Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Основные характеристики рыночной экономики
1. Понятие и функции рынка. Структура рынка. 2. Собственность как экономическая категория. 3. Деньги и их функции. 1-й вопрос: РЫНОК – это система, позволяющая определить соотношение спроса и предложения на основе действия механизма цен. В экономической теории выделяют объекты и субъекты рынка. В этом вопросе необходимо рассмотреть виды рынков исходя из объектов купли-продажи. Объектами рынка являются товары, ценные бумаги и деньги Субъектами рынка являются продавцы и покупатели, в качестве которых выступают домохозяйства, фирмы и государство. Основными функциями рынка являются ценообразующая, информационная, регулирующая, посредническая и санирующая. Конкуренция – это соперничество между участниками рынка, борьба за экономические ресурсы, за устойчивую нишу на рынке. Главное в конкурентной борьбе – это обеспечение максимальной эффективности производства за счет внедрения более прогрессивной техники, технологии. Победить в конкурентной борьбе можно, предлагая блага более высокого качества или по более низкой цене. Конкуренция обеспечивает производство достаточного количества качественных благ по равновесной цене. 2-й вопрос: Существует два основных подхода к определению категории собственности. Первый подход предполагает рассмотрение собственности как экономической категории. Собственность с этой позиции – это отношения, складывающиеся между людьми по поводу присвоения вещей. Второй подход рассматривает собственность как юридическую категорию. Собственность с этой позиции раскрывается через пучок прав собственника: право владения, право пользования и право распоряжения. Владение – это фактическое господство лица над вещью, управляемая правом возможность иметь ее у себя. Распоряжение – это акт управления вещью (поставка, дарение, купля-продажа, сдача в аренду). Пользование – это право извлечения полезных свойств вещи (эксплуатация имущества, получение плодов, доходов). При исследовании собственности выделяют субъекты и объекты собственности. Субъектами собственности выступают государство, юридические и физические лица. Объектами собственности являются: 1) недвижимое имущество (здания, сооружения, различные объекты инфраструктуры, земельные участки), 2) движимое имущество (машины, оборудование, инструменты и т.д.), 3) интеллектуальная собственность (изобретение, программное обеспечение, рукописи и т.д.)
Выделяют частную и общественную собственность. Частная собственность характеризуется тем, что объекты собственности принадлежат частным лицам, семьям, группам лиц и используются ими в собственных интересах Общественная собственность проявляется в том, что власть над над объектами собственности принадлежит государству и реализуется в пользу всего общества. Между ними складывается целый спектр других форм собственности акционерной, коллективной, государственной, муниципальной, индивидуальной и др. 3-й вопрос: Деньги – это товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Деньги выполняют следующие функции: 1. Мера стоимости. Деньги выступают как мерило стоимости всех товаров. Эту функцию деньги выполняют идеально: владелец товара мысленно приравнивает его к определенному количеству золота. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой товара. 2. Средство обращения. Деньги являются посредником при обмене товара на товар. Эту функцию деньги выполняют реально (т.е. в обмене участвуют наличные деньги). Формула денег как средства обращения имеет вид: Т-Д-Т/. 3. Средство образования сокровищ. В этой функции деньги находятся вне сферы обращения, они откладываются и накапливаются. Деньги должны быть полноценными (иметь ценность), поэтому чаще всего в этой функции выступают золотые и серебряные монеты, слитки и изделия из золота и серебра. 4. Средство платежа. В качестве средства платежа деньги выступают в тех случаях, когда покупка-продажа товара совершается в кредит, то есть с отсрочкой платежа. Средством платежа деньги являются также при уплате налогов, земельной ренты и т.д. 5. Мировые деньги – это деньги, которые участвуют в обороте между странами. В этой функции деньги должны быть полноценными, признанными
Тема 3: Спрос 1. Понятие спроса, кривая спроса. 2. Факторы, влияющие на спрос. 3. Эластичность спроса. 1–й вопрос: Спрос – это потребности потребителей, представленные на рынке и подкрепленные денежными средствами.
Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы купить при каждом конкретном уровне цен.
Рис.2. Кривая спроса
ЗАКОН СПРОСА: При прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему снижению спроса, и наоборот: снижение цены к повышению спроса. 2-й вопрос: Основным фактором, влияющим на спрос, является цена (ценовой фактор). Изменение ценового фактора приводит к изменению величины спроса и графически отражается движением точки по кривой спроса. Изменение неценовых факторов приводит к изменению в спросе и графически отражается движением кривой вправо-вверх (при увеличении спроса) или влево-вниз (при его снижении). Основными неценовыми факторами, влияющими на спрос, являются потребительские вкусы, число покупателей, доходы потребителей, цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняемые), фактор ожидания потребителей.
Рис. 3. Изменение спроса под действием ценовых (а) и неценовых (б) факторов. 3-й вопрос: Эластичность спроса – это степень чуткости, чувствительности изменения спроса на изменение какого-либо фактора (цены, дохода, цен на другие товары) Выделяют эластичность спроса по цене, по доходу и перекрестную эластичность. Эластичность спроса по цене отражает реакцию потребителей на изменение цены. Е = процентное изменение количества спрашиваемой продукции/ процентное изменение цены. В зависимости от эластичности выделяют следующие типы спроса: Спрос является эластичным, если данное процентное изменение ценыведет к большему процентному изменению спроса. Е > 1. Спрос является неэластичным, если данное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению в спросе. Е < 1. Единичная эластичность отражает ситуацию, при которой падение цены на 1% ведет к росту спроса на 1%. Е =1.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.01 с.) |