Введение. Общая характеристика и периодизация новейшей истории. 2 часа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение. Общая характеристика и периодизация новейшей истории. 2 часа.



Введение. Общая характеристика и периодизация новейшей истории. 2 часа.

Тип урока: сообщение и усвоение знаний

Метод: лекция с элементами беседы

Цель: а) дидактическая – сформулировать сущность

предмета и раскрыть основные этапы

новейшего времени

 

Межпредметные связи: философия, обществознание, литература.

ХОД УРОКА,

1. Организационный момент;

2. Знакомство студентов со структурой предмета и методами его изучения;

3. Изучение нового материала;

4. Закрепление нового материала и задание на дом.

ПЛАН.

Периодизация новейшей истории. Общая характеристика основных этапов новейшей истории.

Ускорение научно-технического развития и его последствия.

Информационное общество. Основные черты.

 

1. Периодизация новейшей истории. Новейшее время — период в истории человечества с 1918 года по нынешнее время.

1. 1918—1938 гг. – период между мировыми войнами. Основные события:

ряд капиталистических и социалистических революций в России и других странах, создание СССР, построение социализма, Великая депрессия в США и ряде Европейских стран (Англия, Франция).

Основные изобретения:

Полиграф (1921)

Тепловоз (1923)

Телевидение (1925

2. 1939 – 1945 гг. - Основные события:

Вторая мировая война, Великая Отечественная война в СССР, унесшая, по разным подсчетам, жизни от 50 до 72 млн человек.Создание ООН.

Основные изобретения:

Турбореактивный двигатель (1939), ставший основой современной авиации.

Антибиотики (1940), активно применяющиеся и по сей день.

Компьютер (1941), ставший впоследствии неотъемлемой частью повседневной жизни многих людей.

Атомная бомба (1945) - несмотря на свою мощь, стало одним из залогов стабильности в мире и гарантией отсутствия новых Мировых войн (Ядерный паритет).

3. 1945 – 1991 гг. - Основные события:

Появление таких организаций, как ООН, НАТО, ОВД и других.

Мир разделился на два «лагеря». «Холодная война» между Западными странами и странами Варшавского договора, включавшая в себя наращивание вооружений, «космическую гонку» и т. д. Быстрый рост уровня жизни вСеверной Америке, Европе и Японии. Появление и осознание глобальных экологических проблем (уничтожение лесов, нехватка энергии и воды, снижение биологического разнообразия, загрязнение атмосферы,радиационные аварии, ускорение глобального потепления и т. д.). Полет человека в космос (1961). Начало эпидемии СПИДа. 1991 — распад СССР.

Основные изобретения:

Транзистор (1947) Голография (1948) Водородная бомба (1953) Атомная электростанция (1954)

Калькулятор (1954) Спутник (1957) Интегральная схема (1958) Лазер (1960) Томограф (1972) Персональный компьютер (1975) Компакт-диск (1979) Мобильный телефон (1983) Высокотемпературная сверхпроводимость (1986)

3. 1991 – наше время. - Основные события:

Введение Евро. Иракская война. Клонирование (биотехнология).

Основные изобретения:

Открытие углеродных нанотрубок (1991)

Создание квантового компьютера (2008—2009).

Большой адронный коллайдер

Интернет (1991)

Вопросы.

1. Охарактеризуйте основные направления развития новых технологий.

2. Приведите примеры воздействия достижений в одной из областей науки и техники на их развитие в других областях.

3. Обоснуйте значение внедрения компьютерных технологий для современного общества.

3. Информационное общество. Основные черты. В 70-е гг. индустриальные страны вступили в этап развития, ведущий к созданию нового типа общества, которое чаще всего определяют как информационное. Существуют и иные определения – новое индустриальное, технотронное, постиндустриальное. При этом происходящие перемены знаменуют переход всей мировой цивилизации к новой ступени развития.

Информационное общество - историческая фаза эволюционного развитияцивилизации, в которой информация и знания умножаются в единоминформационном пространстве, а главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания. Отличительные черты:

1)увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

2) возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

3) нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

4) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

5) развитие электронной демократии, информационной экономики,электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;

6) признание главной роли личности в управлении социальными и экономическими отношениями;

7) новые способы производства, основанные на знании. Превращениеинформации в экономико-хозяйственную категорию;

 

Общество, в котором главную ценность составляет информация, знания, материализующиеся в постоянно обновляющихся технологических достижениях, обладает огромным потенциалом развития.

Вытеснение живого труда – на какое то время вызывает безработицу, но потом возникает спрос на труд инженеров, техников, программистов. Большое значение начинают играть центры производства знаний – университеты, лаборатории. Возрастает роль мелкого бизнеса.

Важнейшим ресурсом информационного общества становится человек, его творческий, интеллектуальный потенциал, в развитии которого оказываются, заинтересованы и государство и корпорации.

Развитость системы информационных коммуникаций, транспорта, повышение уровня жизни создают условия расширения кругозора людей, контактов между ними, облегчают выбор места проживания, оборудования жилья сообразно индивидуальным вкусам и потребностям. Возникают условия обеспечения равенства возможностей и прав мужчин и женщин. Это было недостижимо в аграрном и в индустриальном обществах, где многие виды работ требовали большой физической силы, ненужной там, где преобладают высокие технологии.

Вопросы.

1. Какие новые возможности открывает информационное общество перед личностью?

2. Какие требования предъявляет НТП к развитию сферы образования?

 

 

ХОД УРОКА,

1. Организационный момент;

2. Проверка домашнего задания

- устный опрос

- выборочный письменный опрос по карточкам

- задания у доски (определить временные рамки разных этапов новейшего времени)

3. Изучение нового материала;

4. Закрепление нового материала и задание на дом.

 

ПЛАН

Речь Черчилля в Фултоне. План Маршалла.

Начало «холодной войны».

1.Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Для Советского Союза были важны две цели, достижение которых превратило бы страну во влиятельную державу. Первая цель - обезопасить свои границы и не допустить создания вблизи них плацдарма для возможного нападения на СССР. Вторая цель - создание такого механизма международных отношений, который позволил бы решать конкретные вопросы, имеющие значение для Советского Союза. Во внешнеполитической области Москва старалась использовать три основных фактора:

1) изменившийся в пользу СССР баланс сил в Европе, расколовшейся на западную и восточную части, каждая из которых уже была столько географическим понятием, сколько политическим;

2) военно-политическую мощь СССР после войны и укрепление его престижа в мире;

3) выросшие численно и усилившие свое политическое влияние зарубежные коммунистические партии, видевшие в СССР гаранта проведения соответствующих их идеологии социально- политических реформ в послевоенной Европе.

Серьезные изменения произошли и в позиции США. Их военный и экономический потенциал увеличился. Он стал неизмеримо выше по сравнению с ранее ведущими европейскими государствами- Великобританией и Францией. К тому же американская экономика пострадала меньше, чем экономика последних. Временное прекращение существования Германии также способствовало усилению влияния США в Европе. США стремились не допустить превращения Европы в индустриальный и финансовый центр, неподконтрольный Вашингтону. И США, и СССР негативно относились к усилению позиций в том и ином регионе мира каждой из сторон. Уже в конце Второй мировой войны между ними наметилось охлаждение. Экономический и военный потенциал США позволял им претендовать на ведущую роль. Немалое значение имел и тот факт, что американцы первыми и наиболее успешно испытали ядерное оружие. Это рассматривалось ими как гарантия их военно - политической мощи и реализации планов нового переустройства мира.

Великобритания вышла из Второй мировой войны существенно ослабленной. Колониальная империя разваливалась на глазах. Хозяйственный кризис, усилившееся национально- освободительное движение в колониях и финансовая зависимость от США - все это подрывало ее могущество. В первые послевоенные годы имперские устремления Британии явно не соответствовали ее экономическим возможностям. В то же время правящие круги этой страны начали все активнее проводить политику, направленную на создание «особых отношений» с США. При этом традиционная британская дипломатия сочеталась с финансовой, военной и политической поддержкой США.

Из западноевропейских участников Антигитлеровской коалиции в результате войны наиболее пострадала Франция. К тому же внутри страны разгоралась борьба между коммунистами, левыми и правыми силами. Будучи колониальной империей, Франция столкнулась с ростом национально- освободительной борьбы. Соперничество между Францией и Великобританией вновь усиливалось, хотя и не приобрело такие же острые формы, как в XIX в.

В новых условиях все явственнее происходило разделение мира на две части. Одна из них включала западных участников Антигитлеровской коалиции. Другая - СССР, позже к нему присоединились страны Восточной Европы, а затем -уже в конце 40-х гг.- Китай. Именно в этот период закладывалась основа двухполюсного мира.

Начало «холодной войны».

- похолодание в отношениях между СССР и США проявилось сразу же после окончания Второй мировой войны.

- С одной стороны США были обеспокоены ростом влияния СССР и распространением социализма в мире.

С другой стороны, победа в войне, мощный экономический потенциал, обладание атомным оружием давали американскому руководству возможность заявлять о праве США управлять послевоенным миром.

- Начало холодной войне было положено в марте 1946 г. речью Черчилля в Фултоне, в которой он заявил о необходимости противопоставить СССР мощь западного мира для защиты западных демократий от коммунизма.

- Провозглашение в 1947 г. президентом США Г.Трумэном доктрины по сдерживанию и отбрасыванию социализма ещё более ухудшило отношения СССР со своими бывшими союзниками.

- Речь Черчилля и доктрина Трумэна были восприняты руководством СССР как призыв к войне против СССР.

Доктрина Трумэна предполагала

1) оказание широкомасштабной экономической помощи странам Европы

2) Создание военно-политического союза западных стран под руководством США.

3)Размещение вдоль границ СССР сети военных баз США.

4) Поддержку внутренней оппозиции в странах Восточной Европы.

5) использование ядерного оружия для шантажа советского руководства.

Намеченные меры должны были не допустить дальнейшего распространения социализма.

 

ХОД УРОКА,

1. Организационный момент;

2. Проверка домашнего задания

- устный опрос

1. Какие основные изменения произошли в международных отношениях после войны?

2. Причины «холодной войны».

- исторический диктант

3. Изучение нового материала;

4. Закрепление нового материала и задание на дом.

ПЛАН

Образование Организации Североатлантического договора (НАТО).

Берлинский кризис 1948 г.

Карибский кризис.

1. Образование Организации Североатлантического договора (НАТО). 4 апреля 1949 г. страны Запада сформировали военно-политическую организацию Североатлантического договора (НАТО). Её учредителями стали США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Норвегия, Дания, Исландия и Португалия. Договор о создании НАТО был дополнен договорами о взаимопомощи между её членами. В 1952 г к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. – ФРГ.

Ответом на вступление ФРГ в НАТО в 1955 г. стало создание Организации Варшавского договора, военно-политического союза СССР с дружественными ему странами Восточной Европы.

Возникновение в Европе двух противостоящих друг другу военно-политических союзов было не просто порождением борьбы СССР и США за мировое лидерство. Каждый из них отстаивал определённую модель миропорядка, образ жизни народов, связывая с их утверждением реализацию своих национально-государственных интересов.

Соперничество «двух лагерей» протекало в разных формах – идеологической, экономической. Но поскольку стороны не исключали возможности прямого военного столкновения, особое значение придавалось наращиванию военных сил.

2. Берлинский кризис 1948 г. После войны была достигнута договорённость, что Германия должна стать миролюбивым, демократическим государством. Однако в условиях, когда территория Германии и её столицы была поделена на зоны оккупации США, Великобритании, Франции, СССР –вопрос так и не нашёл решения. Поэтому на территории Германии началось формирование двух германских государств. В 1948 г. на территории Западной Германии была проведена валютная реформа. В ответ на это СССР закрыл границу между зонами оккупации, опасаясь потока в Восточную Германию обесцененной валюты. Западный Берлин оказался блокированным. Руководство СССР предполагало, что страны Запада пойдут на уступки в германском вопросе, но этого не произошло. Берлинский кризис заморозил вопрос о единой Германии более чем на 40 лет. В 1949 г. были созданы два германских государства ФРГ и ГДР, вошедшие соответственно в НАТО и ОВД.

3. Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны. Второй конфликт произошёл в Азии. В 1949 г. гражданская война в Китае закончилась победой коммунистов. Остатки антикоммунистических сил под прикрытием ВМС США эвакуировались на остров Тайвань. В этих условиях коммунистический режим Северной Кореи предпринял попытку объединить страну, на юге которой у власти находился режим, ориентирующийся на союз с США. Дипломатия США воспользовалась тем, что СССР бойкотировал работу ООН, протестуя против непризнания Западом коммунистического правительства Китая. В отсутствие представителя СССР Совет Безопасности ООН признал Северную Корею агрессором. Это дало США и их союзникам правовое основание для посылки войск в Корею.

В войне 195-=1953 гг. силы США и их союзников вступили в прямое столкновение с войсками Китая, пришедшими на помощь Северной Корее. В воздушных боях произошла проба сил советской и американской авиации. Командование США рассматривало вопрос о применении ядерного оружия. Но в конечном итоге фронт стабилизировался.

Аналогичная ситуация сложилась в Индокитае, где Франция, утратившая прямой контроль над Вьетнамом, Лаосом и Камбоджей, стремилась сохранить у власти во Вьетнаме прозападный диктаторский режим. Национально –освободительным

силам, принявшим коммунистическую ориентацию, оказали помощь Китай и СССР. К 1954 г. стало ясно, что ни одна из сторон не способна добиться успеха.

4. Карибский кризис. Наиболее острым конфликтом был Карибский кризис 1962 г. Победа в 1959 г на Кубе революционного движения, возглавляемого Ф.Кастро, и выбор им курса на социалистическое развитие вызвали беспокойство США.

СССР разместил на территории Кубы ракеты средней дальности с ядерными боеголовками. Этот шаг (предпринятый втайне от мировой общественности), стал известен правительству США благодаря воздушной разведке. Ответные меры – введение морской блокады Кубы и подготовка к ударам по советским базам на острове поставили мир на грань ядерной войны.

Урегулирование конфликта стало возможным благодаря выдержке и здравомыслию Кеннеди и Хрущёва. Ракеты были вывезены с Кубы, США отменили блокаду.

Домашнее задание.

Заполнить таблицу в тетради для д/з.

 

 

Ответить на вопрос.

1. Почему осознание бесперспективности военного пути разрешения международных кризисов в середине 1950-х гг. не подтолкнуло СССР и США к отказу от политики «холодной войны»?

 

 

Семинарское занятие.

Цель ………..обеспечить усвоение студентами следующих понятий арабские страны, индо-буддистко-мусульманский блок, исламский фундаментализм, приобщать студентов к элементарной форме и приёмам научной дискуссии, учить обосновывать своё отношение к историческим событиям, фактам.

Арабские страны.

Исламский фундаментализм.

Многомиллионный арабский мир включает в себя ряд стран Африки (Египет, Судан, Алжир, Тунис, Ливия, Марокко, Мавритания) и Азии (Ирак, Иордания, Сирия, Ливан, Йемен, Саудовская Аравия и др.). Все они в значительной мере сплочены на основе этнической общности и мощных цивилизационных традиций, ведущую роль в которых играет ислам. Однако уровень социально – экономического развития арабских стран трудно назвать однородным.

В преимущественном положении находятся страны, обладающие огромными запасами нефти (в особенности небольшие аравийские государства). Уровень жизни там высок и стабилен, а монархии превратились в процветающие страны с высочайшим уровнем доходов на душу населения. И если поначалу они лишь эксплуатировали дары природы, то сегодня руководствуются рациональной стратегией. Яркий пример этому - Кувейт, где миллиарды нефтедолларов вкладываются в программы социально-экономических преобразований, в покупку новейшей техники и т.д. На этот же путь вступили Саудовская Аравия и некоторые другие страны.

На противоположном полюсе находятся Судан и Мавритания, по уровню развития практически не превосходящие бедные африканские страны. Несколько смягчает эти контрасты система взаимопомощи: изрядное количество нефтедолларов из аравийских государств перекачиваются в наиболее бедные арабские страны для их поддержки.

Разумеется, успехи арабских стран зависят не только от наличия природных запасов нефти, но и от избранной ими модели развития. Арабы, как и некоторые государства Африки, уже миновали стадию «социалистической ориентации», и сегодня речь о выборе между социализмом и капитализмом уже не идёт. Гораздо актуальнее и острее воспринимается в арабском мире вопрос о сохранении традиций ислама и сочетании этого с отношением к западным ценностям к влиянию западной культуры.

Исламский фундаментализм.

Исламский фундаментализм (крайне консервативное течение в той или иной религии), заметно оживившийся в последней четверти XX в. и охвативший наряду с другими регионами практически весь арабский мир, призывает вернуться к чистоте учения пророка Мухаммеда, восстановить утраченные нормы жизни которые предписываются Кораном. За этим стоит нечто большее: с одной стороны, стремление укрепить свою цивилизационную самобытность, а с другой противопоставить незыблемость традиции натиску современного мира, меняющегося на глазах. В некоторых странах (например, в Египте), несмотря на всплески фундаментализма выбран еврокапиталистический путь, который ведёт к неизбежному изменению традиционных устоев.

В других государствах (в аравийских монархиях) глубокая приверженность исламу сочетается с усвоением лишь внешних стандартов западной жизни, причём не всем населением.

Наконец есть и третий вариант - полное отторжение всего, что несёт с собой влияние Запада. В некоторых странах (Ирак) воинствующий фундаментализм в сочетании с агрессивной внешней политикой нанёс в 80-90-е годы тяжёлый удар по экономике государства и серьёзно затормозил его развитие.

Отчасти сходная ситуация возникает и в странах, связанных с арабскими странами одной религией – мусульманством (Турция, Иран, Афганистан). Различия между ними определяются их отношением к западной модели. Если Турция последовательно продолжает идти по еврокапиталистическому пути, то Афганистан остаётся страной, где реформы не проводятся последовательно, и имеется низкий уровень жизни.

Выступления по заранее подготовленным сообщениям.

Вопросы и задания.

1. Как вы понимаете термин «третий мир»?

2.Какие проблемы стоят перед «третьим миром» в целом?

3. Какие блоки (группы) стран можно выделить в «третьем мире»?

Задания по карточкам.

 

 

ХОД УРОКА,

1. Организационный момент;

2. Проверка домашнего задания

- устный опрос

1)социально-экономическое положение арабских стран.

2) объяснить понятие «исламский фундаментализм»

3)выбор пути развития арабских стран.

3. Изучение нового материала;

4. Закрепление нового материала и задание на дом.

 

ПЛАН.

ХОД УРОКА,

1. Организационный момент;

2. Проверка домашнего задания

- устный опрос

а)социально-экономическое положениеСША.

б) роль лидера в принятии политического курса

в)реформы и кризисы американского общества

г)сообщения.

3. Изучение нового материала;

4. Закрепление нового материала и задание на дом

ПЛАН.

1.Провозглашение Федеративной Республики Германии и образование ГДР.

ХОД УРОКА,

1. Организационный момент;

2. Проверка домашнего задания

- устный опрос;

- исторический диктант.

а) социально-экономическое положение Германии.

б) ГДР и ФРГ

в) реформы

г) сообщения. (Падение Берлинской стены) и (Российско-германские отношения)

3. Изучение нового материала;

4. Закрепление нового материала и задание на дом

План.

Франция.

Великобритания

Испания.

Италия.

1. Франция. В 1958 принята конституция Пятой республики, расширившая права исполнительной власти. Президентом Республики был избран Шарль де Голль, Генерал Освобождения, герой Первой и Второй мировых войн. К 1960 в обстановке распада колониальной системы большая часть французских колоний в Африке завоевала независимость. В 1962 после кровопролитной войны обрёл независимость Алжир. Профранцузские алжирцы переселились во Францию, где составили стремительно растущее мусульманское меньшинство.

Массовые волнения молодёжи и студентов (майские события во Франции 1968), вызванные обострением экономических и социальных противоречий, а также всеобщая забастовка привели к острому политическому кризису; президентШарль де Голль, основатель Пятой республики, ушёл в отставку (1969) и 9 ноября 1970 года, спустя год, умер.

В целом, послевоенное развитие Франции характеризовалось форсированным развитием промышленности и сельского хозяйства, поощрением национального капитала, экономической и социально-культурной экспансией в бывшие африканские и азиатские колонии, активной интеграцией в рамкахЕвросоюза, развитием науки и культуры, усилением мер социальной поддержки, противодействием «американизации» культуры.

Внешняя политика при президенте Де Голле отличалась стремлением к независимости и к «восстановлению величия Франции». В 1960 г. после успешных испытаний собственного ядерного оружия страна присоединилась к «ядерному клубу», в 1966 г. Франция вышла из военной структуры НАТО (вернулась только во время президентства Николя Саркози), Шарль Де Голль не поддерживал и процессы евроинтеграции.

Вторым президентом Пятой республики был в 1969 избран Жорж Помпиду, в1962—1968 гг. занимавший пост премьер-министра.

В 1974 г. после смерти Помпиду его сменил Валери Жискар д’Эстен, политик либеральных и проевропейских взглядов, основатель центристской партии «Союз за французскую демократию».

С 1981 по 1995 президентский пост занимал социалист Франсуа Миттеран.

C 17 мая 1995 по 16 мая 2007 президентом являлся Жак Ширак, переизбранный в 2002 году.

В связи с ростом числа выходцев из стран Африки во Франции обострилась проблема мигрантов, многие из которых являются мусульманами: 10 % населения Франции составляют некоренные мусульмане (в большинстве выходцы из Алжира). С одной стороны, это вызывает рост популярности ультраправых (ксенофобских) организаций у коренных французов, с другой стороны, Франция становится ареной беспорядков и терактов.

16 мая 2007 президентом Франции стал кандидат от партии «Союз за народное движение» Николя Саркози, сын венгерского эмигранта.

21 июля 2008 г. парламент Франции с незначительным перевесом поддержал проект конституционной реформы, предложенный президентом Саркози. Нынешняя реформа конституции стала самой существенной за все время существования Пятой республики, внеся поправки в 47 из 89 статей документа1958 г. Законопроект включил в себя три части: усиление роли парламента, обновление института исполнительной власти и предоставление гражданам новых прав.

Наиболее важные изменения:

— президент может находиться на посту не более двух сроков подряд;

— парламент приобретает право вето на некоторые решения президента;

— ограничивается контроль правительства над деятельностью парламентских комитетов;

— при этом президент получает право ежегодно выступать перед парламентом (это было запрещено с 1875 г. в целях соблюдения разделения между двумя властями);

— предусмотрено проведение референдума по вопросу вступления в ЕС новых членов.

Принятие нового закона вызвало активную полемику. Критики проекта указывают на то, что основные выгоды все же получит президент. Саркози уже называют «гиперпрезидентом» и даже новым «монархом» Франции.

2. Великобритания. В июле 1945 состоялись всеобщие выборы. В 1945 году пост премьер-министра занял К. Эттли. Новое правительство провело закон об образовании, предусматривавший реорганизацию школьной системы и вводивший всеобщее бесплатное среднее образование. Также вводились законы, касавшиеся помощи бедным, вводились пенсий по старости, детских пособий и других государственных обязательств. Закон о здравоохранении 1946 предусматривал национализацию больниц и бесплатную медицинскую помощь.

В январе 1957 сэр Антони Иден ушел в отставку, причиной которой стали переутомление, болезнь и неудачи в политике. Его сменил Г.Макмиллан.

В ходе распада Британской колониальной империи независимость получили к середине 1970-х годов почти все английские колонии.

С 1979 года в Великобритании наступила 18-летняя эра консерваторов, которая была представлена двумя консервативными премьер-министрами: Маргарет Тэтчер, которая оставалась на своём посту с 1979 до 1990 г. И Джоном Мэйджером с 1990 по 1997. Для этого периода в истории Великобритании были характерны:

1. Укрепление британской экономики;

2. Усиление роли Великобритании в мире;

3. Преодоление внутреннего кризиса 1970-х гг.

Маргарет Тэтчер (1925 г.р.) как лидер консервативной партии, победившей на выборах, была назначена королевой премьер-министром в мае 1979 г. Она стала первой женщиной премьер-министром в истории Великобритании. Тем не менее, за жесткость её курса и характера она получила прозвище “железная леди”.

К 1990 г. правительство М. Тэтчер добилось значительных успехов в экономике и внешней политике, но авторитет М. Тэтчер падал. Причинами этого были:

• Её слишком жёсткий курс;

• Крайне непопулярное решение о введении подушного налога;

• Бескомпромиссная политика в отношении европейской интеграции;

• “Усталость” партии и избирателей от одного и того же лидера (М. Тэтчер возглавляла правительство уже 11 лет подряд – дольше всех премьер-министров в ХХ веке.).

В 1990 г. в консервативной партии разразился кризис. На ежегодных выборах лидера партии М. Тэтчер потерпела поражение и ушла в отставку с поста премьер-министра.

Во внешней политике М. Тэтчер взяла в курс на дальнейшее сближение с США, особенно посли прихода к власти Р. Рейгана.

1980-е гг. стали временем усиления североирландского терроризма. Террористическая организация ИРА (Ирландская республиканская армия), добивающаяся полного ухода Великобритании из Северной Ирландии (Ольстер), усилила террористическую деятельность.

Формами проявления данной деятельности стали:

• Провокация беспорядков в Северной Ирландии (Ольстере); • Взрывы, иные теракты на территории острова Великобритания. Несмотря на угрозы в адрес лично М. Тэтчер, она не пошла на уступки террористам.

Великобритания возглавляет Содружество наций, является членом НАТО, ЕС,Большой восьмерки, обладает ядерным оружием. Является одной из наиболее развитых стран мира.

3. Испания. Страна не участвовала во Второй мировой войне, в послевоенный период пользовалась поддержкой многих западных держав. В 1950-60-е годы происходит испанское «экономическое чудо», связанное с притоком инвестиций в прежде отсталую аграрную страну, урбанизацией и развитием промышленности и туризма. В то же время в стране долгое время ограничивались политические права и свободы, проводились репрессии в отношении сепаратистов и приверженцев левых взглядов. Франко завещал после смерти восстановить монархию и передать престол Хуану Карлосу, внуку свергнутого Альфонсо XIII. Завещание диктатора было исполнено.

После смерти Франко и восстановления монархии в Испании была принята новая конституция, вскоре к власти пришли социалисты, которые занимают доминирующее положение в политической системе страны до сих пор. Был предоставлен статус автономий сначала наиболее активным, а затем всем испанским провинциям и страна превратилась в федеративное государство. В 1986 году Испания вступила в Европейский Союз, выгодами от членства в котором во многом объясняются экономические успехи страны 1980-90-х годов, связанный с развитием потребительского сектор и сферы услуг.

В то же время к сохраняющейся проблеме сепаратистских тенденций в стране Басков и Каталонии добавились общеевропейские проблемы, связанные с притоком мигрантов из-за пределов Европы (из стран Северной Африки и Латинской Америки) и деятельностью религиозных экстремистов. На фоне крайне напряженной демографической ситуации (в Испании один из самых низких в Европе уровней рождаемости) актуальной является проблема массовой безработицы, особенно, молодежи. Несмотря на сравнительно высокий уровень жизни, страна зависима от государственных и иностранных инвестиций и финансовой помощи Европейского Союза. Испания - одна из наиболее пострадавших в ходе экономического кризиса конца 2000-х стран Европы.

4. Италия. 1945 г. действиями движения Сопротивления, партизан в горах и англо-американских войск Италия была освобождена и в 1946 г. стала республикой.

В ноябре 1947 принята Конституция Итальянской Республики (вступила в силу 1 января 1948). После Второй мировой войны на политической арене выдвинулась христианско-демократическая партия (ХДС), которая в 1945—1981и в 1987—1992 формировала правительства.

Послевоенная история Италии характеризуется частой сменой правительств (59-е правительство Сильвио Берлускони сформировано в апреле 2005), ростом экономики, интеграцией в европейские организации, усилением роли транснациональных корпораций в хозяйстве. Резкое усиление коррупции во всех звеньях власти привело к изменению избирательной системы. 4 августа1993 одобрен новый закон о парламентских выборах. 10 июня 2001председателем Совета министров стал Сильвио Берлускони. 17 мая 2006 пост премьер-министра занял Романо Проди. C 8 мая 2008 года Сильвио Берлусконивновь возглавил кабинет министров Италии.

Современный этап итальянской внешней политики можно охарактеризовать довольно теплыми отношениями с Россией. Начиная с 2000 г., после первого официального визита в Италию президента России В. В. Путина, зарождается взаимная симпатия между двумя странами, впоследствии активно развивающая двустороннее сотрудничество. Соглашения об упрощении выдачи виз гражданам РФ и Итальянской Республики, которое облегчило взаимные контакты для молодежи, деятелей науки, культуры, предпринимателей, госслужащих двух стран.

ХОД УРОКА,

1. Организационный момент;

2. Проверка домашнего задания

- устный опрос;

 

а) социально-экономическое положение Великобритании.

б) социально-экономическое положение Франции

в) социально-экономическое положение Испании

г) социально-экономическое положение Италии

3. Изучение нового материала;

4. Закрепление нового материала и задание на дом

Составление опорного конспекта: § 102. «История» В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков.

1. Начало строительства социализма.

2. СЭВ и ОВД

3. Развитие стран «народной демократии» в 50-80-е гг.

4. Особый путь Югославии.

5. Перемены в Восточной Европе в конце XX – начале XXI вв.

Домашнее задание. Темы для сообщений:

1. Организация Варшавского договора (ОВД).

2. Совет Экономической взаимопомощи.

3. Нарастание экономических и социальных проблем.

4. События в Венгрии, Чехословакии.

5.Политические кризисы.

6. «Доктрина Брежнева».

Также учить конспект!

 

Семинарское занятие:

Тема 2.5.

Доклады по теме.

1.Внешнеполитическая стратегия Японии на современном этапе.

2 Российско-японские отношения.

Ход урока

Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Диктант по датам.

Новый материал.

5. Домашнее задание

Разгром советскими войсками в августе 1945 г. японской Квантунской армии, освобождение Маньчжурии, капитуляция Японии, передача трофейного японского оружия Народно-освободительной армии Китая создали благоприятные условия для завершения народной революции в Китае. 1.10 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР). Советское правительство 2.10.1949 г. установило дипломатические. отношения с КНР и оказало ей финансовую, экономическую и иную помощь в становлении народного государства.

В 1949—52 гг. правительство КНР национализировало собственность иностранных империалистов и китайской буржуазии, провело аграрную реформу, и с 1953 г. приступило к осуществлению первого 5-летнего плана развития народного хозяйства страны (1953—57 гг.). Разносторонняя помощь СССР и др. социалистических стран дала возможность Китаю успешно выполнить первый 5-летний план, осуществить социалистические преобразования в городе и деревне, заложить в стране основы социалистической индустрии.

Однако после VIII съезда КПК в руководстве партии взяли верх силы, которые стали проводить свой курс. Во внутренней жизни этот курс нашел отражение в политике «большого скачка» (1958—60 гг.) и «культурной революции» (1966—76 гг.), которые вызвали кризис в народном хозяйстве, дезорганизовали партийный, государственный и административно-хозяйственный аппарат, задержало почти на два десятилетия социально-экономическое развитие страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.14 с.)