Тема «Декор - человек, общество, время» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «Декор - человек, общество, время»



ИЗО 5 класс 16.02

Тема «Декор - человек, общество, время»

На уроке мы узнаем:

о многообразия форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий;

мы научимся:

соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе;

мы сможем:

различать и узнавать формы и декор в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.

Глоссарий по теме урока:

Костюм — не просто одежда, предназначенная для носки, а художественный образ платья. Каждая эпоха, а в пределах её — классы, сословия, профессии порождают те или иные формы одежды-костюма, которые выполняют практическое назначение и обладают образно-смысловым содержанием. Костюм принадлежит одновременно к вещам практическим и к произведениям искусства. Костюм сочетает в себе не только собственно одежду, прикрывающую тело, но также причёску, обувь, головной убор и различные дополнения (перчатки, пояса, веера, ювелирные украшения).

Жюстокор (франц. точно по телу) — строгий, плотно облегающий фигуру кафтан с широкими манжетами-обшлагами на рукавах и карманами в виде клапанов, по талии опоясывался широким шарфом. Первоначально такой кафтан был принадлежностью военных, затем превратился в придворную одежду французских дворян второй половины XVII в.

Камзол — мужская одежда с рукавами, играющая роль жакета. Такую одежду носили в Европе в XVII—XVIII вв.

Ботфорты — высокие, выше колена, сапоги для верховой езды.

Мантия — широкая длинная одежда в виде плаща, надеваемая поверх другого платья. Тех, кто носил мантию (учёные, врачи, адвокаты), называли «люди мантии».

Теоретический материал

Западная Европа XVII века, Франция времена правления Людовика XIV. Людовика XIV –эгоистичный, эпатажный, властолюбивый монарх. Он считал, что прежний королевский дворец недостоин его королевского величия. И в 1667 году он принял решение создать необычайно роскошный дворец, полностью отвечающий амбициям «короля – солнца», — Версаль.

Версаль действительно стал «сценой» власти Людовика XIV, блистая роскошью и богатством, поражая своим великолепием. Зеркальный зал стал воплощением абсолютной монархии, он восхищает своим величием: грандиозные зеркала, хрустальные люстры, скульптуры, детали интерьера украшенные золотом.

В правой части дворца находится Королевская капелла: алтарь в позолоте, белые колонны, скульптуры греческих богов в бронзе - приковывают взгляд и внимание.

Людовик XIV больше всего любил помпезность и роскошь. Залы дворца богато украшены ткаными портретами, живописными панно, затейливыми канделябрами, лепниной, хрустальными люстрами. Каждая деталь декора покрыта чистейшим золотом. Все здесь возвеличивало и восхваляло короля.

Дворец окружает регулярный парк Версаля. Он является одним из самых крупных и значимых в Европе. Множество террас, клумбы, газоны, оранжереи, фонтаны, многочисленные скульптуры прекрасно дополняют роскошь дворцовой архитектуры.

Мебель в великолепных залах дворца подчёркивала роскошь и великолепие. Причудливые и витиеватые спинки, подлокотники, ножки кресел и диванов, в стиле барокко были обтянуты гобеленовыми тканями, украшенные растительными орнаментами, пейзажами, мифологическими сценами. Мебель изготовлялась только из ценных пород красного и чёрного дерева. Её украшали из полудрагоценных пород камнями, перламутром, черепаховым панцирем, слоновой костью. Некоторые элементы мебели изготавливали из позолоченной бронзы, всё это придавало ещё большую пышность.

Жизнь французской аристократии проходила среди мрамора, скульптур, позолоты, настенных росписей, дорогих тканей и еще более дорогой мебели и должна была соответствовать дворцовой роскоши. Костюм 17 века был необычайно напыщенным, с большим количеством украшений из драгоценных камней.

Костюм короля Людовика XIV подчёркивал статус короля-солнца. Король и члены его семьи носили одежду из дорогих тканей: шёлка, парчи, атласа, бархата. Одежда декорировалась многочисленными рюшами, воланами, кружевом. Банты, кружева – неотъемлемый атрибут королевского костюма. Костюм завершали широкая шляпа - треуголка с пышными перьями, шёлковые чулки белого, голубого или красного цвета, галстук, завязывающийся бантом и парик. Парики стали символом эпохи эпатажного монарха. Людовик XIV издал специальный указ, в котором повелевал всем своим придворным носить искусственные волосы. Век Людовика XIV даже называют веком париков, парикмахерами было создано около 45 видов различных париков.

Дворцовые аристократы во всём стремились подобать своему королю. Рассмотрим мужской костюм французской знати. Белоснежная шёлковая рубашка с пышными рукавами, украшенными кружевными манжетами и цветными бантами. Ещё одна важная деталь костюма – это “жюстокором”. Жюстокор (с французского точно по телу) — строгий, плотно облегающий фигуру кафтан с широкими манжетами-обшлагами на рукавах и карманами в виде клапанов, по талии он опоясывался широким шарфом. Его шили из очень дорогой ткани, украшали золотой и серебряной вышивкой. Жюстокор считался одеждой «по привилегии». Появляться в дорогом жюстокоре можно было только с позволения короля. Этой привилегией пользовалась лишь избранная часть дворян. В мужском гардеробе насчитывалось не менее 30 костюмов по числу дней в месяце — и менять их полагалось ежедневно. На ногах шелковые чулки и туфли с крупным бантом-бабочкой.

Парик был обязательной принадлежностью светского костюма этого времени. Уважающий себя аристократ имел в гардеробе как минимум три: черный - для утра, каштановый — для дня, светлый — для вечера. В парике голова мужчины становилась величественной головой Юпитера. Или, как выражались тогда: лицо выглядывало из рамки светлых локонов, как "солнце из утренних облаков".

Женский костюм французского барокко был сложен, необычайно красив и декоративно украшен различными деталями. Основой женского парадного платья с пышными юбками был жёсткий каркас. Женский костюм состоял из двух платьев. Верхнее платье со шлейфом шилось бархата, атласа или парчи. Длина юбки верхнего платья строго регламентировалась и впереди имела разрез. В разрезе были видны модные в то время черные кружева или воланы нижней юбки. Мода барокко требовала наличия всяческих лент и бантов. Поэтому женские платья, богато декоративные отделкой, выглядели настоящей драгоценностью. По-французски бант – galant, отсюда и еще одно название для данного времени – галантная эпоха.

Рисунок на ткани платья украшали плоды граната, декоративные цветы, завитки, виноградные гроздья. Очень популярной была ромбовидная сетка с розетками.

И, конечно же, голову украшала высокая причёска из уложенных рядами локонов. Парик возвышались над лицом на 50 - 60 см. Эталоном красоты был так называемый аллонжевый парик, сделанный из белокурых женских волос.

Изящные бархатные туфельки, великолепные веера, кружевные перчатки, длинная трость и зонтик завершали костюмный ансамбль. Каждая деталь костюма подчёркивала социальную принадлежность к высшему обществу.

Особенности в одежды имели и военные. Различные роды французских войск отличались по покрою, цвету ткани, знакам отличая. Костюм высшего чина, например, генерала отличался огромными перьями на шляпе, обилием кружев, оборок и лент. Низшие армейские чины носили костюм попроще: куртка, удобные штаны, сапоги-ботфорты, перевязь с патронами.

Особо выделялись судьи, учёные – профессора, медики и чиновники. Их называли люди – мантии. Они носили длинные широкие платья похожие на мантии, чёрного или красного цвета. Мантия — широкая длинная одежда в виде плаща, надеваемая поверх другого платья. Платья дополняли белоснежные воротники и манжеты.

Одежда горожан была простой, удобной и добротной. Цветовая гамма была тёмной, в основном в серых тонах. Горожане не имели права носить одежду ярких цветов и оттенков. Мужчины носили рубаху, поверх которой надевали куртку, свободные удобные штаны и обувь из грубой кожи, на голове шляпа из войлока. Женщины носили просторную кофту с длинными рукавами, она застегивалась у ворота и свободно спадала на юбку; широкую юбку со сборками или складками, длиной до середины голени. Поверх кофты и юбки надевали передник, который был короче юбки. На плечах у женщины наброшена косынка или платок, концы, которых завязывали на груди или же закладывали под нагрудник передника. На голове чепец, иногда поверх чепца надевали платок или шляпу. На праздники горожанки одевали корсаж.

И сегодня одежда и декор определяют статус и образ жизни человека.

В гардеробе современного человека мы обязательно встретим праздничный наряд, предназначенный для особых случаев, деловой наряд для работы в офисе, простой, но удобный наряд для отдыха. Сегодня мы можем выбрать любой стиль одежды по своему вкусу, настроению, случаю и подчеркнуть свой собственный уникальный образ.

 

Костюм короля Франции 17 века
Костюм французской аристократии
Костюм мушкетеров Франции 17 века
Костюм медика Франции 17 века
Костюм крестьянина Франция 17 век

Домашнее задание: просмотреть видеоурок

 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7836/main/280796/

На листе А4 ответить на вопросы.

Одежда

Украшение

Кто есть, кто?»

  Древняя Греция Древний Рим
Ткань    
Мужская одежда    
Женская одежда    
Головной Убор    
Причёска    
Пояс    
Обувь    
Украшение    

Выводы

Сходства____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Различия______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ткани в Риме изготавливались из материалов, привезенных с Востока. Овечья шерсть в зимний период, шелк и лён в теплые месяцы собирались в драпировки и напоминали по виду греческие свободные туники. Позднее в моду вошли плотные ткани, выделяющие силуэт. Тога представляла ткань, вырезанную в полукруглой форме. Ее перекидывали через левое плечо. Тога образовывала множество драпировок. Подобная форма одежды была неудобной для повседневной носки, поэтому на смену тоге пришли более свободные одеяния.

Мужчины одевали в теплое время туники разной длины и цветов. Их покрой напоминал греческий. Стандартным размером считалось полотно до колен. Просторные рубахи и туники одевались через голову и подпоясывались. Рукава были присущи женской одежде.

Выходя на улицу женщины в Риме одевали плащи, полностью скрывающие фигуру — паллу. Одеяние спускалось свободно или подчеркивало талию с помощью пояса. Цветовая гамма была разнообразной, основная ткань — тонкая шерсть. На голову набрасывали— мужчины часть тоги, а женщины часть паллы.

Прическа римлянок первоначально была довольно скромной. В древние времена волосы римских женщин спускались сзади или просто, или в виде локонов, или же сплетались в кружок на макушке, или искусно связывались на затылке посредством повязок и скреплялись шпильками.

Обувь римлянок изготавливалась из мягкой ткани. Сандали украшались лентами, драгоценными металлами и камнями.

Одежда древней Греции

Основная одежда древних греков, название которой - хитон, отличалась простотой и удобством. Хитон – главный предмет одежды грека. Это был кусок ткани, у которого с одной стороны имеется отверстие для руки, а с другой он крепился на плече с помощью пряжки или застежки. Было принято туго стягивать талию. Пояс играл особую роль в древнегреческом костюме. Он имел две функции: во-первых, подобрать хитон, а во-вторых, сделать его необходимой длины. Хитоны шили из шерсти позже из льна.

Их красили в голубой, фиолетовый, красный и желтый цвета. Как правило, греческий хитон по кайме расшивался геометрическим орнаментом, а на поле могли вышить листья, звезды или цветы. Кроме того, имели место разнообразные фигурки богов и животных, сцены битв и охоты.

Женщины в древней Греции знали сотни способов, как превратить простую одежду – такую же, как и у мужчин – в изысканный и оригинальный костюм. Одна из разновидностей хитона – туника, она ниспадала до пят и изготавливалась из мягкой, но в то же время тяжелой шерстяной ткани. В большинстве случаев она была белого цвета с цветной каймой.

Из обуви древнегреческие сандалии пользовались огромной популярностью. Однако в этой стране имели место и башмаки на толстенной кожаной подошве, и сапоги из кожи, шнуровавшиеся ремнями спереди, доходившие владельцу до середины голени.

Изготавливать элегантные и в тоже время сложные украшения древним греками позволяло развитое ювелирное искусство. Веера в форме листа лотоса пользовались у гречанок популярностью.

«Верите ли вы, что…»

Что вы знаете о гербах? У каждого на парте таблица. Нужно прочитать вопросы, поставить в правом столбике плюс, если согласны с утверждением, и минус если не согласны.

Верите ли вы, что…

Утверждения Ответ (+ или-)
- герб показывает, кто его владелец?  
- гербы составлялись по определённым правилам?    
- создание и изучение гербов называется «гербоведением»?  
- люди, создающие гербы и правила, называются «герольдами»?  
- гербы располагались у рыцарей на щитах?  
- красный цвет на гербе – это цвет мудрости и осторожности?  
- на ряду с геральдическими использовались негеральдические изображения?  
- при создании герба могут использоваться цвета золота и серебра?  
- вывеска с изображением ножниц на парикмахерской – это герб?  

     

 

ИЗО 5 класс 16.02

Тема «Декор - человек, общество, время»

На уроке мы узнаем:

о многообразия форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий;

мы научимся:

соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе;

мы сможем:

различать и узнавать формы и декор в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.

Глоссарий по теме урока:

Костюм — не просто одежда, предназначенная для носки, а художественный образ платья. Каждая эпоха, а в пределах её — классы, сословия, профессии порождают те или иные формы одежды-костюма, которые выполняют практическое назначение и обладают образно-смысловым содержанием. Костюм принадлежит одновременно к вещам практическим и к произведениям искусства. Костюм сочетает в себе не только собственно одежду, прикрывающую тело, но также причёску, обувь, головной убор и различные дополнения (перчатки, пояса, веера, ювелирные украшения).

Жюстокор (франц. точно по телу) — строгий, плотно облегающий фигуру кафтан с широкими манжетами-обшлагами на рукавах и карманами в виде клапанов, по талии опоясывался широким шарфом. Первоначально такой кафтан был принадлежностью военных, затем превратился в придворную одежду французских дворян второй половины XVII в.

Камзол — мужская одежда с рукавами, играющая роль жакета. Такую одежду носили в Европе в XVII—XVIII вв.

Ботфорты — высокие, выше колена, сапоги для верховой езды.

Мантия — широкая длинная одежда в виде плаща, надеваемая поверх другого платья. Тех, кто носил мантию (учёные, врачи, адвокаты), называли «люди мантии».

Теоретический материал

Западная Европа XVII века, Франция времена правления Людовика XIV. Людовика XIV –эгоистичный, эпатажный, властолюбивый монарх. Он считал, что прежний королевский дворец недостоин его королевского величия. И в 1667 году он принял решение создать необычайно роскошный дворец, полностью отвечающий амбициям «короля – солнца», — Версаль.

Версаль действительно стал «сценой» власти Людовика XIV, блистая роскошью и богатством, поражая своим великолепием. Зеркальный зал стал воплощением абсолютной монархии, он восхищает своим величием: грандиозные зеркала, хрустальные люстры, скульптуры, детали интерьера украшенные золотом.

В правой части дворца находится Королевская капелла: алтарь в позолоте, белые колонны, скульптуры греческих богов в бронзе - приковывают взгляд и внимание.

Людовик XIV больше всего любил помпезность и роскошь. Залы дворца богато украшены ткаными портретами, живописными панно, затейливыми канделябрами, лепниной, хрустальными люстрами. Каждая деталь декора покрыта чистейшим золотом. Все здесь возвеличивало и восхваляло короля.

Дворец окружает регулярный парк Версаля. Он является одним из самых крупных и значимых в Европе. Множество террас, клумбы, газоны, оранжереи, фонтаны, многочисленные скульптуры прекрасно дополняют роскошь дворцовой архитектуры.

Мебель в великолепных залах дворца подчёркивала роскошь и великолепие. Причудливые и витиеватые спинки, подлокотники, ножки кресел и диванов, в стиле барокко были обтянуты гобеленовыми тканями, украшенные растительными орнаментами, пейзажами, мифологическими сценами. Мебель изготовлялась только из ценных пород красного и чёрного дерева. Её украшали из полудрагоценных пород камнями, перламутром, черепаховым панцирем, слоновой костью. Некоторые элементы мебели изготавливали из позолоченной бронзы, всё это придавало ещё большую пышность.

Жизнь французской аристократии проходила среди мрамора, скульптур, позолоты, настенных росписей, дорогих тканей и еще более дорогой мебели и должна была соответствовать дворцовой роскоши. Костюм 17 века был необычайно напыщенным, с большим количеством украшений из драгоценных камней.

Костюм короля Людовика XIV подчёркивал статус короля-солнца. Король и члены его семьи носили одежду из дорогих тканей: шёлка, парчи, атласа, бархата. Одежда декорировалась многочисленными рюшами, воланами, кружевом. Банты, кружева – неотъемлемый атрибут королевского костюма. Костюм завершали широкая шляпа - треуголка с пышными перьями, шёлковые чулки белого, голубого или красного цвета, галстук, завязывающийся бантом и парик. Парики стали символом эпохи эпатажного монарха. Людовик XIV издал специальный указ, в котором повелевал всем своим придворным носить искусственные волосы. Век Людовика XIV даже называют веком париков, парикмахерами было создано около 45 видов различных париков.

Дворцовые аристократы во всём стремились подобать своему королю. Рассмотрим мужской костюм французской знати. Белоснежная шёлковая рубашка с пышными рукавами, украшенными кружевными манжетами и цветными бантами. Ещё одна важная деталь костюма – это “жюстокором”. Жюстокор (с французского точно по телу) — строгий, плотно облегающий фигуру кафтан с широкими манжетами-обшлагами на рукавах и карманами в виде клапанов, по талии он опоясывался широким шарфом. Его шили из очень дорогой ткани, украшали золотой и серебряной вышивкой. Жюстокор считался одеждой «по привилегии». Появляться в дорогом жюстокоре можно было только с позволения короля. Этой привилегией пользовалась лишь избранная часть дворян. В мужском гардеробе насчитывалось не менее 30 костюмов по числу дней в месяце — и менять их полагалось ежедневно. На ногах шелковые чулки и туфли с крупным бантом-бабочкой.

Парик был обязательной принадлежностью светского костюма этого времени. Уважающий себя аристократ имел в гардеробе как минимум три: черный - для утра, каштановый — для дня, светлый — для вечера. В парике голова мужчины становилась величественной головой Юпитера. Или, как выражались тогда: лицо выглядывало из рамки светлых локонов, как "солнце из утренних облаков".

Женский костюм французского барокко был сложен, необычайно красив и декоративно украшен различными деталями. Основой женского парадного платья с пышными юбками был жёсткий каркас. Женский костюм состоял из двух платьев. Верхнее платье со шлейфом шилось бархата, атласа или парчи. Длина юбки верхнего платья строго регламентировалась и впереди имела разрез. В разрезе были видны модные в то время черные кружева или воланы нижней юбки. Мода барокко требовала наличия всяческих лент и бантов. Поэтому женские платья, богато декоративные отделкой, выглядели настоящей драгоценностью. По-французски бант – galant, отсюда и еще одно название для данного времени – галантная эпоха.

Рисунок на ткани платья украшали плоды граната, декоративные цветы, завитки, виноградные гроздья. Очень популярной была ромбовидная сетка с розетками.

И, конечно же, голову украшала высокая причёска из уложенных рядами локонов. Парик возвышались над лицом на 50 - 60 см. Эталоном красоты был так называемый аллонжевый парик, сделанный из белокурых женских волос.

Изящные бархатные туфельки, великолепные веера, кружевные перчатки, длинная трость и зонтик завершали костюмный ансамбль. Каждая деталь костюма подчёркивала социальную принадлежность к высшему обществу.

Особенности в одежды имели и военные. Различные роды французских войск отличались по покрою, цвету ткани, знакам отличая. Костюм высшего чина, например, генерала отличался огромными перьями на шляпе, обилием кружев, оборок и лент. Низшие армейские чины носили костюм попроще: куртка, удобные штаны, сапоги-ботфорты, перевязь с патронами.

Особо выделялись судьи, учёные – профессора, медики и чиновники. Их называли люди – мантии. Они носили длинные широкие платья похожие на мантии, чёрного или красного цвета. Мантия — широкая длинная одежда в виде плаща, надеваемая поверх другого платья. Платья дополняли белоснежные воротники и манжеты.

Одежда горожан была простой, удобной и добротной. Цветовая гамма была тёмной, в основном в серых тонах. Горожане не имели права носить одежду ярких цветов и оттенков. Мужчины носили рубаху, поверх которой надевали куртку, свободные удобные штаны и обувь из грубой кожи, на голове шляпа из войлока. Женщины носили просторную кофту с длинными рукавами, она застегивалась у ворота и свободно спадала на юбку; широкую юбку со сборками или складками, длиной до середины голени. Поверх кофты и юбки надевали передник, который был короче юбки. На плечах у женщины наброшена косынка или платок, концы, которых завязывали на груди или же закладывали под нагрудник передника. На голове чепец, иногда поверх чепца надевали платок или шляпу. На праздники горожанки одевали корсаж.

И сегодня одежда и декор определяют статус и образ жизни человека.

В гардеробе современного человека мы обязательно встретим праздничный наряд, предназначенный для особых случаев, деловой наряд для работы в офисе, простой, но удобный наряд для отдыха. Сегодня мы можем выбрать любой стиль одежды по своему вкусу, настроению, случаю и подчеркнуть свой собственный уникальный образ.

 

Костюм короля Франции 17 века
Костюм французской аристократии
Костюм мушкетеров Франции 17 века
Костюм медика Франции 17 века
Костюм крестьянина Франция 17 век

Домашнее задание: просмотреть видеоурок

 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7836/main/280796/

На листе А4 ответить на вопросы.

Одежда



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.046 с.)