Пейзажный жанр в живописи. История становления и развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пейзажный жанр в живописи. История становления и развития



 

В переводе с французского пейзаж (paysage) — означает природа. Так называют жанр, основная задача которого – воспроизведение естественной или измененной человеком природы.

Также, пейзаж – это конкретное художественное произведение в живописи либо графике, которое показывает зрителю природу. «Героем» этого произведения является естественный или пойманный автором природный мотив.

Элементы пейзажа можно найти в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер озера или реки, каменные глыбы и деревья. На плато Тассилин-Аджер в Сахаре были найдены рисунки со сценами перегона стад и охотой. Рядом с фигурками животных и человека древний художник схематично нарисовал простой пейзаж, не дающий возможности конкретизировать место действия [2, с. 68].

В искусстве Древнего Востока и Крита пейзажный мотив – нередко встречающаяся деталь настенных росписей. Например, неподалеку от селения Бени-Хасан в Среднем Египте были найдены скальные гробницы древнеегипетских правителей, которые жили в 21-20 веках до н.э. Одна из многочисленных фресок, которые покрывали стены погребальных камер, изображает дикую кошку, охотящуюся в густых зарослях. В числе росписей залов известного Кносского дворца на острове Крит найдена роспись, названная исследователями «Куропатки в скалах».

В древнеримском городе Стабии, разрушенном, как и Помпеи, во время извержения Везувия, в числе остальных росписей, которые были найдены в одном из патрицианских домов, выделяется фреска «Морской порт», которая представляет собой настоящий морской пейзаж.

Как самостоятельный жанр пейзаж возник уже в VI веке в китайском искусстве. Картины средневекового Китая поэтично передают мир вокруг нас. Работы были выполнены в основном тушью на шелке. Традиции китайской пейзажной живописи оказали воздействие и на японское искусство [5, с. 13].

В Европе пейзаж как отдельный жанр возник намного позднее, чем в Японии и Китае. Во время Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж считался живописцами как изображение среды обитания персонажей.

Значение сыграли также и европейские миниатюристы. В средневековой Франции при дворах герцогов Беррийских и Бургундских в 1410-х годах работали иллюстраторы братья Лимбург – создатели миниатюр к часослову герцога Беррийского. Эти рисунки рассказывают о временах года и соответствующих им развлечениях и полевых работах, показывают природные ландшафты, выполненные с мастерской для того времени передачей перспективы [1, с. 6].

Интерес к пейзажу заметен в живописи Раннего Возрождения. Однако художники еще неумело передают пространство, загромождая его ландшафтными элементами, не сочетающимися вместе по масштабу, многие картины свидетельствуют о стремлении живописцев добиться целостного и гармоничного изображения человека и природы. Таким является полотно «Шествие волхвов» (первая половина XV века, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) итальянского мастера Стефано ди Джованни по прозвищу Сасетта.

Существенный шаг вперед сделал швейцарский художник XV века Конрад Виц, который показал в собственной композиции на религиозный сюжет конкретную местность - берег Женевского озера [3, с. 66].

В эпоху Высокого Возрождения многие художники стали внимательно изучать натуру. Отказавшись от обычного построения пространственных планов, нагромождения деталей, несогласованных в масштабе, они обратились к научным разработкам в области линейной перспективы. Теперь пейзаж, который был представлен как цельная картина, становится важным элементом художественных сюжетов. Например, в алтарных композициях, к которым чаще всего обращались живописцы, ландшафт имеет вид сцены с человеческими фигурами на первом плане [8, с. 34].

До XVI века художники включали в свои произведения пейзажные детали только в качестве фона для религиозной сцены, портрета или жанровой композиции. Ярким примером тому является знаменитый портрет Моны Лизы (ок. 1503, Лувр, Париж), написанный Леонардо да Винчи.

За спиной молодой женщины открываются безграничные просторы вселенной: леса, горные вершины, реки и моря. Данный ландшафт подтверждает мысль о том, что человеческая личность так же сложна и многогранна, как мир природы. Однако понять многочисленные тайны мира вокруг нас люди не в силах, и это как будто подтверждает загадочная улыбка на устах Джоконды [12, с. 8].

Постепенно пейзаж вышел за рамки остальных художественных жанров. Активно развитие станковой живописи. В маленьких картинах нидерландского мастера И. Патинера и немецкого художника А. Альтдорфера пейзаж начинает господствовать над сценами, показанными на переднем плане.

Почти все исследователи конкретно Альбрехта Альтдорфера считают родоначальником немецкой пейзажной живописи. Маленькие человеческие фигурки на его полотне «Лесной пейзаж с битвой св. Георгия» (1510, Старая пинакотека, Мюнхен) теряются среди стволов деревьев, которые заслоняют землю от солнечного света. Написанные позднее «Дунайский пейзаж» (ок. 1520-1525, Старая пинакотека, Мюнхен) и «Пейзаж с замком Верт» (ок. 1522-1530, Старая пинакотека, Мюнхен) свидетельствуют о том, что теперь изображение природы – главная задача художника [9, с. 86].

Важную роль сыграли мастера венецианской школы живописи. Первым художником стал Джорджоне, работавший в начале XVI столетия. Природа является главным персонажем его картины «Гроза» (ок. 1506-1507, Галерея Академии, Венеция). Пейзаж - уже не столько среда, в которой живет человек, сколько носитель чувств и настроений. “Гроза” предлагает зрителю погрузиться в мир природы, внимательно прислушаться к его голосам. Огромное впечатление производит колорит картины: глубокие, приглушенные краски земли и зелени, свинцово-синие оттенки воды и неба и золотисто-розовые тона городских сооружений [11, с. 44].

Идея единения природы и человека нашла отражение в некоторых работах мастера, как «Три философа» (1507-1508, Музей истории искусства, Вена) и «Спящая Венера» (1508, Картинная галерея, Дрезден). В последней композиции молодая спящая женщина олицетворяет итальянскую природу, пронизанную горячим южным солнцем.

Джорджоне оказал существенное воздействие на Тициана, позже возглавившего венецианскую школу. На многих его полотнах предстают величественные образы природы. Уже в раннем полотне Тициана «Бегство в Египет» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) изображение природы на заднем плане затмевает печальную сцену побега Святого семейства в Египет [14, с. 15].

 Традиции венецианской школы обнаружили отражение в живописи испанского художника Эль Греко. В числе наиболее узнаваемых картин мастера - пейзаж “Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-Музей, Нью-Йорк). Он очень живо и эмоционально передает природу в момент грозы. Напряженный драматизм, пронизывающий полотно, помогает художнику донести до зрителя свою идею о противоборстве небесных и земных сил.

В Северной Европе в XVI веке пейзаж также завоевал в живописи прочные позиции. Образы природы занимают принципиальное место в творчестве голландского художника Питера Брейгеля Старшего. В картинах, которые были посвящены временам года, мастер поэтично и проникновенно показал суровые северные ландшафты. Все пейзажи оживлены фигурами людей, занятых повседневными делами [18, с. 97].

В XVII веке возникло много национальных школ, сформировались новые жанры и их виды. Традиции Брейгеля в области пейзажной живописи подхватили представители голландской школы.

Нидерландская буржуазная революция (1566-1609) оживила культурную жизнь государства и содействовала творческому развитию. На XVII век приходится расцвет голландской живописи и всех ее жанров, наиболее распространенным из которых становится пейзажный [14, с. 58].

Голландские пейзажисты смогли запечатлеть на своих полотнах картину мира во всех его проявлениях. Произведения таких художников, как Х. Аверкамп, Э. ван дер Пул, Я. Порселлис, С. де Влигер, А.Г. Кейп, С. ван Рейсдал и Я. ван Рейсдал, передают гордость человека за свою землю, восхищение красотой моря, родных полей, лесов и каналов. Чувство откровенной и бескрайней любви к окружающему миру ощущается во всех произведениях голландских пейзажистов.

Ян ван Гойен, основатель реалистического пейзажа в голландской живописи, так же как и другой голландский пейзажист, Филипс Конинк, с большой достоверностью показывал вересковые дюны, берега и речные заводи, деревья, ветряные мельницы, каналы, болота, морские просторы.

С тонким лиризмом передает дороги с деревьями по обочинам и аллеи в лесу замечательный художник Мейндерт Хоббема. Главная особенность пейзажей другого голландского мастера, Альберта Кейпа, - соединение пейзажа с анималистическим жанром [17, с. 66].

Интерес к изображению природы проявлял и знаменитый голландский жанрист, Ян Вермер Делфтский. Было написано всего два пейзажа. Чудесный город, омытый дождем и освещенный солнечными лучами, представлен на красочном полотне «Вид Делфта» (до 1660, Маурицхейс, Амстердам). Тихий уголок города изображен в пейзаже «Улочка» (до 1660, Рейксмузеум, Амстердам). Используя простой мотив, Вермер сумел придать своему пейзажу, исполненному в гамме кирпично-красных оттенков, глубокую значимость и содержательность.

В XVII веке в Голландии получила широкое распространение разновидность пейзажного жанра - марина. В числе лучших художников-маринистов - В. ван де Велде, С. де Влигер, Я. Порселлис, Я. ван Рейсдал. Последний прославился не только своими морскими видами, но и картинами с изображением мельниц по берегам рек, равнин, деревушек среди дюн.

Так же большой известностью пользовались космополитические пейзажи, создатели которых специализировались на изображении воображаемых ландшафтов в итальянском стиле. Однако не они, а полотна с мотивами скромной нидерландской природы сделали живопись Голландии столь значительным явлением мировой культуры [8, с. 68].

Реалистическое искусство Испании, Франции и Италии также сыграло свою роль в развитии пейзажной живописи. В творчестве Диего Веласкеса есть пейзажи, отразившие тонкую наблюдательность великого испанского мастера («Вид виллы Медичи», 1650-1651, Прадо, Мадрид). Он передает свежесть зелени, теплые оттенки света, скользящего по высоким каменным стенам и листьям деревьев. Картины свидетельствуют о зарождении пленэрной живописи: оставив мастерские, художники отправились работать на открытый воздух, чтобы лучше изучить натуру.

В искусстве классицизма сложились принципы создания идеального пейзажа. Классицисты трактовали природу как мир, подчиненный законам разума [7, с. 78].

Французский живописец Никола Пуссен, работавший в Италии, стал создателем героического пейзажа. Художник, полагавший, что основная цель искусства - воспитание человека, считал главной ценностью порядок и рациональное устройство мира. Он писал произведения с уравновешенной композицией, четко выстраивал пространственные планы, согласно строгим правилам, распределял цвета. Он не делал публику участницей своих картин. Зрители, смотревшие на его пейзажи, должны были довольствоваться ролью созерцателей.

В рамках классицизма Клод Лоррен разработал целую концепцию идиллического пейзажа. Его картины проникнуты духом идеальной гармонии. Художник так умело выстраивает планы - древние руины, памятники античности, деревья с густыми кронами, что на полотне остается достаточно места для передачи широких пространств земли, моря и воздушных далей. И если на картинах Пуссена мифологические герои располагаются в центре композиции, то в произведениях Лоррена они лишь стаффажные фигуры.

Совершенно иной предстает природа на картинах мастеров барокко. Они стремятся передать динамику окружающего мира, бурную жизнь стихий. Так, пейзажи фламандца Питера Пауля Рубенса передают мощь земли, утверждают радость бытия, вселяя в зрителей чувство оптимизма. Его «Пейзаж с радугой» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), на котором он запечатлел уходящие за горизонт просторы, высокие холмы и деревья, долину с раскинувшимися селениями, пастушек и пастухов, стада коров и овец. Великолепный пейзаж венчает радуга, сверкающая красочными оттенками [2, с. 68].

Эмоционально выразительные пейзажи, в которых отразились барочные традиции, создавал итальянский мастер начала XVII столетия Алессандро Маньяско. В его картинах нет ничего идиллического. Полные тревожного чувства, они показывают сложность мироустройства. На полотне «Морской берег» зритель видит хаотичное нагромождение деталей. Бурные морские волны бьются о берег, на котором художник поместил множество человеческих фигур. Это цыгане, разбойники, крестьяне, отшельники, торговцы.
Трудно понять, чем заняты эти люди. Столь же загадочен и романтический пейзаж: взволнованное море, деревья с изогнутыми стволами, мрачные крепости с башнями и высокие серые скалы на горизонте [19, с. 32].

В XVIII веке широкое распространение получила ведута - разновидность пейзажного жанра, сформировавшегося в венецианской живописи. Свое начало она ведет от городского, или архитектурного, пейзажа, элементы которого появились еще в искусстве Средневековья. Мастерами ведуты были Франческо Гварди, Антонио Каналетто, Бернардо Беллотто.

В XVIII веке дальнейшее развитие пейзажная живопись получила и в искусстве Франции. Антуан Ватто, которого называли «живописцем галантных праздников», писал мечтательные сцены на фоне парков. Его пейзажи, выполненные нежными и трепетными красками, очень эмоциональны, они передают разнообразные оттенки настроения («Паломничество на остров Киферу», 1717, Лувр, Париж) [13, с. 27].

Ярким представителем искусства рококо был французский художник Франсуа Буше, создававший пейзажи, полные очарования. Написанные в голубых, розовых, серебристых оттенках, они кажутся восхитительными волшебными грезами («Пейзаж в окрестностях Бове», Эрмитаж, Санкт-Петербург). У Буше учился другой французский художник, работавший в стиле рококо, - Жан Оноре Фрагонар, чьи красочные пейзажи, пронизанные воздухом и светом, передают свежесть воздуха, тепло солнечных лучей, движение листвы на деревьях («Сады виллы д’Эсте», собрание Уоллес, Лондон).

Новое отношение к природе появилось во второй половине XVIII столетия. В пейзажной живописи эпохи Просвещения не осталось следа от прежней идиллической условности рокайльного искусства. Художники стремились показать естественную природу, возводимую в эстетический идеал. Многие живописцы, обращались к античности, видя в ней прообраз свободы личности. Величественные руины Древнего Рима воссоздают картины Юбера Робера. Как и другие пейзажисты своего времени, Робер соединял в своих композициях реальность и вымысел [9, с. 56].

Основанные на натурных наблюдениях морские бури и порты Клода Жозефа Верне с их яркими эффектами освещения вызывали восторг современников. Живопись Верне оказала воздействие на представителей романтического направления, появившегося в европейском и американском искусстве в первой половине XIX века. Ярчайшими представителями романтического пейзажа в Англии были Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер и Джон Констебл, в Германии - Каспар Давид Фридрих.

Сельскую природу открыли для зрителя французские пейзажисты - представители барбизонской школы: Теодор Руссо, Жюль Дюпре и др. Живопись Камиля Коро, стремившегося передать трепетную воздушную среду с помощью валёров. Камиля Коро считали своим предшественником французские импрессионисты. Пленэрные пейзажи Клода Моне, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея отражают глубокий интерес художников к изменчивой световоздушной среде. Произведения импрессионистов показывают не только сельскую природу, но и мир современного города.

Видоизмененные традиции импрессионистов использовали художники-постимпрессионисты. С позиций монументального искусства представляет красоту и мощь природы Поль Сезанн [18, с. 99].

Полны мрачного, трагического чувства пейзажи Винсента ван Гога. Солнечные блики на поверхности воды, трепетность морского воздуха и свежесть зелени передают полотна Жоржа Сёра и Поля Синьяка, выполненные в дивизионистской технике.

В XX веке к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений. Яркие, напряженно звучные картины природы создавали фовисты: Анри Матисс, Андре Дерен, Альбер Марке, Морис Вламинк, Рауль Дюфи и др [12, с. 45].

Кубисты (Пабло Пикассо, Жорж Брак, Робер Делоне и др.) выполняли свои пейзажи с помощью расчлененных геометрических форм. Пейзажный жанр интересовал художников-сюрреалистов (Сальвадор Дали) и абстракционистов (Василий Кандинский, Хелен Франкенталер), писавших декоративные композиции, в которых главное - впечатление непосредственной импровизации в передаче образов природы.

Признанными мастерами пейзажной живописи в XX веке оставались и представители реалистических направлений (Рокуэлл Кент, Джордж Уэсли Беллоуз, Ренато Гуттузо).

Особое место занимает пейзаж в русской живописи. Впервые пейзажные мотивы, переданные схематично, появились в древнерусской иконописи. Фигуры Христа, Богородицы, святых и ангелов на старинных иконах изображались на фоне условного пейзажа, где невысокие холмы обозначали скалистую местность, редкие деревца, породу которых невозможно определить, символизировали лес, а здания, лишенные иллюзорных объемов, представляли собой храмы и палаты [16, с. 93].

Первые пейзажи в России в XVIII веке являли собой топографические виды дворцов и парков. Во времена Елизаветы Петровны был издан атлас гравюр с видами Петербурга и его окрестностей, выполненный по рисункам М. И. Махаева. Но только с появлением произведений Семена Федоровича Щедрина можно говорить о том, что пейзаж как отдельный жанр сформировался в русской живописи. Свою лепту в развитие пейзажа внесли современники Щедрина - М.М. Иванов и Ф.Я. Алексеев. Живопись Алексеева оказала влияние на молодых художников - М.Н. Воробьева, С.Ф. Галактионова, А.Е. Мартынова, посвятивших свое искусство Петербургу: его дворцам, набережным, каналам, паркам.

М.Н. Воробьев воспитал целую плеяду замечательных пейзажистов. В их число входили братья Г.Г. и Н.Г. Чернецовы, К.И. Рабус и др. Ряд чудесных литографических акварельных пейзажей с видами окрестностей Петербурга выполнил А.П. Брюллов, брат знаменитого К.П. Брюллова, позднее ставший архитектором. Но произведения этих мастеров тускнеют рядом с картинами Сильвестра Феодосиевича Щедрина, запечатлевшего на своих полотнах яркую красоту итальянской природы [3, с. 76].

К середине XIX века в русской пейзажной живописи сформировались определенные принципы эстетического восприятия природы и приемы ее отображения.

От школы Воробьева идут романтические традиции, воспринятые его учениками. Среди них - М.И. Лебедев, Л.Ф. Лагорио и И.К. Айвазовский, главной темой искусства которого было море. Особое место в русской живописи занимает творчество А.К. Саврасова, ставшего основоположником  лирического пейзажа. Саврасов оказал воздействие на своего ученика и друга - пейзажиста Л.Л. Каменева [7, с. 35].

Параллельно с лирическим направлением, развивался эпический пейзаж, ярким представителем которого был М.К. Клодт, стремившийся к созданию пейзажа-картины, представляющей зрителю целостный образ России.

Во второй половине XIX века серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А. Куинджи, А.П. Боголюбов, И.И. Левитан.

Традиции лирического левитановского пейзажа были подхвачены работавшими на рубеже XIX-XX столетий живописцами И.С. Остроуховым, С.И. Светославским, Н.Н. Дубовским [9, с. 44].

Пейзажная живопись XX века связана с именами И.Э. Грабаря, А.А. Рылова, К.Ф. Юона. В духе символистского искусства создавали свои пейзажи П.В. Кузнецов, Н.П. Крымов, М.С. Сарьян, В.Э. Борисов-Мусатов.

В 1920-е годы получил развитие индустриальный пейзаж (интерес к этой разновидности пейзажного жанра заметен в творчестве М.С. Сарьяна и К.Ф. Богаевского). Выразительные образы родной природы создавали также пейзажисты Г.Г. Нисский, С.В. Герасимов, Н.М. Ромадин и др.

Практически в это же время (20-е-30-е годы) неоакадемические тенденции разрабатывали Николай Дормидонтов (1898-1962), Семен Павлов (1893-1941) [10, с. 59].

В 1930-е годы в СССР началась эпоха идеологически обоснованного метода социалистического реализма в искусстве вообще, и живописи в частности. В его рамках с помощью всевозможных художественных форм, индивидуальных стилей, приёмов и предпочтений достигается разнообразие стилистических направлений. Сразу после Второй мировой войны, искусство стало еще более запутанным и разрозненным. Возникли новые движения, такие как абстрактный экспрессионизм, нео-дада, поп-арт, новый реализм, минимализм, чтобы отразить меняющиеся ценности и творческие приоритеты [2, с. 6].

Василий Бакшеев (1862-1958), Николай Крымов (1884-1958), Николай Ромадин (1903-1987) и др. — лирическая линия пейзажной живописи; Константин Богаевский (1872-1943), Александр Самохвалов (1894-1971) и др. — стремительные ритмы индустриального пейзажа; Александр Дейнека (1899-1969), Георгий Нисский (1903-1987), Борис Угаров (1922-1991), Олег Лошаков (1936) — «суровый стиль». В границах соцреализма работали вплоть до 70-х годов и другие пейзажисты.

Со второй половины 1950-х в связи с обновлением в общественном сознании, вызванным Хрущёвской оттепелью, постепенно реабилитируется целый ряд направлений отечественного и зарубежного искусства, в первую очередь импрессионизм. Такая «точка опоры» как на общекультурные, так и на местные живописные традиции открыло пути к более свободному и многообразному языку живописи всех последующих советских десятилетий, а в 60-е-70-е годы дала настоящий «всплеск» высоких художественных достижений пейзажной живописи в творчестве мастеров, представляющих московскую, ленинградскую, одесскую, владимирскую, крымскую, уфимскую, киевскую и прочие живописные школы [14, с. 47].

В целом, выставки 1970-1980-х годов показали присущее ленинградским мастерам умение специфическими средствами пейзажной живописи глубоко отображать эпоху, их стремление «выражать мысли и чувства людей не менее ярко, нежели сюжетная живопись, и быть наряду с ней зеркалом эпохи».

Лучшее из обширного наследия ленинградских мастеров пейзажной живописи 1920-1990 годов находится сегодня в художественных музеях России, в многочисленных частных собраниях. Их творчеству посвящены статьи и монографии, опубликованные в России и за рубежом.

С конца 1980-х благодаря выставкам и аукционам ленинградской живописи искусство В.И. Овчинникова, В.А. Баженова, А.Н. Семёнова, Н.Е. Тимкова, И.И. Годлевского, В.В. Голубева, Н.Н. Брандта, И.М. Варичева, А.Б. Грушко, Ф.И. Пакуна, Г.П. Татарникова, В.А. Отиева и других узнали и оценили в Европе и США, позднее в Китае [7, с. 39].

Пейзажная живопись очень изменилась, пройдя путь почти в 9 тыс. лет. Она трансформировалась из простого наскального рисунка в полотна великих мастеров, которые ничуть не уступают действительности. Тем не менее, искусство не замирает в одной точке, а продолжает развиваться. И современные художники в XXI веке также обращаются в своих работах к пейзажному жанру.

Так, среди картин современного художника Марии Ивановой-Очерет зритель может найти выполненные с натуры, и поэтому невероятно живые, изображения природы [5, с.76].

Шагая в современный мир искусства, пейзаж стал намного разнообразнее, кое-где правдивее, кое-где сказочнее. Используя различную технику письма, в том числе декоративную, современники пишут пейзажи экзотических лесов Юго-Восточной Азии (Гобанг, Индонезия) с неподдельной детскостью и контрастом, смакуют сочные краски этюдника и ярким пятном кладут цветы, бросают гладь моря и блики на плоскость (А. Милюков в картине «Коктебель», 2005 г.), отходят от канонов старой школы живописи или, наоборот, возвращаются к её истокам.

Таким образом пейзаж — это жанр, основная задача которого – воспроизведение естественной или измененной человеком природы. В Европе пейзаж как отдельный жанр возник намного позднее, чем в Японии и Китае. До XVI века художники включали в свои произведения пейзажные детали только в качестве фона для религиозной сцены, портрета или жанровой композиции. Реалистическое искусство Испании, Франции и Италии также сыграло свою роль в развитии пейзажной живописи. В XVII веке возникло много национальных школ, сформировались новые жанры и их виды. Совершенно иной предстает природа на картинах мастеров барокко. Они стремятся передать динамику окружающего мира, бурную жизнь стихий. В XVIII веке широкое распространение получила ведута – разновидность пейзажного жанра, сформировавшегося в венецианской живописи. Первые пейзажи в России в XVIII веке являли собой топографические виды дворцов и парков. К середине XIX века в русской пейзажной живописи сформировались определенные принципы эстетического восприятия природы и приемы ее отображения. В ХХ веке в пейзажной живописи произошла революция, художники отошли от классики. Тем не менее, искусство не замирает в одной точке, а продолжает развиваться. И современные художники в XXI веке также обращаются в своих работах к пейзажному жанру.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.62.103 (0.044 с.)