовательного процесса, ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности.

В связи с этим вполне отчетливо осознается проблема гуманизации и гуманитаризации образования, которая при новой методологии приобретает гораздо более глубокий смысл, чем просто приобщение человека к гуманитарной культуре.

Смысл в том, что необходимо гуманизировать деятельность профессионалов. А для этого необходимо:

• во-первых, пересмотреть смысл понятия "фундаментализация образования", вложив в него новый смысл и включив в основную базу знаний науки о человеке и обществе. В ДНР это далеко не простая проблема;

• во-вторых, формирование системного мышления, единого видения мира без разделения на "физиков" и "лириков" потребует встречного движения и сближения сторон. Техническую деятельность необходимо гуманизировать. Но и гуманитариям следует сделать шаги в сторону освоения общечеловеческих ценностей, накопленных в научно-технической сфере. Именно разрыв технической и гуманитарной подготовки привел к обеднению гуманитарного содержания учебно-воспитательного процесса, снижению творческого и культурного уровня специалиста, экономическому и правовому нигилизму, а в конечном счете - к снижению потенциала науки и производства. Известный психолог В. П. Зинченко так определил опустошающее воздействие на человеческую культуру технократического мышления: "Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства". Обычно, говоря о гуманитаризации инженерного образования, имеют в виду только увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебных планах вуза. При этом предлагают студентам различные искусствоведческие и другие гуманитарные дисциплины, что редко бывает непосредственно связано с будущей деятельностью инженера. Но это так называемая "внешняя гуманитаризация".

  Подчеркнем, что в среде научно-технической интеллигенции господствует технократический стиль мышления, который "впитывают" в себя студенты с самого начала обучения в вузе. Поэтому они относятся к изучению гуманитарных дисциплин как к чему-то второстепенному, проявляя иногда откровенный нигилизм.

Напомним еще раз, что сущность гуманитаризации образования в Украине видится прежде всего в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Вуз призван подготовить специалиста, способного к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности. Если эта задача не будет решена, то, как писал философ Г. П. Федотов в 1938 г., "...есть перспектива индустриальной, могущественной, но бездушной и бездуховной страны... Голая бездушная мощь - это самое последовательное выражение каиновой, проклятой Богом цивилизации".

Итак, главными направлениями реформы украинского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба с технократическим снобизмом, интеграция частных наук (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Главные направления реформирования в области науки:

Повернуться к человеку

Бороться с технократическим снобизмом

Интегрировать частные науки

Создать необходимые условия

Возрождение престижности образования

Активное восприятие наук о человеке и обществе

Демократизация, демилитаризация, деидеологизация

Ориентация на технологии постиндустриального развития

Основные национальные интересы

Гармоничное и свободное развитие членов общества

Подъем и обогащение нравственного и интеллектуального потенциала нации

Обеспечение рыночной многоукладной экономики профессионалами высокого уровня

При этом наша программа развития образования должна содержать механизмы, гарантирующие:

• единство национального и регионального образовательного пространства;

• открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурно-исторического и образовательного опыта.

Магистральные линии вывода высшего образования из кризиса определены; разработаны возможные варианты реализации реформы образования. Остается только вывести образование на такой уровень, который даст новое видение мира, новое созидательное мышление.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы: новый курс / А.А. Андре-

ев.– М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и

права, 2002.– 264 с.

2.Беспалько В.П. Стандартизация образования: Основные идеи и по-

нятия // Педагогика. – 1993. – № 5. – С. 16–23.

3.Божко, Н.М. Образование взрослых: цели и ценности / Н.Н. Божко;

под ред. Г.С. Сухобской и др. – СПб, ИОВ РАО, 2002. – 187 с.

4. Булдаков, С.К. Философия и методология образования: научное из-

дание / С.К. Булдаков, А.И. Субетто. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова,

– 2002. – 444 с.

 

 

Тема № 3 «Место технического университета в образовательном пространстве России и ДНР»

 (для самоподготовки магистрантов, аспирантов и проведения ими открытой лекции)

(В отсутствие карантина студент проводит зачетную лекцию в студенческой аудитории во время сессии согласно вступительного задания.

В период карантина готовит краткий конспект по всем темам и высылает скриншот через старосту-профессору в Интернет-Облако в папку УЧЕБА- ПЛОТНИКОВ за две недели до зачета)

Плотников П.В.- доктор педагогических наук, профессор, академик Международной Академии наук педагогического образования (МАНПО)

Предлагает Вам следующие задания:

-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя высшей школы (до 15 минут);

-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;

-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике; подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы-оцените по пяти бальной системе;

-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам и т. д.,

что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;

-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один-оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой-педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).

Желаю успешно провести свое зачетное выступление!

Реализация идей реформирования высшей школы требует адекватного изменения типов высших учебных заведений. В связи с этим ряд российских политехнических вузов получил статус технических университетов, к которым предъявляются высокие требования. В истории отечественной высшей школы можно выделить ряд прообразов технических университетов. Одним из представителей технических университетов являются университеты, исторически приближавшиеся к вершинам университетского образования через создаваемую инженерную продукцию. К числу таких университетов можно отнести Московский технический университет, известный своей фундаментальностью и высоким рейтингом на мировом уровне. Другие типы университетов представлены политехническими институтами, которые создавались по идее Ю. С. Витте как технические университеты. К числу таких вузов относятся старейшие в России политехнические вузы - ЮРГТУ (НПИ) и СПбГТУ. Группа технических университетов, получивших недавно этот статус, исторически складывалась как ряд отраслевых, а иногда и многоотраслевых вузов, которые в силу своего развития превратились в центры науки, образования и культуры, где образование сочетается с научными исследованиями.

Технический университет является элементарным учебным заведением как в плане подготовленности педагогических кадров, так и в плане уровня интеллектуального развития студентов. В университет на конкурсной основе может поступить любой желающий. Однако если трудности интеллектуального или любого другого порядка делают невозможным продолжение учебы в данном учебном заведении, то разрабатываемые механизмы социально приемлемого отбора, гибкая образовательная система, ведущим звеном которой является университет, позволяют лицам, его покинувшим, завершить образование в другом учебном заведении.

Поэтому технический университет формируется как ведущее звено непрерывного профессионального образования в регионе, объединяющее функционально учебные заведения различного уровня. Обмен учащимися между этими учреждениями побуждает университет создавать значительно более гибкую систему образовательного процесса, способную при некоторых ограничениях на входе ассимилировать приток учащихся из других учебных заведений и целенаправленно продуцировать отток учащихся в другие учебные заведения. Один из способов решения этой задачи - создание многоуровневой квалитетной системы фундаментального образования по каждому из укрупненных направлений науки и техники, уровни которой отвечают различному качеству квалитета обучения и определяют возможность выбора студентом дальнейшего образовательного пути в университете или за его пределами.

В новых условиях технические университеты играют роль федеральных и региональных центров с функциональными обязанностями, иллюстрируемыми схемой 1.3.

Сущность понятий "гуманизация" и "гуманитаризация"

Под гуманизацией образования понимается процесс создания условий для самореализации, самоопределения личности студента в пространстве современной культуры, создания в вузе гуманитарной сферы, способствующей раскрытию творческого потенциала личности, формированию ноосферного мышления, ценностных ориентаций и нравственных качеств с последующей их актуализацией в профессиональной и общественной деятельности.

Гуманитаризация образования, особенно технического, предполагает расширение перечня гуманитарных дисциплин, углубление интеграции их содержания для получения системного знания.

Оба эти процесса являются тождественными, дополняют друг друга и должны рассматриваться во взаимосвязи, интегрируясь с процессами фундаментализации образования.

Реализация идей реформирования высшей школы требует адекватного изменения типов высших учебных заведений. В связи с этим ряд украинских политехнических вузов получил статус технических университетов, к которым предъявляются высокие требования. В истории отечественной высшей школы можно выделить ряд прообразов технических университетов.

Одним из представителей технических университетов являются университеты, исторически приближавшиеся к вершинам университетского образования через создаваемую инженерную продукцию. К числу таких университетов можно отнести Донецкий национальный технический университет (бывший ДПИ), известный своей фундаментальностью и высоким рейтингом на достаточно выском уровне.

Другие типы университетов представлены политехническими институтами, которые создавались по идее Ю. С. Витте как технические университеты. К числу таких вузов относятся старейшие в Украине политехнические вузы, в том числе КПИ. Группа технических университетов, получивших недавно этот статус, исторически складывалась как ряд отраслевых, а иногда и многоотраслевых вузов, которые в силу своего развития превратились в центры науки, образования и культуры, где образование сочетается с научными исследованиями.

Технический университет является элементарным учебным заведением, как в плане подготовленности педагогических кадров, так и в плане уровня интеллектуального развития студентов. В университет на конкурсной основе может поступить любой желающий. Однако если трудности интеллектуального или любого другого порядка делают невозможным продолжение учебы в данном учебном заведении, то разрабатываемые механизмы социально приемлемого отбора, гибкая образовательная система, ведущим звеном которой является университет, позволяют лицам, его покинувшим, завершить образование в другом учебном заведении.

Поэтому технический университет формируется как ведущее звено непрерывного профессионального образования в регионе, объединяющее функционально учебные заведения различного уровня. Обмен учащимися между этими учреждениями побуждает университет создавать значительно более гибкую систему образовательного процесса, способную при некоторых ограничениях на входе ассимилировать приток учащихся из других учебных заведений и целенаправленно продуцировать отток учащихся в другие учебные заведения.

Один из способов решения этой задачи - создание многоуровневой квалитетной системы фундаментального образования по каждому из укрупненных направлений науки и техники, уровни которой отвечают различному качеству квалитета обучения и определяют возможность выбора студентом дальнейшего образовательного пути в университете или за его пределами.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы: новый курс / А.А. Андре-

ев.– М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и

права, 2002.– 264 с.

2.Беспалько В.П. Стандартизация образования: Основные идеи и по-

нятия // Педагогика. – 1993. – № 5. – С. 16–23.

3.Божко, Н.М. Образование взрослых: цели и ценности / Н.Н. Божко;

под ред. Г.С. Сухобской и др. – СПб, ИОВ РАО, 2002. – 187 с.

4. Булдаков, С.К. Философия и методология образования: научное из-

дание / С.К. Булдаков, А.И. Субетто. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова,

– 2002. – 444 с.

Тема № 4 Фундаментализация образования в высшей школе ДНР и России и ее актуальность

(для самоподготовки магистрантов, аспирантов и проведения ими открытой лекции для студентов)

(В отсутствие карантина студент проводит зачетную лекцию в студенческой аудитории во время сессии согласно вступительного задания.

В период карантина готовит краткий конспект по всем темам и высылает скриншот через старосту-профессору в Интернет-Облако в папку УЧЕБА- ПЛОТНИКОВ за две недели до зачета)

Плотников П.В.- доктор педагогических наук, профессор, академик Международной Академии наук педагогического образования (МАНПО)

Предлагает Вам следующие задания:

-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя высшей школы (до 15 минут);

-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;

-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике; подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы-оцените по пяти бальной системе;

-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам и т. д.,

что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;

-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один-оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой-педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).

Желаю успешно провести свое зачетное выступление!

Рубеж тысячелетий рассматривается современной мировой наукой как переходный период от цивилизации индустриальной к цивилизации постиндустриальной. Как показывают два прошедших десятилетия и все отчетливей выявляющиеся тенденции, главными чертами постиндустриального развития мирового сообщества и нового технологического способа производства являются:

• гуманизация техники, проявляющаяся как в структуре, так и в характере ее применения; увеличивается производство техники, удовлетворяющей потребности человека, придающей труду более творческий характер;

• повышение наукоемкости производства, приоритет высокотехнологичных, использующих достижения фундаментальной науки технических систем;

• миниатюризация техники, деконцентрация производства, запрограммированного на быструю реакцию в связи с быстро меняющимися технологиями и спросом на продукцию;

• экологизация производства, жесткие экологические стандарты, использование безотходных и малоотходных технологий, комплексное использование природного сырья и его замена синтетическим;

• одновременная локализация и интернационализация производства на основе локальных технических систем, обмена готовой продукцией; усиление интеграционных связей между регионами и странами, ориентированных на удовлетворение спроса, что в свою очередь увеличивает подвижность населения и возможности работы специалистов в различных регионах и странах.

Все это вместе взятое диктует новые требования к системе образования, в том числе к усилению его гуманитарной и фундаментальной компоненты, увеличивается удельный вес процессов фундаментализации и гуманизации высшего профессионального образования, возрастает необходимость интеграции фундаментального, гуманитарного, специального знания, обеспечивающей всестороннее видение специалистом своей профессиональной деятельности в контексте грядущих технологических и социальных перемен.

Ядром постиндустриального технологического способа производства служат три взаимосвязанных базовых направления - микроэлектроника, информатика и биотехнология. Однако все достижения в этих областях науки должны опираться на новое мышление, общечеловеческие ценности, защиту человеческой личности от негативных последствий технологизации.

Воспитание многомерной творческой личности в вузе должно реализовываться через оптимальное сочетание фундаментального, гуманитарного и профессионального блоков дисциплин, их взаимопроникновение на основе межпредметных связей, интегрированных курсов, междисциплинарных форм контроля, обеспечивающих формирование целостного сознания на основе системного знания.

Подготовка высококвалифицированных профессионалов всегда остается важнейшей задачей высшей школы. Однако в настоящее время данную задачу уже невозможно выполнять без фундаментализации образования. Это объясняется тем, что научно-технический прогресс превратил фундаментальные науки в непосредственную, постоянно действующую и наиболее эффективную движущую силу производства, что относится не только к новейшим наукоемким технологиям, но и к любому современному производству.

Именно результаты фундаментальных исследований обеспечивают высокий темп развития производства, возникновение совершенно новых отраслей техники, насыщение производства средствами измерений, исследований, контроля, моделирования и автоматизации, которые ранее применялись исключительно в специализированных лабораториях. Все шире вовлекаются в производство считавшиеся прежде весьма далекими от практики достижения таких областей знаний, как квантовая механика, биология, лазерная и плазменная физика, физика элементарных частиц и т.д. Все больше фундаментальных теорий начинают использоваться для практических целей, трансформируясь в инженерные теории. Конкурентоспособность наиболее процветающих фирм в значительной мере обеспечивается фундаментальными разработками в исследовательских лабораториях при фирмах, в университетах, в разнообразных научно-технических центрах вплоть до мощных технопарков. Все больше фундаментальных исследований изначально предусматривают выход на конкретные прикладные и коммерческие цели.

Кроме того, фундаментализация образования эффективно способствует формированию творческого инженерного мышления, ясного представления о месте своей профессии в системе общечеловеческих знаний и практики.

Если вуз не сформирует у своих выпускников способности осваивать достижения фундаментальных наук и творчески их использовать в инженерной деятельности, то он не обеспечит своим питомцам необходимую конкурентоспособность на рынке труда. Поэтому в современном техническом вузе Украины уже с первого курса должно культивироваться стремление студентов к глубокому освоению фундаментальных знаний.

За последние 2-3 десятилетия окончательно оформилось на основе фундаментальных наук новое научное направление - современное естествознание. Им построена всеохватывающая, теоретически обоснованная, во многих частях эмпирически подтвержденная, обладающая мощной предсказательной силой модель Вселенной. Построенная с помощью этой модели современная картина мира устранила недостатки прежних подобных построений и продолжает совершенствоваться. Она дает человеку ясное представление о мире, в котором он живет, о его месте и роли в этом мире. На основе космологического принципа единства всего неживого, живого и мыслящего она успешно создала научную базу для высокой морали, опирающейся на твердые знания, а не на зыбкую веру. В итоге современная научная картина мира, построенная фундаментальными науками, стала неотъемлемой частью общечеловеческой культуры, чрезвычайно укрепив взаимосвязь между сферами культуры и науки в рамках современной цивилизации.

Поэтому должна быть соответствующим образом усилена и связь между гуманитарной и фундаментальной составляющими высшего технического образования. Только на этой основе высшая школа станет способной формировать высокие личностные качества выпускника, необходимые ему для плодотворной профессиональной деятельности в современных условиях.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы: новый курс / А.А. Андре-

ев.– М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и

права, 2002.– 264 с.

2.Беспалько В.П. Стандартизация образования: Основные идеи и по-

нятия // Педагогика. – 1993. – № 5. – С. 16–23.

3.Божко, Н.М. Образование взрослых: цели и ценности / Н.Н. Божко;

под ред. Г.С. Сухобской и др. – СПб, ИОВ РАО, 2002. – 187 с.

4. Булдаков, С.К. Философия и методология образования: научное из-

дание / С.К. Булдаков, А.И. Субетто. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова,

– 2002. – 444 с.

 

 

Тема № 5 « Исходные теоретические положения фундаментализации образования в ДНР И России»

 (для самоподготовки магистрантов, аспирантов и проведения ими зачетной открытой лекции)

(В отсутствие карантина студент проводит зачетную лекцию в студенческой аудитории во время сессии согласно вступительного задания.

В период карантина готовит краткий конспект по всем темам и высылает скриншот через старосту-профессору в Интернет-Облако в папку УЧЕБА- ПЛОТНИКОВ за две недели до зачета)

Плотников П.В.- доктор педагогических наук, профессор, академик Международной Академии наук педагогического образования (МАНПО)

Предлагает Вам следующие задания:

-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя высшей школы (до 15 минут);

-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;

-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике; подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы-оцените по пяти бальной системе;

-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам и т. д.,

что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;

-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один-оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой-педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).

Желаю успешно провести свое зачетное выступление!

В качестве исходного теоретического положения фундаментализации образования принимается идея единства мира, проявляющаяся во всеобщей взаимосвязи в сфере неживого, живого, духовного. Единство мира проявляется в единстве культурной, научной и практической сфер цивилизации и как следствие в органических связях естественнонаучных, гуманитарных, технических наук. Эти связи неизбежно должны быть отражены в моделях специалистов, учебных планах, программах, учебниках и организации учебного процесса. Отсюда следует необходимость формирования новой модели системы образования в техническом университете Украины, которая основана на переосмыслении взаимосвязи фундаментальной и технической составляющих, формирования многоуровневой интеграции технического и фундаментального знания.

Фундаментальные науки - это естественные науки (т.е. науки о природе во всех ее проявлениях) - физика, химия, биология, науки о космосе, земле, человеке и т.д., а также математика, информатика и философия, без которых невозможно глубокое осмысление знаний о природе.

В учебном процессе каждой фундаментальной науке соответствует своя дисциплина, которая называется фундаментальной.

Фундаментальные знания - это знания о природе, содержащиеся в фундаментальных науках (и фундаментальных дисциплинах).

Фундаментализация высшего образования - системное и всеохватывающее обогащение учебного процесса фундаментальными знаниями и методами творческого мышления, выработанными фундаментальными науками.

Так как подавляющая часть прикладных наук возникла и развивается на основе использования законов природы, то фундаментальную составляющую имеют практически все инженерные дисциплины. То же можно сказать о многих гуманитарных науках. Поэтому в процесс фундаментализации должны быть вовлечены почти все дисциплины, изучаемые студентом на протяжении учебы в вузе. Аналогичная мысль справедлива и для гуманитаризации. Изложенное лежит в основе принципиальной возможности и практической целесообразности интеграции гуманитарной, фундаментальной и профессиональной составляющих подготовки инженера.

Фундаментализация высшего образования предполагает его постоянное обогащение достижениями фундаментальных наук.

Фундаментальные науки познают природу, а прикладные создают нечто новое, причем исключительно на основе фундаментальных законов природы.

Тот факт, что прикладные науки возникают и развиваются на основе постоянного использования фундаментальных законов природы, делает общепрофессиональные и специальные дисциплины также носителями фундаментальных знаний. Следовательно, в процесс фундаментализации высшего образования должны быть вовлечены наряду с естественнонаучными общепрофессиональные и специальные дисциплины.

Такой подход обеспечит фундаментализацию обучения студента на всех этапах от первого до пятого курсов.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы: новый курс / А.А. Андре-

ев.– М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и

права, 2002.– 264 с.

2.Беспалько В.П. Стандартизация образования: Основные идеи и по-

нятия // Педагогика. – 1993. – № 5. – С. 16–23.

3.Божко, Н.М. Образование взрослых: цели и ценности / Н.Н. Божко;

под ред. Г.С. Сухобской и др. – СПб, ИОВ РАО, 2002. – 187 с.

4. Булдаков, С.К. Философия и методология образования: научное из-

дание / С.К. Булдаков, А.И. Субетто. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова,

– 2002. – 444 с.

 

Тема №6. «Развитие образования в ДНР и России. Реалии постиндустриальной цивилизации и новые ценностные ориентации украинского образования»

 (для самоподготовки магистрантов и проведения ими открытой зачетной лекции)

(В отсутствие карантина студент проводит зачетную лекцию в студенческой аудитории во время сессии согласно вступительного задания.

В период карантина готовит краткий конспект по всем темам и высылает скриншот через старосту-профессору в Интернет-Облако в папку УЧЕБА- ПЛОТНИКОВ за две недели до зачета)

Плотников П.В.- доктор педагогических наук, профессор, академик Международной Академии наук педагогического образования (МАНПО)

Предлагает Вам следующие задания:

-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя высшей школы (до 15 минут);

-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;

-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике; подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы-оцените по пяти бальной системе;

-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам и т. д.,

что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;

-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один-оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой-педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).

Желаю успешно провести свое зачетное выступление!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.148 с.)