Тема 1. Понятие «одаренность» в современной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие «одаренность» в современной психологии



Литература к курсу

Основная:

1. Богоявленская Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. – М.: МИОО, 2005 – 176 с.

2. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей /                          В. Н. Дружинин.- СПб., 2010.

3. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - М.: СПб.: Киев: Питер, 2011 - 448c.

4. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.

Дополнительная:

1. Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать/ Е.С. Белов.- М., 2010.

2. Гипплус, С.В. Тренинг развития креативности / С. В. Гипплус.– СПб: СТД, 2009.

3. Доровкова, А.И. Сто советов по развитию одаренности детей / А. И. Доровкова. – М.: Смысл, 2002.

4. Интеллект, творчество и формирование личности в современном обществе. Под редакцией: Журавлев А. Л. Ушакова Т. Н., - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 184 с.

5. Матюшкин, А.М. Загадки одаренности / А. М. Матюшкин. - М., 1993.

6. Савенков, А.И. Путь к одаренности: Исследовательское поведение дошкольников / А.И. Савенков. - СПб: Питер, 2004 - 272c.

7. Ушаков Д. В. Психология интеллекта и одаренности / Ушаков Д. В - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 464 с.

8. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. - СПб: Питер, 2002 - 272c.

9. Шадриков, В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Институт практического психолога, 1997 - 288c.

10. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность / В. С. Юркевич. -  М., 1996.

Интернет-источники:

https://psy.su/feed/8433/

https://psy.su/feed/8434/

https://psy.su/feed/8435/

https://psy.su/feed/8481/

https://psy.su/feed/8499/

https://psy.su/feed/8500/

Тема 1. Понятие «одаренность» в современной психологии

Понятие одаренности

1. История изучения феномена одаренности.

2. Понятие одаренности. Дискуссионные проблемы психологии одаренности.

3. Соотношение понятия «одаренности» с другими психологическими категориями.

4. Виды одаренности.

 

Виды одаренности

Принципиально иначе, по сравнению с господствовавшими ранее представлениями, рассмотрена авторами проблема видов одаренности. Ими выделено пять критериев для их определения.

1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики {к основным видам деятельности авторы относят: практическую, теоретическую, художественно-эстетическую, коммуникативную и духовно-ценностную; сферы психики представлены: интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой).

2. Степень сформированности (дифференцируется как потенциальная и актуальная).

3. Форма проявлений (явная одаренность и скрытая одаренность).

4. Широта проявлений в различных видах деятельности (обобщая одаренность и специальная одаренность).

5. Особенности возрастного развития (ранняя одаренность и поздняя одаренность).

Вероятно, в дальнейшем данная теоретическая модель будет доработана и внедрена в образовательную практику.

Богоявленская –с.22.

Концепция Дж. Рензулли

Согласно теории Дж.Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.

Разработанная Дж.Рензулли концепция предполагает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативности или достижений. Автор предлагает относить к категории одаренных тех детей, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров.

Примечательно, что в названии термин "одаренность" заменен на термин "потенциал".

При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать.

При всем возможном и реальном многообразии мотивов поведения и деятельности все они могут быть сгруппированы в несколько относительно небольших групп.

1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности и связанные с ее прямым продуктом:

· "мотивация содержанием" – мотивы, связанные с содержанием учения (побуждает учиться стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений);

· "мотивация процессом" – мотивы, связанные с самим процессом учения (увлекает процесс общения с учителем и другими детьми в учебной деятельности, процесс учения насыщен игровыми приемами, техническими средствами и др.).

2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения:

· "Широкие социальные мотивы"

а) общественно ценные – мотивы долга, ответственности, чести (перед обществом, классом, учителем, родителями и др.);
б) узколичные (престижная мотивация) – мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования.

· "Мотивы избегания неприятностей" – учение на основе принуждения, страха быть "наказанным" и т. п.

Все группы мотивов присутствуют практически в каждом действии ребенка, связанном с учением. Каждому ребенку свойственны чувства долга и ответственности, стремления к самоутверждению и самосовершенствованию, в какой-то мере интересны содержание и процесс учебной деятельности, свойственна боязнь неудачи.

Но следует говорить не о наличии или отсутствии каких-либо мотивов, а об их иерархии. То есть о том, какие мотивы преобладают, доминируют в мотивационно-потребностной сфере личности, а какие находятся в подчиненном положении.

Наиболее желательно, чтобы доминировали мотивы, связанные с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями, на усвоение способов приобретения знаний и т.п.). Доминирование этой группы мотивов характеризует одаренного ребенка. Это одна из ведущих характеристик одаренности (Дж.Рензулли, П.Торренс и др.).

С позиции развития одаренности особенно важно, что в последнее время многие исследователи приняли точку зрения, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую креативность, как считалось ранее, а мотивацию деятельности.

Так, например, некоторые ученые отмечают, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. То есть максимально реализует свой потенциал, а следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.

Познавательная потребность

Узначительной части детей любопытство — стремление исследовать окружающий мир — так и не трансформируется в полной мере в любознательность. Напротив, одаренным детям в большей степени, чем их нормальным сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Известный специалист в области изучения детской одаренности Н. С. Лейтес отмечает, что особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке наиболее характерна для одаренных детей, даже тех, чьи необычные способности не сразу видны. И в значительной степени благодаря этому обеспечивается более высокий уровень развития познавательных способностей.

История сохранила сведения о проявлениях любознательности в детстве у многих будущих гениев. Невероятной тягой к познанию с детства отличались И. Ньютон, М. Ломоносов, Петр I и многие другие творцы.

Оригинальность мышления

Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных обычно называют оригинальностью мышления, которая проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности.

Многие специалисты рассматривают оригинальность мышления как одну из основных особенностей мышления творчески одаренного человека. Но при этом исследователи отмечают, что наряду со способностью продуцировать оригинальные идеи существует и другой способ творчества — разрабатывать существующие. Если первый способ особенно ценится в научном и техническом творчестве, то второй — в художественном.

Оригинальность творческого человека естественна, она не похожа на нарочитое желание выделиться. Порой она вызывает удивление и насмешки окружающих. Жителей Кенигсберга забавляла пунктуальность философа Иммануила Канта: по тому, когда он выходил на прогулку и возвращался с нее, можно было сверять часы.

 

Гибкость мышления

Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления. Противоположное свойство — инертность, ригидность мышления. Высокий уровень гибкости мышления — явление редкое, как и крайнее выражение его противоположности — инертности мышления. Поэтому наличие первого свидетельствует об исключительности, характерной для одаренных детей.

Гибкость мышления тесно связана с богатством и разнообразием прошлого опыта ребенка (объем знаний, умений, навыков и т.п.), однако полностью им не определяется. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что связь между ними имеет очень сложный характер. Так, в некоторых ситуациях объем знаний не только не содействует генерированию новых идей и стратегий, но, напротив, выступает как сдерживающий фактор.

Само по себе количество информации еще не является гарантией способности к ее комбинированию и созданию на этой основе принципиально новых идей и стратегий. В ходе многочисленных исследований было подтверждено, что решающим фактором, содейству-ющим развитию этой интеллектуальной характеристики, выступает не сам опыт (знания, умения, навыки и т.п.), а методы его усвоения.

 

Легкость генерирования идей

Это качество иногда называют беглостью мышления и обычно рассматривают как способность к генерированию большого числа идей.

Качество, очень близкое предыдущему, но характеризующее несколько иную грань одаренности. Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных, их сопоставления, развития, углубления и т. п. Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой — необходимой предпосылкой творчества.

Большое количество идей характерно для одаренного ребенка — как реакция на проблемную ситуацию. Новая идея в данном случае не просто ассоциативное интегрирование нескольких первичных, более простых идей и понятий. Соединение этих первичных идей и понятий должно быть содержательно оправданно, а происходит это лишь в случае отражения объективных явлений и отношений, стоящих за данными понятиями. При этом сами возникающие такого рода идеи могут выглядеть совершенно нереальными на первый взгляд, но при глубоком изучении часто именно они служат базовыми для принципиально новых подходов ("безумные идеи").

Большинство ученых, подчеркивая важность этого качества, считают его все же чем-то вроде второстепенной характеристики творчества. Правда, несмотря на это, обычно гении очень продуктивны: Моцарт создал более 600 музыкальных произведений, Бах писал по кантате в неделю, Томас Эдисон провел 1093 эксперимента.

 

Легкость ассоциирования

Легкостьассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от тривиального взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее рельефно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности увидеть, найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней информацию. Возможным это становится при наличии умения видеть связи между разными явлениями, событиями, далекими по содержанию.

Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его "нормальные" сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями, и эти связи могут быть нетрадиционны и непривычны.

 

Александр Грейам Белл сравнивал внутреннюю поверхность человеческого уха со стальной подвижной мембраной и на основе этой аналогии изобрел телефон.

 

Отличная память

Способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки — важнейший индикатор одаренности. Одаренные дети часто удивляют окружающих своим умением запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки и многое другое. Однако следует иметь в виду, что преимущества одаренного ребенка в творческой деятельности обеспечиваются не столько большим объемом хранящейся в памяти информации, сколько высокой эффективностью действия операционных механизмов мнемическихс пособностей. К ним относятся в первую очередь классификация, структурирование, систематизация и т.п.

Синтез мнемических способностей с качествами, отмеченными выше, порождает часто замечаемое у одаренных детей стремление к классификации, категоризации информации, опыта, идей. На практике это нередко выражено в склонности к коллекционированию.

 

Способность к оценке

Оценочная функция как интегральный структурный элемент одаренности рассматривается многими исследователями (А. М. Матюшкин, К. Тэкэкс, Л. Холлингуорт и многие другие). Способность к оценке — производное критического мышления. Эта способность предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.

 

Психолог А. М. Матюшкин пишет, что способность к оценке обеспечивает возможность самодостаточности, самоконтроля, уверенности одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества.

Талант обычно довольно точно осознает масштаб того или иного своего достижения, хотя иногда его оценка и расходится с мнением общества. Математик Льюис Кэрролл вряд ли мог предполагать, что войдет в число самых известных людей мира не как ученый, а как автор детской сказки. Исаак Ньютон видел свое главное достижение не в создании физической теории, а в денежной реформе, которую он провел в Англии, будучи директором монетного двора.

 

Интересы и склонности

Интересы и склонности одаренных детей имеют также свои специфические особенности. Одна из них — устойчивость интересов, уже отмеченная выше, проявляется в характерном для одаренного ребенка упорстве в достижении цели, высокой преданности делу, что служит одним из самых важных индикаторов одаренности.

Маленький музыкант может часами отрабатывать сложные навыки игры на инструменте без всякого принуждения со стороны взрослых. Его сверстники, не имеющие призвания, которых учат музыке «по традиции», рады любому поводу избежать занятий.

Такая нацеленность, приверженность делу служит одним из самых точных показателей одаренности.

Второе свойство, характерное для значительной части одаренных детей — широта интересов.

Но многие одаренные дети часто не без влияния взрослых резко ограничивают круг своих интересов и достигают больших успехов в каком-либо одном направлении (математика, музыка, шахматы идр).

Одаренным детям в силу того, что им удается если не все, то многое, как правило, хочется попробовать себя в самых разных сферах. Нередко это приводит к распылению сил, их нерациональной, с точки зрения излишне прагматичных взрослых, трате, теоретически возможна и нерациональная трата сил, однако широту интересов, как явление изначально присущее одаренному ребенку, обусловленное его большими возможностями и универсализмом, следует не ограничивать, стремясь направить в одно русло его энергию, с тем чтобы получить сиюминутный результат (победа в конкурсе, олимпиаде и др.), а развивать и поддерживать.

Широта интересов — основа многообразного опыта, служащего исходным материалом для комбинаторики, ассоциирования и других важных творческих операций. Знания, полученные опытным путем в процессе собственной исследовательской практики, строящейся, в свою очередь, на интересе одаренного ребенка к предмету исследования, — один из важнейших факторов, характеризующих одаренность.

 

Немало выдающихся людей посвящали себя не одной, а двум и более сферам деятельности. Философ, теоретик анархизма Петр Кропоткин был крупным географом и геологом. Зоолог Джералд Даррелл – один из самых читаемых современных писателей. Необычайной разноплановостью интересов отличались Леонардо да Винчи, Михаил Ломоносов, Блез Паскаль, Готфрид Вильгельм Лейбниц.

Разноплановость интересов предохраняет от «зацикленности», которая нередко бывает свойственна таланту. Человек, полностью посвятивший себя одному делу, одной идее, приносит ей в жертву – вольно или невольно – многие другие жизненные ценности. Иногда дело доходит до курьезов. Основатель кибернетики Норберт Виннер помнил только о том, над чем в данный момент работал. Когда его семья переехала на новую квартиру, жена ученого положила ему в бумажник записку с новым адресом. Н. Виннер набросал на листке какие-то формулы, потом понял, что они не верны, и выбросил бумажку. Вечером, забыв о переезде, он отправился по старому адресу. Разумеется, он никого не нашел там и в расретянности вернулся на улицу. Ему встретилась девочка, которой он тут же стал объяснять, что он профессор Н. Виннер, чья семья недавно переехала из этого дома, но он не знает, куда. Н. Виннер поинтересовался, не знает ли она случайно, где ему искать новую квартиру. Внимательно выслушав его, девочка ответила: «Да, папа, мама так и думала, что ты это забудешь».

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Методы и средства обучения

Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения зна­ний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами само­стоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключи­тельно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчиво­сти, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной ста­бильности и способности к сотрудничеству и др.).

Формы обучения

В качестве основных образовательных структур для обучения ода­ренных детей следует выделить:

а) систему дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь, детские сады общеразвивающего вида, «Центры развития ребенка», в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающие учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечивающие преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу;

б) систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;

в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;

г) систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования (в том числе лицеи, гимназии, нетиповые образовательные учреждения высшей категории и т.п.).

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной шко­лы

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной шко­лы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зави­симости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по от­дельным учебным предметам и т.д.). К сожалению, современная практика сводится в основном к обучению по индивидуальным про­граммам в одной предметной области, что не способствует раскры­тию других способностей ребенка, лежащих вне ее. Следует также следить за тем, чтобы работа по индивидуальным программам, включающая и обучение через экстернат, не приводила к отрыву ре­бенка от коллектива сверстников.

Работа по индивидуальному плану и составление индивиду­альных программ обучения предполагает использование совре­менных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих по­требностей.

Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных детей может сыграть наставник (тьютор). Тьютором может быть вы­сококвалифицированный специалист, готовый взять на себя инди­видуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача наставника — на основе диалога и совместного поиска по­мочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его спо­собности к самоопределению и самоорганизации. Значение рабо­ты наставника заключается в координации образа жизни одарен­ного ребенка и различных вариантов содержания образования.

Занятия, по свободному выбору — факультативные, в особен­ности в малых группах — в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагаю­щую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбо­ра не только направления исследовательской работы, но и индиви­дуального темпа и способа продвижения в предмете. Как уже было отмечено, программы работы с одаренными детьми, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного матери­ала, имеют существенные недостатки. В частности, усложнять про­грамму, не вызывая перегрузок, можно только до определенного предела. Дальнейшее развитие возможностей ученика должно проходить в рамках его вовлечения в исследовательскую работу, поскольку формирование творческих способностей осуществляет­ся только через включение личности в творческий процесс. Иссле­довательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формальный характер. Пе­рефразируя Монтеня, можно утверждать, что при этом именно те, «кто знает больше», становятся теми, «кто знает лучше».

Сеть творческих объединений позволяет реализовать совме­стную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся.

Одаренные учащиеся могут привлекаться к совместной работе с педагогами и одновременно являться руководителями классных исследовательских секций по данному предмету. Межклассные объединения-секции могут возглавлять преподаватели. Создание межвозрастных групп, объединенных одной проблематикой, сни­мает основную сложность положения одаренных детей, которые теперь могут двигаться вперед с резким опережением, оставаясь тем не менее в среде сверстников. Кроме того, совместная иссле­довательская работа со школьным учителем делает ученика на уро­ке его сотрудником. Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и имеет прямой воспитательный эф­фект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно, формирует у него ответственность за своих товарищей. Вместе с тем такая форма работы позволяет избежать ранней специализа­ции и обеспечивает более универсальное образование детей.

Данная система может иметь оптимальный эффект лишь при условии формирования у учащихся познавательной направленнос­ти и высших духовных ценностей. С этой целью программы учебных предметов должны включать изучение личностных стратегий и нравственных поступков, стоящих за научным открытием.

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально-значимая гражданская направленность проектов име­ют немалое значение для воспитания детей.

В школах, где не применяются указанные выше формы обуче­ния, для одаренных детей является целесообразным сочетание школьного и внешкольного обучения. Например, обучение одарен­ного ребенка в обычной школе по индивидуальному плану может сочетаться с его участием в работе «школы выходного дня», кото­рая обеспечивает общение ребенка с талантливыми специалиста­ми-профессионалами, включает его в серьезную научно-исследо­вательскую работу и т.д. Часы занятий в такой школе должны быть компенсированы за счет уменьшения часов по данному предмету в общеобразовательной школе.

Большую помощь в осуществлении дифференциации учебного процесса для одаренных детей в условиях массовых общеобразова­тельных школ может оказать применение различных форм организа­ции обучения, которые основаны на идее группировки учащихся в определенные моменты образовательного процесса. Выбор той или иной формы зависит от особенностей школы — ее размера, традиций, наличия квалифицированных кадров, помещений, финан­совых возможностей, количества одаренных детей в школе и т.д.

Наиболее благоприятные возможности для обучения одарен­ных детей предоставляют следующие формы обучения.

Дифференциация параллелей. В школе предусматривается не­сколько классов внутри параллелей для детей с разными видами спо­собностей. Эта форма обучения является перспективной, начиная со старшего подросткового возраста (с 9-го класса), и особенно акту­альна для тех одаренных детей, у которых к концу подросткового воз­раста сформировался устойчивый интерес к определенной области знания. Данная форма обучения достаточно широко распространена в школах больших российских городов и имеет разновидность, при которой параллель старшей школы включает специализирован­ные классы (например, химико-биологический, гуманитарный и фи­зико-математический) и обычный неспециализированный класс.

Перегруппировка параллелей. Школьники одного возраста распределяются для занятий по каждому учебному предмету в группы, учитывающие их сходные возможности. Один и тот же ребенок мо­жет заниматься какими-нибудь предметами (например, математи­кой и физикой) в «продвинутой группе», а другими (например, гума­нитарными) — в обычной. Это предполагает, что во всех параллелях занятия по одинаковым предметам идут в одно и то же время и для каждого предмета ученики группируются по-новому. Эта форма обучения оказывается полезной для учеников всех уровней, в чем и заключается ее особое достоинство. Так, у одаренных детей воз­растают академические успехи, улучшается отношение к школьным дисциплинам, повышается самооценка. У остальных детей также наблюдается рост академических достижений, хотя и менее выра­женный, чем у одаренных. Кроме того, у них возрастает интерес к учебе. Включенность детей в разные коллективы, как однородные, так и разнородные, обеспечивает максимально широкий круг обще­ния, что сказывается благоприятным образом на ходе процесса со­циализации одаренных детей и всех других учащихся школы. Сложность этого вида обучения заключается, в частности, в необ­ходимости достаточного количества учителей и школьных помещений.

Выделение группы одаренных учащихся из параллели. Предпола­гается объединение 5-8 наиболее успевающих в каждой паралле­ли школьников в группу, которая помещается в один из классов, где кроме них находятся еще около 20 учеников. С этим классом обыч­но работает специально подготовленный учитель, который дает группе одаренных усложненную и обогащенную программу. Обуче­ние основной части класса и группы одаренных ведется параллель­но, что предусматривает различные задания. Эта форма обучения оказывает положительное влияние в первую очередь на академи­ческие результаты группы одаренных детей.

Попеременное обучение. Эта форма обучения предполагает группировку детей разных возрастов, однако не на все учебное время, а только на его часть, что дает одаренным детям возмож­ность для общения со сверстниками и позволяет им находить рав­ных себе в академическом отношении детей и соответствующее содержание образования. При этой форме способные ученики имеют возможность участвовать в течение части учебного дня в за­нятиях старшеклассников. Наиболее естественный вариант заклю­чается в том, что одаренные дети имеют возможность заниматься со старшими школьниками тем предметом, по которому они более всего успевают, занимаясь всеми остальными предметами со сво­ими сверстниками. В последний год или несколько лет одаренные дети должны получить возможность доступа к занятиям по избран­ным ими предметам на университетском уровне.

Данная форма учитывает такую особенность развития одаренных детей, как диссинхрония (неравномерность развития). Соответствен­но, дифференциация обучения осуществляется не глобально, а лишь в некоторой избранной предметной области. Сложность проблемы заключается в реализации этой формы обучения в условиях школы. Эта форма обучения может быть рекомендована для небольших част­ных школ, специализирующихся на работе с одаренными детьми.

Обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы. В этом случае для одаренных детей осуществляется замена части обычных занятий на занятия, соответствующие их познавательным запросам. Ученика оценивают перед тем, как он начинает осваи­вать очередной раздел. Если он показывает высокий результат, ему разрешается сократить обучение по обязательной программе и взамен предоставляются программы обогащения, т.е. деятель­ность, необходимая для развития способностей.

Группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные малые группы на тех или иных основаниях (по уровню способностей, акаде­мическим достижениям и т.п.). Эта форма организации обучения имеет ряд преимуществ по сравнению с другими. В первую очередь, это создание оптимальных условий развития для всех групп учащих­ся (а не только для одаренных), благодаря дифференциации, индиви­дуализации и гибкости учебного процесса; реалистичность осуще­ствления, обусловленная отсутствием необходимости в каких-либо изменениях на уровне организации учебного процесса в школе, в наличии дополнительных помещений, преподавательских кадров и т.п.; «массовость» применения, так как одаренные дети есть везде (в больших и малых городах, селах, населенных пунктах и т.п.).

Важно иметь в виду, что выбор и применение той или иной фор­мы индивидуализации и дифференциации обучения должны быть ос­нованы не только на возможностях конкретной школы, но прежде все­го — на учете индивидуальных особенностей ребенка, которые и должны определять выбор оптимальной для него стратегии разви­тия. В частности, применение в целях дифференциации обучения для одаренных учащихся различных форм организации учебного процес­са, основанных на идее группировки одаренных детей в определен­ные моменты образовательного процесса, может быть эффективно только при условии изменения содержания и методов обучения. В противном случае обучение одаренных детей будет отличаться от традиционного только темпом прохождения учебной программы, что не является достаточным для действительного развития таких детей, в силу чего выделение одаренных учащихся в отдельную группу мо­жет иметь больше отрицательных последствий, чем положительных.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку воз­можность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволя­ет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно перехо­дит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа де­ятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:

1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

2) работа по исследовательским и творческим проектам в ре­жиме наставничества (в качестве наставника выступает, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);

3) очно-заочные школы;

4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

6) детские научно-практические конференции и семинары.

Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного разви­тия. В эти учреждения часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. Они мотивированы на овладение художе­ственно-творческой деятельностью, и это создает условия для пло­дотворного освоения специальных умений и знаний. Но и здесь не­обходимо соблюдать приоритет содержательных творческих задач, сохраняя за знаниями, умениями, навыками роль средства, не под­меняющего собою цель. В дополнительном образовании можно ис­пользовать такой мощный ресурс развития одаренности, как един­ство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Вместе с тем данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опас­ности. Важно не создавать у него чувства исключительности: и по­тому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшем, и потому, что кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься ис­кусством, и отношения с ними должны складываться гармонично.

Две другие опасности, к сожалению, нередко исходят от педа­гогов. Первая — это эксплуатация неординарных способностей ученика ради престижа учебного заведения, что часто идет во вред ребенку. Вторая — это неосознанное стремление руководителя реализоваться через учеников, что ведет к кажущейся успешности результата за счет нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности детей. В обоих случаях одаренный ребенок оказывается не целью, а средством для решения задач взрослых



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.058 с.)