На фото – пароход «карпатия». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На фото – пароход «карпатия».



 

На «КАРПАТИИ» спаслись все 712 человек, переживших крушение «ТИТАНИКА». На борт были подняты 13 из 18 шлюпок, и в 9:00 «Карпатия» взяла курс на Нью-Йорк. Спасшийся Джозеф Брюс Исмей телеграфировал известие о гибели «ТИТАНИКА»…

За более, чем 100 лет, прошедших после гибели корабля-легенды, об обстоятельствах катастрофы известно, казалось бы, все, что вообще возможно узнать. Два официальных расследования, десятки книг, независимых исследований, фильмов (первый появился всего через две недели после катастрофы) сформировали устоявшиеся взгляды по всем ключевым моментам этого трагического события. Казалось бы, теперь речь может идти лишь о неизвестных мелких деталях. Однако значительная часть легенды «ТИТАНИКА» может быть пересмотрена.

НА ФОТО – ПАРОХОД «БИРМА».

 

После столкновения «ТИТАНИКА» с айсбергом в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, спасшихся подобрало пассажирское судно «КАРПАТИЯ». Вместе с пассажирами она доставила в Нью-Йорк и 13 из 20 шлюпок погибшего корабля. Их доставили в доки компании «Уайт Стар», собственника «ТИТАНИКА». Только после этого на берег сошли пассажиры. Приход «КАРПАТИИ» с выжившими в кораблекрушении стал для города огромным событием – ажиотаж был таков, что у доков собралась 30-тысячная толпа. Поэтому никто не удивился, когда появились сообщения, что первой же ночью мародеры растащили на сувениры шлюпки, принадлежавшие «ТИТАНИКУ», не оставив от них почти ничего.

 

Все же кажется несколько странным, что охрана доков не предотвратила такого массового набега и даже не задержала никого из любителей сувениров. Следует также отметить, что «Карпатия» подошла к причалу ночью, около 21 часа. Высадка пассажиров длилась несколько часов. А фото №1, запечатлевшее шлюпки «Титаника» в доках «Уайт Стар», сделано при дневном свете. Прекрасно видно, что целы и сами шлюпки, и их оснастка (весла, съемные мачты). Значит, по крайней мере, одну ночь лодки пережили. Но с тех пор никто никогда их не видел. А значит, не мог экспериментально проверить, сколько можно усадить туда людей.

Немедленно по прибытии спасшихся на американскую землю, началось американское расследование обстоятельств катастрофы. Главным для сенатской комиссии был вопрос – почему погибло так много людей (около полутора тысяч из двух тысяч двухсот на борту)?

Основная часть ответа была проста: потому что на «ТИТАНИКЕ» не было достаточного количества шлюпок. Таковы были тогдашние законы британского судоходства. В отличие от простых американских правил, предписывавших иметь на каждого человека на борту место в шлюпке, британские требовали от каждого большегрузного корабля минимум в 16 шлюпок. Причем рассчитывались не посадочные места в них, а водоизмещение. Минимумом для британского корабля водоизмещением более 10 тыс. тонн было спасательное водоизмещение в 9625 кубических фута. Из расчета 10 футов (около кубометра) на человека, получался «объем» для 962 человек. Когда эти правила принимались в 1894 году, крупнейшее британское судно имело водоизмещение 12 тысяч тонн. А «ТИТАНИК» имел уже под 50 тысяч тонн водоизмещения и мог принять на борт более 3 тысяч человек.                                                                                                  НА ФОТО – «ТИТАНИК» НА ДОСТРОЙКЕ СПРАВА.

                                                                         СЛЕВА БУКСИРЫ ПОДВОДЯТ «ОЛИМПИК».

 

По официальным данным, утонувший лайнер имел 20 шлюпок: 2 катера (№ 1, 2) – по 40 человек, 14 шлюпок (№ 3-16) – по 65, 4 разборные лодки (А, В, C, D) – по 47. Всего – 1178. Официальный минимум превышен, и компанию-судовладельца официально упрекнуть было не в чем. Однако число спасенных оказалось значительно меньше – 705 человек. 

Американская комиссия также установила, что большинство лодок, подошедших к «КАРПАТИИ», имели на борту гораздо меньшее количество людей, чем то, на которое официально были рассчитаны. К аналогичным выводам пришло и последовавшее затем британское расследование. Так появилось неоспариваемое до сих пор утверждение, ставшее неотъемлемой частью истории «ТИТАНИКА» – экипаж не сделал всего возможного для спасения людей и стал косвенным виновником гибели почти пятисот человек. Упоминание о полупустых шлюпках, спускаемых с обреченного корабля – непременный атрибут практически любого рассказа о знаменитой морской катастрофе.

Несмотря на свою кажущуюся ясность, ситуация со шлюпками оказалась одной из самых популярных среди исследователей истории «ТИТАНИКА». Спасшийся во время катастрофы, но проживший затем всего 8 месяцев полковник Арчибальд Грейси стал пионером этого направления, подготовив книгу, целиком посвященную тому, сколько в какой шлюпке было людей, и попытке установить их поименно. По сей день возвращаются к этой теме энтузиасты, предлагая свои варианты рассадки пассажиров по именам и по количеству. Словно ощущают в этом некий глубокий смысл или загадку, подвох истории.

 

Эпоха Интернета сделала возможным сравнить сразу многие исследования. За годы после катастрофы выработался уже некий базис в определении количества людей в каждой из спасательных шлюпок, и цифры теперь расходятся на единицы. Правда, большей частью потому, что вновь берущиеся за это дело энтузиасты просто теряются в море фактов и принимают на веру данные более ранних источников. Но и они не безгрешны. Шлюпки спускались в темноте, спешке, мало кому из потрясенных пассажиров или членов экипажа приходило в голову считать друг друга в шлюпках. После спуска на воду произошла пересадка людей между несколькими шлюпками, что тоже затрудняет подсчет. Наконец, как показал количественный анализ рассказов свидетелей, они склонны преувеличивать число людей в своей лодке. В результате одно из самых серьезных, постоянно обновляемых исследований той трагической ночи – британская «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТИТАНИКА», не указывает количество пассажиров в двух третях шлюпок.

 

Но что удивительно, «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТИТАНИКА», собравшая биографические данные, фотографии, личные вещи почти всех пассажиров и членов команды, выживших и погибших, не приводит одни из самых красноречивых документов – фотографии спасательных шлюпок, подходящих к «КАРПАТИИ». Между тем эти снимки, достаточно известные, при внимательном рассмотрении переворачивают всю ситуацию с обвинениями против экипажа и формальной невиновностью компании «Уайт Стар».

 

Эти шлюпки еще называли «ШЛЮПКОЙ ЭНГЕЛЬГАРДТА», по имени создателя, и есть документы, по которым немецкие морские офицеры оценивали ее вместимость в 30 человек. У нее была довольно вместительная нижняя часть, позволяющая разместить там запасы еды и воды, и, соответственно, эта нижняя часть увеличивала количество кубических футов, важных для правил Адмиралтейства. Но это не увеличивало количество посадочных мест.

Шлюпка D при подходе к «КАРПАТИИ» была на буксире у шлюпки 14. Последняя официально рассчитана на 65 человек, и, следовательно, должна быть заметно больше. Однако на фото мы видим, что шлюпка 14 ненамного больше шлюпки D, и в ней примерно столько же пассажиров. В таком качестве и ракурсе их посчитать трудно, но для нас это сделал автор снимков, пассажир «КАРПАТИИ» Луи Огден. В Национальном архивном агентстве США (NARA) хранится оригинал данного фото, на обратной стороне которого написано: «шлюпка 14, около 25». Можно ли в эту лодку посадить в два с половиной раза больше народу, чем там уже находится? Ответ очевиден.

То, что мы видим на снимках, опровергает официальные данные о вместительности шлюпок «ТИТАНИКА». Есть и ряд других данных. Так, последней на борт «КАРПАТИИ» была принята шлюпка №12. Находившийся на ней помощник капитана ЛАЙТОЛЛЕР пересчитал пассажиров. Их было «человек 65 плюс несколько лежало на дне». Таким образом, если лодка и была перегружена в сравнении с формальной вместимостью, то ненамного. Между тем свидетели в один голос утверждают, что шлюпка едва ли не зачерпывала воду бортами, даже небольшая волна могла ее потопить, и с «КАРПАТИИ» «затая дыхание» следили за ее подходом к кораблю.

Вернемся к фото исчезнувших в нью-йоркских доках шлюпок. Благодаря стоящим в лодках людям можно уверенно утверждать, что посадить по 15 человек на каждую из 4 скамеек в шлюпке совершенно невозможно. На каждую скамью уместится человека по 4, еще по 2 – на носу и корме. Получается – 22 места. Еще по человеку можно поместить между рядами на боковых откосах. Итого: 32 взрослых пассажира — это максимум, на который рассчитана шлюпка. На том же снимке третья и четвертая лодки заметно меньше, очевидно, что это «40-местные» катера №№ 1 и 2. В лучшем случае на четырех скамейках там поместится по 3 человека, на корме и носу – по одному, на боковинах - 5, итого – 29 мест.

 

Комиссии, работавшие сразу после крушения, не знали фотографиях с «КАРПАТИИ». Впервые их использовали в судебных процессах спасенные и родственники погибших, требуя от «Уайт Стар» возмещения потерь. Правда истцы использовали количество людей как доказательство спуска полупустых шлюпок. Иски были удовлетворены.

Комиссии не смогли проверить ни лодки «ТИТАНИКА», ни шлюпки корабля той же серии и той же компании «ОЛИМПИКА». После гибели «ТИТАНИКА» экипаж его собрата объявил забастовку и потребовал оснастить корабль достаточным количеством шлюпок. Шлюпки были полностью заменены. Когда корабль пришел 24 апреля в США, глава сенатской комиссии Уильям Смит лично убедился, что любая из теперь 43 лодок вмещает 65 пассажиров. Но это были уже другие шлюпки!

 

Допрос свидетелей, который вели американская и британская комиссии, нес на себе отпечаток социального духа того времени. Лучшая иллюстрация его – список пассажиров первого класса: «мистер Хэйс со слугой, миссис Кавендиш со служанкой». На двух человек – одно имя. Американская комиссия опросила всего 3 свидетелей из пассажиров 3-го класса, британская – ни одного. Показаниям офицеров отдавалось предпочтение перед показаниями матросов. А офицеры, оставаясь на службе «Уайт Стар», старались, не нарушая рамок корректности, защищать интересы компании. Впрочем, на «ТИТАНИКЕ», шедшем в первый рейс, даже не назначили ответственного за шлюпки, и вряд ли хоть один человек экипажа знал, сколько формально вмещают лодки. Когда моряки видели, что все места в шлюпке заняты, тогда и спускали ее на воду. Когда одного из матросов спросили: «Почему вы не спускали в шлюпках по 65 человек?»,- тот, видимо даже не понимая, откуда взялась цифра 65, ответил: «С таким грузом шлюпка бы треснула при ударе о воду».

 

В 1998 году на аукционе Кристи за 79500 долларов были проданы флажок «Уайт Стар» и табличка «ТИТАНИК», снятые с одной из шлюпок легендарного лайнера. Проверяя историю лота специалисты Кристи выяснили, что предок продавца был рабочим в компании «Уайт Стар» и вместе с товарищами по приказу начальства снимал со шлюпок опознавательные знаки. Как им объяснили, чтобы предотвратить покушения мародеров. Получается, что мародеров не было, а шлюпки обезличила сама компания. «Уайт Стар» могла сколько угодно выплачивать потом компенсации за якобы халатность экипажа, но допустить признания, что шлюпки изначально не соответствовали даже устаревшим британским требованиям, она не могла. Это означало бы немедленное и позорное закрытие. Теперь компании уже ничего не грозит, она не существует с 1950 года.

 

Спустя 88 лет после катастрофы можно считать точно установленным количество людей всего в двух шлюпках – №1 и А. В каждой из них было всего 12 человек, хотя по разным причинам. №1 единственная, спущенная действительно полупустой, к этому побудил моряков миллионер Дафф Гордон, воспользовавшийся отсутствием поблизости других людей и, по-видимому, еще и подкупивший матросов. После того, как стали известны многие детали катастрофы, Гордон и его жена стали символами ханжества и трусости. Шлюпка А перевернулась во время разлома «ТИТАНИКА». На ее днище 4 часа балансировали 12 человек. Даже о шлюпке D, прекрасно видимой на фото 2, можно говорить лишь предположительно, ибо есть свидетельства, что у некоторых пассажирок этой шлюпки были маленькие дети. Их на снимке не видно, но они также должны включаться в число пассажиров.

В среднем на шлюпку приходится 39 человек. Если шлюпки действительно были гораздо меньше, чем считалось ранее, то несколько смягчается и оценка поведения людей в шлюпках, не вернувшихся на помощь к замерзающим в воде. Одно дело, когда в шлюпке есть еще три десятка мест, другое – когда она полностью заполнена.

Из показаний очевидца Лоренса Бритсли, спустя 8 дней после трагедии: Ночь выдалась звёздной, совершенно ясной. Море оставалось спокойным. Около 2 часов мы увидели, что нос опускается очень быстро, мостик целиком ушел под воду. Пароход медленно поднялся кормой вертикально вверх. Свет в салонах внезапно исчез. В тоже время раздался грохот, который можно было услышать на мили. Котлы и механизмы сорвались со своих мест. В течение нескольких минут «Титаник» стоял вертикально, подобно башне, чернея на ясном небе. Тогда мы услышали самые страшные крики наших товарищей, боровшихся в ледяной воде и призывающих помощь, которую мы не могли им оказать, ибо наша шлюпка была уже загружена полностью.

 

Наконец, если верны наши оценки фактической вместимости шлюпок, то в распоряжении экипажа было 690 спасательных мест, а спасенных оказалось 705. Принимая во внимание, что перевернулись две складные шлюпки - А и В (минус 60 мест), а шлюпка с Даффом Гордоном действительно ушла от корабля полупустой, мы должны сделать вывод: экипаж не только не был косвенно виновен в смерти пяти сотен людей, но спас больше жизней, чем ему позволяли технические возможности. Никто из экипажа до наших дней не дожил, но хотя бы потомки могут быть спокойны за репутацию своих предков!!!

 

НА ФОТО – СКЛАДНАЯ СПАСАТЕЛЬНАЯ ШЛЮПКА ЭНГЕЛЬГАРДТА.

 

После завершения расследования гибели «ТИТАНИКА» комиссии по выяснению причин катастрофы дали многочисленные рекомендации для повышения уровня безопасности на море. Многие из этих рекомендаций вошли в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море, принятую в 1914 году. Действие конвенции распространяется на все суда, совершающие международные рейсы. Впредь все суда должны быть оснащены достаточным количеством шлюпок. Их количество стало высчитываться по числу человек на борту, а не по тоннажу судна, как до катастрофы. До гибели «ТИТАНИКА» считалось, что плавучие льды не представляют большой опасности кораблям. Производители судов уделяли больше внимания возможным пожарам, штормам, столкновениям с другими судами и конструировали корабль таким образом, чтобы минимизировать ущерб от этих происшествий. Теперь во внимание стала приниматься угроза столкновения с айсбергом. Помимо этого, все судоходные компании должны были включить в свои инструкции пункт о том, что в случае, если по курсу или вблизи него обнаружен лёд, судно в сумерках обязано идти малым ходом или изменить курс так, чтобы обойти опасный район.

 

После крушения «ТИТАНИКА» в 1912 году суда ВМС США стали следить за дрейфующими льдами и оповещать о них близлежащие корабли. Позже этим стала заниматься Береговая охрана США, а в 1914 году 14 стран учредили Международный ледовый патруль, задачей которого является мониторинг ледовой обстановки. Другим важным изменением правил морского судоходства было требование об обязательном наличии на судне радиотелеграфа и круглосуточном прослушивании радиоэфира.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.015 с.)