Охрана и защита конституции органами публичной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охрана и защита конституции органами публичной власти



Охранять и защищать конституцию призваны все органы публичной власти в рамках предоставленных им законом полномочий и процедур. Органами публичной власти, которые осуществляют охрану и защиту конституции, как показывает мировая практика, являются глава государства; парламент; правительство и иные органы исполнительной власти, входящие в систему исполнительной власти; надзорно-контрольные и правоохранительные органы; органы местного самоуправления; суды.

Деятельность указанных органов власти по охране и защите конституции составляет одно из направлений содержания их основных функций либо самостоятельное направление наряду с другими.

Президент РФ как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ) и в силу этого:

· обязуется соблюдать и защищать Конституцию РФ (ч. 1 ст. 82);

· в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет пути повышения эффективного действия и реализации Конституции РФ (п. «е» ст. 84);

· обладает правом отлагательного вето относительно принятых федеральных законов, в том числе по мотивам их несоответствия Конституции РФ (ч. 3 ст. 107);

· отменяет акты Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 107);

· приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции Pel) и законам, международным обязательствам страны или нарушения прав и свобод человека (ч. 2 ст. 85);

· посредством согласительных процедур разрешает разногласия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ч. 1 ст. 85).

Указанными полномочиями Президент РФ пользуется именно в силу необходимости обеспечения и зашиты верховенства, высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

Федеральное Собрание РФ как орган народовластия, воплощающий в себе народный и государственный суверенитет, осуществляет предварительный контроль конституционности законов. Все стадии законодательной деятельности ориентированы на то, чтобы разрабатываемый и обсуждаемый на сессии парламента закон не вступал в противоречие с Конституцией РФ. Государственная Дума проводит обязательную экспертизу на этот предмет при рассмотрении законопроектов. Совет Федерации имеет право — и много раз его использовал — отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон, в том числе и по мотивам несоответствия Конституции РФ.

Парламент осуществляет и последующий контроль, поскольку наделен правом отменять свои законы, вносить в них изменения и дополнения.

Палаты Федерального Собрания РФ используют и такую форму, как принятие постановлений, заявлений по проблемам конституционности и конституционного порядка в стране, которые имеют рекомендательный характер. Так, Государственная Дума 22 июля 1994 г. приняла постановление «По итогам парламентских слушаний «О проблемах соответствия конституций республик, уставов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации», а 10 июня 1997 г. члены Совета Федерации приняли заявление «О поддержке конституционного порядка в стране».

Правительство РФ, помимо организации ведомственного контроля за соблюдением Конституции РФ (например, по линии Минюста России), выступает с законодательными инициативами, направленными, в частности, на охрану и защиту закрепленных Конституцией РФ основных прав и свобод граждан. В той или иной форме в охране и защите Конституции РФ участвуют и другие государственные органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

Для осуществления деятельности по охране и защите Конституции РФ органы публичной власти создают специальные вспомогательные органы и учреждения (комитеты, советы, комиссии, органы внутриведомственного контроля и т. п.) либо специализированные органы (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации).

Наряду с вышеперечисленными органами охрану и защиту Конституции РФ ведут надзорно-контрольные и правоохранительные органы (прокуратура, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, таможенные, налоговые органы и др.) в пределах своей компетенции и в установленных законом процедурах.

Охрану и защиту Конституции РФ осуществляют все виды судов, представляющие судебную власть. Осуществляя правосудие, судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ч. I ст. 120 Конституции РФ). Суды, не подменяя законодательные и исполнительные органы государственной власти, являются эффективным элементом в механизме сдержек и противовесов, разрешая конфликты и споры между ними и другими субъектами общественных отношений на основе Конституции РФ и закона. Суды в Российской Федерации восстанавливают нарушенные права и свободы физических и юридических лиц, объединений граждан; применяют меры наказания за содеянные конституционные и иные правонарушения на основе закона и в установленном законом порядке в форме конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного судопроизводства. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как органов государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение их решений.

В известных пределах и в предусмотренных законом формах в охране и защите Конституции РФ участвуют общественные объединения (профсоюзы, правозащитные организации), Общественная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

В чрезвычайных, критических ситуациях, когда возникает непосредственная угроза существованию конституции и конституционному строю, правом на охрану и защиту Конституции РФ обладает и многонациональный народ Российской Федерации как носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации, путем всенародного голосования принявший Конституцию РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.006 с.)