Недостаточная йотация. Утрата йота между гласными 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Недостаточная йотация. Утрата йота между гласными



Этот дефект очень часто встречается в речи людей с вялым артикуляционным аппаратом.

Для точного воспроизведения звука [ j ] (йот), соответствующего букве «Й» (и краткое), нужно, чтобы язык был очень подвижный, гибкий. При произнесении согласного [Й] средняя часть спинки языка почти смыкается с твердым нёбом, кончик находится у нижних зубов.

Чтобы приступить к выполнению упражнений для исправления этого произносительного недостатка, важно дополнить артикуляционный тренинг специально подобранными упражнениями для языка (см. приложение).

* * *

Вспомним правило:

Гласные «Е»; «Я»; «Ё»; «Ю» произносятся с [j] в начале слова, а после согласных теряют его.

Упражнение 40

Следите за точным произнесением гласных. Помните, что гласны буквы «Я»; «Ё»; «Ю»; «Е» произносятся как 2 звука – йот + гласный:

А – Я [jа]

О – Ё [jо]

У – Ю [jу]

Э – Е [jэ]

Упражнение 41

Произнесите слова. Сопоставьте звучание начальных слогов без [j] и с [j]:

ад – яд Эля – ельник Анка – янки эра – ересь
арка – ярко масло – ясли Уля – Юля эльф – ель
Ольга – ёлка Орша – Ёрш унтер – юнкер Ом – ему

Упражнение 42

Произнесите слова и словосочетания и внимательно следите за тем, чтобы [j] в начале слова звучал напряжённо и интенсивно:

язычество египетские яблоки
единение яркая юбка
яшма янтарь из Юрмалы
явный яхта и яхтсмен в Ялте
ерунда Юлия Евгеньевна
южный юнкер, ефрейтор и юнга
ересь ярмарка на Ямайке
Европа Елизавета из Екатеринбурга
юбилей Елена Юрьевна
ёмкость юный егерь

Упражнение 43

Произнесите сопоставления, следя за [j]. Можно каждую пару слов повторять по 3 раза, нарабатывая верное звучание [j]:

краше – краюшка на столе – настоятель море – майор
плед – плеяда на бане – на баяне завил – заявил
касатка – касаются пахали – поехали уха – уехал
балет – болеет в один – воедино падёт – пойдёт
мак – маяк поздно – поезд зам – заём
повлечь – появление стан – расстояние там – тайм
дятел – деятель бук – буёк трест – Триест
отпал – отпаял встал – стоял помёт – поймёт

Упражнение 44

Произнесите слова, следя за тем, чтобы между гласными в середине слова не исчез [j]. При выполнении этого упражнения каждое слово можно произносить по несколько раз, следя за точным произношением [j]:

постоянно выехали
воедино плеяда
рояль лояльно
маяк маятник
поезд боязнь
буян вояж
стояк приют
боярышник настоятель
моего твоего
проездной надоело

* * *

Вспомним правило:

Гласные «Е», «Я», «Ю» в конце слова после гласных

частично теряют (ослабляют) йотацию.

Упражнение 45

Произнесите слова по следующей схеме: расстояние – расстояния – расстоянию. Следите за точным произнесением окончаний.

ориентация знамение
злодеяние условие
изваяние требование
расстояние жалование
состояние восхищение
появление одухотворение
веяние согласие
удвоение имение
заявление структурирование
проявление приколачивание

* * *

Вспомним правило:

Буквы «Е», «Ё», «Я», «Ю» после мягкого и твёрдого знаках произносятся как «j+ гласны».

Упражнение 46

Произнесите слова. Внимательно следить за произнесением звукосочетания «согласный-гласный» и звукосочетания «согласный – мягкий знак – гласный»:

пя – пьят пе – пьел пё – пьёк пю – пьюн
бя – бьят бе – бьел бё – бьёк бю – бьюн
дя – дьят де – дьел дё – дьёк дю – дьюн

И так далее аналогично со всеми согласными звуками.

Упражнение 47

Произнесите специально подобранные слова. Следите за произнесением сочетаний «согласный + гласный» и «согласный + мягкий знак + гласный».

Кате – платье Сеню – селенью
батя – братья на голове – на изголовье
сёмга - съёмка без коня – без коньяка
солю – сольёт шутя – статья
ляг – Илья встречу – речью
мыслю – мыслью о чём – о чьём
велю – лью пример – премьер

Упражнение 48

Произнесите слова. Следите, чтобы [j] не исчезал.

съёмка разъёмный
бьется компьютер
корьё портьера
терпенье грильяж
досье альянс
интервью вьюн
неотъемлемый статья
ученье вьюга
пьеса объявление
рьяно консьержка

Упражнение 49

Произнесите слова по 3 раза. Соблюдайте ритм, заданный словами; можно менять темп. Следите за тем, чтобы не исчезал [j].

моего моя с моей
твоего твоя с твоей
своего своя со своей
     
обаятельный объявляю, уехал,
самостоятельный заявляю поехал
постоянный предъявляю заехал

Задание.

1. Проспрягайте глаголы в предложениях (я, ты, он (она), мы, вы, они). Важно следить за тем, чтобы в словах не исчезла [j].

1. Я стою на стоянке троллейбуса со своей подругой.

2. Я умею играть на рояле.

3. Я приеду поездом.

4. Я думаю о самостоятельном выезде.

5. Я лью льняное масло.

6. Я еду в Европу.

7. Я ежедневно проезжаю ярмарку.

2. Произнесите специально составленные предложения. Не забывайте о своевременном йотировании. Придумайте свои предложения.

1. Югославский юрист юркнул в южный район Нью-Йорка.

2. Юнкер в юности был юнец – юморист.

3. Юбка юбилярши была ярко-голубая.

4. Якуты и японцы любят яичницу.

5. В январе ямщик проехал Ярославль.

6. Ёж и ёрш пришли к единогласию в ельнике.

7. Крупье пьёт итальянский кьянти.

8. Илья с пятью братьями уехал во Вьетнам.

9. Курьер проехал барьер.

10. Серьёзная статья о курьёзах карьеры.

11. Вьюга вьюжит рьяно.

12. Татьяна поехала за платьем.

13. Степью с плетью до предгорья.

14. Премьера пьесы о семье Пьера.

15. Эскадрилья, рьяно взлетев в поднебесье, пролетала над Нью-Йорком.

16. Интервьюер брал интервью у портье.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.012 с.)