Исследование высших мозговых функций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование высших мозговых функций.



 

При исследовании речевой функции отдельно анализируют устную речь, письмо и чтение.

Исследование устной экспрессивной функции речи. Пациента просят рассказать историю своей болезни, содержание показан­ных картинок, пересказать только что про­слушанный рассказ и т. п. Проверяется возможность повторения предлагаемых слов и фраз (например, “кораблекрушение”, “зем­летрясение”; “на траве дрова”, “на горе Ара­рат зреет розовый виноград” и т. п.). Об­ращается внимание на речевую активность, набор слов (богатый, ограниченный, наличие речевых эмболов, телеграфного стиля), на правильность построения фраз, наличие па­рафазии (литеральных, вербальных), способ­ность точно повторять слова. Учитывается реакция больного на свои ошибки (замечает ли их, имеются ли попытки исправить), на­личие аграмматизмов, персеверации, способ выговаривания слов, интонации и их адек­ватность.

Автоматизированную (рядовую) реч ь ис­следуют, предлагая просчитать от 1 до 10 и в обратном порядке, перечислить буквы алфа­вита, дни недели, месяцы, окончить начатую врачом пословицу, знакомую песню. Исследование рецептивной функции ре­чи: предлагают больному показать называе­мые врачом предметы (они находятся в поле зрения больного), врач задает вопросы:

пока­жите, чем запирают дверь? чем пишут? чем шьют? чем зажигают дрова? и т. д., части тела; выполнить простые и сложные указа­ния (показать язык, нос, зажмурить глаза и т. п.);

исправить неправильно составленные грамматически и по смыслу предложения;

объяснить смысл метафор (“золотые руки”, “железное здоровье”, “волчий аппетит”, “один в поле не воин”, “пчела за данью полевой летит из кельи восковой” и т. д.).

Исследование способности воспроизво­дить устную речь. Называние показываемых предметов. Если больной не называет пред­мета, необходимо выяснить, не помогает ли подсказка первого слога, а также звук от постукивания по предмету или ощупывание предмета больным. Не выявляется ли склонность произно­сить прежние названия при показывании но­вых предметов (персеверация). Не бывает ли (особенно в состоянии эмоционального воз­буждения) произнесения отдельных фраз, вос­клицаний, междометий. Возможность про­изнесения слов при пении.

Исследование чтения. Понимание пись­менной речи и некоторых символических изображений. Идентификация предметов с их названиями, написанными на карточках. Понимание смысла написанных слов, цифр, фраз разной сложности. Реакция на неправильно написанные сло­ва, фразы, пропущенные буквы. Выполнение письменных инструкций (закрыть глаза, под­нять руку и пр.). Узнавание времени по стрел­кам на циферблате часов, узнавание рисунков. Чтение вслух печатного и письменного текста, отдельных букв, слогов, слов, фраз (коротких и длинных). Сравнение понимания речи устной и письменной (при идентичных текстах).

 

Исследование письма. Письмо под дик­товку. Копирование с печатного и рукопис­ного текста. Автоматизированное письмо (предложить больному написать свою фами­лию, имя и отчество, ряд чисел, дни недели, месяцы, годы). Написание названий показываемых предметов. Письменные ответы на устные во­просы. Письменный рассказ о своей болезни. Предложение нарисовать какой-либо предмет, скопировать рисунок.

Сравнение результатов исследований письменной и устной речи. Исследование счета: проверяют письмен­ный счет и устный, выполнение различных арифметических действий, решение пись­менных и устных задач разной сложности.

Для исследования зрительной агнозии используют набор предметов и рисунков. Предъявляя их обследуемому, просят оп­ределить, описать их внешний вид, срав­нить, какие предметы больше, какие меньше. С помощью набора картинок (цветных, однотонных, контурных) оце­нивают узнавание не только предметов, но и сюжетов.

 

Исследование гнозиса и праксиса произ­водится с помощью специальных заданий. Предлагаются предметы, окружающие боль­ного, и проверяется их узнавание по чувст­венным восприятиям (зрительным, слуховым, осязательным, вкусовым, обоня­тельным).

 Проверка гнозия собственного тела (вы­явление астереогноза, аутотопагнозии, паль­цевой агнозии, псевдомелии и других нару­шений схемы тела).

Способность производить простые дейст­вия: закрыть глаза, высунуть язык, придать языку положение “трубочкой”, положить его между зубами и нижней губой, посвистеть; растопырить пальцы, образовать пальцами руки фигуру кольца.

Действия с реальными предметами: за­жечь спичку, посолить хлеб, налить воды в стакан, причесаться расческой.

Действия с воображаемыми предметами: показать, как ловят мух, забивают гвоздь, пьют из стакана, едят суп и т. п.

Жесты: как грозят пальцем, как отдают воинское приветствие, посылают воздушный поцелуй и др. Подражание действиям врача.

Транзитивные действия: показать указа­тельным пальцем той или другой руки пра­вый или левый глаз и т. п.

Исследование способности производить простые арифметические действия в уме и письменно.

Выполнение заданий по конструированию фигур (складывание спичек, кубиков).


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.176.78 (0.008 с.)