А.Верны ли следующие утверждения? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А.Верны ли следующие утверждения?



Утверждения Да/Нет(обоснование)
1. Дефицит товара вызывает увеличение неденежных затрат потребителя.  
2. Фиксирование верхнего предела («потолка») цены всегда приводит к дефициту товара и потере благосостояния как покупателей, так и продавцов.  
3. В основе построения кривой спроса лежит кривая «цена – потребление»  
4.Закон спроса утверждает, что когда цена товара растет, спрос на этот товар тоже растет.  
5.При установлении равновесной цены в модели Л.Вальраса основным фактором выступает разница в величине спроса (предложения).  
6.Спрос на товар эластичен, когда изменение цены не влияет на величину общей выручки.  
7.В долгосрочном периоде предложение более эластично, чем в краткосрочном.  
8.С ростом доходов потребителя кривая спроса по цене на красную икру будет смещаться вправо.  
9. Крупный неурожай картофеля в стране приводит к сдвигу кривой спроса на него влево.  
10.Трансакционные издержки – это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.  

Б.Тесты (выбери один или несколько ответов)

1. Сливки дополняют кофе в потреблении, а чай – заменяет. Спрос на кофе эластичен. После того как цена на кофе неожиданно возрастет:

а) цены сливок и чая возрастут;

б) цена сливок возрастет, а цена чая упадет;

в) цена сливок упадет, а цена чая возрастет;

г) цены чая и сливок понизятся;

д) данных для ответа недостаточно.

2.Во второй половине 1970-х гг. потребление кофе на душу населения в Западной Европе упало, а его цена удвоилась. Это можно объяснить тем, что:

а) спрос на кофе вырос;

б) одновременно выросли спрос на кофе и его предложение;

в) кривая предложения кофе является вертикальной;

г) предложение кофе понизилось.

3. При прочих равных условиях рост предложения приведет:

а) к росту равновесных цены и количества;

б) снижению равновесных цены и объема;

в) росту цены и снижению количества;

г) снижению цены и росту объема.

4.Если спрос сократится, а предложение возрастет, то:

а) равновесное количество снизится;

б)равновесная цена уменьшится;

в) верно а) и б)

г) не верно а) и б).

5. Если нормальная стоимость денег не изменится, а цены на товары и услуги возрастут в два раза, то покупательная способность денег:

а) возрастет в два раза;

б) снизится в два раза;

в) снизится в четыре раза;

г) не изменится;

д) возрастет в 1,5 раза.

6.Рынок – это:

а) совокупность актов купли-продажи;

б) взаимодействие спроса и предложения;

в) взаимоотношения между продавцами и покупателями;

г) экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара;

д) система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления;

е) все ответы верны.

7. Излишек потребителя:

а) делится поровну между производителями;

б) получают производители с более низкими издержками;

в) получают производители с более высокими издержками;

г) все перечисленное ошибочно.

8.Предположим, что реальная рыночная цена ниже равновесной. В этом случае:

а) спрос будет больше предложения;

б) спрос будет меньше предложения;

в) спрос будет равен предложению;

г) предложение будет меньше спроса.

9.С ростом дохода потребителя его спрос на товары Гиффена:

а) возрастает;

б) уменьшается;

в) остается неизменным;

г) меняется по синусоиде.

10.Падение величины спроса на товар, происходящее под влиянием падения цены, называется:

а) эффектом дохода;

б) парадоксом Гиффена;

в) парадоксом Энгеля;

г) эффектом замещения.

В. Задачи

1. Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями:

QD =2400 - 100Р

QS =1000 +250Р,

где Q – количество обедов в день;

  Р – цена обеда (в долларах).

а) Вычислите равновесную цену и количество проданных обедов по такой цене.

б) Заботясь о студентах, администрация установила цену в 3 доллара за обед. Охарактеризуйте последствия такого решения.

Решение:

2.Спрос и предложение на некий товар описываются уравнениями:

QD =2500 - 200Р

QS =1000 +100Р,

где Q – количество товара;

  Р – его цена.

а) Вычислите параметры равновесия на рынке данного товара.

б) Государство установило на данный товар фиксированную цену в 3 денежные единицы за единицу товара. Охарактеризуйте последствия такого решения.

Решение:

3. Студенты Юра, Оля, Катя, Саша и Владислав собираются готовить абитуриентов к поступлению в вуз. Для этого необходимо приобрести лицензию. Юра готов заплатить за одну лицензию не более 700 руб., Оля – не более 900, Катя и Саша – не более 800, Маша – не более 300, Владислав – не более 500 руб. Изобразите графически суммарную кривую спроса студентов на лицензию.

Решение:

 

 

4.Спрос и предложение некоторого товара описываются уравнениями:

QD =600 - 25Р

QS =100 +100Р.

а) Найдите параметры равновесия на рынке данного товара.

б) Государство установило налог с продажи на единицу данного товара в размере 2,5 денежной единицы. Найдите, сколько потеряют при этом покупатели, а сколько – продавцы данного товара.

Решение:

 

 

5.При цене 2 спрос равен 30, а при цене 4 – равен 10. Функция спроса линейна. Найти максимальную цену спроса.

Решение:

 

 

6.Функция спроса Ивана

Q1 = 6-3р,

Функция Марии

Q2 =4-0,5р

Построить кривую суммарного спроса.

Решение:

 

7.Формула спроса на шубы

QD = р2 – 7р + 12,

Формула предложения

QS = 3р – 4.

Найти равновесные цену и объем продаж. Построить график объема продаж.

Решение:

8.Функция спроса на хлеб:

Q = 100 + 0,5I – 30 Р1 + 20 Р2,

где Q – годовая величина спроса; I – доход, Р1 – цена хлеба, Р2 – цена макарон.

Определите:

1) функцию годового спроса на хлеб при доходе 10 тыс. руб. в месяц и цене макарон 250 руб. за 1 кг;

2) цену, при которой спрос на хлеб будет равен нулю. Постройте кривую спроса на хлеб.

Решение:

Кейс

Слишком много плохого кофе (Источник: Кутузова В. Слишком много плохого кофе//Эксперт. 2003. №35. 22-28 сент.)

В колумбийском городе Картахена производители и потребители кофе более чем из пятидесяти стран искали пути выхода из кризиса кофейного рынка. «Обе стороны наконец-то осознали, что кризис можно преодолеть только совместными усилиями, и готовы идти навстречу друг другу», — так оценил встречу исполнительный директор Международной организации кофе (IСО) Нестор Осорио.

Кризис в мировой кофейной торговле длится уже несколько лет. Истоки его следует искать в отказе от системы квот, которые регулировали спрос и предложение на рынке кофе. В 1989 году на этой мере настояли Всемирный банк, МВФ, ВТО, которые стали продвигать идеи либерализации торговли и единой для всех экспортной политики. В результате темпы роста производства кофе значительно превысили темпы роста спроса. И доходы стран — экспортеров кофе снизились катастрофически. Если в конце 1980-х годов они получали 10–12 млрд долл. в год, то сейчас лишь 5 млрд. Доходы от экспорта кофе составляют заметную долю в ВВП развивающихся стран — производителей кофе: в Колумбии — 2%, в Сальвадоре — 2,5%, в Гватемале — 4,2%, в Никарагуа — 7,2%, в Гондурасе — 8,2%. От кризиса на кофейном рынке пострадала экономика многих стран-производителей, и прежде всего смежные с производством кофе отрасли — торговля, транспорт, финансовая система.

В ряде стран кофейный кризис вышел даже за «экономические» пределы: так, в Гватемале он вызвал политическую нестабильность, а в Эфиопии обернулся гуманитарным кризисом.

На встрече в Картахене делегаты как раз и пытались найти действенные способы выхода из кризиса. Однако договориться так и не удалось. Евросоюз, на долю которого приходится 46% всего кофейного импорта, отказался поддержать предложение стран-экспортеров установить фиксированные минимальные цены на кофе. Разрешение конфликта, по словам президента Европейской федерации кофе Йоппе Ванхорика, связано «не с вопросами цены, а с вопросами качества». И искусственные ценовые механизмы при такой ситуации будут лишь способствовать перепроизводству.

1. Объясните, почему отмена квот привела к снижению доходов стран — экспортеров кофе, ведь, казалось бы, они могли беспрепятственно увеличивать поставки кофе на экспорт.

2. Какой вывод об эластичности спроса на кофе можно сделать, основываясь на данных, приведенных в статье?

3. Что такое фиксированная цена на товар? Всегда ли искусственные ценовые механизмы способствуют перепроизводству товара? Рассуждения проиллюстрируйте графически.

4. Почему, по вашему мнению, Евросоюз отказался поддержать предложение стран-экспортеров установить фиксированные минимальные цены на кофе?

5. Поясните понятия «выигрыш покупателей» и «выигрыш продавцов» и приведите графическую иллюстрацию. Проанализируйте, как изменились бы выигрыш покупателей и продавцов кофе, если бы были установлены минимальные фиксированные цены.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 4.

 ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Логика курса

А.Ответьте на следующие вопросы(письменно):

1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной экономике?

2. В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным?

3. Почему рациональное поведение не всегда присуще реальным потребителям?

4.Изменился бы парадокс воды и алмаза, если бы был открыт способ искусственным путем превращать воду в алмазы? Алмазы в воду?

5. Почему экономистов интересует точка касания линии бюджетного ограничения данного потребителя и его кривой безразличия? Какие варианты такого касания встречаются в экономике?

6.Каким образом изменение цены товара и дохода потребителя влияют на количество и структуру набора благ, которые он покупает?

7.Какие факторы влияют на благосостояние потребителя? Зависят ли эти факторы от типа экономической системы? И если да, то каким образом применяется набор факторов, влияющих на благосостояние при переходе от одного типа экономической системы к другой?

8. Каким образом изменение дохода потребителя влияет на его благосостояние?

9.Какие факторы определяют бюджетное ограничение потребителя? Всегда ли потребитель действует в рамках бюджетного ограничения? Какие другие (кроме денежного) виды ограничений существуют для потребителя?

10.Всегда ли предельная норма замещения постоянна в рыночном обмене? В равновесии потребителя?

 

Б.Дайте определения следующих понятий и категорий

Общая полезность –
Предельная полезность –
Функция полезности –
Потребительский выбор –
Функциональный спрос –
Нефункциональный спрос –
Эффект присоединения к большинству –
Эффект сноба –
Эффект Веблена –
Спекулятивный спрос –
Нерациональный спрос –
Кривая безразличия –
Предельная норма замещения, субституции –
Бюджетное ограничение, линия цен, прямая расходов –
Правило долей –
Равновесие потребителя –
Эффект дохода –
Кривая Энгеля –

Тесты и задачи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 440051; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.28.144 (0.028 с.)